Главная >  Нормативны 

 

Чтоб светоточки не дошли до точки Чащин. Архангельское муниципальное предприятие Горсвет давно предложило выгодный для областного центра и крайне необходимый ему проект модернизации уличного, квартального и внутридомового освещения. Однако решение вопроса упирается в финансовый дефицит.

 

Александр Чащин

 

Со сменой приоритета расчетов за электроэнергию стало сокращаться бюджетное финансирование уличного освещения.

 

Появление этого проекта вызвано экономическими проблемами. C распадом СССР, переходом от планового хозяйства к рыночной экономике стали меняться цены на электроэнергию. Но это еще не все. Если раньше население платило четыре, а промышленность - две копейки за киловатт/час, то теперь все изменилось с точностью наоборот. Промышленность (в том числе и Горсвет ) платит 1.20, население - 60 копеек.

 

Раньше областной центр обслуживали две специализированные организации. Они меняли в год не менее вагона светильников. А норматив был до двадцати процентов обновления в год. Когда денег под муниципальный заказ начали выделять меньше, обслуживать город оставили только Горсвет .

 

Еще лет 20-30 назад город строился, обслуживать новое уличное освещение было проще. Поменял лампочку, подправил, подремонтировал светильник - вот в основном и все. А нынче полный износ оборудования, капитальный ремонт линий наружного освещения приходится выполнять.

 

Александр Сергеевич вспоминает, как в 1998 году впервые закупили на пробу 30 антивандальных светильников производства Лихославского завода (Тверская область). Повесили их на некоторых домах и у музея изобразительных искусств, где лампы постоянно били. Сейчас на это руководство музея не жалуется.

 

В такой ситуации выход один - рассчитывать на новые технологии, закупать экономичное современное осветительное оборудование, которое позволяет бережно расходовать электроэнергию и обеспечивает его сохранность, утверждает главный инженер муниципального предприятия Александр МАЙДАНОВ.

 

Мощность Рефлакса несколько меньше. Но устроен он так, что свет отражается с большей оптической яркостью. Освещенность возрастает по мере удаления светового пучка от фокуса лампы - и это дает увеличение освещаемой площади. Особенно четко граница освещенности заметна во дворах.

 

В том же году Горсвет приобрел отечественные лампы Рефлакс . В отличие от обычных ламп, они имеют встроенный отражатель (зеркально напыленную поверхность) и поворачивающийся цоколь. Лампу можно развернуть так, чтобы она освещала именно ту площадь, которая необходима.

 

Поставили Рефлаксы более высоко, чем надо, и на Московском проспекте.

 

Тут, правда, уместно заметить: размещение светильников на некоторых участках нашего города все-таки высоковато. Дома, которые обрамляют дворовые территории, не такие уж небоскребы, лампы можно бы и опустить. В этом случае потребуется еще меньше электрической мощности.

 

Сейчас на обслуживании у Горсвета 12 тысяч светоточек. Для этого требуется 12 миллионов рублей. А город выделяет всего только семь. Соответственно Горсвет и содержит 6=7 тысяч светоточек. Тут не горит, там не горит, сплошные неудобства для населения...

 

Конечно, новые лампы не дешевы. Но они дольше стоят, эксплуатационные расходы, напротив, меньше, поэтому лампы, согласно расчетам, быстро окупятся.

 

С внедрением этого проекта (он должен будет обрести статус программы) на те же 7=8 миллионов рублей можно будет содержать уже 12 тысяч светильников.

 

Опробовав новые лампы, сделав экспериментальные освещения в городе с целью показать эффективность их применения, в Горсвете и предложили мэрии Проект модернизации уличного квартального и внутридомового освещения Архангельска .

 

Одна из перемен связана с освещением по-новому дворов. По предложению Горсвета , лампы на опорах надо демонтировать (оставив только в проездах между домами). И установить их над подъездами в антивандальном исполнении.

 

Какие еще новации подразумевает модернизация уличного освещения? Горсвет собирается заменить на линии и во дворах ртутные светильники на натриевые. Обеспечивая гораздо большую освещенность, они позволяют на 40 процентов экономить электроэнергию. Не надо объяснять, что содержащие ртуть лампы и потенциально опасны для людей. При выходе их из строя возникают проблемы утилизации. Для натриевых же ламп она не требуется.

 

Лампы на подъездах освещают не только сам подъезд, но и дворовую территорию вплоть до детской площадки.

 

На столбах вдоль многоэтажного дома рассчитываются, как правило, три опоры на четыре подъезда. На них горят лампы по 250 ватт, общей мощностью 750 ватт. Если на дом повесить пять светильников по сто ватт, и то 500 получается. Экономия по мощности, а надо учесть, что и тариф на подключение от жилых домов меньше...

 

Светильныки в подъездах будут также антивандальными. Это подразумевает: их не только нельзя разбить, но и не раскрыть обычным способом.

 

В проекте программы предусмотрено и внутриподъездное освещение лестничных клеток. С этой целью доступные всем и каждому лампы накаливания мощностью, как правило, 60 ватт, предлагается менять на люминисцентные 11-ваттные лампы. Это даст лучшую освещенность при меньшей мощности и, следовательно, экономию электроэнергии.

 

А за счет снижения затрат на уличное освещение предполагается экономия средств и в целом по городу.

 

Не секрет, что в подъездах лампочки вкручивают сами жильцы: МУРЭПы этим предпочитают не заниматься. Но люминисцентные лампы дороже, и населению вряд ли захочется нести дополнительные расходы. Будут ли жилищные организации приобретать дорогие лампы? Если учесть, что упадут расходы на электроэнергию в подъездах, им будет не так трудно найти на это средства, считает А. Майданов.

 

Правда Севера уже писала, что поставляемое ею оборудование позволит экономить бюджетные средства на ремонтно-восстановительные работы городских электрических линий, что порой превышает стоимость самой электроэнергии.

 

Проект (цена его в миллион долларов сравнительно не велика - от одной экономии электроэнергии окупится за полтора года) обретет статус программы, когда будут определены источники финансирования. И вот нашли потенциального инвестора - известную на российском рынке польскую фирму Электрим-Вольт .

 

Год назад губернатору было направлено письмо за подписью тогдашнего мэра Павла Балакшина. В нем содержалась просьба выделить городу участок лесного фонда в качестве оплаты инвестиционных расходов по реализации данного проекта.

 

Но как рассчитаться с инвестором (поставщиком)? Учитывая сложное финансовое состояние городского бюджета, возникла идея использовать главное богатство нашей области - лес. Идея эта одобрена в ходе переговоров с Электримом .

 

Департамент экономики мэрии пытается пробить этот проект за счет освободившихся средств Международного банка реконструкции и развития, выделенных городу на реализацию энергетических проектов.

 

Однако на практике получилось так, что если нам и выделят лес, то только на условиях межбюджетных отношений. Соответственно с бюджета Архангельска будет снята вся инвестиционная сумма. Выходит, нам нечем привлечь инвестора?

 

- Если программа не будет принята, чем это обернется для города? - спрашиваю у Майданова.

 

Если это не получится, остается вносить предложение о финансировании проекта модернизации наружного освещения на рассмотрение депутатов горсовета. В этом случае речь может идти о поэтапном внедрении программы за счет городского бюджета. Но при текущем финансировании она будет слишком долго внедряться.

 

 

- Дальнейшим сокращением зоны обслуживания световых точек. Хотя дальше снижать их число, кажется, уже и некуда. Освещение городских улиц является одной из актуальных проблем для нашего областного центра.

 



 

ГАЗ. Реконструкция Краснодарской ТЭЦ. что такое MES системы. Кияни вчаться берегти тепло. Комплексная программа энергосбережения Запорожской области.

 

Главная >  Нормативны 

0.0122