Главная >  Инжиниринг 

 

Цель - энергоэффективность. В то же время энергоемкость нашей экономики, т.е. затраты энергии на единицу валового продукта, - в 3-4 раза выше, чем в индустриально развитых странах мира, которые, как правило, не имеют собственных энергоресурсов, а покупают их, в т.ч. и у России, по достаточно высоким мировым ценам.

 

Россия богата топливно-энергетическими ресурсами, запасы которых у нас больше, чем в любой другой стране мира. Ресурсная обеспеченность России только разведанными запасами нефти и газа превышает 50-80 лет, а угля - и все 150 лет. И добываем мы немало -почти 1,5 млн. т у.т., и потребляем - почти 1 млн. т.у.т. ежегодно.

 

Дело - в нашей энергорасточительности, обусловленной нашими природным богатством и всё ещё отсутствием в достаточной мере навыков рачительного хозяйствования.

 

Еще более доказательным (не в нашу пользу) является т.н. энергоемкость социальной инфраструктуры, т.е. отношение объемов энергопотребления к общему уровню расходов, идущих на социальные нужды населения. Этот показатель в 15-20 раз хуже, чем у стран Европейского Союза. И дело не в особых климатических условиях России, действительно требующих почти 1,5-кратного увеличения душевого энергопотребления по сравнению с другими странами.

 

Для достижения даже нынешнего уровня жизни таких стран, как Испания, Израиль, Ирландия (три «И»), имеющих дешевый ВВП порядка 15-17 тыс. долларов на человека, в России к 2020 году необходимо, как минимум, в два раза снизить энергоемкость ВВП и переориентировать структуру экономики с нынешнего «производства ради производства» на «производство ради человека», увеличивая не объем добычи ТЭР, а масштаб и качество прямых и косвенных услуг населению. Поставленная президентом задача удвоения ВВП ещё более заостряет эти проблемы.

 

Не случайно высшим приоритетом государственной политики(как это и отражено в Энергетической стратегии России на период до 2020 г) стала в последнее время интенсификация процессов формирования энергоэффективной социально-ориентированной экономики.

 

Первый путь - наращивание душевого энергопотребления. При сохранения нынешней структуры экономики это требует как минимум в два раза увеличить объем добычи ТЭР и производства электроэнергии и других энергетических потребительских товаров.

 

Есть три варианта развития России с достижением указанной цели.

 

Второй путь - двукратное снижение энергоемкости ВВП, причем не просто за счет снижения потерь и экономии всего и вся, а за счет развития отраслей экономики, которые требуют меньше материальных, в т.ч. и энергетических затрат, и ориентируются на использование наукоемких технологий социальной направленности, в т.ч. в сфере услуг.

 

Это недостижимо ни по ресурсным, ни по экологическим, ни по технологическим, ни по экономическим соображениям.

 

Третий путь - путь экологически ориентированного развития с ориентацией не на материальное благополучие, требующее огромных затрат природных, финансовых и прочих ресурсов, а преимущественно на духовное развитие, гармонизацию интересов человека, социума и природы.

 

Путь единственно правильный, но инерционная российская экономика всё ещё не готова к таким радикальным переменам.

 

Как видно, ни один из этих путей в чистом виде не ведет нас в желаемом направлении. Вот почему общая траектория развития - сложный путь от поддержании и наращивания энергетического потенциала как единственного на сегодняшний день возможного источника средств к существованию посредством формирования энергоэффективной экономики, ориентированной на человека, к гармонизации его отношений с окружающей социоприродной средой. (энергоэкологический подход, ред.).

 

Путь соответствует традиционному русскому менталитету, но, пожалуй, мы уже слишком далеко отошли от своих корней, придерживаясь тезисов, что «природа - не храм, а мастерская» и «не ждать милостей от природы, а взять их - наша задача».

 

Наша реалистическая цель - энергоэффективность не только производящей, но и распределительной экономики.

 

Поэтому в ЭЧС-2020 предусматривается, что 15 % растущего спроса на энергию будет обеспечиваться за счет наращивания нового производства ТЭР, а 85% - за счет повышения эффективности использования энергетических и неэнергетических ресурсов страны.

 

Немаловажно, чтобы эти услуги все больше и больше обеспечивались не только за счет добычи ТЭР в условиях Сибирского севера и их транспортировки за тысячи километров в центральные районы страны, а за счет все более активного использования автономных энергоисточников на базе местных возобновляемых природных ресурсов ветра и солнца, биомассы и тепла земли, а также на базе топливных элементов и химических источников тока (и «бестопливных» технологий таких как детандер-генераторы, ред.) Тогда высвободившиеся природные ТЭР можно будет направить на экспорт, на завоевание новых рынков и не только в Европе, но и Азии, и в Америке. И это вполне соответствует новой энергетической стратегии заявленной президентом.

 

Средства ее достижения - учет, энергосбережение, расширение ассортимента и качества энерегтических услуг населению.

 

Почему же этот бизнес не стал особо преуспевающим? На наш взгляд существуют три причины данного явления:

 

Немаловажно и то, что эти услуги будут обеспечиваться на экономически взаимовыгодных условиях для поставщика и потребителя. Да, цены на ТЭР скоро возрастут, но это сделает бизнес в сфере энергетических услуг и энергосбережения более привлекательным и для инвесторов, и для всех предпринимателей. Уже сегодня доходы от этого бизнеса в 4-5 раз выше, чем немалые доходы от производства энергоносителей.

 

Иждивенческие настроения проявляются и в том, что население ждет, когда кто-то придет и отремонтирует двери, утеплит окна, устранит утечки воды в сантехнических устройствах; а местные власти ждут, когда завезут уголь и мазут со стороны, хотя местных ресурсов более чем достаточно. Преодоление этой психологии требует и долговременной разъяснительной работы со всеми группами населения, начиная с детского сада и школы, и необходимых экономических стимулов со стороны государства.

 

Первая и самая распространенная - психологическая, связанная с привычкой «черпать электроэнергию из розетки» и безответственностью покупателя за свое энергетическое самообеспечение. Проще искать врага на стороне в виде монополистов-энергопоставщиков и требовать от государства призвать их к порядку, палец о палец не ударив во спасение свое.

 

Низкие цены на энергоносители отнюдь не привлекают предпринимателей развивать бизнес на энергетике.

 

Вторая причина - диспаритет цен. Доля затрат на энергию в машиностроении ~5 % от общих издержек промышленного производства, 7 % - на морском транспорте и 5-7% расходов семейного бюджета.

 

К сожалению, более чем 10-летний опыт российских реформ наглядно показал, что эластичность спроса на энергоносители, в зависимости от изменения цен, практически равна нулю.

 

Это отнюдь не означает, что стоит повысить цены и борьба с энергорасточительством автоматически примет всеобщий характер.

 

Проблема - изменить соотношение цен с тем, чтобы дать стимул к энергосбережению, т.к. время дешевых энергоресурсов ушло в прошлое. И будущее мы должны строить не на эксплуатации природы, а за счет добавленной стоимости человеческого труда и знаний. Экономическая проблема, дестимулирующая энергосбережение, - это наше неумение представить результат сберегающей деятельности в виде нового товара с его потребительскими и стоимостными свойствами.

 

Потребитель сразу же перекладывает свои дополнительные расходы на энергию на цену своей продукции, лишь раскручивая инфляционную спираль.

 

Третья причина - отсутствие достаточно мощных организационных структур как в сфере государственного управления, так и в сфере бизнеса, которые могли бы стать конкурентами РАО «ЕЭС России» и АО-энерго, находясь с ними «в одной весовой категории».

 

Не секрет, что эффект, полученный от установки счетчиков и энергосбережения, приводил к сокращению дотаций на тепло из местных бюджетов и никак не стимулировал реализаторов этих проектов.

 

Многочисленные структуры (типа центров, фондов, союзов, ассоциаций) хотя и объединили разрозненные группы энтузиастов, но не имеют средств для проведения энергосберегающей политики, ее лоббирования в Федеральном собрании и регионах. Главное же - необходимо создание при поддержке государства крупной энергосберегающей компании (ЭСКО), учреждаемой производителями нового оборудования, его потребителями и банковской структурой.

 

Предложение о создании самостоятельного агентства по энергосбережению в структуре Правительства РФ было отвергнуто в самом начале. Минэнерго РФ, которое взяло на себя эти функции, свело свою деятельность по энергосбережению на уровень одного из подразделений Госэнергонадзора, которое, конечно же, нет статуса для координации министерств и ведомств по проблеме энергосбережения.

 

Начинать этот процесс можно и на местах, где администрация субъектов РФ «шкурой» чувствует эту проблему, и ее легче убедить не просто изыскивать деньги для энергосбережения, а внести свой пай в создание ЭСКО принадлежащими региональным властям акции предприятий энергетики. Немаловажно привлечь к энергетическому бизнесу и средства населения, в т.ч. с помощью социальных паевых фондов. Однако не просто под проценты, а под опционную поставку будущих энерготоваров и энергоуслуг за нынешние цены.

 

Целесообразно, чтобы государство внесло свой пай в ЭСКО передачей части принадлежащих ему акций РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и других крупных энергетических компаний.

 

Первый - воспользоваться уже имеющимися законодательными решениями и нормативными актами для того, чтобы развернуть массовую работу по энергоаудиту. Для этого нужно добиться, чтобы в соответствии с федеральным и местными законами «Об энергосбережении» администрация разработала и утвердила график обязательных проверок всех энергоемких предприятий.

 

На извечный русский вопрос можно дать три совета:

 

Неплохую службу в этом вопросе могут сыграть и применяемые на ряде энергосбытовых предприятий автоматические системы подключения потребителей с предоплатой - типа телефонных карт

 

При этом энергоаудит должен быть обязательно совмещен с финансовым аудитом, ибо тогда будут видны «Черные дыры», через которые утекают на ветер или в канализацию вполне приличные суммы, затрачиваемые на оплату энергоносителей, а то, что с неплатежами в электроэнергетике будет скоро покончено, - факт.

 

Второй - ввести реальную конкуренцию в энергетическом секторе. Конкуренция не есть средство удешевления производимого товара. Конкуренция заставляет снижать посреднические издержки и повышать количество предоставляемых услуг.

 

Аудит не самоцель, а обоснование первоочередных задач, требующих инвестиций и условий, при которых вложение средств будет выгодно и предприятию, и инвестору. Полноценный аудит требует массового оснащения потребителей приборами учета, которые могут не просто продаваться заказчику, а поставляться ему в аренду по лизинговым и другим схемам с взаиморасчетом в счет экономии излишне проплачиваемых средств за энергоносители.

 

Малый бизнес в электроэнергетике быстрее освоит производство и поставку заказчику не только традиционных энергоустановок малой мощности, но и принципиально новых автономных источников (в том числе возобновляемым), - малых энергоемких аккумуляторов, топливных элементов, химических источников тока и т.п.) встраиваемых в производство конечного продукта или обеспечивающих энергетическими ресурсами бытовую аппаратуру производства, доля которой в объеме энергетических услуг будет возрастать.

 

Поэтому не реструктуризация РАО «ЕЭС России» с созданием т.н. независимых генерирующих компаний (они, действующие на едином ФОРЭМе, всегда договорятся между собой в силу своих корпоративных интересов), а реальная конкуренция централизованных и децентрализованных автономных систем энерго-, и особенно, теплоснабжения позволит снизить эти «накрутки» и при реальном увеличении цен на энергоносители - сократить дополнительные издержки для потребителей. Кроме того, немаловажен и социально-психологический эффект, когда независимый энергопроизводитель будет больше вписан в структуру потребителя, чем в систему АО-энерго. И он будет работать не по системе продажи товара, а по системе предоставления энергетических услуг на условиях заказчика-потребителя, а не монополиста энергосистемы.

 

Примеров могут служить новые световые элементы - не просто энергоэффективные лампочки, обеспечивающие тот же световой поток при меньших затратах энергии, а гибкие световые кабели, позволяющие создавать новые световые эффекты. В промышленности - это более эффективные импульсные системы обработки материалов. На внутреннем транспорте - электрокары. Огромна емкость российского рынка новых электроприборов в жилищно-коммунальной сфере: импульсные нагреватели и климатические установки, медицинские приборы (типа люстр Чижевского) и аудио-, видеотехника, теплые полы и стены и многое другое.

 

Третий совет - содействовать расширению ассортимента энергетических услуг и приборов бытового и производственного назначения, использование которых повысит эффективность этих услуг.

 

 

Главное - не экономия энергии как самоцель. Эффективность энергетики означает больше услуг при относительно меньших расходах на различные энергоносители.

 



 

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ. Проект переліку ризиків та заходів щодо їх зменшення. Лампы Philips Master TL5. ДАТСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ. Автоматизированная система коммерческого учета и диспетчерского контроля теплопотребления.

 

Главная >  Инжиниринг 

0.1256