Солнечные элементы
Тенденции
Сбережение
Аналитики
Энергообмен
Инвесторы
ЭнергоСША
Газ
Энергоаудит
Эн.сбережение
Экология
|
Главная > Инжиниринг О стратегии развития энергосбережения в Автономной Республике Крым. Вопросы энергосбережения и рационального использования природных топливно-энергетических ресурсов с одной стороны имеют общий глобальный характер, так как они влияют на улучшение состояния окружающей среды и изменение климата всей планеты, с другой стороны затрагивают экономические интересы и проблемы каждого её региона, в том числе и такого уникального места как крымский полуостров. Крым является одним из энергодефицитных регионов Украины. В настоящее время потребность экономики Крыма за счет добычи и производства собственных (расположенных на территории крымского региона и прилегающих к нему акваторий Чёрного и Азовского морей) традиционных природных энергоресурсов покрывается только частично: в природном газе на 45-48%, в нефтепродуктах - на 4%, в электроэнергии - на 7%. Остальная часть покрывается за счет энергоресурсов, импортируемых из России и стран Средней Азии. Анализ энергопотребления в АРК за период с 1990 по 1999 г. показал, что значительно возросла энергоёмкость отечественной продукции, а удельные затраты органического топлива на единицу производимой продукции в Крыму превышают аналогичные показатели, достигнутые в экономически развитых странах Европейского Союза.. Основными причинами этого роста являются: — отсутствие мотивации энергосбережения как на отраслевом уровне, так и непосредственно на предприятиях; — приоритетное развитие энергоемкого производства; — использование низкоэффективных и энергозатратных технологий; — недостаточная подготовленность руководителей и специалистов предприятий и хозяйств в вопросах энергосбережения. Общая причина увеличения перерасхода энергии состоит в неэффективном и неполном использовании существующих производственных мощностей. При работе промышленных предприятий с нагрузкой 25–30% от номинальной, значительно снижается коэффициент полезного действия установленного оборудования и механизмов, эксплуатируемых не в оптимальном режиме, возрастает доля непроизводственных затрат. Поэтому вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности производства в настоящее время особенно важны и актуальны для крымского региона. В настоящий момент на Украине уже имеется определённая нормативно-правовая основа для реализации политики энергосбережения. Важнейшие направления этой политики определены Законом Украины «Об энергосбережении», и отражены в Комплексной государственной Программе энергосбережения Украины. На основании этих документов в Крыму была разработана и в 1998 году одобрена Советом министров АРК собственная Комплексная программа по энергосбережению (далее Программа), а при содействии отечественных и зарубежных экспертов - план развития энергетики Крыма на период до 2010 года. На основании этих документов, была сформирована основная стратегическая цель государственной политики энергосбережения в Крыму - стабилизация функционирования экономики Автономной Республики Крым в условиях энергетического кризиса. Основными задачами Программы были определены: повышение конкурентноспособности продукции крымских предприятий и организаций за счёт снижения энергоёмкости их продукции, снижение уровня ввоза в Крым энергоресурсов и переход экономики республики на самообеспечение природным газом. Программой определено, что первоочередное осуществление энергосберегающих мероприятий наиболее целесообразно сосредоточить в промышленности, где доля потребления котельно-печного топлива составляет 62–65%, тепловой энергии — 70–72%; в сельском хозяйстве, где доля потребления котельно-печного топлива составляет 21%, тепловой энергии - 10–12%, а повышение энергоэффективности общественного производства Крыма должно проводиться по следующим основным направлениям: • разработка и внедрение энергосберегающих технологий и энергоэффективного оборудования; • максимально-возможное использование нетрадиционных источников энергии для целей теплоснабжения зданий и сооружений; • внедрение организационно-технических и малозатратных мероприятий по учету и контролю потребляемых энергоресурсов. К наиболее эффективным общеотраслевым энергосберегающим мероприятиям в Автономной Республике Крым первую очередь отнесены: • внедрение приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов на предприятиях, в организациях и учреждениях; • внедрение автоматизированных систем учета, контроля и управления потреблением электроэнергии на энергоемких промышленных предприятиях; • внедрение энергетически эффективных систем и приборов освещения; • утилизация сбросного тепла и использование вторичных энергоресурсов для снижения потребления природных энергоресурсов. Выполнение Программы предусмотрено в три этапа. На первом этапе, до 2001 года, акцент был сделан на организационные, малозатратные и быстрореализуемые мероприятия и технические решения. Экономия ТЭР за счёт внедрения первоочередных энергосберегающих мероприятий в этот период составила только 50 тыс. т.у.т. , в том числе за счёт использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии - 10,2 тыс.т.у.т. Задания по экономии котельно-печного топлива были выполнены только на 16%, по экономии электроэнергии на 89,2%. На втором этапе с 2001 по 2005 годы Программой предусматривается внедрение среднезатратных инновационных проектов и мероприятий по экономии природных энергоресурсов, в том числе за счёт широкого использования различных видов экологически чистых НВИЭ. На третьем этапе с 2005 по 2010 г.г. предполагается, что должны накопиться достаточные государственные и частные средства, которые можно использовать для внедрения новых энергосберегающих технологий и энергоэффективного оборудования. Учитывая это, в ближайшей перспективе Совет министров Автономной Республики Крым, в своей энергетической политике, в первую очередь, будет уделять большое внимание совершенствованию и удешевлению технологий по использованию различных видов экологически чистых нетрадиционных и возобновляемых источников энергии (солнечной радиации, энергии ветра, теплоты геотермальных вод и подземного грунта, отходов сельскохозяйственного производства и др.). В 1999 г. ресурсы альтернативных возобновляемых источников энергии в Крыму, их энергетический потенциал и объемы использования были уточнены отечественными и зарубежными экспертами, в ходе реализации проекта по оценке развития энергетики Крыма, осуществленного странами Европейского Союза в рамках оказания технической помощи по программе «ТACIS». Приоритетными направлениями экономии ТЭР за счет использования НВИЭ в Крыму намечено: развитие ветроэнергетики и малой гидроэнергетики, строительство солнечных и геотермальных установок, широкое применение теплонасосных установок для теплоснабжения зданий и сооружений. В условиях недостатка собственных энергоресурсов, представляется целесообразным: — активизировать работу по нормированию удельных расходов топливно-энергетических ресурсов в общественном производстве Автономной Республики Крым и разработать нормы их потребления для промышленных предприятиях, организаций и бюджетных учреждений; — разработать комплекс мер по экономическому стимулированию экономного потребления топливно-энергетических ресурсов населением; — разработать и внедрить механизм формирования блочных тарифов на ТЭР, дифференцированных по уровнями потребления и периодам пиковых нагрузок, включая сезонные; - ввести на предприятиях материальное стимулирование коллективов и отдельных работников предприятий, учреждений и организаций за экономию ТЭР; — принять нормативные акты, стимулирующие инновационную и инвестиционную деятельность в сфере энергосбережения; — разработать комплекс мер по созданию условий для льготного кредитования банками инновационных проектов в области энергосбережения; — сформировать региональные источники централизованного финансирования проектов и мероприятий энергосбережения. — содействовать созданию сети инновационных структур по разработке и внедрению мероприятий энергосбережения и нетрадиционной энергетики. При этом, в бюджете Автономной Республики Крым необходимо предусматривать ежегодное финансирование на разработку приоритетных региональных научно-технических проектов и программ, инновационных и инвестиционных проектов в области энергосбережения, в том числе в бюджетной сфере. Представляется целесообразным также принять ряд ограничительных мер и решений, стимулирующих энергосбережение в регионе, в частности: — запретить по экологическим мотивам использование котельных в курортных зонах Крыма в летний курортно-оздоровительный период. Эта мера должна быть подкреплена созданием инженерно-технических и финансово-экономических условий для оперативного внедрения устройств по использованию энергии солнца, ветра, морской воды и иных нетрадиционных источников; — запретить сдачу в эксплуатацию жилых зданий и производственных сооружений не оснащенных энергосберегающими (регулирующими) устройствами и не отвечающих существующим теплотехническим требованиям. Одновременно необходимо: — проводить плановое обучение по специальности энергосбережение и энергетический менеджмент на предприятиях и в хозяйствах руководителей и специалистов, ответственных за энергообеспечение; — развернуть в регионе, с привлечением средств массовой информации, рекламно-пропагандистскую деятельность по пропаганде мероприятий в области энергосбережения, в том числе по использованию нетрадиционных источников энергии для чего предлагается создать в Крыму демонстрационный энергоэкологический офис (ЭЭО), как научно-методический и информационный региональный центр. В первоочередном порядке предполагается создать в Крыму бизнес-инкубатор по энергосбережению, который позволит: — организовать отбор научно-технических решений и конструкций высокоэффективных гелионагревательных, ветросиловых, биогазовых и иных установок по использованию нетрадиционных возобновляемых источников энергии и организовать их серийное производство в Крыму; — организовать производство приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов потребителями всех уровней. В качестве источников финансирования энергосберегающих проектов и мероприятий, предусмотренных Программой, предполагаются средства государственного, республиканского и местных бюджетов, а также собственные средства предприятий заказчиков, средства регионального фонда поддержки энергосбережения, банковские кредиты и средства инвесторов. Финансирование инвестиционных и инновационных проектов в сфере энергосбережения из государственного бюджета и внебюджетных фондов должно осуществляться только после оценки их энергоэффективности и экономической целесообразности, для чего необходимо создание в Крыму специализированного регионального научно-технического предприятия по энергоэффективным технологиям. Именно создание инвестиционных и инновационных структур в Крыму является одним из механизмов реализации Программы. По каждому направлению работ в области энергосбережения необходимо создать инновационные центры и предприятия. Статус инновационного предприятия может быть придан также некоторым действующим малым и средним предприятиям и научно-техническим организациям, занимающимся разработкой и внедрением энергосберегающих мероприятий. Координацию деятельности малых и средних инновационных предприятий в области энергосбережения может осуществлять такая структура как технопарк. В настоящее время планируется создание такого технопарка «Таврида» на базе Крымского регионального инновационного центра технического развития. Таким образом, именно энергосберегающая политика, инвестиционная и инновационная деятельность в этой сфере должны стать основой для стабилизации социально-экономического состояния и улучшения экологической обстановки в крымском регионе.
Домашняя энергетика. Анализ эффективности строительства и эксплуатации автономных источников теплоснабжения. Методика расчета экономии электроэнергии в действующих осветительных установках помещений при проведении энергетического аудита. Экономический аспект учета тепловой энергии в ЖКХ. Теплокоммунэнерго увеличили задо. Главная > Инжиниринг 0.0126 |