Главная >  Нормативны 

 

Из выступления заместителя дирек. Действующий Федеральный закон от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ «Об энергосбережении» регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.

 

О законодательном обеспечении государственной политики
в сфере энергосбережения и повышения эффективности
российской экономики

 

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от

 

На новом этапе развития страны необходимо повышение динамики работ в области энергосбережения, что требует совершенствования законодательной базы.

 

В основе законопроекта заложена идея совершенствования действующих и введение принципиально новых механизмов правового регулирования в сфере энергосбережения, призванных обеспечить экономическое стимулирование реализации энергоэффективных программ производителями и потребителями электрической и тепловой энергии, с учетом структурных преобразований, осуществляемых в электроэнергетической отрасли.

 

17 марта 2003 года № ХВ-П9-02983 Минпромэнерго России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработало концепцию проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении».

 

Предполагается, что выявленные проблемы смогут быть решены за счет выделения в законопроекте ряда базовых принципов государственной политики в области энергосбережения, при этом каждому из таких принципов будут соответствовать конкретные механизмы реализации, также определенные в законопроекте. К числу таких принципов и механизмов относятся:

 

Целью законопроекта является обеспечение легитимной основы для разработки и реализации мер финансового, технического и организационного характера, направленных на достижение в достаточно короткие сроки оптимального уровня энергоэффективности как отдельных хозяйствующих субъектов, так и экономики в целом.

 

Экономическая основа энергосбережения. Обеспечение самоокупаемости затрат на выполнение энергоэффективных проектов, включенных в федеральные, региональные программы энергосбережения. Четкое указание на то, что по мере развития конкурентных отношений в энергетической отрасли объем государственной финансовой поддержки энергоэффективных проектов будет сокращаться, поскольку эффект от реализации подобных проектов, приносящий в конечном итоге экономическую выгоду не государству как субъекту правоотношений, а производителям и потребителям энергии, в условиях развитого рынка должен обеспечиваться за счет их собственного финансирования. Исключение делается только для бюджетных потребителей, для которых государственное финансирование является единственной возможностью практического осуществления энергосберегающих проектов. Соответственно, особо указывается на обеспечение государством стимулирования энергосбережения в бюджетной сфере с использованием бюджетных и внебюджетных средств, с целью оснащения потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов для повышения эффективности работы по экономии топлива и энергии. Кроме того, положениями законопроекта предусматривается проведение обязательного энергоаудита организаций, финансируемых за счет бюджетных средств, с целью обеспечения контроля государства как собственника за расходованием энергетических ресурсов.

 

Разграничение полномочий в сфере энергосбережения между федеральным и региональным уровнями власти. Особый акцент сделан на приоритетной роли региональных властей, наделяемых конкретными полномочиями по стимулированию энергоэффективных проектов как производителей электрической и тепловой энергии путем проведения специальной тарифной политики, так и потребителей в части организации специальных институтов (фондов) энергосбережения и контроля за эффективностью их деятельности. К федеральному уровню относятся разработка и контроль за выполнением федеральных программ, а также установление и контроль за соблюдением технических параметров стандартов, нормативов и т.д. Кроме того, возможно введение в законопроект положения о необходимости согласования региональных программ энергосбережения Правительством Российской Федерации либо уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

Содействие расширению производства и реализации оборудования, отвечающего современным требованиям энергоэффективности. Введение специализированных институтов (государственных и (или) независимых), уполномоченных на проведение экспертизы энергоэффективности оборудования, производящего и потребляющего электрическую и тепловую энергию, и по ее результатам на выдачу специальных паспортов (сертификатов, товарных знаков), подтверждающих энергоэффективность данного оборудования.

 

Создание рынка компаний, предоставляющих услуги по реализации энергосберегающих проектов. Имеется в виду рынок компаний, профессионально специализирующихся на обеспечении программ энергосбережения конкретных заказчиков-потребителей (возможно производителей) и подрядным способом выполняющих весь комплекс необходимых мероприятий (научные разработки, техническое задание, закупка и установка оборудования). При этом в законопроекте указывается, что условием соответствующего договора подряда будет положение, в соответствии с которым полная оплата по договору будет возможна только с момента фактического снижения объемов потребления заказчика, отраженного в соответствующих финансовых документах. Поддержка государства в такой ситуации выражается в предоставлении инвестиционных налоговых кредитов, а также в предоставлении гарантий погашения и обслуживания частных кредитов.

 

Определение дополнительных мер экономического характера, стимулирующих использование возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.

 

Взаимосвязь решений экологических и энергосберегающих программ. Реализация государственной системы экономических поощрений и санкций, применяемых к производителям и потребителям электрической и тепловой энергии.

 

Разработка законопроекта внесена в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2005 год с представлением законопроекта в Правительство Российской Федерации в ноябре 2005 года и внесением законопроекта в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации в декабре 2005 года.

 

Предполагается, что перечисленные выше принципы и методы могут быть реализованы в рамках законопроекта.

 

Полностью освоены государственные капитальные вложения в объеме 35,0 млн. рублей.

 

В минувшем году общие затраты на реализацию мероприятий подпрограммы «Энергоэффективность в сфере потребления» составили 9925,5 млн. рублей (130% по сравнению с 2002 годом), в том числе за счет средств федерального бюджета — 44,4 млн. рублей, за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — 2712,0 млн. рублей, за счет внебюджетных источников — 7169,1 млн. рублей.

 

За период реализации мероприятий в рамках этой подпрограммы в 2002–2003 годах получена экономия ТЭР в объеме 50–60 млн. т у.т.

 

В процессе реализации мероприятий подпрограммы в минувшем году каждый бюджетный рубль привлек 161,5 рубля привлеченных средств из внебюджетных источников против 103,0 рубля в 2002 году и против 32 рублей в 2001 году.

 



 

НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ. Пик Хабберта. MES системы. Розвиток регіональної політики енергозбереження. Финансовый менеджмент.

 

Главная >  Нормативны 

0.0146