Главная >  Инжиниринг 

 

От энергосбережения к энергоэффективности ЖКХ. Особенности этапов выполнения Программы энергосбережения

 

Олег Семенович Капустин- первый зам. председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации Волгоградской области. Начал трудовую деятельность на нефтеперерабатывающем заводе г. Волгограда, затем возглавлял предприятие “Тепловые сети”. В 1992 г. был назначен руководителем жилищно-коммунального хозяйства г. Волгограда. Имеет почетное звание “Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации”.

 

Сегодня мы подошли к качественно новому этапу работы в области энергосбережения. Новые взгляды, подходы определяются прежде всего анализом потерь энергоносителей при их транспортировке и особенно при потреблении. Надо меньше говорить об энергосбережении, а больше о рациональном использовании энергоресурсов.
Жилищно-коммунальный сектор области является крупнейшим потребителем топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Ежегодно потребляется 832 млн. м3 газа, 18,0 тыс. т жидкого топлива, 634 млн. кВт электроэнергии (почти на 1 млрд. руб., или 27% всех расходов). Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составляют более 30% бюджетов всех уровней. Ни одна другая отрасль не дотируется в столь объемных масштабах. Переход к 100-процентной оплате жилищно-коммунальных услуг населением, как предусматривает концепция реформы, безусловно, изменит эту ситуацию. Но людям надо дать возможность самим определять уровень потребления жилищно-коммунальных услуг, энергоресурсов, вести их учет.

 

В жилищно-коммунальном комплексе Волгоградской области выполнен первый этап (1998–2001 гг.) Программы энергосбережения – снижены затраты при производстве жилищно-коммунальных услуг. В это время был сделан акцент на замене устаревших типов котлов, установке нового типа оборудования на источниках производства тепла, применение новых технологий. Как следствие, снижение расходования жидкого топлива составило 13,8 тыс. т, газа – 3820 тыс. м3.

 

Энергосбережение – высокорентабельная отрасль хозяйствования: некоторые мероприятия позволяют получить 30% и более экономии топлива – продукта, имеющего постоянный спрос на рынке. Вместе с тем КПД топлива продолжает оставаться на самом низком уровне. Он равен приблизительно 10%. Это означает, что, используя резервы экономии на всем протяжении технологического цикла – от производства топлива (энергии) до их потребления можно снизить потери с 90 до 20–30%.

 

Энергосбережение в современных экономических условиях является не просто составной частью, а ключевым элементом реформы жилищно-коммунального хозяйства. Это фундамент финансового оздоровления жилищно-коммунального хозяйства области, в конечном счете – это экономическая безопасность региона.

 

– росте цен на топливо и энергоносители;

 

Пройден только первый этап – этап технических решений, наступает более сложный, заключающийся в:

 

– прекращении с 2004 г. практики перекрестного субсидирования жилищно-коммунальной отрасли;

 

– возросших в 2–3 раза и имеющих тенденцию к росту платежах населения за ЖКУ;

 

– недостатке финансовых средств;

 

– ограничении подачи газа и электроэнергии из-за неплатежей и, как следствие, ухудшении режима теплоснабжения;

 

– жалобах населения.

 

– решении возникающих проблем привычными методами, замене всего и вся без должного анализа;

 

Резко возросла активность жилищно-коммунальных отделов муниципальных образований и судебных органов по взысканию задолженности, практикуются арест имущества должников и выселение злостных неплательщиков. Люди начинают понимать, что оплата ЖКУ неизбежна (заплатил – получил), но при этом во много крат повышаются требования населения к качеству услуг и обоснованности их стоимости.

 

Этап, когда можно было обойтись энергоограничением (отключить системы вентиляции, горячего водоснабжения, ограничить в мороз подачу тепла), закончился. Надо заниматься сокращением потерь. Ситуация усугубляется и такими факторами, как массовые неплатежи за жилищно-коммунальные услуги в сельских населенных пунктах. Жилищно-коммунальные услуги на селе были практически бесплатными. 2001–2002 гг. стали переломными в повышении спроса с потребителей ЖКУ.

 

Комплексная программа – основа работы

 

Надо отметить, что, если бы Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации области и администрации муниципальных образований серьезно не занимались энергосбережением, тарифы на жилищно-коммунальные услуги были бы в 2,5–3 раза выше ныне действующих.

 

Программа включает:

 

В условиях постоянного роста цен на жилищно-коммунальные услуги решение задачи по экономии ТЭР становится залогом успешной реализации реформы в целом. Основным инструментом стала целевая программа по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве Волгоградской области на 1998–2003 гг.

 

– создание автономных систем теплоснабжения;

 

– модернизацию муниципальных котельных путем замены устаревших котлов на котлы новых модификаций;

 

– внедрение пластинчатых теплообменников;

 

– режимную наладку котлов, теплосетей;

 

– внедрение частотно-регулируемых электроприборов;

 

– комплексную обработку воды в системах теплоснабжения;

 

– лимитирование, паспортизацию предприятий и организаций и ряд других мероприятий.

 

– восстановление водозаборных скважин;

 

С 1998 г. получена экономия средств в размере 213 млн. руб. при затратах на реализацию мероприятий 138 млн. руб.

 

Основной целью программы является сокращение затрат на производство жилищно-коммунальных услуг и, соответственно, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты коммунальных услуг при переходе отрасли на режим бездотационного функционирования.

 

Опыт последних лет свидетельствует о необходимости внесения в программу определенных корректив. Так как мероприятия данной программы носят исключительно отраслевую направленность и нацелены, в основном, на энергосберегающие результаты и сокращение в будущем дотирования отрасли, то без увязки проводимых мероприятий с важной социальной составляющей реформы, касающейся подготовки потребителей и, прежде всего, населения к переходу на 100-процентную оплату и, как следствие, к грамотному, экономному использованию энергоресурсов, реализовать комплексный подход вряд ли будет возможным.

 

Только за четыре года в жилищно-коммунальном хозяйстве области заменены 374 котла с низким КПД, смонтированы 452 автономных системы отопления, 929 приборов учета, установлены 23 частотно-регулируемых электропривода, закрыта 181 нерентабельная котельная.

 

В чем состоит наше понимание энергосбережения, рационализации использования энергоресурсов в отрасли?

 

Программа должна быть конкретной для территориального образования, субъектов хозяйствования. Понятно, что каждый город, населенный пункт области в смысле рациональной организации работы по энергосбережению имеет индивидуальные особенности. Между тем, при всей специфике существуют некоторые общие положения. Прежде всего следует понимать, что на первый план выдвигается задача по эффективному использованию энергоресурсов, которая становится все существеннее по мере роста дефицита топлива и его цены и ужесточения требований к качеству жилищно-коммунальных услуг.

 

Во-вторых, смягчение социальной напряженности в связи с переходом на полную оплату ЖКУ.

 

Во-первых, экономия, полученная от энергосбережения, – это ресурс для возвращения инвестиций в развитие ЖКХ.

 

В-четвертых, совершенствование взаимоотношений между поставщиками и их потребителями, в первую очередь, населением.

 

В-третьих, повышение качества услуг, предоставляемых населению, их соответствие принятым стандартам.

 

Реализация программы: проблемы и решения

 

И, в-пятых, реализация конкретных мероприятий, имеющих своей целью снижение потребления ресурсов на единицу продукции (м2, Гкал и т. д.), создание системы учета ресурсов, максимально приближенной к потребителю и позволяющей четко определять объем потребления и уровень потерь по всей технологической цепи – от производителя до потребителя.

 

Ни один год не был профинансирован полностью, на сегодняшний день – 15,8 млн. руб., или 33% от необходимого. Кроме недостаточности средств, имеет место незаинтересованность большинства производителей и потребителей в экономии энергетических ресурсов. По-прежнему конечные потребители – жители платят не за то, что потребляют, а по норме, которая для всех одинакова.

 

К сожалению реализация программы энергосбережения происходит не так успешно, как хотелось бы, да и планы устанавливаются не столь масштабные, как это должно быть. Связано это прежде всего со сложным финансовым положением как муниципальных образований, так и области в целом.

 

Рассматривая техническую, финансовую стороны энергосбережения, необходимо остановиться на организационных мероприятиях, не требующих больших финансовых вложений и материальных ресурсов.

 

Не подлежит сомнению тот факт, что осуществить в полном масштабе энергосбережение за счет бюджетов без привлечения дополнительных средств не представляется возможным. В то же время нет организационно-экономического механизма, который стимулировал бы работу по энергосбережению, давал бы возможность использования сэкономленных средств на реализацию соответствующих мероприятий. Если сегодня достигается экономия от проведения энергосберегающих мероприятий, на которые потрачены бюджетные средств, то эти суммы вычитаются из дотации следующего года.

 

Например, можно вложить 1 млн. руб. в замену котлов, установку частотно-регулируемых электроприводов и т. п., получить окупаемость за 1,5–3 года и через несколько лет вернуть вложенные деньги. А можно перед персоналом предприятия поставить задачу: уменьшить потери тепла в течение отопительного сезона, предположим, на 20 Гкал, и если хотя бы 1/3 сэкономленных средств пойдет на дополнительную оплату труда, успех будет гарантирован в этом же отопительном сезоне.

 

Необходимо ввести в реальную практику экономические стимулы для всех участников процесса выработки, транспортировки и потребления энергии, причем стимулы должны действовать не только для организации в целом, но и для каждого ее работника.

 

Двухставочные тарифы оправдали себя в развитых странах (Дания, Финляндия), где они позволили снизить расходы энергоресурсов на 20–25%, улучшив при этом качество теплоснабжения.

 

Или другой пример: внедрение двухставочных тарифов на тепловую энергию. Методика подготовлена, но обязательным условием его применения является наличие приборов учета, так как основная экономия энергоресурсов происходит на стадии потребления. Потребитель имеет право и должен знать объемы и стоимость потребляемого тепла, изменения в оплате при экономии энергии и иметь возможность самостоятельно регулировать потребление теплоэнергии.

 

В течение 2000–2001 гг. в области проводились испытания современных газовых счетчиков с автоматической коррекцией по t и Р. Затраты на их установку (включая стоимость) окупаются за 3–4 месяца. Поэтому не понятна позиция отдельных руководителей, которые объясняют невозможность установки отсутствием средств, но при этом платят за газ в 2–4 раза больше, чем при наличии счетчика. Программы, связанные с комплексным внедрением приборов учета, в ближайшие 2–3 года должны иметь приоритетное значение.

 

Существующая у нас система отношений в коммунальном хозяйстве (договоры на поставку ресурсов, система расчетов с населением) не ориентирована на использование счетчиков. Расчеты с населением ведутся по нормативам. Комитетом жилищно-коммунального хозяйства области разрабатывается нормативная база, которая определяет роль и место счетчиков, устанавливает порядок расчетов за ресурсы по приборам учета. Но первым шагом должна стать установка приборов учета ресурсоснабжающими организациями.

 

Комплексное рассмотрение энергоэффективности всей системы теплоснабжения требует мероприятий по резкому снижению теплопотерь во внешнем контуре. Основным направлением здесь можно считать переход на пенополиуретановую изоляцию теплотрасс.

 

Снижение теплопотерь – насущная задача

 

Автономное теплоснабжение – ключ к энергоэффективности

 

Теплоизоляционные покрытия из пенополиуретана относятся к современным энергосберегающим технологиям. Применение данного высокоэффективного материала для теплоизоляции трубопроводов тепловых сетей позволяет на 20–35% снизить тепловые потери по сравнению с трубопроводами в традиционной изоляции, увеличить срок службы изоляции до 25–30 лет и снизить трудоемкость при выполнении изоляционных работ.

 

За последние 6 лет согласно постановлению Правительства РФ от 17.07.95 № 724 О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность приняты, в основном от села, котельные, в которых, как правило, установлены изношенные котлы. Анализ проведенных обследований технического состояния котельного оборудования и тепловых сетей показал, что установленная мощность на многих котельных в несколько раз превышает подключенную нагрузку, что приводит к нерациональному использованию котельного оборудования, увеличению расхода топлива на 30–35% и, следовательно, к большим затратам на выработку тепловой энергии.

 

Не менее важным направлением в сбережении энергоресурсов является перевод муниципального жилищного фонда и объектов соцкультбыта на автономное теплоснабжение.

 

Экономическую целесообразность перехода на автономные системы отопления можно охарактеризовать следующими цифрами: замена котельной с двумя НР-18 на две автономные котельные с четырьмя котлами типа Волга-Д-100 дает годовую экономию в 393 тыс. руб.

 

Тепловые сети в сельской местности (с учетом низкой плотности ее застройки) имеют большую протяженность и вследствие плохой изоляции (или ее отсутствия) большие тепловые потери (более 30%). Кроме того, с учетом дефицита средств на выполнение ремонта, тепловые сети имеют большой процент износа, а некоторые требуют замены. В этих случаях должно быть принято решение о переводе объектов теплоснабжения на автономное отопление.

 

Как показал опыт эксплуатации автономных систем отопления за последние годы, данное направление выбрано правильно, в течение 2–3 лет необходимо окончательно перейти в сельских населенных пунктах на этот метод и ликвидировать все нерентабельные, малоэффективные котельные.

 

Одним из направлений автономных систем отопления можно считать переход на поквартирное отопление. С целью распространения данного метода отопления, особенно в сельской местности, в Волгоградской области предстоит разработка и внедрение пилотного проекта в 21 жилом доме. В результате будут законсервированы 9 котельных и 83 км тепловых сетей.

 

Логическим завершением модернизации котельной является проведение режимной наладки котлов и, по возможности, тепловых сетей.

 

Наладка котлов и тепловых сетей – неотъемлемая составная часть модернизации

 

– предприятие ЖКХ приглашает стороннюю организацию, имеющую соответствующую лицензию, и по договору производит пусковую режимную наладку;

 

Имеются два пути:

 

То, что производить наладку необходимо, в этом сомнения нет.

 

– наладку производит подрядная организация, монтирующая котлы под ключ .

 

В этом вопросе должна быть четкая позиция: пуск новых котлов без режимной наладки недопустим. При экономии на каждом котле 5–8 тыс. руб., в последующем теряются десятки тысяч рублей.

 

Следует исключить практику, когда котлы монтируются в районах собственными силами или шабашниками , а затем начинаются звонки, претензии к качеству котлов и т. д., и, как правило, в период отопительного сезона.

 

Наладка тепловых сетей обеспечивает их гидравлическую устойчивость в работе и позволяет отрегулировать равномерную подачу тепла всем потребителям в соответствии с проектными и расчетными нагрузками.

 

Режимная наладка котлов, как вновь смонтированных, так действующих, позволяет установить их фактическую производительность и КПД. Кроме того, по выявленным дефектам производится наладка КИПиА, газогорелочных устройств, что в целом улучшает работу котлов, сокращает потребление топлива.

 

Перспективным направлением в рациональном использовании тепловой энергии в системах отопления и горячего водоснабжения является внедрение пластинчатых теплообменников взамен старых кожухотрубных. Главное их достоинство – высокий коэффициент теплоотдачи (до 98%). По опыту эксплуатации в Волгоградской области наиболее эффективными теплообменниками в настоящее время показали себя аппараты шведской фирмы Альфа-Лаваль , установленные на 62 объектах. Из-за высокозатратности не было возможности их широкого внедрения, тем не менее, учитывая положительный опыт эксплуатации, особенно в городах, в ближайшие годы данное направление в энергосбережении будет сохранено.

 

Режимная наладка котлов и тепловых сетей, как основа грамотной, экономичной эксплуатации теплового хозяйства, должна найти отражение в программах энергосбережения городов и сельских районов, а внедрение энергосберегающего оборудования необходимо поручать предприятиям, способным самостоятельно выполнять весь спектр работ: от разработки проектно-технической документации до вывода оборудования на рабочий режим с последующим сервисным обслуживанием.

 

Практика лимитирования энергопотребления

 

Исходя из комплексного подхода к решению задач по энергосбережению, необходимо обратить внимание на такое направление, как установка частотных регуляторов на центральных тепловых пунктах и водопроводно-канализационных насосных станциях. Это мероприятие также является высокозатратным, однако практику внедрения данного оборудования считаем целесообразным продолжить.

 

Проведенное в 1999–2001 гг. энергетическое обследование на 206 объектах Волгограда и области, финансируемых за счет средств областного бюджета, показало, что практически везде имеется перерасход энергоресурсов (6,8 млн. руб. в год), который составляет:

 

В целях создания единой методической базы по определению объемов потребления топливно-энергетических ресурсов для бюджетных организаций области совместно с ГУП ПИ Волгограджилкоммунпроект в 1998 г. была разработана Методика определения оптимальной потребности теплоэнергетических ресурсов и рационального использования площадей при эксплуатации зданий административного и общественного назначения.

 

– водопотребления – на 30–35%;

 

– теплоэнергии – на 10–25%;

 

В течение двух лет на областном уровне разрабатываются лимиты потребления ТЭР и мероприятия по их снижению, которые утверждаются главой администрации области. Осуществление данных мероприятий позволило в 2001 г. добиться снижения потребления ТЭР в организациях, финансируемых за счет средств областного бюджета, в среднем на 11%. Результаты показали необходимость проведения этой работы в городах, районах. Каждый объект бюджетной и муниципальной сферы должен иметь энергетический паспорт. При его отсутствии лимиты на энергоресурсы выделяться не должны.

 

– электроэнергии – на 10–30%.

 

Необходимо также остановиться на системах теплопотребления в жилых домах и организациях бюджетной сферы.

 

Повышение энергетической грамотности населения

 

В активной пропаганде и разъяснении потребителям – и в первую очередь населению нуждаются технические и экономические аспекты реализации энергосбережения. Для повышения энергетической грамотности населения необходимо использовать средства массовой информации, смотры-конкурсы, конференции, встречи.

 

Системы отопления жилых домов создавались таким образом, что жители не могут влиять на процесс теплопотребления. Чтобы установить комфортный уровень температуры в квартирах, жители открывают форточки или включают электрорадиаторы, используют для отопления газовые плиты. Внедрение экономических стимулов экономии тепла для жителей упирается в необходимость огромных затрат на квартирные приборы учета тепла и неприспособленность существующих систем с однотрубной разводкой к поквартирному регулированию. Поэтому большую роль играют широкая пропаганда вопросов энергосбережения, а также внедрение заявочной системы дотаций (когда для их получения необходимо предъявить квартиру для проверки соответствия нормативам).

 

Очень важным представляется обмен опытом между регионами по вовлечению населения в работу по энергосбережению. Ведь население – самая консервативная категория потребителей, к которой труднее всего предъявлять санкции за нерациональное энерго- и водопотребление.

 

Можно отметить положительный опыт в этом направлении МУП Волгоградтеплоэнерго , которое совместно с Департаментом образования Волгограда провело конкурс среди школьников на лучший рисунок по теме Тепло нашего дома . Результаты конкурса поразительны как по количеству принявших в нем участие (более 200 детей), так и по содержанию рисунков. Комитетом жилищно-коммунального хозяйства разработаны методические материалы по организации подобных конкурсов во всех муниципальных образованиях области.

 

 

Выполнение всего комплекса мер, предусмотренных программой энергосбережения, обеспечит достижение ее главной цели – надежного обеспечения потребителей энергоресурсами необходимого качества и их эффективного использования в условиях ограниченности финансовых средств.

 



 

О нормах проектирования отопления. Регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию на примере ОАО. Международные источники финансирования. Потребители диктуют. Самые популярные котлы в России.

 

Главная >  Инжиниринг 

0.0039