Главная >  Нормативны 

 

Комплексная программа энергосбережения Запорожской области. Резюме

 

пилотный проект - резюме проекта

 

P.1.1.

 

Р.1.

 

Р.1.3.

 

Р.1.2.

 

Р.2.1.

 

Р.2.

 

Р.2.3.

 

Р.2.2.

 

Р.2.5.

 

Р.2.4.

 

Р.2.7.

 

Р.2.6.

 

Р.3.

 

Р.2.8.

 

Проект РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГАЗА подготовлен Восточной энергосервисной компанией ЭСКО-ВОСТОК для облгосадминистрации Запорожской области, является развитием и дополнением к ранее поданным материалам КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ -ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА, АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОИСПОЛЬЗОВАНИЕМ .

 

Резюме

 

В основу проекта положено Решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 22 марта 1997 года О необходимых мерах по обеспечению Украины энергоносителями и их рациональном использовании . Данные материалы подготовлены также для руководства КБ ПРИВАТБАНК и компании Единые энергетические системы Украины .

 

Проект подготовлен во исполнение Поручения Президента Украины о снижении уровней потребления газа на 20% от существующих объемов в период1997/1998 г.г. и предлагается к рассмотрению, как целевая подпрограмма региональной программы энергосбережения, а также, как пилотный проект общегосударственного значения для комплексной отработки правовых, законодательных, экономических, организационных и технических механизмов его реализации с целью тиражирования накопленного опыта в Украине.

 

Р.1.1.Общие положения

 

Р.1.Предпосылки

 

рост темпов потребления газа в базовых отраслях хозяйствования на фоне общесистемного спада производства и роста неплатежей потребителей;

 

Основными мотивами появления Поручения Президента Украины о снижении уровней потребления газа на 20% от существующих объемов в период 1997/1998г.г. являлись следующие :

 

необходимость перелома тенденций роста удельных расходов газа в базовых отраслях хозяйствования, а также создание механизмов безусловной оплаты за потребленный газ.

 

невозможность маневра имеющимися в государстве ресурсами для покрытия внешней задолженности за импортируемый газ на текущий момент и в стратегической перспективе.

 

отключены второстепенные потребители;

 

Можно не сомневаться, что к настоящему моменту времени у потребителей выработаны ресурсы поверхностной экономии газа в т.ч.:

 

исчерпан потенциал административного принуждения экономии газа для внутренних субъектов хозяйствования.

 

выполнены традиционные мероприятия по снижению расхода газа в основных технологических цепочках;

 

вывод из рабочих режимов соответствующего количества энергообъектов и оборудования с неизбежным прогрессирующим спадом производства, а также полное отключение на сезонный период потребителей в сельском и жилищном хозяйствам:

 

Есть два основных пути снижения потребления газа на 20%:

 

Первый путь практически беззатратен и, формально, легко выполним.

 

поворот к рациональному использованию газа - переход на режим энергосбережения.

 

На наш взгляд, снижение на 20% реально на пути энергосбережения, путем снижения непроизводительных потерь и затрат газа на основе комплекса малозатратных и быстроокупаемых оргтехмероприятий, реализуемых одновременно, на трех базовых уровнях:

 

Второй путь значительно сложнее и требует длительной работы во всех звеньях народного хозяйства.

 

региональном, с использованием административных мер принуждения рационального использования газа и вводом лимитных ограничений на потребление газа на суточном и месячном интервалах;

 

правительственном, с вводом в действие механизмов стимулирования и изменением существующей тарифной политики;

 

Основой реализации проекта являются одномоментная подготовка и развертывание региональной, местных и локальных программ рационального использования газа в базовых отраслях хозяйствования.

 

локальном (субъекты хозяйствования), с обязательным вводом в действие механизмов стимулирования и лимитирования внутренних потребителей газа;

 

Основой концепции рационального использования газа должно быть следующее:

 

Р.1.2.Рациональное использование газа в Запорожской области - концепция

 

создание действенных стимулов перехода к снижению нерациональных затрат и потерь на основе налоговых льгот на средства, полученные от экономии газа для потребителей с одномоментным выполнением условия вложения этих средств в дальнейшие шаги по экономии газа ( принцип самоинвестирования );

 

Меры стимулирования:

 

создание льготной инвестиционной политики в регионе для газовых трейдеров с целью привлечения их капиталов на реализацию крупных локальных проектов по рациональному использованию газа.

 

создание стартового капитала пилотного проекта на основе льготной кредитной линии со стороны НАЦБАНКА УКРАИНЫ на реализацию региональной программы, имеющей особо важное государственное значение. Назначением кредита должна быть реализация локальных проектов у субъектов хозяйствования региона:

 

изменение тарифной политики с установлением дифференцированных тарифов, стимулирующих рациональное использование газа;

 

Меры административного принуждения:

 

по базовым отраслям хозяйствования;

 

реализация принципа обязательности разработки и внедрения собственных программ снижения непроизводительных потерь и затрат газа в т.ч.:

 

по крупным и средним потребителям;

 

по городам региона;

 

ввод в действие механизмов автоматического лимитирования подачи газа по вводам потребителей во всех эшелонах хозяйствования (по принципу АЧР

 

ввод в действие нормативов потребления газа с обязательным выполнением энергоаудитов у потребителей:

 

Меры организационного обеспечения:

 

автоматов частотной разгрузки в энергосистемах).

 

реализация внутрирегиональных и локальных программ регионального использования газа на основе ряда распоряжений главы облгосадминистрации Запорожской области;

 

реализация пилотного проекта на основе Постановления КМ Украины с обеспечением правовых и законодательных механизмов стимулирования и административного принуждения;

 

создание исполнительной инфраструктуры реализации пилотного проекта на основе региональной энергосервисной компании с привлечением потенциала газовых и тепловых хозяйств области;

 

создание региональной вертикали управления и координации работ по реализации пилотного проекта с охватом управлений облгосадминистрации, горисполкомов и райгосадминистраций;

 

создание инвестиционной инфраструктуры с привлечением потенциала региональных коммерческих банков и газовых трейдеров для реализации регионального и локальных проектов.

 

создание механизмов постоянного контроля действенности принимаемых мер на основе компьютерной системы сбора данных о потреблении газа субъектами хозяйствования региона;

 

Несмотря на ранее принимаемые меры по экономии газа, потенциал рационального использования его далеко не исчерпан. К числу неиспользованных ранее механизмов можно отнести следующее:

 

Р.1.3.Рациональное использование газа в регионе Запорожской области - оценка.

 

механизмы стимулирования рационального потребления газа на основе самоинвестирования с эшелонированным охватом основных категорий потребителей;

 

ввод в оплате за потребление газа дифференцированных тарифов для потребителей в зависимости от соблюдения нормативов его рационального использования и заданных лимитов потребления (с выполнением задания снижения потребления на 20-25%);

 

переход на целевое программное управление реализацией программы рационального использования газа с полной мобилизацией потенциала административного управления энергоиспользованием. Основная цель - взять под контроль формирование и реализацию локальных программ потребителей газа, создать систему оперативного контроля действенности принимаемых мер;

 

техническая реализация принципа автоматического ограничения подачи газа при превышении заданных лимитов, либо неуплате;

 

Оценку рационального использования газа у потребителей должны осуществлять специально подготовленные энергоаудиторские группы. Главным критерием снижения тарифа на газ должны быть показатели снижения удельных расходов газа.

 

Дифференцированный тариф для потребителей должен учитывать коэффициент использования газа в соответствии с нормативами рационального потребления и быть наименьшим для экономных хозяев. Безусловно, должна устанавливаться надбавка к тарифу за сверхлимитное потребление газа.

 

Также предполагается целевое использование средств, получаемых за нерациональное и сверхлимитное потребление газа. Их направленность на реализацию собственных программ снижения нерациональных потерь и затрат газа возможна под патронатом государственных органов власти на местах при наличии исполнительной инфраструктуры.

 

При этом предполагается, что снижение удельных расходов газа в результате реализации потребителями собственных программ энергосбережения, должно снижать надбавку к тарифу и объем лимитов на потребление.

 

промышленность - 15-20%;

 

В результате реализации проекта предполагается снижение потребления газа по основным отраслям хозяйствования региона:

 

тепловое хозяйство - 10-15%;

 

газовое хозяйство - 3-5%;

 

сельское хозяйство - 30%.

 

жилищное хозяйство - 30%;

 

Р.2.1.Общие цели проекта

 

Р. Цели проекта

 

снижение объемов потребления газа по региону Запорожской области на20% в период 1997/1998 г.г. без снижения объемов выработки продукции и ущемления интересов населения за счет снижения нерациональных потерь и затрат;

 

Главными целями проекта являются следующие:

 

отработка всего комплекса политических, правовых, организационных, экономических и технических механизмов для последующего тиражирования полученного опыта по всем регионам Украины;

 

поворот в базовых сферах хозяйствования на основе энергосбережения с полной реализацией принципа удовлетворения потребностей в газе в пределах имеющихся средств и возможностей у каждого потребителя;

 

обеспечение конкурентного потенциала базовых сфер хозяйствования на внутреннем и внешнем рынках за счет снижения себестоимости продукции при переходе на рациональное использование газа;

 

создание исполнительной инфраструктуры энергосбережения на основе региональной энергосервисной компании с привлечением потенциала частного бизнеса, в т.ч. региональных коммерческих банков и газовых трейдеров;

 

Р.2.2.Основные цели проекта по разделу ГАЗОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

 

использование потенциала существующих инвестиционных возможностей для реализации проекта без использования средств из централизованных источников и бюджета региона.

 

создание комплексной системы контроля, учета и управления газоснабжением региона с охватом городских газовых хозяйств и крупных потребителей газа;

 

Основными целями подпроекта ГАЗОВОЕ ХОЗЯЙСТВО являются:

 

обеспечение технической поддержки ввода дифференцированных тарифов (по уровням потребления и по временным зонам);

 

обеспечение технической поддержки механизмов нормирования(лимитирования) отпуска газа (в т.ч. на основе предоплаты) с автоматическим снижением уровня подачи газа при превышении заданных лимитов, либо их неоплате;

 

Р.2.3.Основные цели проекта по разделу ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

создание базового механизма (индикатора) действенности программ рационального использования газа в регионе.

 

обязательное выполнение энергоаудитов с целью определения объемов нерационального использования газа и нормативов потребления (соответственно объемов лимитирования потребления);

 

Основными целями подпроекта ПРОМЫШЛЕННОСТЬ являются:

 

реконструкция узлов ввода газа с технической поддержкой механизмов автоматического ограничения потребления при перерасходе заданных лимитов;

 

разработка и внедрение собственных программ рационального использования газа с обеспечением снижения уровней потребления на 20-25% без снижения объемов производства на каждом промпредприятии региона;

 

Р.2.4.Основные цели проекта по разделу ТЕПЛОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

 

обязательный ввод в действие системы материального стимулирования рационального использования газа для внутренних субъектов хозяйствования.

 

обязательное проведение энергоаудитов по тепловым хозяйствам региона с определением:

 

Основными целями подпроекта ТЕПЛОВОЕ ХОЗЯЙСТВО являются:

 

нормативов расхода газа и лимитов на его потребление;

 

объемов нерационального использования газа и тепловой энергии;

 

разработка и внедрение собственных программ рационального использования газа с обеспечением снижения объемов потребления на 20-25% для каждого хозяйства;

 

коэффициентов к тарифным ставкам оплаты за газ (дифференцированные тарифы);

 

обязательный ввод в действие системы материального стимулирования рационального использования газа и тепловой энергии для внутренних субъектов хозяйствования.

 

реконструкция узлов ввода с технической поддержкой механизмов автоматического ограничения потребления при перерасходе заданных лимитов;

 

Основными целями подпроекта СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ СФЕРА является:

 

Р.2. Основные цели проекта по разделу СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ СФЕРА

 

внедрение приборов и узлов учета расхода газа на основе предоплаты (с отсечным клапаном);

 

введение дифференцированных тарифов по объемам потребления и группам потребителей в зависимости от нормативов потребления и соблюдения лимитных ограничений;

 

Р.2. Основные цели проекта по разделу ЖИЛИЩНОЕ ХОЗЯЙСТВО

 

обязательность (для бюджетных организаций) разработки и внедрения собственных программ рационального использования газа и тепловой энергии с обеспечением снижения уровней потребления на 20-25%.

 

введение дифференцированных тарифов по объемам потребления и группам потребителей в зависимости от нормативов потребления и соблюдения лимитных ограничений;

 

Основными целями подпроекта ЖИЛИЩНОЕ ХОЗЯЙСТВО является:

 

Р.2. Основные цели проекта по разделу СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

 

внедрение приборов и узлов учета расхода газа на основе предоплаты (с отсечным клапаном).

 

введение дифференцированных тарифов по объемам потребления и группам потребителей в зависимости от нормативов потребления и соблюдения лимитных ограничений;

 

Основными целями подпроекта СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО является:

 

Р.2. Основные цели проекта по разделу АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

 

внедрение приборов и узлов учета расхода газа на основе предоплаты (с отсечным клапаном).

 

создание и совершенствование координационно-управляющей вертикали энергосбережением региона;

 

Основными целями подпроекта АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОИСПОЛЬЗОВАНИЕМ является:

 

создание системы оперативного контроля действенности принимаемых мер, в т.ч. региональную систему сбора данных о расходе энергоресурсов на основе электронной почты;

 

совершенствование правовой и законодательной основы реализации энергосберегающих проектов;

 

регулирование тарифной политики в регионе с целью снижения потерь энергоресурсов;

 

создание и совершенствование мер стимулирования и административного принуждения снижения нерациональных потерь и затрат газа и тепловой энергии в базовых сферах хозяйствования региона;

 

Р. Обзор проекта

 

развитие и совершенствование исполнительной инфраструктуры энергосбережения в регионе.

 

Подготовка программы осуществляется рабочей группой, созданной по распоряжению председателя облгосадминистрации Запорожской области и включающей в следующих представителей:

 

Фаза 1 : Подготовка программы:

 

управление коммунального хозяйства;

 

управление промышленности и энергетики (отделы энергетики и энергосбережения);

 

областное газовое хозяйство;

 

инспекции по энергосбережению;

 

Результатом работы рабочей группы должна быть подготовка пакета проектов документов для рассмотрения на областном Совете по энергосбережению, в т.ч.:

 

региональную энергосервисную компанию.

 

Постановление КМ Украины О реализации в порядке широкомасштабного эксперимента пилотного проекта по снижению нерациональных потерь и затрат газа и тепловой энергии в регионе Запорожской области ;

 

региональная подпрограмма Рациональное использование газа и тепловой энергии в Запорожской области ;

 

распоряжения председателя гособладминистрации Запорожской области, в т.ч.:

 

Указ Президента Украины О вводе в действие механизмов стимулирования сбережения энергоресурсов для региона Запорожской области ;

 

б) О формировании и обеспечении деятельности исполнительной инфраструктуры энергосбережения Запорожской области на основе региональной энергосервисной компании с филиалами в городах региона ;

 

а) О разработке, подготовке обеспечения и реализации в период1997/1998 г.г. первоочередных и малозатратных мероприятий по снижению непроизводительных потерь и затрат газа в базовых отраслях хозяйствования региона Запорожской области ;

 

Положение О порядке проведения тендера на получение льготного кредитования локальных программ снижения непроизводительных потерь и затрат газа и тепловой энергии на промпредприятиях региона Запорожской области ;

 

в) О срочных и незамедлительных мерах по мобилизации основных положений Закона об энергосбережении Украины и создания действенной системы стимулирования энергоэффективности хозяйствования для потребителей энергоресурсов ;

 

ФАЗА2: Реализация программы

 

Положение О порядке проведения тендера на создание тепловых узлов учета и регулирования (с автоматическим ограничением расхода газа) для базовых сфер хозяйствования региона Запорожской области .

 

правовой и законодательной основы, обеспечивающей меры стимулирования и административного принуждения;

 

Реализация программы предполагает наличие:

 

а) вертикаль управления и координации реализацией программы;

 

исполнительной структуры, включающей:

 

инвесторов проекта, в т.ч.:

 

б)региональную ЭСКО с отделениями в городах, работающую совместно с газовыми и тепловыми хозяйствами, газовой инспекцией и инспекцией по энергосбережению;

 

б)собственные средства;

 

а) ПРИВАТБАНК (льготный кредит НАЦБАНКА УКРАИНЫ);

 

Первым этапом работ является комплексное проведение энергоаудитов для крупных и средних потребителей газа и производителей тепловой энергии с одномоментным вводом нормативов рационального использования газа и тепловой энергии, лимитов их потребления и дифференцированных тарифов;

 

в)УКРГАЗ (льготный кредит ЕБРР).

 

Второй этап реализации программы предполагает реализацию первоочередных и малозатратных мероприятий (со сроком окупаемости не более полугода). Для реализации этих мероприятий используются средства:

 

Результатом реализации первого этапа должна быть разработка и развертывание субрегиональных и локальных программ снижения непроизводительных потерь и затрат газа и тепловой энергии с охватом базовых сфер хозяйствования.

 

собственные средства с расчетом продукцией предприятий и разделом экономии (10-20 проектов):

 

стартового кредита НАЦБАНКА УКРАИНЫ (20-25 предприятий):

 

Результатом реализации второго этапа программы должно быть следующее:

 

собственные средства потребителей из регионального фонда (накопление средств, полученных от потребителей за нерациональное использование газа)(20-30 проектов).

 

начало массового охвата розничных потребителей (жилое и сельское хозяйство) средствами учета расхода газа;

 

реализация в регионе 50-80 краткосрочных проектов рационального использования газа и тепловой энергии;

 

накопление (после возврата вложений)средств у инвесторов проекта для их дальнейшего вложения в более капиталоемкие программы снижения нерациональных потерь и затрат газа и тепловой энергии;

 

создание собственных и регионального фондов энергосбережения из полученной экономии средств;

 

создание отработанных правовых, законодательных, экономических и технических механизмов энергосбережения;

 

общее снижение удельных расходов газа и тепловой энергии в базовых сферах хозяйствования региона;

 

энергосбережения.

 

формирование целостной и интегрированной региональной инфраструктуры

 

 

Третий этап реализации программы - РАЗВИТИЕ - базируется на дальнейшем углублении локальных и субрегиональных программ снижения нерациональных потерь и затрат газа и тепловой энергии с отказом от административных мер принуждения, углублением мер экономического стимулирования потребителей и инвесторов, переход на реализацию средне- и долгосрочных проектов.

 



 

Офисные здания будущего будут самостоятельно снабжать себя электричеством. FIGHTER 1120. ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 июля 1998 года N 566. Проект. Перспективи розвитку малої гідро.

 

Главная >  Нормативны 

0.0325