Главная >  Потенциал энергии 

 

Рынок энергоаудита. ВиталийСучков.

 

ВладимирСкобарев,

 

Появление и эволюция рыночной экономики вРоссии в 90-х годах прошлого и началенынешнего столетия сделало насущнойнеобходимостью и объективной реальностьюстановление нового направлениякоммерческой деятельности - услуг понезависимой публичной экспертизе вразличных областях технико-экономическойдеятельности: финансовому, энергетическому,экологическому аудиту.

 

Анализ развития, состояния и перспективрынка энергоаудита. который мог бы бытьполезным в первую очередь для аудируемыхлиц и потенциальных пользователейрезультатами энергоаудита, - вот основнойлейтмотив этой статьи.

 

Несмотря на естественные различия вприменяемых приемах и методах, объясняемыеразницей в природе объектов аудита, понашему мнению, упомянутые виды аудита имеютмного общего в части, связанной с существомотношений, возникающих на рынкенезависимой публичной экспертизы каккоммерческого вида деятельности. Поразличным причинам к настоящему моментунаибольшее развитие получил финансовыйаудит. На рынке финансового аудитадействует несколько тысяч аудиторских фирм,обслуживающих десятки тысяч клиентов. Понекоторым оценкам, [1] объем этого рынка вРоссии только за первую половину 2002 годасоставляет око-ло 3 млрд. руб. Имеетсябольшой опыт специальногозаконодательного регулирования этого видадеятельности. Поэтому в дальнейшем,рассматривая проблемы энергоаудита, мыбудем иметь в виду опыт, накопленныйфинансовым аудитом, как смежным видом деятельности. В первую очередьхотелось бы остановиться на пониманиицелей и задач энергоаудита. Поскольку вомногих источниках (как официальных, так инеофициальных) понятия энергетическиеобследования и энергоаудит используются как близкие, попробуемпроследить, как эти понятия определяются назаконодательном и нормативном уровне.

 

С нашей точки зрения, единственной невходящей в противоречие с закономтрактовкой определений является следующая:энергетическое обследование может бытьобязательным и добровольным, добровольноеэнергетическое обследование – этоэнергоаудит.

 

На законодательном уровне понятиеэнергетических обследований вводитсястатьей 10 Федерального закона от 3 апреля 1996г. № 28-ФЗ Об энергосбережении : Энергетическиеобследования проводятся в целях оценкиэффективного использования энергетическихресурсов и снижения затрат потребителей натопливо- и энергообеспечение. Обязательнымэнергетическим обследованиям подлежаторганизации независимо от ихорганизационно-правовых форм и формсобственности, если годовое потреблениеими энергетических ресурсов составляетболее шести тысяч тонн условного топливаили более одной тысячи тонн моторноготоплива. Энергетические обследованияорганизаций, если годовое потребление имиэнергетических ресурсов составляет менеешести тысяч тонн условного топлива,проводятся по решению органовисполнительной власти субъектовРоссийской федерации, ответственных закоординацию работ по эффективномуиспользованию энергетических ресурсов.Порядок и сроки проведения энергетическихобследований определяются ПравительствомРоссийской Федерации .

 

Терминология; энергетическиеобследования и энергоаудит

 

Правила проведения энергетическихобследований организаций (далее потексту - Правила), введенные в действиеМинистерством топлива и энергетикиРоссийской Федерации 25 марта 1998 г. [2], даютследующие определения:

 

Таким образом, данный закон определил цельэнергетических обследований и ввел понятиеобязательного энергетическогообследования.

 

Энергоаудит - добровольное энергетическоеобследование, проводимое по инициативепотребителя ТЭР .

 

Энергетическое обследование -обследование потребителей ТЭР с цельюустановления эффективности использованияими ТЭР, определения резервов экономии ТЭРи выработки экономически обоснованных мерпо снижению затрат на топливо- иэнергообеспечение.

 

Недостаточную определенность стерминологией в рассматриваемой областииллюстрирует и ПостановлениеПравительства Москвы О Городскойпрограмме по энергосбережению на 2001-2003 годыв г. Москве от 9 октября 2001 года № 912-ПП,которое предлагает Управлениюгосударственного энергетического надзорапо г. Москве проводить энергоаудитзаконченных строительством иреконструкцией жилых зданий с внесениемсоответствующих изменений вэнергетический паспорт зданий . Здесьэнергоаудит рассматривается фактическикак обязательное мероприятие.

 

С нашей точки зрения, единственной невходящей в противоречие с закономтрактовкой вышеприведенных определенийявляется следующая: энергетическоеобследование может быть обязательным идобровольным, добровольное энергетическоеобследование - это энергоаудит. Сделатьэтот акцент представляется необходимым,так как некоторые авторы [3] считают, чтотермин энергетические обследования не применим к случаям, когда работапроводится на добровольных началах, и наэтой базе делают вывод о том, что энергетическоеобследование проводится органами Госэнер-гонадзорас выдачей соответствующего предписания .

 

Приняв предлагаемую терминологию длядальнейшего изложения, вернемся крассмотрению задач энергоаудита (энергетическихобследований).

 

На наш взгляд, с методологической точкизрения, было бы правильно отождествитьпонятия энергетические обследования и энергоаудит , допуская для каждогоиз них как обязательную, так и добровольнуюформу. Следует отметить, что аналогичныйподход, заключающийся в отсутствииспециального термина для обязательнойформы финансового аудита, давноиспользуется на практике и закреплен вФедеральном законе от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ Об аудиторской деятельности .Использовать же единый термин вместо двухтождественных пока не представляетсявозможным, так как оба они широкораспространены на практике.

 

Процитируем пункты Правил, имеющиеотношение к изучаемому вопросу.

 

Задачи энергоаудита (энергетическихобследований)

 

В результате энергетическогообследования или энергоаудита должна бытьдана оценка эффективности использованияТЭР в организации, раскрыты причинывыявленных нарушений в их использовании,определены имеющиеся резервы экономии ТЭР,предложены технические и организационныеэнергосберегающие решения с указаниемпрогнозируемой экономии в физическом иденежном выражении, а также оценкойстоимости их реализации. В ходеэнергетического обследования илиэнергоаудита бюджетных организацийпроверяется соответствие запрашиваемыхлимитов ТЭР фактически потребляемым илиобоснованность по установлению величинэтих лимитов.

 

По завершении энергетическихобследований или энергоаудитаэнергоаудиторы оформляют следующуюдокументацию:
отчет о проведенном энергетическом обследовании или энергоаудите;
энергетический паспорт предприятия (организации), включая инструментально подтвержденный топлив-но-энергетический баланс;
программу (рекомендации) по повышению эффективности использования ТЭР, снижению затрат на топливо- и энергообеспечение и внедрению энергосберегающих мероприятий .В дополнение к указанным документамрегиональные управления Гос-энергонадзораи управлениям Гос-энергонадзора всубъектах Российской Федерации припроведении энергетических обследованийили энергоаудита вправе выдаватьпредписания о необходимости устранениянарушений при нерациональномиспользовании ТЭР в соответствии сдействующим законодательством.

 

Энергетический паспорт потребителя ТЭР разрабатывают на основе энергетического обследования, проводимого с целью оценки эффективности использования ТЭР, разработки и реализации энергосберегающих мероприятий.
Разработку и ведение паспорта обеспечивает потребитель ТЭР.
Методические рекомендации по заполнению и ведению энергетического паспорта разрабатывают энергоаудиторы и согласовывают с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными для государственного надзора за эффективным использованием ТЭР.
Энергетические обследования эффективности использования ТЭР проводят:
потребители ТЭР (собственные внутренние обследования);
энергоаудиторские организации, работающие по контракту;
органы, осуществляющие надзор и контроль за эффективностью использования ТЭР. Правила проведения энергетическихобследований потребителей ТЭРустанавливает федеральный органисполнительной власти, уполномоченный длягосударственного надзора заэффективностью использования ТЭР .

 

В десятидневный срок после согласования сзаказчиком энергоаудитор передает полныйотчет о проведенном энергетическомобследовании или энергоаудите наутверждение в региональное управлениеГосэнер-гонадзора либо управление Гос-энергонадзорав субъекте Российской Федерации по местунахождения обследуемого потребителя ТЭР .В свою очередь, ГОСТ Р 51379-99 Энергосбережение.Энергетический паспорт промышленногопотребителя топливно-энергетическихресурсов. Основные положения. Типовые формы определяет энергетический паспортпромышленного потребителя топливно-энергетическихресурсов: нормативный документ, отражающийбаланс потребления и содержащий показателиэффективности использования ТЭР в процессехозяйственной деятельности объектамипроизводственного назначения, а такжесодержащий энергосберегающие мероприятия:

 

Основная задача финансового аудита - этопроверка финансовой (бухгалтерской)отчетности. За подготовку бухгалтерскойотчетности отвечает сама проверяемаяорганизация. Эта отчетность может бытьподготовлена проверяемой организациейсамостоятельно или с привлечениемспециализированных бухгалтерских (аудиторских)фирм. Проверка делается для подтверждениядостоверности отчетности. Результатыпроверки проверяемая организацияпредставляет заинтересованнымпользователям.

 

Приведенные цитаты показываютмультизадачный характер энергоаудита.Однако они недостаточно четкоструктурируют объект энергоаудита. Этоприводит к тому, что большая часть работ,посвященных задачам энергоаудита, незатрагивает такую, на наш взгляд, важную егофункцию, как подтверждение достоверностидокументов, описывающих энергетическоесостояние предприятия. Попробуемрассмотреть задачи энергоаудита на основеаналогии с финансовым аудитом.

 

Безусловно, задача выработки рекомендацийпо итогам аудиторской проверки стоит иперед финансовым аудитом, но выработкаподоб- ных рекомендаций в этом случае -задачааудитора, а не клиента. Подобныерекомендации не являются элементомбухгалтерской отчетности. А принеобходимости аудиторской оценкипредложений, выработанных клиентомсамостоятельно, это является специальнойаудиторской задачей.

 

Аналогом бухгалтерской отчетности в случаеэнергоаудита может быть энергетическийпаспорт предприятия. Однако существеннымотличием энергетического паспорта отбухгалтерской отчетности, со структурнойточки зрения, является наличие в нем нетолько объективной информации о состояниипроверяемых параметров, но и предложений поих улучшению.

 

Вышеприведенные соображенияпредставляются нам важными, так как многиеавторы не разделяют задач подготовки ипроверки энергетических паспортов,возлагая их в комплексе на энергоаудиторов.На первый взгляд такой подход в интересахэнергоаудиторского сообщества. Однако вусловиях, когда рынок энергоаудита толькоформируется, механизмы государственногопринуждения к проведению обязательногоэнергоаудита практически не работают, астоимость комплексной услуги весьма высока,представляется разумным раскрыть передпроверяемыми предприятиями возможностьснизить затраты на энергоаудит, взяв насебя работу по

 

Таким образом, нам представляется, чтоважнейшими задачами энергоаудита должныстать:
подтверждение достоверности констатирующей части энергетического паспорта предприятия;
экспертиза энергосберегающих мероприятий, описанных в энергетическом паспорте.При этом (как указано в п. 4. ГОСТ Р 51379-9 подготовка паспорта может осуществлятьсяразличными организациями.

 

подготовке паспортов. Это будетспособствовать расширению рынкаэнергоаудита.

 

Таким образом, нам представляется, чтоважнейшими задачами энергоаудита должныстать:
подтверждение достоверности «констатирующей» части энергетического паспорта предприятия;
Экспертиза энергосберегающих мероприятий.При этом (как указано в п.4. ГОСТ Р 51379-9 подготовка паспорта может осуществлятьсяразличными организациями.

 

Участники рынка энергоаудита и отношениямежду ними

 

Подобное деление задач энергоаудита важнои с методической точки зрения, так как дляподтверждения достоверности данныхконстатирующей части паспорта и экспертизыпредлагаемых мероприятий должныиспользоваться совершенно разные приемы иметоды. Необходимо также обязатьэнергоаудиторов в своих отчетах четко инедвусмысленно высказывать свое мнение поуказанным вопросам.

 

Правила дают следующие определения:

 

ГОСТ Р 51379-99 определяет организацию-энергоаудиторакак юридическое лицо (организация, кромегосударственных надзорных органов),осуществляющее энергетическоеобследование потребителей ТЭР и имеющеелицензию на выполнение этих работ .

 

7.5 Энергетические обследованияпотребителей ТЭР, частично финансируемыхиз федерального и местного бюджетов, могутпроизводить региональные управленияГосэнергонадзора или энергоаудиторы. Вслучае проведения энергетическихобследований управлениямиГосэнергонадзора, указанная работавыполняется ими за свой счет на величину,пропорциональную доли бюджетногофинансирования потребителя ТЭР, аоставшаяся часть затрат оплачиваетсяобследуемым потребителем. В случаевыполнения энергетических обследованийэнергоаудиторами, потребитель ТЭРоплачивает выполненные ими работы.

 

Энергоаудитор - юридическое лицо,осуществляющее энергетическиеобследования и энергоаудит потребителейТЭР и аккредитованное на выполнениеуказанных видов работ в установленномпорядке. Право на проведениеэнергетических обследований потребителейТЭР предоставляется:
энергоаудиторам, аккредитованным на выполнение этих работ в установленном порядке;
региональным управлениям Госэнергонадзора и управлениям Госэнергонадзо-ра в субъектах Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Департаментом государственного энергетического надзора и энергосбережения Министерства энергетики Российской Федерации.Энергоаудитор должен отвечать следующимтребованиям:
обладать правами юридического лица;
иметь необходимое инструментальное, приборное и методологическое оснащение;
располагать квалифицированным и аттестованным персоналом;
иметь опыт выполнения работ в соответствующей области деятельности;
иметь аккредитацию на право проведения энергетических обследований в установленном порядке;
быть зарегистрированным в органах госэнергонадзора.7.4 Энергетические обследованияпотребителей ТЭР, полностью финансируемыхиз федерального и местного бюджетов,производятся, как правило, региональнымиуправлениями Госэнергонадзора иуправлениями Госэнергонадзора в субъектахРоссийской Федерации; при этом расходы,связанные с энергетическимиобследованиями, включаются в смету затратрегиональных управлений Госэнергонадзораи управлений Госэнергонадзора в субъектахРФ.

 

8.1 В пределах срока, установленного п. 3.1.настоящих Правил, потребители ТЭР вправесамостоятельно определять времяпроведения энергетического обследования иэнергоаудита по согласованию с органамигосэнергонадзора, если это не установленоотраслевыми программами, либо графикамипроведения энергетических обследований иэнергоаудитов и программами

 

7.6 Энергетические обследованияпотребителей ТЭР, не имеющих бюджетногофинансирования, производятся за их счет наосновании заключенных договоров.

 

проведения обязательных энергетическихобследований субъектов РоссийскойФедерации, а также самостоятельно выбиратьисполнителя по его проведению из числаэнергоаудиторов, аккредитованныхустановленным порядком, либо региональныхуправлений Госэнергонадзора и управленийГосэнергонадзора в субъектах Российскойфедерации .

 

Ближайшие перспективы развития рынкаэнергоаудита всецело связаны сгосударственной политикой в продвиженииобязательного энергоаудита, расширениикруга проверяемых объектов и введениядецственных механизмов ответственностипроверяемых субъектов за уклонение отобязательного энергоаудита.

 

Таким образом, участники рынкаэнергоаудита (энергетических обследований)- это проверяемые организации и проверяющие- органы Госэнергонадзора и коммерческиеэнергоаудиторы. При этом правакоммерческих энергоаудиторов на работучастично ограничиваются только в случаяхпроверки организаций, полностьюфинансируемых из бюджета.

 

Правилами также определено, что организации,финансируемые из бюджетов всех уровней,подлежат обязательным энергетическимобследованиям независимо от объемапотребления топливно-энергетичес-кихресурсов. Периодичность проведенияобязательных энергетических обследованийпотребителей ТЭР -не реже одного раза в пятьлет .

 

Хотелось бы отметить, что вышеприведенныедокументы отводят органамГосэнергонадзора в первую очередьнадзорную функцию, оставляя коммерческиморганизациям основную часть рынкаэнергоаудита. В этой связи хотелось быобратить внимание, что при финансовомаудите результаты аудиторской проверкиаудитор передает клиенту, а уже сам клиент всоответствии с действующимзаконодательством доводит эти результаты (аудиторскоезаключение) до сведения заинтересованныхпользователей. Такая практика повышаетстепень доверия между аудитором и клиентом,снимает ненужные опасения, что очень важноособенно на начальной стадии развитиярынка. В связи с тем, что в настоящее времяПравила требуют от самих энергоаудиторовпередачи результатов энергоаудита в органыГосэнергонадзора, было бы целесообразнопри разработке обязательного дляприменения энергоаудиторами документа (напомним,что Правила таковым не являются) учестьопыт финансового аудита.

 

Ближайшие перспективы развития рынкаэнергоаудита, на наш взгляд, всецелосвязаны с государственной политикой впродвижении обязательного энергоаудита,расширении круга проверяемых объектов ивведения действенных механизмовответственности проверяемых субъектов зауклонение от обязательного энергоаудита.Это подтверждается и опытом финансовогоаудита. Бурное развитие этого рынканачалось после выхода Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263 Об аудиторской деятельности вРоссийской федерации . Данным указом ипоследую щими нормативными актами былиопределены объекты обязательного аудита имеры ответственности за уклонение от него.Этот указ сыграл большую роль в осознаниинеобходимости финансового аудитасубъектами рынка. Огромное числопредприятий-клиентов прошло путь отпредставления об аудите как о ненужной,дорогостоящей, навязанной государствомуслуги до осознания его необходимости какдля акционеров, так и для менеджмента.Соответственно если в первое времяосновным заинтересованным в развитиифинансового аудита пользователем егорезультатов было государство, то сейчасрезультаты аудита интересуют в первуюочередь настоящих и потенциальныхакционеров и инвесторов. Надоконстатировать, что в области энергоаудита(энергетических обследований) действенныемеханизмы и стимулы для проведенияобязательных проверок государство еще невыработало. В этой работе важнейшую рольмогут сыграть государственные структуры науровне субъектов Федерации и муниципальныхобразований. В этой связи интересен опытПравительства г. Москвы, как говорилосьвыше, обязавшего проводить энергоаудитзаконченных строительством иреконструкцией жилых здании с внесениемсоответствующих изменений вэнергетический паспорт зданий и нашедшего административные механизмыконтроля за выполнением этого решения. Впроцессе этой работы заметно и появлениекруга заинтересованных негосударственныхпользователей энергоаудита зданий.Таковыми в первую очередь являютсяинвесторы и заказчики строительства,которых интересует реальная картина сэнергосбережением в построенныхподрядчиками зданиях.

 

Приведенный выше п. 8.1 Правил устанавливаетправо проверяемой организации выбиратьэнергоаудитора самостоятельно.

 

Выбор энергоаудитора

 

Поэтому можно порекомендовать организацииперед принятием решения о привлечении тогоили иного энергоаудитора собрать как можнобольше информации о нем.

 

Опыт финансового аудита показывает, чтодаже наличие государственной лицензии неявляется гарантией необходимого качествааудиторских услуг. Известно немало случаевпредъявления к аудиторам претензий состороны клиентов и контролирующихгосударственных органов. Безусловно, иналичие аккредитации энергоаудитораявляется необходимым условием, но ещёдалеко не гарантирует качество услуг поэнергоаудиту.

 

Следует отметить, что в соответствии сФедеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128 О лицензировании отдельных видовдеятельности энергоаудит (энергетическиеобследования) не является лицензируемымвидом деятельности.

 

Коммерческий энергоаудитор должен бытьаккредитован в порядке, установленном Положениемоб аккредитации энергоаудиторов в органахГосэнергонадзора Министерства энергетикиРоссийской Федерации , введеннымприказом № 10 от 16 февраля 2001 г. Департаментагосударственного энергетического надзораи энергосбережения Министерстваэнергетики Российской Федерации Опроведении обязательных энергетическихобследований на предприятиях и ворганизациях . В положении определеныкритерии аккредитации, порядок еепроведения и требования к аккредитуемым.

 

На наш взгляд, одной из проблем,сдерживающих развитие энергоаудита,является отсутствие системнойзаконодательной и нормативной базы,определяющей этот вид деятельности иосновные требоваия к работе на этом рынке,хотя сегодня существует немало документов,регламентирующих те или иные аспектыэнергоаудита.

 

Опыт финансового аудита показывает, чтодаже наличие государственной лицензии неявляется гарантией необходимого качествааудиторских услуг. Известно немало случаевпредъявления к аудиторам претензий состороны клиентов и контролирующихгосударственных органов. Безусловно, иналичие аккредитации энергоаудитораявляется необходимым условием, но ещедалеко не гарантирует качество услуг поэнергоаудиту.

 

Безусловно, дополнительным положительнымфактором для выбора данного энергоаудитораявляется наличие у него полиса страхованияпрофессиональной ответственности приоказании услуг. Отметим, что в финансовомаудите обязательность такого страхованиявведена законодательно.

 

Поэтому можно порекомендовать организацииперед принятием решения о привлечении тогоили иного энергоаудитора собрать как можнобольше информации о нем. В первую очередьнеобходимо убедиться, что вы имеете дело сорганизацией, опыт и масштаб деятельностикоторой соответствует масштабу и сложностизадачи, которую предстоит решить. Для этогоследует посетить офис энергоаудиторскойкомпании, ознакомиться с ее учредительнымидокументами, документами по аккредитации,бухгалтерским балансом. Положение даннойкомпании на рынке и информационнаяоткрытость также являются плюсом. Частичноэту информацию можно получить из рейтинговаудиторских и консультационных компаний,ежегодно публикуемых ведущими изданиями( Эксперт , Известия , Профиль ).

 

4. Методическая документация,разрабатываемая для проведенияэнергетических обследований ворганизациях РАО ЕЭС России , ОАО Газпром ,нефтяных и топливных акционерных обществахи компаниях, проходит обязательноесогласование в Департаментегосударственного энергетического надзораи энергосбережения Минэнерго России, аметодическая документация для проведенияэнергетических обследований другихпредприятий (организаций) утверждается вДепартаменте государственногоэнергетического надзора иэнергосбережения Минэнерго России.

 

Правила устанавливают требования к наличиюметодического обеспечения проведенияэнергетических обследований иэнергоаудита:

 

Кроме того, некоторые компонентыметодического обеспечения могут бытьустановлены ГОСТами и другими документами.

 

4. Перед проведением энергетическогообследования энергоаудитор составляеттехническое задание (программу) навыполнение работ в соответствии свыбранной методикой и согласовывает ее собследуемым потребителем ТЭР исоответствующим управлением Госэнергонад-зора .

 

Проблемы развития энергоаудита как видадеятельности

 

Поэтому клиент должен убедиться, чтоэнергоаудитор в своей работеруководствуется методиками, утвержденнымив установленном порядке, имеет возможностьиспользовать необходимое для этогооборудование и программное обеспечение.При этом не обязательно иметь всенеобходимое в собственности. Зачастуюдорогостоящее оборудование используетсяна базе аренды или договора с другойорганизацией.

 

Рискнем и здесь напомнить об опытефинансового аудита. Ключевым моментомявляется наличие федерального закона от 7августа 2001 г. № 119-ФЗ Об аудиторскойдеятельности , который обобщил весь опытразвития аудита в новейшей российскойистории, стал плодом компромисса междуинтересами различных участников рынка.

 

На наш взгляд, одной из проблем,сдерживающих развитие энергоаудита,является отсутствие системнойзаконодательной и нормативной базы,определяющей этот вид деятельности иосновные требования к работе на этом рынке,хотя сегодня существует немало документов,регламентирующих те или иные аспектыэнергоаудита. В первую очередь этоотносится к документам (ГОСТам,методическим указаниям. Правилам),касающимся технических аспектовпроведения измерений и оценки состоянияэнергетических систем предприятий.

 

Правила (стандарты) аудиторскойдеятельности подразделяются на:
федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, обязательные для исполнения аудиторскими организациями и аудиторами за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер;
внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;
правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.Отметим, что аудиторские стандартыявляются и неотъемлемой частьюмеждународной аудиторской практики,которая обобщена в Международныхстандартах аудита.

 

В свою очередь, этот Закон Обаудиторской деятельности определяетправила (стандарты) аудиторскойдеятельности как единые требования кпорядку осуществления аудиторскойдеятельности, оформлению и оценке качествааудита и сопутствующих ему услуг, а также кпорядку подготовки аудиторов и оценке ихквалификации.

 

Закон Об аудиторской деятельности вводит институт аккредитованныхпрофессиональных аудиторских объединений (АПАО)и определяет его основные цели. Такиеобъединения индивидуальных аудиторов иаудиторских организаций создаются всоответствии с законодательствомРоссийской Федерации в целях обеспеченияусловий аудиторской деятельности своихчленов, защиты их интересов, действуют нанекоммерческой основе, устанавливаютобязательные для своих членов правила (стандарты)осуществления профессиональнойдеятельности и профессиональной этики,осуществляют систематический контроль заих соблюдением, получают аккредитацию вуполномоченном федеральном органе.Фактически законодательно закрепленоформирование саморегулируемых организаций(СРО) аудиторов в этом виде деятельности.

 

Представляется, что подобный подход мог быстать базой для становления нормативно-правовойбазы и в энергоаудите. Тем более что онпозволяет не ждать принятиясоответствующих актов со стороныгосударства, а начать эту работу снизу, сэнергоаудиторских фирм. В этой работе могутбыть полезны принципы, изложенные в такихстандартах по финансовому аудиту, как Аудиторскиедоказательства , Цель и основныепринципы аудита финансовой (бухгалтерской)отчетности , Документирование аудита , Планирование аудита , Существенностьв аудите , Аудиторские заключения пофинансовой (бухгалтерской) отчетности , Внутрифирменный контроль качествааудита , и других.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что дляуспешного развития энергоаудита, как видадеятельности, необходимо наличие рядаусловий:
действенные стимулы для его проведения, установленные государством;
наличие у энергоаудиторов качественных и экономически эффективных технических и организационных методик;
сертификация и контроль качества услуг;
наличие конкуренции на рынке энергоаудита.Хотя для рынка энергоаудита в целом этиусловия еще не выполняются, существуютотдельные его сегменты, которые по тем илииным причинам развиваются довольнодинамично. Примером может служить рынокэнергетических обследований зданий в г.Москве. На наш взгляд, причины этогозаключаются в том, что здесь в значительноймере выполнены вышеперечисленныенеобходимые условия.

 

На практике объединения аудиторовсуществуют и работают в России достаточнодавно (с середины 90-х годов XX века) и оказалисущественное положительное влияние настановление цивилизованного рынкааудиторских услуг. По нашему мнению, задачасоздания аналогичных СРО очень актуальна идля энергоаудита. С точки зрения клиента,членство энергоаудитора в крупной СРОявляется дополнительной гарантиейкачества услуг.

 

Во-вторых, в распоряженииэнергоаудиторских фирм имеется технологияфункционально полных энергетическихобследований с применениемдиагностических автоматизированныхлабораторий, таких, как ВЕМО-2000 илианалогичных, которые усилилиинструментальный арсенал, применяемыйэнергоаудиторами. Она позволяет теперь вполном объеме анализировать потребление иконкретные (в том числе сверхнормативные)потери энергоресурсов, поступающие наобъект. Соответствующая методика являетсяв настоящее время единственной, прошедшейутверждение и в Госстандарте, и вГосэнергонадзоре. Важнейшим моментомявляется высокая степень примененияуникальных технологий компьютернойобработки результатов тепловизион-ныхсъемок, что позволяет резко снизитьстоимость работ при одновременномповышении качества результатов.

 

Во-первых, как уже отмечалось,Правительство г. Москвы сделалообязательным проведение энергоаудитажилых зданий с законченным строительствоми реконструкцией и нашло административныемеханизмы контроля за выполнением этогорешения.

 

В-четвертых, на рынке имеется рядэнергоаудиторских компаний, способныхвыполнить энергоаудит зданий нанеобходимом уровне, и число таких компаний,безусловно, будет расти.

 

В-третьих, на данном рынке работаютэнергоаудиторские фирмы, аккредитованныеГосэнергонадзором, имеющие финансовые иорганиза-ционные возможности использоватьлаборатории ВЕМО-2000 , обеспечившиенеобходимый уровень планирования,документирования и внутрифирменногоконтроля качества работ. Одним изучастников рынка энергоаудита зданий, кнастоящему моменту уже накопившемуопределенный положительный опыт, являетсякомпания ЭНПИ Консалт , считающаяэнергоаудит перспективным направлениемсвоей деятельности, по итогам которой запервое полугодие 2002 г. она в составеаудиторско-консультационной группы БалЭНзанимает четвертое место в рейтингеаудиторско-консультаци-онных групп России.

 

Виталий СУЧКОВ, генеральный директорТехнологического института энергетическихобследований, диагностики и неразрушающегоконтроля ВЕМО

 

Владимир СКОБАРЕВ, канд. техн. наук,директор по аудиту ЭНПИ Консалт , членСовета по аудиторской деятельности приМинфине РФ;

 

Л. Кращенко. Сезонный фактор, Эксперт №31, 26 августа 2002 г., с. 69;

 

Литература:

 

К. Г. Кожевников, А. Г. Вакулко, Энергоаудит МЭИ, 1999 г.

 

Правила проведения энергетическихобследований. Утверждены МинтопэнергоРоссии 25.03.9 М. СПО ОРГРЭС, 1998 г.;

 



 

Энергетический эгоизм - путь в н. В ближайшие годы власти пообещал. В энергоэффективности главное -. Тарифы не взяли высоту. Проще отпустить цены на газ и св.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.1005