Главная >  Инжиниринг 

 

Модернизация источников теплоснабжения. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства неразрывно связано с модернизацией и реконструкцией источников теплоснабжения, большинство из которых введены в строй в 60 – 70 годы прошлого столетия. По оценкам специалистов износ основного оборудования котельных превышает в среднем 60%, назначенные сроки службы значительной части котлов и обеспечивающих их систем полностью исчерпаны.

 

В.П. Герасин

 

В последние годы многие организации – владельцы источников теплоснабжения, а также организации, использующие тепловую энергию на нужды технологии и начавшие «считать деньги», приняли решение о необходимости модернизацию и реконструкцию источников теплоснабжения.

 

В условиях финансовых ограничений энергоснабжающие организации вынуждены поддерживать и восстанавливать работоспособное состояние оборудования и систем теплоисточников в процессе текущих и капитальных ремонтов, объёмы которых имеют тенденцию к резкому возрастанию и в ряде случаев сопоставимы со стоимостью приобретения новых котлоагрегатов. Таким образом, проводимая энергоснабжающими организациями техническая политика по своему существу является затратной как для владельцев теплоисточников, так и для потребителей тепловой энергии – в первую очередь населения, вынужденного оплачивать услуги по горячему водоснабжению и отоплению по тарифам, учитывающим затраты на выполнение работ по ремонтам.

 

· как организационно обеспечить максимальную эффективность работ по модернизации (реконструкции), в том числе как минимизировать возможные издержки;

 

В условиях становления рынка теплоэнергетического оборудования, средств и систем автоматизации и явного дефицита достоверной информации по их достоинствам, недостаткам и ценам подавляющее большинство руководителей этих организаций на начальной фазе работ вынуждены решать, как минимум, два важных вопроса:

 

Опыт показывает, что первым этапом работ должно стать энергетическое обследование (аудит) теплоисточника, выполняемое специализированной организацией. Энергетический аудит может быть выполнен в двух вариантах:

 

· каким техническим средствам (котлы, горелки, насосы и т.д.) и каких фирм – изготовителей и (или) поставщиков следует отдать предпочтение при наличии ограничений на возможные объёмы финансирования работ.

 

· «полный» энергоаудит, результатом проведения которого является также бизнес-план работ по модернизации (реконструкции) объекта, содержащий перечень краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных мероприятий и укрупнённую оценку затрат на их реализацию, а также оценку сроков окупаемости инвестиций.

 

· «краткий» энергоаудит, результатом проведения которого является полученное на основе инструментального обследования заключение о фактическом техническом состоянии теплоисточника. Руководителю представляется отчёт по перечню элементов теплоисточника, нуждающихся в замене или модернизации, а также перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению;

 

Результаты энергетического аудита являются основой для формирования «Проекта модернизации (реконструкции) теплоисточника».

 

Проведение наряду с «полным» энергетическим аудитом финансового аудита существенно повышает достоверность информации по необходимым затратам на работы по модернизации и возможным источникам их финансирования.

 

Наиболее востребованы такие виды модернизации источников теплоснабжения, как:

 

В общем случае целью работ является минимизация себестоимости производства (и передачи) тепловой энергии, отпускаемой потребителям, при ограничении на объём затрат, необходимых для финансирования проекта.

 

· замена «штатных» горелок отечественного производства на горелочные устройства зарубежного производства с необходимым для их функционирования дополнительным оборудованием;

 

· замена части оборудования котельной на новое и современное, производимое зарубежными или отечественными фирмами. В первую очередь заменяются котлы, которые комплектуются, как правило, импортными горелочными устройствами;

 

Для реализации цели модернизации теплоисточника руководитель должен решить достаточно непростой вопрос – какому оборудованию отдать предпочтение - отечественному или импортному. Этот вопрос, как правило, решается с позиции «эффективность – стоимость».

 

· полная реконструкция или создание нового теплоисточника на основе котельных полной заводской готовности, в том числе блочно-модульных котельных.

 

· на отечественных предприятиях несколько сократилось производство больших котлов (10 МВт и более);

 

Анализ рынка российского котельного оборудования показывает, что производство котельного оборудования в России претерпело значительные изменения:

 

· отмечается тенденция к росту производства бытовых газовых котлов;

 

· возрос объем производства отечественных котлов малой и средней мощности (0,25–3 МВт);

 

· усилилась конкуренция со стороны поставщиков импортного оборудования.

 

· расширилось лицензированное производство, использование импортных комплектующих и западных технологий;

 

Продукция импортного производства довольно широко распространена на российском рынке отопительного оборудования, хотя и не занимает на нем главенствующие позиции. Многие западные фирмы уже создали в России свои представительства, а ассортимент предлагаемой продукции очень широк.

 

Котельное оборудование малой и средней мощности в настоящее время выпускается практически всеми российскими котельными заводами. Наряду с традиционными моделями котлов котлопроизводители начали выпускать котлы в содружестве с зарубежными фирмами или на основе используемых ими технологий. Новинкой российского рынка стали гидронные котлы с тепловой мощностью до 4,5 МВт.

 

Всего в России представляют свою продукцию около 40 иностранных фирм-производителей котельного оборудования, в том числе такие изветсные фирмы, как ACV (Бельгия); Protherm, Dakon, Mora Moravia (Чехия); Beretta, Ferroli, Ecoflam, Riello, Fondital, Ariston (Италия); СТС (Швеция); DHAL, Bosch (Германия); Jama, Jaspi (Финляндия); Saunier Duval, Frisquet (Франция); Rinnai (Япония); Roca Radiadores (Испания); Urbas (Австрия); Modratherm (Словакия) и многих других.

 

Наиболее представленной является продукция немецких компаний, многие из которых являются мировыми лидерами по производству котлов. Среди наиболее известных в России можно назвать такие фирмы, как Viessman, Wolf, Vaillant. Котлы немецкого производства завоевали популярность в первую очередь благодаря высокому качеству, надежности и экономичности, однако есть у них один существенный недостаток — высокая цена. Но в случае, когда стоимость не является главным критерием, выбирают котел именно немецкого производства.

 

· высококачественные и дорогие котлы от всемирно известных производителей из Германии и Франции (Viessmann, De Dietrich, Vaillant, Buderus, Wolf и др.);

 

Рынок котельного оборудования промышленного назначения условно подразделён на четыре сектора:

 

· средние по стоимости при качественном обеспечении важнейших потребительских свойств отечественных производителей, выпускаемые на основе лицензионного производства (ЗАО «ЗИОСАБ», Группа предприятий «РЭМЭКС», ООО «Теплоуниверсал», ОАО «РусНИТ», и др.);

 

· средние по стоимости при качественном обеспечении важнейших потребительских свойств от производителей из Италии (Beretta, Fondital, Ferroli), Испании (Roca), Чехии (Dakon), Южной Кореи (Kiturami) и др.;

 

На рис. 1 приведены данные по относительной стоимости котлов со средней установленной мощностью 1 МВт.

 

· отечественного производства, производимые по традиционным технологиям, обеспечивающие оптимальное соотношение «цена – качество тепловой энергии» (ООО «Торговый Дом «Дорогобужкотломаш», ОАО «Бийский котельный завод», ООО «Псковский котельный завод», ООО «Стройтрансгаз», ОАО «Белэнергомаш» и др.

 

Если производство котлов малой и средней мощности российскими предприятиями налажено, то основные проблемы возникли с горелочными устройствами и системами автоматического регулирования.

 

Рис. 1.

 

Более серьезные проблемы имеются с производством отечественных горелок. По мнению многих экспертов, аналогов импортных горелок с соответствующими характеристиками в России практически не производится. Долгое время в России выпускались горелки большой мощности для ТЭЦ и подобных потребителей, а серийного производства горелок бытового и полупромышленного применения практически не было.

 

Решение проблемы с производством систем автоматического регулирования в России было найдено не в гражданском котлостроении, а в большей степени на оборонных предприятиях. Их поставляют котлостроителям Уральский приборостроительный завод, предприятия Зеленограда и ряд других.

 

Ряд заводов комплектует выпускаемые котлы горелками собственного производства. Большинство перечисленных ниже предприятий, специализирующихся на производстве котлов, выпускает также и горелки: ОАО «Бийский котельный завод», ОАО ТКЗ «Красный Котельщик», АО «Буммаш», ОАО «БКМЗ», ОАО «Кировский завод», ОАО «Камбарский ЗГО», ООО «Каменский ЗГО» и др. ОАО «Сарэнергомаш», ОАО «Дорогобужкотломаш» и некоторые другие предприятия среди горелок отечественного производства используют продукцию, изготовленную белорусским заводом ОАО «Брестсельмаш» с применением немецких комплектующих. К другим наиболее известным поставщикам отечественных горелок можно отнести такие предприятия, как ОАО Завод «Старорусприбор», выпускающее комплектующие для котельного оборудования, а также ОАО «Перловский завод энергетического оборудования», в последние годы специализирующееся на выпуске горелочных устройств.

 

В настоящее время работа в данном направлении ведется и горелочные устройства некоторых производителей России и стран СНГ начинают приближаться к мировым стандартам. Однако, котлы российского производства зачастую комплектуются импортными горелками. При этом заказчик преследует цель повышения эффективности, за счет сокращения расхода топлива, а также снижения токсичности выбросов, поскольку горелки российских производителей и поставщиков из стран СНГ, по мнению многих специалистов, пока находятся далеко не в первых рядах среди оборудования, отвечающего сегодняшним высоким требованиям по экологии.

 

В силу специфики российского рынка, а также поведения на нём зарубежных фирм – поставщиков горелочного оборудования, пребывающих между Сциллой коммерческой тайны и Харибдой необходимости рекламировать и продавать свою продукцию «любым возможным способом», данные по объёмам поставок горелок и их продажам либо отсутствуют, либо являются недостоверными.

 

В России распространены газовые горелки, а также комбинированные горелки на газе и мазуте типа ГМГ. Инжекционные горелки на сегодняшний момент признаны морально устаревшими, и разработка их прекращена.

 

В настоящее время на российском рынке горелочного оборудования представлены следующие фирмы: GIERSCH, Koerting Hannover AG , WEISHAUPT, SAACKE (Германия); WESTER LINE, Nu-Way (Великобритания); OILON (Финляндия); BENTONE (Швеция); OLYMPIA, KITURAMI (Южная Корея); ECOFLAM, LAMBORGINI, CIB UNIGAZ, RIELLO UPS MANUFACTORING, BALTUR (Италия); OLYMP (Австрия).

 

Определенным ориентиром для потенциальных заказчиков горелочного оборудования может служить рейтинг компаний на рынке Германии, публикуемый журналом ISH (Installation/ Ssnior/ Heiznia), выходящим в Дюссельдорфе.

 

Анализ российского рынка горелочного оборудования, в том числе представленных на нём горелочных устройств зарубежного производства показал, что:

 

Среди отечественных производителей горелочного оборудования могут быть отмечены ОАО «Старорусприбор», ОАО КРАСНЫЙ ГИДРОПРЕСС и ЗАО РУСНИТ , приступившие в последние годы к выпуску горелок новых типов.

 

· организации – дистрибьюторы, работая на российском рынке, как правило, являются «патриотами фирмы-изготовителя». Вследствие этого их основной целью является продажа продукции с максимальной выгодой. При этом следует чётко понимать, что «выгода поставщика» и «выгода потребителя» являются если не антиподами, то практически наверняка полем для поиска компромиссных решений.

 

· ценовая информация, предоставляемая фирмами-изготовителями и поставщиками горелочного оборудования в прайс-листах, как правило, занижена, не включает стоимость вспомогательного оборудования, необходимого для обеспечения функционирования горелок и их технического обслуживания. На основании сравнительного анализа цен, указанных в прайс-листах, и стоимости поставки горелочных устройств согласно спецификациям для конкретных тепловых источников, установлено, что разница может составлять от 10% до 100% (в зависимости от фирмы-поставщика).

 

Рис. 2.

 

На рис. 2 представлены относительные стоимости газовых горелочных устройств мощностью от 800 кВт до 1,2 МВт.

 

Особое внимание следует обратить на наличие эксплуатационной документации, подготовленной в соответствии с требованиями действующих российских стандартов, и в первую очередь ГОСТ Р. 2.601-9 «Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы».

 

Очевидно, что в условиях отсутствия полной и достоверной информации по характеристикам технических средств, существенное значение имеют данные о деловой репутации потенциальных поставщиков, а также фактическом объёме предоставляемых им услуг. Так, например, следует отдать предпочтение поставщикам горелочного оборудования предлагающим не только поставку изделий, но и проектную проработку их привязки к котлу, монтаж, комплекс услуг по пуско-наладке и сервису в послегарантийный период эксплуатации.

 

До начала выполнения этого этапа работ целесообразно назначение менеджера проекта – лица уполномоченного принимать решения на всех этапах его формирования и реализации и несущего полную юридическую ответственность за достижение конечной цели.

 

Результаты энергетического аудита, а также определённые цели работ по модернизации и приоритеты в части выбора типов оборудования и его поставщиков, являются основанием для полномасштабной разработки проекта модернизации (реконструкции, строительства) источника теплоснабжения, регламентирующего объём работ, сроки их выполнения, исполнителей, источники и порядок финансирования.

 

Менеджеру проекта, представляющему интересы потенциального заказчика, при выборе подрядчика следует учитывать возможность снижения затрат за счёт предоставляемых монтажными организациями и поставщиками оборудования скидок, которые могут составить порядка 15% - 20% от затрат на комплект оборудования в полном объёме поставки.

 

За рубежом, а в последние 10 – 15 лет и в отечественной практике, полномасштабная разработка проекта осуществляется специализированной организацией. Исполнителем работ по проекту может стать как фирма – изготовитель основного оборудования, так и монтажная организация, предоставляющая полный комплекс услуг, начиная с выпуска рабочей документации и завершая сдачей объекта «под ключ».

 

В соответствии с терминологией системотехники и управления проектами под Проектом в контексте статьи понимается полный комплекс мероприятий по формированию и реализации программы модернизации.

 

Дальнейшая реализация проекта является, по существу, комплексом привычных для заказчика операций, регулируемых заключённым договором – подряда, в особых условиях выполнения работ по которому целесообразно включить рассмотрение и документальное оформление приёмки (отказа от приёмки) этапов выполненных работ.

 



 

Константин Кравчук. Слишком много нефти. Энергия будущего зарождается сег. Енергетичний аудит - за і проти. Газовая арифметика.

 

Главная >  Инжиниринг 

0.0099