Главная >  Нормативны 

 

Основные положения и инвестиционные возможности Киотского протокола. Факт 1 Антропогенное изменение химического состава атмосферы – рост концентрации парниковых газов: СО2, СН4, N2O

 

А.Кокорин Основные факты, говорящие об антропогенном изменении климата (ВМО, ВОЗ, ЮНЕП, МГЭИК)

 

Факт 3 Рост числа отрицательных явлений. Изменение углеродного баланса. Но пока нет четко прописанной связи с Фактом 2

 

Факт 2 Усиление радиационного прогрева атмосферы (парникового эффекта) и антропогенный рост средней температуры

 

Проблема серьезная, но пока рано идти на экономические «жертвы» История создания, цель и принципы Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК)

 

Факт 4 В будущем будет “жарче”, но что это значит? Прогноз на будущее неблагоприятен, но весьма неопределен.

 

1992 г. РКИК открыта к подписанию на Всемирном саммите в Рио-де-Жанейро.

 

1988 г. ВМО и ЮНЕП учредили Межправительственную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК)

 

1995 г. Второй доклад МГЭИК, – необходимость серьезных действий по снижению выбросов.

 

1994 г. Российская Федерация ратифицировала РКИК

 

1999 г. Российская Федерация подписала Киотский протокол.

 

1997 г. На третьей Конференции Сторон РКИК принят Киотский протокол.

 

2006 г. Четвертый доклад МГЭИК Киотский протокол - принятие и вступление в силу

 

2001 г. Третий доклад МГЭИК, – подтверждение факта в основном антропогенного потепления климата, изменения более сильные, чем считалось ранее.

 

2003 г. Киотский протокол ратифицирован всеми странами ЕС, Японией, Канадой, Китаем, Индией (на февраль 2005 г. 141 страна). Отказались только США и Австралия

 

2001г. На седьмой Конференции Сторон РКИК единогласно одобрены «Марракешские соглашения», - подзаконные акты протокола.

 

2005 г. 16 февраля вступление Киотского протокола в силу

 

2004 г. Россия ратифицировала протокол

 

Начало переговоров об ограничении и сокращении выбросов парниковых газов с 2013 г., вероятно, новое международное соглашение, но с теми же принципами и механизмами. Киотский протокол: идеи и результаты

 

28 ноября – 9 декабря, Монреаль, Канада, проведение Первого совещания сторон протокола, принятие “Марракешских соглашений” (16 -27 мая, Бонн, промежуточные переговоры)

 

Надо начинать с пилотного, отладочного этапа: выбран 5 летний период с 2008 по 2012 гг. включительно

 

Есть понимание будущей угрозы, но нет прямой причинно-следственной связи: снизил выброс – получил эффект

 

Проекты совместного осуществления (ПСО) для развитых стран

 

Предложен основополагающий принцип торговли квотами (для развитых стран) и проектные механизмы:

 

Использована «структура» стран ООН,

 

Механизм чистого развития (МЧР) для развивающихся стран

 

Подход, - обязательства какие «страна хочет» :

 

все обязательства в зависимости от статуса страны в ООН (в частности, Россия развитая страна, а Китай, Бразилия, Аргентина и т.п. - нет)

 

каковы политические амбиции лидеров ведущих стран.

 

как государство хочет повлиять на национальный бизнес и помочь ему;

 

Политические амбиции, привели к драматическому финалу для США

 

Ориентация протокола на развитие энергетики

 

Ограничить выбросы парниковых газов (в среднем за 5 лет, с 2008 по 2012 гг.) уровнями в процентах от выброса страны в 1990 г.:

 

Решено перестраховаться и не принимать никаких финансовых санкций к нарушителям

 

США - 93%

 

ЕС - 92 % (с внутренним перераспределением)

 

Россия, Украина - 100%

 

Япония, Польша, Венгрия, Канада - 94%,

 

Австралия - 108%

 

Норвегия - 101%

 

Создать и отладить механизмы

 

Исландия -110%

 

Совместного осуществления (ПСО), (Ст.

 

Торговля квотами (Статья 1

 

Динамика эмиссии ПГ в развитых странах

 

Механизма чистого развития (МЧР), (Ст. 1

 

Закрытая торговая система с обязательным участием всех крупных предприятий - источников выбросов: энергетика, металлургия, химия, цемент, но не транспорт.

 

Европейская торговая система

 

Финансовые санкции: 40 и 100 евро за тСО2-экв.

 

2 этапа до 2008 г. и 2008-2012 гг.

 

Не «проходят в окно» ядерные и лесные проекты

 

Вход «со стороны» только через «окно проектов совместного осуществления»

 

Планы покупки квот европейскими странами (кроме участия в торговой системе ЕС) согласно национальным планам «размещения квот»

 

Работает с 2005 г. , цены 6-9 евро за т СО2-экв.

 

Бельгия 41 МтСО2-экв.

 

Австрия 35 МтСО2-экв.

 

Финляндия – вероятно, но пока не определено

 

Дания 18,7 МтСО2-экв.

 

Ирландия 18,7 МтСО2-экв.

 

Греция – не известно

 

Люксембург 15 МтСО2-экв.

 

Италия 162,5 – 300 МтСО2-экв.

 

Португалия – вероятно, но пока не определено

 

Нидерланды 100 МтСО2-экв.

 

Швеция – вероятно, но пока не определено

 

Испания 100 МтСО2-экв.

 

Потенциал продажи квот странами с переходной экономикой (оценка Всемирного банка)

 

Вероятные сроки – конец периода обязательств – 2012 – 2013 гг.

 

По выбросам парниковых газов: не превысить в среднем за 2008 –2012 гг. уровень 1990 г.

 

Обязательства России по Киотскому протоколу

 

Кадастр поглощения СО2 лесами и соответствующая отчетность

 

Кадастр выбросов (Inventory) парниковых газов и отчетность в строгом соответствии и правилами РКИК

 

__________

 

Создать Национальный Реестр (Registry) принадлежности, купли-продажи и передачи единиц учета выбросов парниковых газов

 

Учет (кадастр) выбросов ПГ

 

Участие в международной торговле квотами, проектах совместного осуществления, равно как и создание национальной системы торговли – не является международным обязательством России

 

Выбросы рассчитываются, а не измеряются (за редким исключением)

 

Контроль ведется не за концентрацией газа около предприятия, а за только абсолютным значением выброса

 

Имеется четко определенный список категорий источников

 

Важно кумулятивное действие всех парниковых газов

 

Учет поглощения СО2 наземными экосистемами

 

Особенность: использование продуктов или отходов древесины в качестве топлива не является выбросом.

 

Не учитывается абсорбция из-за динамического изменения возрастной структуры лесов в результате деятельности, имевшей место до 1990 г.

 

Простое “присутствие” углерода исключается из учета, нужна деятельность, способствующей накоплению углерода: посадка новых лесов или прогрессивное ведение лесного хозяйства

 

Статья 3.4 : управление лесным хозяйством

 

Статья 3.3 : облесение, лесовосстановление и обезлесение составляют деятельность по Киотскому протоколу (посадка новых лесов на участках, где леса не было)

 

Крупномасштабная «лесная» деятельность маловероятна

 

Введены специальные Единицы Абсорбции (ЕА)

 

Киотский протокол не несет угрозы экономическому развитию России. Ни в одном из сценариев (включая удвоение ВВП за 2003 – 2012 гг.), Россия не превысит уровня выбросов парниковых газов 1990 г. (Минэкономразвития России, Институт энергетических исследований РАН, 200

 

Выбросы СО2 в России

 

Рост ВВП и выбросы парниковых газов

 

Рост ВВП и выбросы парниковых газов

 

ВВП во многом зависит от цен на нефть, но добыча нефти не приводит к существенным выбросам парниковых газов

 

Изменение структуры экономики. Вместо энергоемких оборонных производств в ВВП все больший вклад дает сфера услуг и торговля, что не связано в большими выбросами.

 

Развитие энергетики и подразумевает не наращивание валовых мощностей, а более четкую и эффективную работу имеющихся (при слабо растущей численности населения)

 

“Сырьевой” вклад в ВВП на практике определяется объемом мировых рынков. Резкие изменения здесь маловероятны

 

Инвестиционные потоки (зарубежный опыт)

 

Карбоноемкость ВВП в зависимости от ВВП на душу населения

 

Деятельность частных компаний по организации проектов и покупке квот

 

Деятельность фондов по организации проектов и покупке квот

 

Виды деятельности Всемирного банка

 

Оценка объемов проектной деятельности
в развивающихся странах (МЧР) и проектов/покупок в развитых странах
(данные Всемирного банка, декабрь 2004 г.)

 

Распределение деятельности по регионам

 

80% средств поступает от правительств

 

Потенциал продажи больше спроса –> доп. требования (экологизация квот)

 

Распределение по видам деятельности

 

Фонды ЕУК преимущества для покупателей

 

Фонды ЕУК преимущества для продавцов

 

Продавцы

 

Общая сумма углеродных проектов (млн. долл. США, номинальная стоимость)

 

Что продали (деятельность по секторам)

 

Покупатели

 

Цены

 

Экономические показатели

 

КАРТА МИРОВЫХ РЫНКОВ СОКРАЩЕНИЙ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ

 

Европейская торговая система 6-9 евро за т СО2 экв.

 

I. Реализация политики и мер, направленных на сокращение выбросов и увеличение абсорбции парниковых газов (статьи 2, 10 Киотского протокола)

 

План действий по реализации Киотского протокола в РФ

 

III. Обеспечение участия Российской Федерации в механизмах в соответствии со статьями 6, 12, 17 Киотского протокола

 

II. Формирование и обеспечение функционирования национальной системы для оценки ежегодного кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов (статьи 5 и 7 Киотского протокола)

 

I. Реализация основных мер, направленных на сокращение выбросов парниковых газов в энергетике, промышленности и строительстве

 

IV. Участие в международной деятельности, связанной с реализацией Киотского протокола

 

Увеличение доли возобновляемых источников энергии

 

Снижение энергоемкости ВВП на 8% за 4 года

 

Шахтный метан

 

Нефтяной попутный газ

 

Эмиссии парниковых газов по отраслям

 

Потери газа в газовой промышленности

 

I. Реализация основных мер, направленных на увеличение абсорбции парниковых газов на землях Государственного лесного фонда и в сельском хозяйстве

 

Планируемые структурные изменения в ВВП будут содействовать уменьшению эмиссии парниковых газов – повышение эффективности транспорта, ЖКХ, энергогенерации и др.

 

Доля муниципальных образований, завершивших перевод субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в денежные выплаты на персонифицированные социальные счета граждан, с 1 до 100 % (согласно проекту Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005-2008гг.)

 

I. Постепенное сокращение или устранение рыночных диспропорций, фискальных стимулов, освобождений от налогов и пошлин, и субсидий, противоречащих цели Конвенции, во всех секторах - источниках выбросов парниковых газов, и применение рыночных инструментов

 

Минрегион, Росстрой, ФАС

 

Объем частных инвестиций в коммунальный сектор с 14 до 20%

 

Росгидромет , МПР России, Росстат, Минпромэнерго России

 

II. Формирование и обеспечение функционирования национальной системы для оценки ежегодного кадастра антропогенных выбросов

 

Утверждение установленного количества выбросов в 1990 г. (базового уровня)

 

Организация системы

 

Разработка прогноза выбросов

 

Нормативно – правовые акты

 

III. Обеспечение участия РФ в механизмах в соответствии со статьями 6, 12, 17 Киотского протокола

 

Подготовка Национальных Сообщений РФ по РКИК (Государственных докладов)

 

Доклад в правительство

 

1.Законодательные акты (перечень)

 

«Порядок утверждения, регистрации и контроля за реализацией проектов совместного осуществления ….»

 

Минэкономразвития России и др. 2 квартал 2005 г.

 

Нормативно правовой акт Правительства РФ об организации и ведении реестра

 

Минэкономразвития России и др. 2 квартал 2005 г.

 

Взаимодействие с инвесторами, Минэкономразвития, постоянно

 

МПР, Минэкономразвития, Росгидромет 3 квартал 2005 г.

 

Минэкономразвития России 3 квартал 2005 г.

 

Методические рекомендации для российских компаний, осуществляющих деятельность за рубежом, по применению механизма чистого развития

 

IV. Участие в международной деятельности, связанной с реализацией Киотского протокола

 

Ежегодный доклад в Правительство Минэкономразвития России

 

Ведение переговоров

 

Участие в Конференциях и др. мероприятиях РКИК и Киотского протокола

 

Росгидромет, МИД России, заинтересованные федеральные органы исполнительной

 

Выработка позиции на переговорах по ограничению выбросов ПГ на период после 2012 г.

 

Пилотный этап глобального соглашения по предотвращению катастрофических изменений климата. Собственно климатический эффект от первой фазы Киотского протокола (2008–2012 гг.) не велик, но важно начать практическую деятельность и запустить механизмы международной кооперации.

 

Глобальная роль Киотского протокола

 

«Катализатор» для поддержки научных исследований по проблеме изменения климата, экологических и экономических работ

 

Подтверждение роли ООН, как единственного глобального инструмента решения всемирных проблем.

 

Дополнительный стимул для повышения энергоэффективности и энергосбережения. В масштабах всей экономики эффект невелик (несколько млрд.долл. за 2008 –2012 гг.), но положителен

 

Роль Киотского протокола для экономики России

 

«Пионерная» деятельность тем или иным образом будет замыкаться на проекты и зарубежные инвестиции

 

Значительная поддержка «пионерам» деятельности по снижению выбросов парниковых газов (крупных компаний, ряда регионов)

 

Значение Киотского протокола для сегодняшних экологических и социальных проблем

 

В «пионерной» деятельности большое значение будут иметь «добровольные» соглашения и «опережающие время» действия.

 

Возможность привлечения дополнительных инвестиций для модернизации социальной инфраструктуры, посадки лесов и т.п. (зависит от национального законодательства, пока проблематично)

 

«Катализатор» всей экологической деятельности в целом, включая рост источников финансирования экологических, исследовательских и образовательных проектов.

 

Выводы

 

При снижении выбросов парниковых газов уменьшается загрязнение воздуха, что приводит к снижению заболеваемости (важно для небольшой части населения страны)

 

Прямое влияние Киотского протокола на жизнь людей в России невелико, но оно положительно.

 

Киотский протокол не вызывает никаких отрицательных эффектов для текущих российских социальных и экологических проблем.

 

 

Региональным администрациям, бизнесу и общественности имеет смысл поддержать активное участие России в Киотском протоколе и, насколько возможно, воспользоваться его дополнительными возможностями.

 



 

Публикации о деятельности. Энергосбережение в строительстве. Попутный газ и штрафы. Предпроектная проработка мини-ТЭ. КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ С ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕМ.

 

Главная >  Нормативны 

0.0127