Главная >  Нормативны 

 

Экономические и организационно-технические аспекты реализации проекта. На реализацию первоочередных энергосберегающих мероприятий в системах теплоснабжения десяти российских регионов постановлением Правительства РФ от 19 декабря 1996 г. №1506 Об утверждении Соглашения между Российской Федерацией и Международным Банком Реконструкции и Развития (МБРР) о займе для финансирования Проекта повышения эффективности использования энергии выделено 60 млн. долларов США. Структура займа
Повышение эффективности использования энергии

 

Л. В. Дудникова
Департамент ТЭК администрации Нижегородской области
Е. А. Зенютич
Нижегородский региональный центр энергосбережения при НГТУ
А. Ю. Ежов
МП Тепловые сети , г. Семенов

 

Цели Международного проекта повышения эффективности использования энергии (далее Проект) определялись повышенной социальной и экономической значимостью теплоснабжения населения и промышленности, на которое в стране расходуется почти вдвое больше топлива, чем на производство электроэнергии. Годовой потенциал энергосбережения по России оценивается в 120 - 150 млн. тонн усл. топл. Только за счет малозатратных мероприятий со сроком окупаемости менее 2,5 - 3 лет можно обеспечить годовую экономию топлива в размере не менее 30 - 35 млн. тонн усл. топл.

 

Направленность Проекта

 

Вместе с тем практикой ряда городов России доказано, что при ограниченных инвестициях на возвратной основе с умеренными учетными ставками можно существенно снизить нагрузку на местные бюджеты, а также социальную напряженность, обусловленную повышением тарифов на тепловую энергию. При уменьшенных на 15 - 20 % затратах тепла и топлива обеспечивается повышенный уровень надежности и качества теплоснабжения за счет непроизводительных расходов тепла и топлива.

 

В настоящее время более 70 % фактических затрат на теплоснабжение населения дотируется из местных бюджетов. В ряде городов эти дотации вместе с платежами за энергоснабжение объектов социальной сферы формируют до 40 % расходных статей местных бюджетов.

 

Одной из основных задач займа является апробация устойчивых финансовых и правовых механизмов энергосбережения с использованием, в том числе на возвратной основе, снижающихся по времени дотаций на эксплуатацию и развитие теплоснабжающих комплексов различной структуры и мощности.

 

Соглашение о займе позволяет приступить к реализации целенаправленной политики энергосбережения в тепловом хозяйстве городов, базируясь на современном российском законодательстве и гарантиях, предоставляемых МБРР российским государством.

 

Условия займа

 

Инициаторы проекта рассчитывают, что заём послужит катализатором в привлечении частных российских и зарубежных инвестиций.

 

Заем предоставлен сроком на 10 лет при учетной ставке 10 % с льготным периодом 3 года, в течение которого осуществляется оплата только процентов по заимствованным суммам.

 

В соответствии с соглашением основной заемщик - Министерство финансов России - заключил договоры перекредитования средств займа с конечными заемщиками - исполнительными агентствами, в качестве которых по рекомендации органов исполнительной власти выступают, как правило, предприятия, производящие и распределяющие тепловую энергию (субзаемщики).

 

Закупка товаров и услуг осуществляется на конкурсной основе (международный закрытый и открытый тендер или закупка) в соответствии с правилами МБРР.

 

Указанные средства под контролем МБРР, Минфина и Минтопэнерго России должны быть реализованы до 2000 г. в соответствии с утвержденными технико-экономическими обоснованиями инвестиций (ТЭО и бизнес-планами) энергосберегающих проектов.

 

Факторы для отбора субзаемщиков

 

К обязательным условиям предоставления субзаймов относятся:
наличие договора поручительства между администрацией соответствующего субъекта Российской Федерации и Минфином России;
финансовая состоятельность и экономическая устойчивость исполнительного агентства, способного покрывать местные расходы по проекту за счет собственных средств и обеспечивать коэффициент погашения задолженности в размере не менее 1,2;
наличие технически осуществимых энергосберегающих проектов с экономической и финансовой нормой прибыли не менее 20 и 10 % соответственно.

 

Как правило, администрации регионов отдают предпочтение муниципальным предприятиям, для которых они осуществляют регулирование тарифов на тепловую энергию и контролируют их деятельность.
Масштаб системы теплоснабжения.

 

При рассмотрении предложений по кандидатам-субзаемщикам учитывались следующие факторы:
Форма собственности теплоснабжающего предприятия.

 

Предпочтение отдается объектам с наибольшей себестоимостью отпуска тепла, при этом состояние объекта не должно требовать полной замены оборудования, стоимость которого превышает возможные инвестиции. Как показывает опыт, городские теплоснабжающие организации в первую очередь заинтересованы в снижении расходов тепла, покупаемого у других владельцев.

 

Мощность системы должна быть адекватна возможным инвестициям (5-8 млн. долларов США), реализация которых может существенным образом повлиять на экономические показатели ее функционирования. Как правило, объекты с тепловой нагрузкой более 200 Гкал/ч не рассматривались.
Технико-экономические характеристики системы.

 

Структурный анализ потенциала энергосбережения в действующих системах теплоснабжения показывает, что за счет мероприятий со сроком окупаемости до 3 лет можно сократить расход тепла и топлива не менее, чем на 25 %. При этом до 70 % этого потенциала можно реализовать на тепловых пунктах (абонентских вводах) и системах отопления, горячего водоснабжения и вентиляции, 20 % относится к источнику теплоснабжения, 10 % - к тепловым сетям.

 

Первоочередная реализация энергосберегающих мероприятий, как правило, осуществляется у потребителей с наибольшими дотациями из местных бюджетов.

 

Выявление этих абонентов и ликвидация дефицита тепла у них, в том числе за счет установки у них дополнительных теплоисточников, позволяет получить мультипликационный эффект экономии энергии у всех присоединенных потребителей за счет снижения их перегрева.
Первоочередные энергосберегающие мероприятия:
автоматизация тепловых пунктов и оснащение их приборами учета тепла и горячей воды;
внедрение частотно-регулируемого электропривода на насосном оборудовании тепловых пунктов.

 

Вместе с тем непременное условие для реализации этих мероприятий - стабилизация гидравлического режима в тепловых сетях, обеспечивающая возможность функционирования локальной автоматики на тепловых пунктах, а также исключение практикуемого в настоящее время отпуска тепла по отстающему зданию (стояку, радиатору).

 

Автоматизация тепловых пунктов создает предпосылки для проведения энергосберегающих мероприятий в системах инженерного оборудования присоединенных зданий. К ним в первую очередь относятся установка поквартирных счетчиков горячей воды, терморегуляторов на нагревательных приборах, экономичной водоразборной арматуры.

 

Автоматизация процессов должна осуществляться с учетом особых свойств водяных систем теплоснабжения. Основные из них следующие:
расчетный (проектный) дефицит тепловой мощности источников тепла и пропускной способности тепловых сетей, определяемых с учетом теплоаккумулирующей способности зданий;
повышенная степень взаимозависимости присоединенных абонентов по расходу сетевой воды;
недоотпуск тепла в наиболее холодные периоды года из-за дефицита топлива и опасности повышения температуры сетевой воды выше 130 - 135 °С;
доступность оборудования тепловых пунктов и абонентских вводов к несанкционированному воздействию малоквалифицированного персонала жилищных организаций. С учетом указанных свойств важнейшими требованиями к локальной автоматике являются:
взаимосвязанный принцип регулирования нагрузки отопления, горячего водоснабжения и вентиляции с ограничением суммарной нагрузки;
возможность дистанционного введения ограничений по расходу тепла и устойчивость к этим ограничениям;
минимальное воздействие на других (неавтоматизированных) потребителей.

 

Ограниченные инвестиции не позволяют, к сожалению, кардинально решать вопрос перекладки физически изношенных подземных теплопроводов.

 

В зависимости от состава и состояния основного и вспомогательного оборудования котельных рассматриваются следующие основные варианты энергосберегающих проектов:
отказ от их дальнейшего использования с переходом на автономные домовые теплоисточники;
замена горелок и оснащение современными системами регулирования топочных процессов и отпуска тепла;
использование систем доохлаждения отходящих газов, в том числе для увлажнения топочного воздуха и упаривания минерализованных стоков;
дооснащение котельных теплофикационными установками на базе паровых турбин малой мощности и дизельных агрегатов;
использование электроприводов с регулируемой частотой вращения.

 

Последнее мероприятие при наличии подмешивающих насосов на тепловых пунктах позволит затормозить процесс наружной коррозии теплопроводов и сократить фактические тепловые потери за счет подсушки тепловой изоляции.

 

Вместе с тем предпочтительна реализация следующих проектов:
диагностика состояния металла и тепловой изоляции подземных теплопроводов с локальной перекладкой сетей;
экспресс-наладка теплового и гидравлического режима;
восстановление и очистка попутных дренажей;
установка средств телемеханики;
переход на график отпуска тепла с температурой воды в подающей линии выше 100 °С.

 

Участие Нижегородской области
в реализации международного Проекта

 

В целом за счет вышеперечисленных малозатратных мероприятий в рамках займа МБРР за 10 лет будет сэкономлено около 5,2 млн. тонн усл. топл. при общих платежах российских организаций в размере около 120 млн. долларов.

 

В результате предварительной проработки вопроса с районами области было предложено включить в эту схему Семеновское МП Тепловые сети с проектом по модернизации муниципальной системы централизованного теплоснабжения, в том числе:
перевод 22 котельных г. Семенова с мазута и каменного угля на природный с частичной их ликвидацией и установкой блокмодульных котельных;
замена изношенных теплопроводов на теплогидроизолированные в заводских условиях;
установка приборов учета и регулирования тепла;
установка системы телемеханики для управления работой котельных без персонала.

 

Департаментом ТЭК администрации Нижегородской области при участии регионального центра энергосбережения (НИЦЭ) в течение 1996 г. проводилась работа по выбору заемщика и определению экономической эффективности от реализации проекта, а также варианты его реализации и возврата кредита.

 

Возврат кредита намечено осуществлять за счет снижения себестоимости теплоэнергии при переводе котельных на газ, в том числе за счет повышения КПД системы, обеспечения регулирования теплопотребления, замены изношенных тепловых сетей на теплогидроизолированный теплопровод и сокращения обслуживающего персонала в результате применения средств телемеханики и АСУ ТП.

 

Проект такого договора был согласован со специалистами департамента финансов администрации области и НБД-Банка, которому предложено обслуживать Проект.

 

В результате выполнения намечаемых мероприятий ожидается получить экономию в размере 50 - 60 % от затрат бюджетных средств на теплоснабжение.

 

Намечаемый эффект Проекта. Реализация Проекта позволит:
полностью вытеснить из топливного баланса г. Семенова 12,900 тыс. тонн мазута и 5,500 тыс. тонн каменного угля;
снизить годовые выбросы в окружающую среду:
СО на 146,1 тонн,
SO2 на 947,2 тонн,
NO2 на 33,0 тонн,
летучей золы на 26,2 тонн,
двуокиси ванадия (V2O на 4,0 тонн.

 

Экологические проблемы, конечно, не являются главной целью проекта. Главные цели - это сбережения энергии, модернизация системы теплоснабжения и снижения финансовой нагрузки на районный бюджет на базе использования новых технологий.

 

Есть еще одна особенность Проекта, касающаяся экологического аспекта. Как указано выше, по данным технико-экономического обоснования, подготовленного НИЦЭ, его реализация позволит не только сократить затраты на топливо в г. Семенове, но и снизить вредные выбросы в окружающую среду в объеме 1156 тонн в год. Это дает возможность в будущем использовать разрабатываемый Минтопэнерго России совместно с администрацией области механизм, где переуступка квот на выбросы парниковых газов (см. статью К. Л. Ефимова, О. В. Кащенко, Т. А. Косариковой в наст. журнале) рассматривалась бы как вид оплаты процентов или погашение части кредита.

 

Законодательное собрание области в соответствии с законом Нижегородской области Об энергосбережении приняло постановление, которым разрешило взять заем, и поручило губернатору области выступить гарантом возврата займа.

 

Нормативно-правовое обеспечение Проекта.

 

Администрация Нижегородской области для обеспечения реализации данного проекта также приняла ряд распоряжений:
от 15.05.19 №601-р О реализации программы модернизации котельных г. Семенова с использованием займа МБРР ;
от 25.08.97 №1212-р Об организации работ по проекту модернизации котельных г. Семенова с использованием субзайма МБРР ;
от 25.11.97 №1785-р О графике проведения международных конкурсных торгов (МКТ) по проекту модернизации котельных г. Семенова с использованием субзайма МБРР ,
от 06.10.98 №1553-р О мерах по реализации программы модернизации котельных г. Семенова с использованием займа МБРР.

 

В соответствии с условиями договора о субзайме в Министерство финансов направлены технико-экономическое обоснование (ТЭО) и бизнес-план, разработанные специалистами Нижегородского регионального центра энергосбережения.

 

Для обслуживания проектов, финансируемых за счет субзайма Министерства финансов, в Москве создана группа реализации проекта (ГРП ЗАО Инвестэнергоэффект ), которая осуществляет экспертизу необходимых технических и финансовых документов, ведет различную переписку по этим вопросам с МБРР и организует закупки оборудования в соответствии с Руководством МБРР по проведению международных конкурсных торгов .

 

Департаментом ТЭК Нижегородской областной администрации совместно с администрацией Семеновского района проведен конкурс по выбору генерального проектировщика и генерального подрядчика. Ими стали Сантехпроект и Волгонефтехиммонтаж.

 

Технические условия и требования к закупаемому оборудованию.

 

Научно-техническое и методическое сопровождение поручено НИЦЭ.

 

Часть оборудования предполагалось получить в комплектно-блочном исполнении, смонтированным в технологические блоки на заводах поставщика, с комплектом соединительных элементов, необходимых для монтажа оборудования на месте эксплуатации.

 

Условиями международных торгов предписано поставить модульные котельные, предназначенные для отопления и горячего водоснабжения жилых и общественных зданий.

 

Проектом предполагается применение двух траспортабельных передвижных модульных котельных установок мощностью 3,5 и 2,5 МВт производства немецкой фирмы DHAL . Эти котельные первоначально используются для работы во временном режиме эксплуатации - с перемещением от одной стационарной котельной к другой по мере необходимости их отключения для перевода на природный газ.

 

Это оборудование котельных должно быть размещено в существующих зданиях котельных, которые находятся в удовлетворительном состоянии.

 

Продолжительность непрерывной работы закупленных котельных должна составлять не менее 216 суток в режиме отопления и 350 суток в режиме горячего водоснабжения.

 

Применение траспортабельных котельных обеспечивает получение максимальной экономии ресурсов за счет жесткого соблюдения графика модернизации системы теплоснабжения, не останавливая производства теплоэнергии и не дестабилизируя теплообеспечение потребителей в отопительный период. После завершения проекта траспортабельные котельные будут установлены для работы в стационарном варианте.

 

Суммарная установленная мощность 22 котельных составляет 64 Гкал/ч при фактической теплопроизводительности не более 35 Гкал/ч.

 

Общие характеристики действующей системы теплоснабжения МП Тепловые сети г. Семенова.

 

Подача тепла в дома осуществляется по 4- трубной схеме.

 

КПД жаротрубных котельных агрегатов не превышает 40 - 60 %, автоматическое регулирование процесса горения и отпуска тепла отсутствует.

 

Термографированием помещений установлен недогрев зданий до нормативных величин.

 

Отпуск тепла на отопление должен производиться в соответствии с графиком качественного регулирования, т. е. температура горячей воды должна быть 95 - 70 °C. Фактически график не выдерживается из-за плохого состояния оборудования котельных, дефицита топлива и перегруженности по теплу ряда котельных.

 

Требования к закупаемому оборудованию.

 

Нагрев воды на горячее водоснабжение в котельных осуществляется через теплообменник или непосредственно в котлах. Температура горячей воды составляет 50 - 55 °C. В некоторых котельных установлены баки аккумуляторы горячей воды. Подпитка тепловых сетей производится водопроводной водой без деаэрации и умягчения в нарушение действующих норм.

 

Предизолированные теплопроводы заводской готовности должны быть изолированы полиэтиленом на пенополиуретановой основе и должны включать в себя трубы, арматуру, фасонные изделия, компенсаторы, подвижные и неподвижные опоры. Теплопроводы монтируются в наземном (на отдельно стоящих опорах) и в подземном (на некоторых отдельных участках) исполнении. Подземное исполнение предусматривает бесканальную прокладку теплопроводов в существующие каналы по песчаной подсыпке без устройства скользящих опор.

 

Котельные должны быть оснащены оборудованием и средствами автоматизации, обеспечивающими их работу в автоматическом режиме без постоянного обслуживающего персонала, должны допускать возможность программированного отпуска тепла и воды на отопление и горячее водоснабжение, иметь стандартные устройства сопряжения с дискретной системой телемеханики.

 

Транспортабельная модульная котельная во временном режиме теплоснабжения

 

Система телемеханики должна состоять из пункта управления и контролируемых 20 пунктов и представлять собой территориально-распределенную систему информационно-диспетчерского управления, построенную по звездообразной схеме с центром в пункте управления. Информационный обмен между пунктом управления и контролируемыми пунктами должен быть осуществлен с использованием радио-канала или выделенной телефонной линии.

 

Все расходы по займу выполнялись прямыми платежами поставщикам оборудования со счета займа МБРР.

 

С 1997 г. по Проекту выполнены следующие мероприятия:
введены 2 котельных (6 МВт) немецкого производства в 1-м квартале 1998 г.;
осуществляется монтаж 6 единиц модульных котельных (32 МВт) индийского производства с вводом в октябре 1999 г.;
планируется ввод 4 модульных котельных нижегородского производства до конца 1999 г. (12,8 МВт);
находятся в изготовлении 8 котельных с поставкой до конца года и вводом во 2-м квартале 2000 г. (22,9 МВт);
полностью осуществлена поставка 9,5 км предизолированных теплопроводов и выполнен их монтаж;
в процессе изготовления находится система телемеханики для 20 котельных;
подписаны контракты на закупку приборов и устройств для наладки теплогидравлического режима тепловых сетей и диагностики состояния теплопроводов и средств учета и регулирования систем отопления и горячего водоснабжения.

 

Затраты по Проекту, выполненные российской стороной:
3,183 млн. долларов США - из областного бюджета,
2,213 млн. долларов - из районного бюджета и средств Тепловых сетей г. Семенова,
0,590 млн. долларов - из фонда ТЭК.

 

По состоянию на 1 сентября 1999 г. было подписано 6 контрактов на общую сумму 5,6 млн. долларов США, из которых израсходовано заемных средств в сумме 2,8 млн. долларов. При этом 4 контракта на сумму 3,3 млн. долларов США заключено с российскими производителями, что позволяет экономить на оплате таможенных пошлин.

 

Благодаря четкому следованию требованиям СНиП, жесткой конкуренции и тщательному анализу (маркетинговому поиску) фирм-изготовителей котельного оборудования, по итогам международных конкурсных торгов, получена экономия средств субзайма МБРР в сумме 4 млн. долларов США, что позволяет закупить для нашей области дополнительно около 60 кал/ч мощности (котлов).

 

Завершение Проекта намечено на 2-й квартал 2000 г.

 



 

Варианты I и II реализации СО. Отопление зданий электрическими приборами накопительного типа. Энергия ветра. Учебник. Информационное сообщение о семинаре.

 

Главная >  Нормативны 

0.0139