Солнечные элементы
Тенденции
Сбережение
Аналитики
Энергообмен
Инвесторы
ЭнергоСША
Газ
Энергоаудит
Эн.сбережение
Экология
|
Главная > Нормативны КЛЮЄВ А. Сегодняшние парламентские слушания являются логическим продолжением системного процесса формирования Энергетической стратегии Украины, инициированной Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности. Им предшествовали парламентские слушания и ряд тематических форумов, проведенных за последние несколько лет комитетом либо при его участии. От имени комитета благодарю всех их участников, большинство которых находится в этом зале. Уважаемый Адам Иванович! Уважаемые коллеги! Уважаемые участники парламентских слушаний! Топливно-энергетический комплекс Украины — наиболее значимый сектор национальной экономики, поскольку никакая хозяйственная деятельность, особенно в современных условиях, без надежного энергообеспечения невозможна. Предприятия ТЭК являются градообразующими во многих регионах Украины. От уровня развития энергетического сектора зависит потенциал социально-экономического развития страны, а стабильная работа этой отрасли — это еще и залог энергетической безопасности нашего государства. Этим, конечно, и обусловлен такой большой интерес, уважаемый Адам Иванович, к этим парламентским слушаниям. Поэтому мы собирались с председателями подкомитетов нашего комитета и приняли решение провести на эту тему еще и “круглый стол”. Всех, кто сегодня не сможет выступить, приглашаем принять участие в “круглом столе”. Первое. Энергоэффективность украинской экономики. Более высокая энергоемкость ВВП Украины по сравнению с другими странами обусловлена наличием преимущественно энергоемких отраслей в структуре экономики, их техническим и технологическим уровнем, недозагрузкой мощностей, низкой заработной платой, наличием убыточных предприятий и другими факторами. Они взаимосвязаны. В результате обслуживающий экономику топливно-энергетический комплекс не имеет возможности освободиться от долгов и перекрестного субсидирования. Он вынужден, как уже отмечалось, в течение длительного времени удерживать низкие цены и тарифы на энергетическую продукцию и услуги. Сценарий развития ТЭК Украины выстраивается с учетом выбранного внешнеполитического курса, направлений и параметров развития отечественной экономики. Возможности их реализации определяются имеющимся ресурсным потенциалом, а также степенью открытости и инвестиционной привлекательностью нашей экономики. Хочу остановиться на нескольких, на наш взгляд, важных моментах. С этой целью комитетом ко второму чтению подготовлен законопроект №5476, в котором предусмотрено разрешение этой проблемы, разработаны организационно-правовые механизмы погашения задолженности. Его принятие позволит избежать банкротства и развернуть инвестиционную деятельность не только предприятиям ТЭК, но и предприятиям всех других отраслей. Перспективы развития ТЭК по любому сценарию, учитывая современное его состояние, требуют значительных инвестиций. Для этого прежде всего необходимо привести в норму систему текущих взаиморасчетов и разрешить долговую проблему на законодательном уровне, учитывая сложность и многообразие хозяйственных связей топливно-энергетического комплекса. Осознание необходимости энергосбережения будет способствовать, как это происходит во всем мире, появлению высоких технологий, сокращению потребления и поиску альтернативных источников энергии, что в конечном итоге приведет к улучшению качества жизни. На это, в частности, нацеливает Энергетическая хартия, нормы которой должны быть заложены в основу нашей стратегии, поскольку еще в 1998 году Украина взяла на себя обязательства осуществить переход на общемировые принципы и стандарты в энергетике. Второе. Энергосбережение, которое должно стать главным приоритетом Энергетической стратегии. Экстенсивное использование невозобновляемых источников энергии (нефть, газ, уголь и другие) в дальнейшем уже не допустимо, поскольку изжила себя прежняя модель развития экономики. Дефицит энергоносителей и в дальнейшем при обострении ситуации на мировом рынке может сдерживать социально-экономическое развитие нашего государства. Поэтому важно добиться понимания обществом исчерпаемости собственных энергетических ресурсов и необходимости бережного их использования. Приоритетность политики энергосбережения относительно использования традиционных энергоресурсов ведет к расширению использования попутно извлекаемых и вторичных энергоносителей, поиску и освоению источников возобновляемой энергии. С этой целью приняты законы Украины об альтернативных видах жидкого и газового топлива, об альтернативных источниках энергии, о комбинированном производстве тепловой и электрической энергии. Совсем недавно принят Закон о теплообеспечении, направленный на рациональное использование тепловой энергии и экономию первичных энергоносителей. Реализация политики энергосбережения в различных отраслях экономики и в быту требует создания соответствующей системы управления и научно-технического обеспечения. Нужна детализированная система законодательных актов, норм и правил, предусматривающая разработку не только запретительных, но и поощрительных мер, в том числе и фискального характера. Закон Украины об энергосбережении, принятый в 1994 году, фактически не сработал прежде всего из-за отсутствия гибкой системы таких мер. Предметом пристального внимания в законотворчестве должно стать стимулирование масштабного притока инвестиций в сферу энергосбережения, что в последнее время, к сожалению, было либо ослаблено, либо вообще приостановлено. Подготовлен ряд проектов других правовых актов. Особого внимания заслуживает законопроект №4451 о газе (метане) угольных месторождений, принятие которого позволит за счет дегазации шахт повысить безопасность ведения горных работ и дополнительно включить в хозяйственный оборот экологически чистый энергоноситель. Особенно актуальным становится вопрос привлечения инвестиций в угольную промышленность. Незавершенность структурных и институциональных преобразований в угольной промышленности в силу тяжелейшего финансового состояния самой отрасли и недостатка средств господдержки на развитие шахтного фонда, а в последние годы — и на компенсацию издержек обуславливает необходимость изменения системы управления. Нужна принципиально новая, научно обоснованная и воспринимаемая населением угольных регионов концепция организации угледобычи в Украине. Не менее серьезны вопросы управления государственным имуществом и дальнейшей приватизации объектов топливно-энергетического комплекса. В целях сохранения регулирующей роли государства в развитии ТЭК целесообразно оптимизировать размеры доли государства в уставных фондах энергокомпаний и предприятий и обеспечить содействие их приватизации. При этом схемы продажи национальных компаний должны предусматривать участие миноритарных акционеров. Все это требует совершенствования действующего законодательства и государственных программ приватизации. Особого внимания заслуживают вопросы социальной защиты работников угольной промышленности в первую очередь при закрытии шахт. Это нашло отражение в законопроекте №7352 о ликвидации горных предприятий. Надо сказать, что в этой связи многие положения Горного закона Украины, который был принят в 1997 году, устарели и требуют с учетом перспективных задач развития угледобычи серьезной переработки. Рынки электроэнергии и газа в Украине уже созданы, адаптирована британская модель энергорынка и электроэнергетики, апробированы механизмы. Этот опыт в дальнейшем целесообразно использовать в организации и развитии оптовых рынков всех видов энергоносителей при соответствующем нормативно-правовом обеспечении. В первую очередь нужен закон о Национальной комиссии регулирования энергетики и регулировании отношений между субъектами энергорынка. Это даст возможность установить степень и меры государственного влияния на субъектов рынка на долгосрочный период. Определяя перспективы развития отраслей топливно-энергетического комплекса, мы должны исходить из того, что Украина осознанно стала на путь рыночных преобразований. Поэтому надо совершенствовать рыночные механизмы, институциональные преобразования в сфере реализации энергетических продуктов. Третье. Диверсификация источников энергии. Более половины наших потребностей в исходном топливе покрывается за счет импорта. Эта тенденция сохраняется. Структура импорта энергоносителей, их происхождение известны, и, безусловно, ситуация обязывает вести поиск новых источников. Варианты есть. Требуют законодательного урегулирования вопросы лицензирования, рентных отношений, отвода земли для недропользования. Определенные наработки в комитете уже есть. Поэтому на данный момент, на наш взгляд, надо взвешенно подходить к вопросам развития взаимоотношений с традиционными поставщиками нефти и газа в Украину. Такая энергетическая политика не противоречит основному политическому курсу и нацелена на обеспечение устойчивого развития всей экономики и соответствующих стандартов жизни населения Украины. Диверсификацию можно обеспечить за счет освоения новых месторождений нефти и газа, более энергичного использования транзитных возможностей Украины, участия в изучении и освоении запасов углеводородов на территориях других стран, участия в инвестиционных проектах по развитию международной газотранспортной системы и за счет использования энергии воды, ветра, солнца. Однако эти варианты требуют в основном больших капитальных затрат, отдача от них наступит по прошествии не менее 10 лет, а страну надо обеспечивать энергоресурсами ежедневно. С учетом стратегической задачи повышения энергетической независимости Украины атомная промышленность в текущем столетии для развития отечественной электроэнергетики будет играть определяющую роль. По масштабам использования ядерной энергии Украина занимает восьмое место в мире и пятое — в Европе. Теперь остановлюсь на вопросах ядерной и радиационной безопасности, к которым не может оставаться равнодушным ни один украинец, переживший вместе со всей страной Чернобыльскую трагедию. Для решения серьезных проблем атомной энергетики разработаны программы и проекты, связанные с созданием ядерно-топливного цикла, строительством национального хранилища радиоактивных отходов, продлением ресурса и выводом атомных электростанций из эксплуатации, созданием соответствующих фондов. Однако из-за отсутствия системного подхода к стратегическому планированию развития отраслей ТЭК эти программы не имеют достаточного финансового обеспечения, а по некоторым из них отсутствуют и рациональные организационные и технические решения. За последние годы в Украине сформированы основы ядерного законодательства, осуществлены структурные реформы в сфере использования ядерной энергии и обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Уже в рамках нового законодательства завершено строительство и сдано в эксплуатацию два энергоблока, ведется реабилитация гидроаккумулирующих электростанций, реализуются другие крупные проекты. Кроме того, для принятия более взвешенных решений относительно размещения новых объектов атомной энергетики и хранилищ радиоактивных отходов, а также повышения уровня защищенности персонала АЭС и населения, проживающего в зоне наблюдения, комитетом подготовлен ряд соответствующих, логически связанных между собой законопроектов №5753 и №5336. В этой связи первоочередными задачами являются создание единой государственной системы обращения с отработанным ядерным топливом и единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами, как этого требуют ядерное законодательство и международные обязательства Украины. Если при наличии Энергетической стратегии Украины мы усовершенствуем законодательство, страна получит современное, отвечающее международным стандартам энергетическое право. С этой целью целесообразно: Обращаю внимание на важный момент законотворчества. Законодательство должно быть унифицированным, давать возможность выстраивать стратегию, а для достижения стратегических целей — реализовывать отраслевую политику, внедрять разнообразные программы и проекты. В таком случае не будет необходимости в пожарном порядке принимать важные решения. Второе. Упорядочить имущественные отношения, способствовать активному развитию процессов приватизации и демонополизации в отраслях. Первое. Решить проблему долгов за потребленные энергоресурсы и упорядочить финансово-расчетную систему в сфере ТЭК. Четвертое. Способствовать созданию и совершенствованию оптовых рынков энергоносителей. Третье. Четко разграничить сферы государственного управления и государственного регулирования в энергетическом секторе, обеспечить определенную децентрализацию функций управления, уточнить полномочия управляющих и регулирующих структур. Шестое. Способствовать дальнейшей либерализации ценовой, тарифной политики, поддерживая паритет цен на энергетическую продукцию и продукцию других отраслей по мере возрастания покупательной способности населения. Пятое. Строить внешнеэкономическую деятельность в энергетическом секторе только на принципах экономической целесообразности и взаимной выгоды в долгосрочном периоде. Подводя итоги сказанному, еще раз акцентирую ваше внимание на серьезности вопроса, ради которого мы здесь собрались. Седьмое. Содействовать повышению уровня капитализации доходов в отраслях топливно-энергетического комплекса соответствующим совершенствованием амортизационной, налоговой, инвестиционной, а также денежно-кредитной и валютной политики.
Благодарю всех за внимание.
Возможности применения методов управления проектами при подготовке и реализации программы реструктуризации предприятия. Тепловые насосы - энергосберегающее отопительное оборудование. Россия и Украина бой закончен, но война продолжается Газпром и НАК "Нафтогаз Украины" подписали соглашение о развитии отношений в газовой сфере. Вынужденный манёвр. Энергоэффективность в действии. Главная > Нормативны 0.0135 |