Главная >  Нормативны 

 

ОДОБРЕНО Постановление Совета Ми. Настоящая Программа развития электрогенерирующих мощностей на основе паротурбинных, газотурбинных и парогазовых установок с созданием малых ТЭЦ в республике в 2000-2005 годах (далее – Программа) разработана Министерством экономики, концерном «Белэнерго» совместно с Госкомэнергосбережением и другими заинтересованными во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 1999 года №941 «О подготовке народного хозяйства республики к работе в осенне-зимний период 1999/2000 года».

 

Программа развития электрогенерирующих мощностей на основе паротурбинных, газотурбинных и парогазовых установок с созданием малых ТЭЦ в республике в 2000-2005 годах

 

Целью Программы является обеспечение повышения эффективности энергетического производства на базе развития малых ТЭЦ в республике в период 2000-2005 г.г.

 

Цели и задачи программы

 

Организация работы по выявлению потенциала развития электрогенерирующих мощностей в республике на базе паротурбинных, парогазовых и газотурбинных установок.

 

Основные задачи программы:

 

Разработка плана ввода электрогенерирующего оборудования в котельных на 2000 год и порядка осуществления этой работы в последующие годы.

 

Определение подходов к реализации имеющегося потенциала, объемов и источников инвестирования в создании малых ТЭЦ.

 

В соответствии с предложениями заинтересованных министерств (объединений) и на основе анализа состояния оборудования котельных, их установленной тепловой мощности, фактических и перспективных тепловых нагрузок, числа часов использования технологических и отопительных нагрузок составлен перечень котельных производительностью 10 Гкал/ч и более, для которых целесообразно проработать возможность установки электрогенерирующего оборудования (приложение . В ходе выполнения программы указанный Перечень должен ежегодно уточняться.

 

Потенциал установки электрической мощности в котельных, объемы и источники финансирования

 

Реализация этого потенциала приводит к экономии топлива на выработку электроэнергии в республике в размере 70-120 тыс. т у.т./год.

 

На данном этапе состояния экономики республики суммарная электрическая мощность, которая может быть установлена в указанных котельных, по экспертным оценкам составляет 100-150 МВт. В процессе обследования объектов потенциал будет уточняться.

 

Настоящая программа предусматривает создание высокоэкономичных малых ТЭЦ, оборудованных паротурбинными (ПТУ), газотурбинными (ГТУ) и парогазовыми (ПГУ) установками, обеспечивающими выработку электроэнергии по теплофикационному циклу с минимальными удельными расходами топлива.

 

Направления развития малых ТЭЦ в республике

 

Учитывая состояние готовности готовности на сегодня основного оборудования для паротурбинных и газотурбинных малых ТЭЦ на первом этапе создания подобных ТЭЦ в республике предпочтение будет отдано установке в котельных модульных турбоагрегатов (противодавленческая паровая турбина - генератор) мощностью от 0,6 МВт до 3,5 МВт низких и средних начальных параметров. Установка в котельных таких турбоагрегатов не нуждается в существующей реконструкции котлов, наличии сложных систем контроля и автоматики. Соответственно, ввод таких ПТУ составляет 160-350 долл.США/кВт.

 

В настоящее время в подавляющем большинстве производственных и отопительных котельных с паровыми котлами применяется дросселирование свежего пара с целью получения пара требуемых параметров, либо понижается давление в котлах. Установка при соответствующих условиях, в таких котельных паровых противодавленческих турбогенераторов позволит использовать потенциальную энергию пара для выработки электроэнергии, идущую в первую очередь на покрытие собственных нужд предприятия.

 

Весьма перспективным направлением является развитие малых ТЭЦ на базе газотурбинных и парогазовых установок. Внедрение таких агрегатов позволяет получить на 1 Гкал отпускаемой тепловой энергии в 3-4 раза больше электрической энергии, чем при использовании паротурбинных установок. Однако необходимым условием реализации этого направления является установка новых или возможность реконструкции существующих котлов, в котлы, способные использовать отходящие газы турбины как в качестве греющего агента, так и в качестве окислителя для дожигания топлива. Удельные капиталовложения в реконструкцию котельных с установкой ГТУ и ПГУ составляют 450-550 долл.США/кВт. Такая реконструкция котельной требует проведения дополнительных исследований.

 

Срок окупаемости устанавливаемых в котельных ПТУ в зависимости от мощности, режима работы и внешних экономических условий может составить от 4 до 7 лет, исходя из экономии топлива в республике в результате ввода таких установок.

 

После проведения указанных исследований следует рассмотреть возможность установки ГТУ и ПГУ в котельных производительностью менее 10 Г кал/ч, а также при проектировании реконструкции котельных установкой в них ПТУ предусматривать возможность надстройки к ним ГТУ с целью максимального использования энергетического потенциала сжигаемого топлива.

 

Концерну «Белэнерго» совместно с Госкомэнергосбережением необходимо в 2000 году обеспечить проведение исследований возможности установки газотурбинного оборудования на одном из объектов перечня котельных производительностью 10 Гкал/ч и более приложения 1.

 

В рамках выполнения Программы на каждый год рассматриваемого периода должен разрабатываться План ввода электрогенерирующего оборудования на малых ТЭЦ (далее - План).

 

План ввода электрогенерирующего оборудования в котельных на каждый год

 

При разработке Плана следует также исходить из критерия минимизации расхода топливно-энергетических ресурсов в республики в целом, в связи с чем приоритет создания малых ТЭЦ должен быть отдан дефицитным энергосистемам.

 

Для этого Госкомэнергосбережению следует разработать методику, а министерствам, объединениям, в ведении которых находятся котельные, вошедшие в перечень котельных производительностью 10 Гкал/ч и более, для которых целесообразно проработать экспресс-обследования этих котельных и на основании полученного заключения в 2000-2001 гг. разработать обоснование инвестиций создания малых ТЭЦ с указанием срока ввода электрогенерирующего оборудования.

 

Выполнение работ по определению экономической целесообразности установки электрогенерирующего оборудования, работ по проектированию и установке турбоагрегатов в котельных включается в отраслевые и региональные программы энергосбережения, в которых определяются (указываются) объемы и источники финансирования этих работ электрогенерирующего оборудования на малых ТЭЦ на 2000 год суммарная установленная электрическая мощность турбоагрегатов, планируемых к вводу в 2000 году, составляет 22,2 МВт (приложение . Это соответствует выработке электроэнергии около 110 млн. кВтч/год и экономии топлива 17 тыс. т.у.т./ год.

 

Разработка Плана начиная с 2000 года должна осуществляться Госкомэнергосбережением совместно с концерном «Белэнерго» и согласовываться Министерством экономики.

 

Финансирование всех выполняемых работ по проведению экспресс-обследований котельных, созданию малых ТЭЦ предусматривается за счет собственных средств предприятий, инновационных фондов соответствующих министерств (объединений), средств инновационного фонда концерна «Белэнерго», направляемых на финансирование работ по энергосбережению, кредитов, средств потенциальных инвесторов (акционерные общества, лизинговые компании и другие). Для предприятий и организаций бюджетной сферы (коммунальной собственности) финансирование производится за счет бюджетных средств и средств инновационного фонда концерна «Белэнерго», направляемых на финансирование работ по энергосбережению, выделяемых на безвозвратной основе.

 

Финансирование работ по созданию малых ТЭЦ

 

В программе предусматривается за пределами 2001 года постепенное уменьшение выделения средств из указанного источника до 15-20%. Это обуславливается поиском новых, более устойчивых при планировании, источников финансирования, каковыми являются собственные средства предприятий и кредиты. Соответственно, предполагается увеличить удельный вес инвестиций, направляемых на финансирование работ по созданию малых ТЭЦ из средств предприятий с 22 % до 30 %, за счет кредитов - с 11 % до 25 %.

 

В условиях острого дефицита инвестиционных ресурсов основным источником финансирования в ближайшее время остаются средства инновационного фонда концерна «Белэнерго», направляемых на финансирование работ по энергосбережению, доля которого в общем объеме инвестирования работ по созданию малых ТЭЦ в республике будет составлять около 35%.

 

Суммарные денежные средства, необходимые для реконструкции котельных в соответствии с определенным в разделе 2 потенциалом установки электрических мощностей в размере 100-150 МВт составляют 40-50 млн. долларов США. В процессе обследования котельных в 2000 году и выявления экономической целесообразности установки в них электрогенерирующего оборудования, требуемый объем денежных средств должен быть уточнен.

 

Выделение денежных средств из инновационных фондов соответствующих министерств (объединений) прогнозируется примерно на нынешнем уровне – 27-29%.

 

Источниками финансирования Плана ввода электрогенерирующего оборудования на 2000 год являются:

 

В соответствии с Планом ввода электрогенерирующего оборудования на 2000 год в республике должно быть введено 22,2 МВт электрической мощности на малых ТЭЦ. Общий объем инвестиций, необходимый для создания этих ТЭЦ составляет 6,5 млн. долларов США (исходя из курса доллара США равного 1000 белорусских рублей): Из них к 1.01.2000 г. было освоено 1.7 млн.долл.США. Для реализации указанного Плана 2000 года необходимо привлечь 4,8 млн.долл.США.

 

собственные средства предприятий - 1,15 млн. долл.США;

 

средства инновационного фонда концерна «Белэнерго», направляемые на финансирование работ по энергосбережению -1,7 млн.долл.США;

 

льготные кредиты - 0,52 млн. долл.США.

 

инновационные фонды министерств (объединений) 1,5 млн. долл.США;

 

Контроль выполнения Программы

 

Необходимые инвестиции для установки электрогенерирующего оборудования в котельных, предусмотренного Планом его ввода на 2000 год, приведены в приложении Планируемые объемы денежных средств по источникам финансирования, направляемые для реализации Плана ввода электрогенерирующего оборудования в котельных на 2000 год приведены в приложении 4.

 

Эта работа предусматривает:

 

Ежегодный контроль выполнения Программы и годовых Планов должен осуществляться Госкомэнергосбережением.

 

контроль проведения экспресс-обследования и разработки обоснования инвестиций (при положительном заключении экспресс-обследований);

 

контроль ввода электрогенерирующего оборудования в котельных, предусмотренный Планом;

 

 

ежегодный анализ эффективности работы установленного электроэнергетического оборудования за период его работы и, в частности, соответствия работы оборудования проектным решениям.

 



 

Китайский газовый путь В результате реализации проекта "Алтай" Россия сможет диверсифицировать направления экспортных поставок. Энергооптимальное управление кан. Проблемы эколого. Основы теории света. Политика формирования тарифов с точки зрения энергосбережения.

 

Главная >  Нормативны 

0.0151