Главная >  Потенциал энергии 

 

О нормировании теплопотребления зданийпри определении лимитов в бюджетной сфере. Косяков С.А. - к.т.н., заместительдиректора,

 

Яворский М.И. – директор,заслуженный энергетик РФ,

 

Томский региональный центруправления энергосбережением

 

Губин В.Е. – инж., эксперт

 

Документом, регламентирующимопределение лимитов на оплату потребляемойэнергии, является “Методика определениялимитов потребления энергии организациями,финансируемыми из федерального бюджета”,введенная в действие постановлениемПравительства РФ № 555 от 03.06.98 г. Всоответствии с этим документом дляопределения лимита энергопотребления (внатуральном и стоимостном выражении)должны быть проанализированыстатистические данные по потреблениюэнергии данной организацией(предприятием)за последние три года.

 

Для определения лимита средствна оплату потребляемой энергииорганизациями бюджетной сферырассчитывается нормативное годовоепотребление всех видов энергии. Вобосновании лимитов энергопотребленияследует выделять специальную и общую частиэтого потребления энергии. Специальнаяопределяется теми услугами и процедурами,которые предоставляются в данномучреждении населению. А общая часть связанас обеспечением условий проведения этихпроцедур: например, значительная частьэнергопотребления связана с отоплениемпомещений, поддержанием температурно-влажностногорежима в них. В рамках данного докладаосновное внимание уделено определениюосновной части энергопотребления, котораясвязана с обеспечением необходимых условийв зданиях, занятых бюджетнымиорганизациями.

 

При отсутствии данных офактическом потреблении энергии запоследние три года (либо для вновьсозданной организации), определениебазовых величин должно осуществляться поминимальным нормам проектированияудельного расхода энергии на единицуплощади, объема или численности персонала.

 

Если в течение анализируемогопериода условия потребления энергииорганизацией постоянные и врегламентируемом периоде не будут меняться,то за базовые данные для формированиялимитов энергопотребления на следующийпериод планирования следует принятьсреднеарифметическое значение годовогопотребления энергии за последние три года.

 

В проектной практике чащеупотребляется так называемая удельнаяотопительная характеристика здания,которая показывает необходимую тепловуюмощность на 1 куб. метр объема здания. Трудночто-либо возразить, когда этахарактеристика применена дляпроектируемого здания. Ведь для него заданполный набор проектных материалов ипроведены соответствующие расчеты дляпроектного энергетического баланса. Однако,когда на основе этой характеристикиопределяют теплопотребление здания через5-15 лет его эксплуатации, то этим заведомозакладывается его неверный тепловой баланс.

 

После определения базовыхвеличин для формирования лимитов,полученных на основании статистическихданных фактического потребления, расчетнымпутем или комбинированным (статистическиеданные, проверяемые расчетом), должен бытьпроведен анализ эффективностииспользования энергетических ресурсов.

 

Основным условием правильногонормирования теплопотребления являетсяпроведение энергетического обследования,которое включает сбор необходимых сведенийо здании (в объеме энергетического паспорта),регистрацию температурно-влажностногорежима помещений, тепловизионнуюдигностику ограждающих конструкций,измерения на тепловом вводе здания и - принеобходимости – на трубопроводах розлива,отдельных отопительных стояках. Приопределении расхода тепла на подогреввоздуха, подаваемого в помещения, следуетпринимать воздухообмен по действующим СНИП.

 

Недостатком расчетно-статистическогоподхода к обоснованию нормативаэнергопотребления является нивелированиевлияния всех факторов, невозможностьуправлять энергопотреблением в этихорганизациях, неправильное отнесение к “нормативу”потребления энергии, обусловленногоразрегулировками, непроизводительнымиутечками, потерями, имевшими место впоследние годы. Альтернативой этомуявляется разработанный в РЦУЭС расчетно-нормативныйметод обоснования теплопотребления наотопление здания.

 

Такой подход имеет рядпреимуществ, главное из которых - выделениев балансе потребления тепловой энергии,необходимой для покрытия тепловых потерьчерез ограждающие конструкции здания (приотсутствии явных дефектов исверхнормативных утечек), восполнениянормативного воздухоообмена и еенеобоснованные потери.

 

Опыт обследований ТомскогоЦентра показал, что по ряду причин вбольшинстве зданий нормативный уровеньвоздухообмена не соблюдается. При расчетенормативного потребления тепла этанеопределенность должна быть снята.Приемлемым для практики выходом являетсяизмерение фактического уровнявоздухообмена и утверждениесоответствующей инстанцией “временнойнормы” по водухообмену. Для этого уровнявоздухообмена и строится тепловой балансобследуемого здания.

 

С учетом особенностей описанноговыше подхода должно строиться иобследование системы отопления зданий:основное внимание должно быть обращено насоответствие тепловой мощности системыотопления той части теплового балансаздания, которая должна покрываться внешнимисточником энергии. Эта касается как зданияв целом, так и любой его части и отдельныхпомещений.

 

Для каждого здания, котороезанято организацией бюджетной сферы, можетбыть обоснован нормативный уровеньтеплопотребления для характерных режимов (такназываемый мгновенный расчетный максимумпотребления). На основе этого затем можноучесть основные факторы, которыеобъективно влияют на уровень годовоготеплопотребления.

 



 

Аналитик. Тимошенко. Газовую цену в 300 дол украинская экономика может не перенести. Энергетическая политика Германии. Новая страница 1.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.018