Главная >  Нормативны 

 

КЛЮЄВ А. Сегодняшние парламентские слушания являются логи­ческим продолжением системного процесса формирования Энер­гетической стратегии Украины, инициированной Комитетом Вер­ховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности. Им пред­шествовали парламентские слушания и ряд тематических фору­мов, проведенных за последние несколько лет комитетом либо при его участии. От имени комитета благодарю всех их участ­ников, большинство которых находится в этом зале.

 

Уважаемый Адам Иванович! Уважаемые коллеги! Уважаемые участники парламентских слушаний! Топливно-энергетический комплекс Украины — наиболее значимый сектор национальной экономики, поскольку никакая хозяйственная деятельность, особенно в современных условиях, без надежного энергообес­печения невозможна. Предприятия ТЭК являются градо­образующими во многих регионах Украины. От уровня развития энергетического сектора зависит потенциал социально-экономи­ческого развития страны, а стабильная работа этой отрасли — это еще и залог энергетической безопасности нашего государ­ства. Этим, конечно, и обусловлен такой большой интерес, ува­жаемый Адам Иванович, к этим парламентским слушаниям. Поэтому мы собирались с председателями подкомитетов нашего комитета и приняли решение провести на эту тему еще и “круглый стол”. Всех, кто сегодня не сможет выступить, пригла­шаем принять участие в “круглом столе”.

 

Первое. Энергоэффективность украинской экономики. Более высокая энергоемкость ВВП Украины по сравнению с другими странами обусловлена наличием преимущественно энергоемких отраслей в структуре экономики, их техническим и технологическим уровнем, недозагрузкой мощностей, низкой заработной платой, наличием убыточных предприятий и другими факторами. Они взаимосвязаны. В результате обслуживающий экономику топливно-энергетический комплекс не имеет возмож­ности освободиться от долгов и перекрестного субсидирования. Он вынужден, как уже отмечалось, в течение длительного вре­мени удерживать низкие цены и тарифы на энергетическую продукцию и услуги.

 

Сценарий развития ТЭК Украины выстраивается с учетом выбранного внешнеполитического курса, направлений и пара­метров развития отечественной экономики. Возможности их реализации определяются имеющимся ресурсным потенциалом, а также степенью открытости и инвестиционной привлекатель­ностью нашей экономики. Хочу остановиться на нескольких, на наш взгляд, важных моментах.

 

С этой целью комитетом ко второму чтению подготовлен законопроект №5476, в котором предусмотрено разрешение этой проблемы, разработаны организационно-правовые механиз­мы погашения задолженности. Его принятие позволит избежать банкротства и развернуть инвестиционную деятельность не только предприятиям ТЭК, но и предприятиям всех других отраслей.

 

Перспективы развития ТЭК по любому сценарию, учитывая современное его состояние, требуют значительных инвестиций. Для этого прежде всего необходимо привести в норму систему текущих взаиморасчетов и разрешить долговую проблему на за­конодательном уровне, учитывая сложность и многообразие хозяйственных связей топливно-энергетического комплекса.

 

Осознание необходимости энергосбережения будет способ­ствовать, как это происходит во всем мире, появлению высоких технологий, сокращению потребления и поиску альтернативных источников энергии, что в конечном итоге приведет к улучшению качества жизни. На это, в частности, нацеливает Энергетическая хартия, нормы которой должны быть заложены в основу нашей стратегии, поскольку еще в 1998 году Украина взяла на себя обязательства осуществить переход на общемировые принципы и стандарты в энергетике.

 

Второе. Энергосбережение, которое должно стать главным приоритетом Энергетической стратегии. Экстенсивное использо­вание невозобновляемых источников энергии (нефть, газ, уголь и другие) в дальнейшем уже не допустимо, поскольку изжила себя прежняя модель развития экономики. Дефицит энергоноси­телей и в дальнейшем при обострении ситуации на мировом рын­ке может сдерживать социально-экономическое развитие нашего государства. Поэтому важно добиться понимания обществом исчерпаемости собственных энергетических ресурсов и необхо­димости бережного их использования.

 

Приоритетность политики энергосбережения относительно использования традиционных энергоресурсов ведет к расшире­нию использования попутно извлекаемых и вторичных энерго­носителей, поиску и освоению источников возобновляемой энер­гии. С этой целью приняты законы Украины об альтернативных видах жидкого и газового топлива, об альтернативных источниках энергии, о комбинированном производстве тепловой и электри­ческой энергии. Совсем недавно принят Закон о теплообес­печении, направленный на рациональное использование тепловой энергии и экономию первичных энергоносителей.

 

Реализация политики энергосбережения в различных отрас­лях экономики и в быту требует создания соответствующей системы управления и научно-технического обеспечения. Нужна детализированная система законодательных актов, норм и пра­вил, предусматривающая разработку не только запретительных, но и поощрительных мер, в том числе и фискального характера. Закон Украины об энергосбережении, принятый в 1994 году, фактически не сработал прежде всего из-за отсутствия гибкой системы таких мер.

 

Предметом пристального внимания в законотворчестве должно стать стимулирование масштабного притока инвестиций в сферу энергосбережения, что в последнее время, к сожалению, было либо ослаблено, либо вообще приостановлено.

 

Подготовлен ряд проектов других правовых актов. Особого внимания заслуживает законопроект №4451 о газе (метане) угольных месторождений, принятие которого позволит за счет дегазации шахт повысить безопасность ведения горных работ и дополнительно включить в хозяйственный оборот экологически чистый энергоноситель.

 

Особенно актуальным становится вопрос привлечения ин­вестиций в угольную промышленность. Незавершенность струк­турных и институциональных преобразований в угольной промы­шленности в силу тяжелейшего финансового состояния самой отрасли и недостатка средств господдержки на развитие шахт­ного фонда, а в последние годы — и на компенсацию издержек обуславливает необходимость изменения системы управления. Нужна принципиально новая, научно обоснованная и восприни­маемая населением угольных регионов концепция организации угледобычи в Украине.

 

Не менее серьезны вопросы управления государственным имуществом и дальнейшей приватизации объектов топливно-энергетического комплекса. В целях сохранения регулирующей роли государства в развитии ТЭК целесообразно оптимизировать размеры доли государства в уставных фондах энергокомпаний и предприятий и обеспечить содействие их приватизации. При этом схемы продажи национальных компаний должны преду­сматривать участие миноритарных акционеров. Все это требует совершенствования действующего законодательства и государ­ственных программ приватизации.

 

Особого внимания заслуживают вопросы социальной защи­ты работников угольной промышленности в первую очередь при закрытии шахт. Это нашло отражение в законопроекте №7352 о ликвидации горных предприятий.

 

Надо сказать, что в этой связи многие положения Горного закона Украины, который был принят в 1997 году, устарели и тре­буют с учетом перспективных задач развития угледобычи серьез­ной переработки.

 

Рынки электроэнергии и газа в Украине уже созданы, адаптирована британская модель энергорынка и электроэнер­гетики, апробированы механизмы. Этот опыт в дальнейшем целесообразно использовать в организации и развитии оптовых рынков всех видов энергоносителей при соответствующем нор­мативно-правовом обеспечении. В первую очередь нужен закон о Национальной комиссии регулирования энергетики и регулиро­вании отношений между субъектами энергорынка. Это даст воз­можность установить степень и меры государственного влияния на субъектов рынка на долгосрочный период.

 

Определяя перспективы развития отраслей топливно-энер­гетического комплекса, мы должны исходить из того, что Украина осознанно стала на путь рыночных преобразований. Поэтому надо совершенствовать рыночные механизмы, институциональ­ные преобразования в сфере реализации энергетических продуктов.

 

Третье. Диверсификация источников энергии. Более поло­вины наших потребностей в исходном топливе покрывается за счет импорта. Эта тенденция сохраняется. Структура импорта энергоносителей, их происхождение известны, и, безусловно, ситуация обязывает вести поиск новых источников. Варианты есть.

 

Требуют законодательного урегулирования вопросы лицен­зирования, рентных отношений, отвода земли для недропользо­вания. Определенные наработки в комитете уже есть.

 

Поэтому на данный момент, на наш взгляд, надо взвешенно подходить к вопросам развития взаимоотношений с традицион­ными поставщиками нефти и газа в Украину. Такая энерге­тическая политика не противоречит основному политическому курсу и нацелена на обеспечение устойчивого развития всей экономики и соответствующих стандартов жизни населения Украины.

 

Диверсификацию можно обеспечить за счет освоения новых месторождений нефти и газа, более энергичного использования транзитных возможностей Украины, участия в изучении и освое­нии запасов углеводородов на территориях других стран, участия в инвестиционных проектах по развитию международной газо­транспортной системы и за счет использования энергии воды, ветра, солнца. Однако эти варианты требуют в основном больших капитальных затрат, отдача от них наступит по прошествии не менее 10 лет, а страну надо обеспечивать энергоресурсами ежедневно.

 

С учетом стратегической задачи повышения энергетической независимости Украины атомная промышленность в текущем столетии для развития отечественной электроэнергетики будет играть определяющую роль. По масштабам использования ядер­ной энергии Украина занимает восьмое место в мире и пятое — в Европе.

 

Теперь остановлюсь на вопросах ядерной и радиационной безопасности, к которым не может оставаться равнодушным ни один украинец, переживший вместе со всей страной Черно­быльскую трагедию.

 

Для решения серьезных проблем атомной энергетики раз­работаны программы и проекты, связанные с созданием ядерно-топливного цикла, строительством национального хранилища радиоактивных отходов, продлением ресурса и выводом атомных электростанций из эксплуатации, созданием соответствующих фондов. Однако из-за отсутствия системного подхода к стратеги­ческому планированию развития отраслей ТЭК эти программы не имеют достаточного финансового обеспечения, а по некото­рым из них отсутствуют и рациональные организационные и тех­нические решения.

 

За последние годы в Украине сформированы основы ядер­ного законодательства, осуществлены структурные реформы в сфере использования ядерной энергии и обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Уже в рамках нового законо­дательства завершено строительство и сдано в эксплуатацию два энергоблока, ведется реабилитация гидроаккумулирующих электростанций, реализуются другие крупные проекты.

 

Кроме того, для принятия более взвешенных решений относительно размещения новых объектов атомной энергетики и хранилищ радиоактивных отходов, а также повышения уровня защищенности персонала АЭС и населения, проживающего в зоне наблюдения, комитетом подготовлен ряд соответствующих, логически связанных между собой законопроектов №5753 и №5336.

 

В этой связи первоочередными задачами являются созда­ние единой государственной системы обращения с отработанным ядерным топливом и единой государственной системы обраще­ния с радиоактивными отходами, как этого требуют ядерное законодательство и международные обязательства Украины.

 

Если при наличии Энергетической стратегии Украины мы усовершенствуем законодательство, страна получит современ­ное, отвечающее международным стандартам энергетическое право. С этой целью целесообразно:

 

Обращаю внимание на важный момент законотворчества. Законодательство должно быть унифицированным, давать воз­можность выстраивать стратегию, а для достижения стратеги­ческих целей — реализовывать отраслевую политику, внедрять разнообразные программы и проекты. В таком случае не будет необходимости в пожарном порядке принимать важные решения.

 

Второе. Упорядочить имущественные отношения, способ­ствовать активному развитию процессов приватизации и демоно­полизации в отраслях.

 

Первое. Решить проблему долгов за потребленные энерго­ресурсы и упорядочить финансово-расчетную систему в сфере ТЭК.

 

Четвертое. Способствовать созданию и совершенствованию оптовых рынков энергоносителей.

 

Третье. Четко разграничить сферы государственного управ­ления и государственного регулирования в энергетическом секторе, обеспечить определенную децентрализацию функций управления, уточнить полномочия управляющих и регулирующих структур.

 

Шестое. Способствовать дальнейшей либерализации цено­вой, тарифной политики, поддерживая паритет цен на энерге­тическую продукцию и продукцию других отраслей по мере воз­растания покупательной способности населения.

 

Пятое. Строить внешнеэкономическую деятельность в энер­гетическом секторе только на принципах экономической целесо­образности и взаимной выгоды в долгосрочном периоде.

 

Подводя итоги сказанному, еще раз акцентирую ваше внимание на серьезности вопроса, ради которого мы здесь собрались.

 

Седьмое. Содействовать повышению уровня капитализации доходов в отраслях топливно-энергетического комплекса соот­ветствующим совершенствованием амортизационной, налоговой, инвестиционной, а также денежно-кредитной и валютной политики.

 

 

Благодарю всех за внимание.

 



 

Возможности применения методов управления проектами при подготовке и реализации программы реструктуризации предприятия. Тепловые насосы - энергосберегающее отопительное оборудование. Россия и Украина бой закончен, но война продолжается Газпром и НАК "Нафтогаз Украины" подписали соглашение о развитии отношений в газовой сфере. Вынужденный манёвр. Энергоэффективность в действии.

 

Главная >  Нормативны 

0.0135