Главная >  Инжиниринг 

 

Политика энергосбережения. Госкомэнергосбережения Украины

 

М.И.Поровский, Первый заместитель председателя

 

 

Энергетика любого государства является решающим фактором прогресса ее экономики, а также является уровнем благосостояния граждан при тех или других обстоятельствах, или импульсом, или тормозом его развития.
Годовое потребление энергии в мире составляет около 14 млрд.т у.т. Это, в основном, ресурсы органического происхождения - уголь, нефть, естественный газ - 82%, атомная энергетика -7%, энергия ГЭС - 3%, дрова 7% и энергия возобновляемых источников -1%. Но уровень экономического развития любой страны в нынешнее время определяется не количеством добытых или потребленных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), а эффективностью их использования - энергоемкостью ВВП, удельными затратами ТЭР на единицу изготовленной продукции. Эти показатели значительно меньше в тех странах где созданы действенные экономические и правовые механизмы стимулирования энергосбережения, на основе которых возник рынок энергосберегающих технологий и оснащения, спроса и предоставления услуг по энергосбережению.
Новый критерий оценки экономического развития стран, который появился в последние десятилетия это частица энергии, выработанной из нетрадиционных и возобновляемых источников. В экономически высокоразвитых странах она достигает от 0,7%(Большая Британия) до 64,5% (Исландия) и имеет четкие тенденции к увеличению в будущем.
Украина ежегодно потребляет около 210 млн.т у.т. топливно-энергетических ресурсов и относится к энергодефицитным странам, так как покрывает свои потребности в энергопотреблении приблизительно на 53% и импортирует 75% необходимого объема естественного газа и 85% сырой нефти и нефтепродуктов. Такая структура ПЕР экономически нецелесообразная, порождает зависимость экономики Украины от стран-экспортеров нефти и газа и является угрожающей для ее энергетической и национальной безопасности. Исходя из задач государственной политики по энергосбережению на период 2015 года, в Украине необходимо обеспечить уменьшение потребления ПЭР по отношению до 1990 года на 108 млн.т у.т.
С целью реализации потенциала энергосбережения в Украине принята Комплексная Государственная программа энергосбережения (КГПЕ), Программу государственной поддержки развития нетрадиционных и возобновляемых источников энергии (НВИЕ), разработаны программы энергосбережения в каждой области, выполняется ряд отраслевых программ энергосбережения, осуществляется государственное управление энергосбережением через Госкомэнергосбережение, созданы структурные подразделения в основных энергоемких министерствах, облгосадминистрациях, функционирует Центральная и региональные инспекции по энергосбережению, Центральное агенство энергетических обследований, Украинская энергосберегающая инвестиционно-сервисная компания Укреско , Центры энергоэффективности во многих городах Украины. Комплексной государственной Программой энергосбережения Украины, Дополнительными мерами и уточненными показателями выполнения КДПЕ, Программой государственной поддержки развития нетрадиционных и возобновительных источников энергии и маленькой гидр- и теплоэнергетики, определенные мероприятия по энергосбережению в ведущих областях и сроки их внедрения, которые разрешат реализовать прогнозные экономически целесообразные показатели потенциала энергосбережения в 2005 году - 58,.7-65,7 млн. т.у.т., в 2010 году сбережения энергоносителей будут составлять 77,7-93,3 млн. т у.т., в 2015 году - 108,0 млн.т у.т. Капитальные затраты на реализацию мероприятий должны составлять в 2005 г. 33,1-36,5 млрд. грн., в 2010 г. - 46,5-52,7 млрд. грн., в 2015 г. - 52,4-64,8 млрд. гривен.
Национальной программой Нефть и газ Украины до 2010 года определена главная задача обеспечения энергетической безопасности страны - максимальное обеспечение потребностей государства у ТЭР за счет их собственной добычи. В Украине разведаны значительные запасы газа и существуют все возможности до 2010г. увеличить его добычу до 28 млрд.м Это при потреблении на равные 2001 года составит 40% от потребностей страны. Однако проведенные специалистами расчеты свидетельствуют, что собственные запасы традиционных топливно энергетических ресурсов Украины - при настоящих темпах эксплуатации месторождений (за исключением угля), будут исчерпаны через 40-60 лет. Учитывая это реализация политики по энергосбережению является вопросом энергетической безопасности государства, обеспечением будущего национальной экономики. По данным Института общей энергетики НАН Украины потенциал энергосбережения Украины оценивается на уровне 42-48%. Основная экономия ТЭР может быть достигнутая по расчетам экспертов в промышленности - 38%, в коммунально-промышленной сфере почти 30% и непосредственно в топливно-энергетическом секторе 17%. Важно указать, что затраты на добычу, или на куплю органического топлива в 2-2,5 разы выше, чем затраты на обеспечение экономии 1 т. условного топлива за счет энергосбережения.
Анализируя структуру промышленного производства, собственную ресурсную базу и прогнозируемые объемы потребления ТЭР можно прийти к выводу, что будущее экономики Украины, и государства в целом, прежде всего зависит от способности создать действенную систему поощрения повышения эффективности использования и уменьшения потребления ТЭР, внедрения выгодных условий кредитования проведения энергосберегающих мероприятий и увеличения в энергобалансе частицы собственных энергоносителей - угля, торфа, разных видов газа, энергии возобновляемых источников.
Применение когенерации в коммунальном хозяйстве и промышленности, на действующих компрессорных станциях, усовершенствование систем теплоснабжения, внедрение энергосберегающих приборов освещения и прочие мероприятия разрешат повысить эффективность использования традиционного топлива на 30-35 %. Разработку и внедрение в топливно-энергетическом комплексе Украины пилотного проекта газо-паротурбинной технологии Водолей на комбинированном топливе (уголь-газ, торф-газ).
Привлечение технической помощи и инвестиций в энергоэффективные проекты и мероприятия по энергосбережению, работа по определению проектов общего выполнения в процессе передачи квот на выбросы парниковых газов и т.п..
Привлечение к энергобалансу новых видов топлива. Производство топливного этанола к смешанным альтернативным видам моторного топлива, соответствующих присадок к топливу и смазочным маслам, привлечение отходов сельского хозяйства для прямого сжигания и производства биогаза, применение водотопливных эмульсий, выхлопных газов, техногенных углеводородов, метана угольных месторождений и др.
Разработку анализа работы топливоиспользующего оборудования предприятий и целесообразность переориентации отдельных электростанций, металлургических, машиностроительных предприятий, а также производителей строительных материалов на использование вместо естественного газа других энергоносителей, изучение реальных возможностей и экономических и экологических следствий этого перехода. На базе анализа разработать государственную программу Переориентации отдельных электростанций, металлургических, машиностроительных предприятий, а также производителей строительных материалов на использование вместо естественного газа других энергоносителей .
Так как известно, что ни одна страна мира не строит свою энергетическую стратегию на импортированном топливе, игнорируя собственные энергоносители. В Украине же сохраняется парадоксальная ситуация, если объемы потребления естественного газа (преимущественно импортированного) в 1,7 раз больше объемов потребления угля (преимущественно собственной добычи) и почти вдвое превышают его удельный вес в мировом топливно-энергетическом балансе (ТЕБ).
Сравнительный анализ структуры энергопотребления в промышленно развитых странах мира показывает, что структура ТЕБ в Украине экономически нецелесообразна и, более того, угрожающая для ее энергетической и национальной безопасности.
Отсюда вытекает неотложная потребность в важном уменьшении абсолютных объемов и удельного веса потребления естественного газа с одновременным смещением акцентов в сторону использования угля как основного (собственного) энергетического ресурса и в направлении использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и маленькой гидр- и теплоэнергетики .
Эффективно использовать наибольшие в мире месторождения песка-циркона, за сырьевой базой которого Украина занимает первое место в Европе и третье в мире, с целью разработки и внедрения в общественном производстве высокоэффективной и экологически безопасной технологии производства электроэнергии на основе циркони-оксидной тематики. Провести работы по нормированию удельных затрат энергоносителей в областях, областных государственных администрациях с охватом предприятий всех форм собственности и производством всех видов продукции.
Усовершенствовать законодательную и нормативно-правовую базу механизма финансирования государственных, отраслевых и областных Программ энергосбережения, предусмотрев активизацию деятельности дополнительных источников (целевых фондов энергосбережения), привлечения дополнительных инвестиционных и собственных средств субъектов предпринимательской деятельности, финансовый лизинг.
Осуществление методической работы с подразделами энергосбережения в отраслевых министерствах и ведомствах, создание отделов по энергосбережению во всех областных государственных администрациях, с целью профилактики неэффективного и расточительного использования топливно-энергетических ресурсов. В жилищно-коммунальной сфере основными направлениями энергосбережения предполагается завершение выполнения Программ относительно оснащения жилья средствами учета и регулирование подач энергоносителей (воды, тепловой энергии и естественного газа), внедрение энергоэффективних технологий в том числе когенерации - общего производства тепловой и электрической энергии в маленькой энергетике при замене физического и морально устаревшего энергогенерующего оборудования, современных теплоизоляционных технологий, введение новой тарифной политики, которая будет оказывать содействие повышению качества и сокращению себестоимости и энергоемкости услуг. Создание экономического механизма энергосбережения, организация и выполнение этих функций, работа по организации подготовки специалистов в области энергосбережения, просветительская и разъяснительная работа относительно использования энергоносителей;
В дополнении к тому Украина владеет огромным потенциалом нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, экономический базис которых приблизительно равняется 100 млн.т у.т., однако частица использования которого в энергетическом балансе страны составляет всего лишь в 1995г. 0,13%, а в 2000 р. около 5,3 %. Проблема состоит в создании действенного механизма экономической мотивации к использованию энергосберегающих технологий и экономии ТЭР, привлечение инновационных и инвестиционных средств в сферу энергосбережения и использование нетрадиционных источников энергии..
Для обеспечения использования потенциала энергосбережения прежде всего необходимо усовершенствование нормативно правовой базы в сфере энергосбережения, которая бы побудила энергопотребителей к надлежащему учету сберегательного использования топливно-энергетических ресурсов, внедрения энергосберегающих технологий, использования альтернативных и возобновляемых источников энергии.
На это время в Украине принят ряд важных государственных решений, которые касаются вопросов повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и энергосбережения областями, сферами экономики, субъектами хозяйствования и населением страны. Основными из них являются: Закон Об энергосбережении , Указ Президента Украины от 16.06.99 №662/99 О мероприятиях по сокращению энергопотребления бюджетными учреждениями, организациями и казенными предприятиями , Послание Президента Украины к Верховному Совету Украины Украина - поступь в ХХІ столетие Стратегия экономической и социальной политики на 2000-2004г. , решение Совета регионов при Президенте Украины О ситуации в энергетическом комплексе Украины и неотложные мероприятия преодолению энергетического кризиса , Указ Президента Украины от 10 марта 2000 года №457/2000 О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 14 февраля 2000 года О неотложных мероприятиях по преодолению кризисных явлений в топливно-энергетическом комплексе Украины , Программа Украина-2010 , Программа деятельности Кабинета Министров Украины и прочие.
Необходимо осуществлять усовершенствование законодательной базы в сфере энергосбережения, разработку и введение в действие новых Законов по энергосбережению (проект Закона Украины О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии и использовании сбросового энерготехнологического потенциала ), создание на их базе Кодекса Законов Украины по энергосбережению .
Одним из наиболее существенных показателей эффективности использование ПЭР является энергоемкость ВВП. За период с 1990 по 1998гг. при уменьшении ВВП на 59% его энергоемкость увеличилась с 1,39 кг у.т./грн до 1,96 кг у.т./грн (в ценах 1998г). Но в 1999г., благодаря реализации государственной политики энергосбережения, (в основном за счет внедрения в разных сферах производства малозатратних организационно-технических мероприятий и повышения уровня контроля по эффективности использования ТЭР), состоялось уменьшение этого показателя до 1,93 кг у.т./грн, а в 2000г. 1,91 кг у.т./грн, что свидетельствует об эффективности осуществленных мероприятий энергосбережения и появления положительной тенденции относительно эффективности использования энергоносителей.
Снижению энергоемкости ВВП оказывает содействие и работа Правительства относительно структурных изменений в областях экономики Украины, вывод из эксплуатации энергоемких и низкорентабельных производств, внедрение в областях экономики организационно-технических мероприятий в сфере энергосбережения, энергосберегающих технологий, нормирование расходования топлива и энергии, внедрение приборов их учета, внедрение горелок, применение предварительно изолированных труб в сетях теплоснабжения, установление экономических систем освещения, разработки и внедрения энергоэффективного оборудования и приборов, паротурбогенераторов и других энергоэффективних мероприятий. Общая экономия энергоресурсов от реализации указанных мероприятий составляет свыше 2,2 млн.т у.т.
Но следует отметить, что анализ состояния энергосбережения и эффективность использования топливно-энергетических ресурсов в Украине показывает, что имеются значительные резервы повышения уровня энергосберегающего эффекта при производстве, снабжении, распределении и потреблении энергоресурсов. За 1999 год общие потери электроэнергии при ее передаче электрическими сетями Минтопливєнерго Украины составляли 30,3 млрд.квт.ч или 19,36% от всей отпущенной электроэнергии в сеть.
При этом затраты в магистральных сетях 220-750 кв составляют 4,2 млрд.квт и в распределительных сетях 0,4-154 кв - 25,6 млрд.квт.ч. Относительно потерь естественного газа, то коммерческие потери газа при потреблении составляют по НАК Нефтегаз Украине - около 1,8 млрд.м3, или 2,65% от объемов потребления.
Остается нереализованным значительный потенциал энергосбережения в жилищно-коммунальной сфере и особое внимание необходимо уделить вопросам внедрения счетчиков учета потребления энергоносителей, которые существенно влияют на состояние энергосбережения и расчетов за потребленные энергоносители. Для стимулирования эффективного использования топливно-энергетических ресурсов Правительством внедрен механизм экономической ответственности предприятий за неэффективное использование энергоресурсов (постановление Кабинета Министров Украины №1071 от 07.07.00 О мероприятиях по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов ).
Введено в действие Положение о материальном стимулировании коллективов и отдельных работников предприятий и учреждений по экономии топливно-энергетических ресурсов в общественном производстве. Внедрены нормирования потребления энергоносителей в бюджетной сфере. Создана сеть специализированных организаций для проведения энергетических обследований.
Для осуществления мероприятий правового влияния по нерациональному использованию энергоресурсов Госкомэнергосбережения разработаны, а Верховным Советом принят проект Закона Украины О внесении изменений и дополнений в Кодекс Украины об административных правонарушениях , которым предусмотрены наложения штрафов за нерациональное использование ТЭР.
Хотя за недостатком средств в областях общественного производства современные энергоэффективные технологии внедряются медленно, но уже существует много примеров положительного решения этого вопроса.
Так например, проведение коренной модернизации энергоёмких производств химического комплекса разрешит до 2010г. почти в два раза снизить потребление естественного газа в области к - 2 млрд.м3.
На протяжении 1994-1999г.г. в Украине созданы соответствующие мощности по производству счетчиков газа, воды, тепловой и электрической энергии. На это время освоен выпуск всех типоразмеров счетчиков газа для быта (от 1.6 до 10 куб.м/ч) и промышленности (от 12,5 до 2500 куб.м/ч) роторного, мембранного и ультразвукового принципов действия.
Налажено производство счетчиков воды всех типоразмеров (от 10 до 400 гг условного диаметра) турбинного и ультразвукового принципа действия. Мощности предприятий составляют 1,5 млн. штук счетчиков на год.
Освоены все необходимые типоразмеры (Ду = 15-300 гг) счетчиков тепловой энергии турбинного и ультразвукового принципа действия. Мощности по производству счетчиков тепла доведены до 38 тыс. штук на год.
На шести предприятиях Госпромполитики и четверых малых предприятиях освоены базовые модели однофазных и трехфазных электросчетчиков индукционного и электронного принципа действия и их модификации. Общая мощность этих предприятий доведена до 1,8 млн. шт. на год.
Налажено производство однофазных и трехфазных многотарифних счетчиков электроэнергии. Их широкое внедрение будет оказывать содействие равномерному потреблению электроэнергии на протяжении суток и оптимизации производства по затратным критериям, исходя из этих условий.
К сожалению, программы установления счетчиков учета потребления естественного газа, тепловой энергии и воды выполняются не в полной мере. Так, оборудование счетчиками потребителей газа составляет 32%, тепловой энергии (домовой учет) - 2,3%, холодной воды (домовой учет) - 17,5%, горячей воды (домовой учет) - 2,2%. Это свидетельствует о том, что руководители местных органов исполнительной власти практически не выискивают организационные и финансовые возможности относительно выполнения важных Программ и задач Правительства.
Государственной инспекцией по энергосбережению после проверок 1142 предприятий относительно эффективности использования ПЕР не только удалось предотвратить расточительство электроэнергии 1,6 млрд. квт.ч/год, тепловой энергии свыше 1,5 млн. Гкал/год, естественного газа свыше 550 м3/год. (большее 500 млн. грн. в денежном эквиваленте), но и выявлено, что в большинстве регионов предприятия, которые предоставляют услуги по водо-, тепло- и газоснабжению осуществляют расчеты за потребленные энергоносители не за показателями счетчиков, а за нормами потребления энергоресурсов даже при наличии установленных счетчиков. Анализ материалов отчетов областных инспекций по энергосбережению показывает наличие значительных недостатков с внедрением и использованием установленных приборов учета энергоносителей и воды в быту. Значительное количество счетчиков установлены, но не принимаются в эксплуатацию по разным, часто искусственно созданным, причинам. Такая практика недопустима, поскольку подрывает самые основы энергосбережения и заинтересованность потребителей в установлении приборов учета.
Например, в Харьковском районе г.Киева ЖЭК-1411 32 домовые счетчики тепловой энергии не принимаются в эксплуатацию под поводом отсутствия проектной документации, несмотря на то, что дома вводились в эксплуатацию уже оснащенными средствами учета. В г.Ужгороде из 178 установленных домовых счетчиков холодной воды расчеты, за их показателями, проводятся только в 17 домах, которые принадлежат жилищно-строительным кооперативам. В г.Житомире из 1191 установленных счетчиков холодной воды расчеты, за их показателями, проводятся только в 28 Распространены случаи когда после определенного срока эксплуатации находят причину прекратить расчеты за показателями счетчиков воды и тепловой энергии из-за того, что не проведена очередная метрологическая проверка приборов, или что-то другое.
Фактическое состояние оборудования домов и квартир счетчиками воды и тепловой энергии существенно отстает от запланированных объемов и составляет на 01.01.2000г. из учета воды - 44%, из учета тепловой энергии - 6,5%. Государственными администрациями такое положение с приборами учета потребление воды и тепловой энергии в жилищно-коммунальной сфере поясняется отсутствием средств, но если подсчитать перерасход за уплату непотребленных энергоносителей то становится очевидной неуместность такого утверждения.
Например, фактическое потребление холодной воды в Ровенских, Житомирской, Запорожской областях меньше нормативного соответственно на 35%, 40% и 29%, горячем водоснабжении соответственно на 90%, 40%, 30%. Аналогичная ситуация и с тепловой энергией.
Опыт показал, что значительно улучшает эффективное использование электроэнергии внедрение счетчиков учета дифференцированных по времени суток. Например, в системе Госводхоза внедрение системы зонного учета электроэнергии позволило достичь ежегодной экономии бюджетных средств на сумму 3,6 млн. грн. со сроком окупаемости 2,5 месяца.
Солнечное излучение, ветер, биомасса, гидроэнергия малых рек, тепловая энергию окружающей среды, энергия морских волн, термальных вод, а также тепловые сбросы промышленности, существуют постоянно и могут быть использованы в энергетике намного эффективнее, чем традиционное органическое топливо. Они являются очень перспективными для эффективного использования на территории Украины.
Важно отметить, что эти возобновляемые источники энергии являются неисчерпаемыми, их потенциал почти неизменен во времени, они не требуют специальной добычи и транспортирования, а их использование для потребностей энергетики практически не вызовет загрязнения окружающей среды.
На промышленных предприятиях Днепропетровских, Донецкой, Запорожской и Луганской областей в технологических процессах вырабатывается 13-14 млн.т у.т. энергоспособных отходов в виде искусственных и промышленных газов, объемы использования которых, вместо природного газа, необходимо наращивать. Значительным источником альтернативного газового топлива является метан угольных месторождений. Ресурсы метана в угольных месторождениях Донбасса оцениваются по данным Геологоразведки в 22,2 трлн.м3, а промышленные запасы большее 11 трлн.м3, в том числе пригодные для добычи около 4 трлн.м Высокое газосодержание присуще непосредственно угольным пластам и породам, которые залегают выше и ниже угольных пластов. Количество метана, который находится в таких породах, может более чем удвоить вышеприведенный показатель. Это говорит о высоком факторе риска. Угольные шахты Украины считаются наиболее загазованными, а потому и наиболее опасными в мире. В связи с использованием устаревшего или несоответствующего оборудования, огромные объемы метана, которые высвобождаются в ходе проведения горных работ, расточительно выбрасываются системами вытяжной вентиляции просто в атмосферу и лишь небольшое количество этого метана отводится контролируемым образом, а еще меньшее количество метана используется.
Потенциал ветровой энергии на территории Украины оценивается в 20-30 млн.т у.т. и программой строительства ветроэлектростанций до 2010г. запланировано построить ВЭС мощностью 2000 МВт, что сэкономит 1,8 млн.т у.т.
Солнечная энергия, которая поступает на территорию страны, оценивается в 400 млн.т у.т. до 2010г. планируется соорудить гелиоустановки горячего водоснабжения на 0,4 млн.т у.т. и фотоэлектрические установки мощностью 96,5 МВт, что обеспечит экономию 55 тыс.т у.т.
Гидроэнергия малых рек Украины оценивается в 12,5 млрд. квт/ч и мощность малых* и микро* ГЭС в 2010 г. может достигать 600 МВт, что обеспечит экономию свыше 47 млн.т у.т.
Геотермальная энергия недр Украины оценивается в 50 млн.т у.т. и до 2010г. прогнозируется использование мощности геотермальных систем водоснабжения в 1170 МВт, которые обеспечат экономию 1,5 млн.т у.т.
К альтернативному газовому топливу могут быть привлечены также газы, добытые с маленьких газовых, газоконденсатных, нефтегазоконденсатных месторождений. Прогнозные балансовые запасы этих газов составляют 30,9 млрд м3.
Из-за потерь в местах концентрации добычи нефти, ее сохранения и переработки, образовались техногенные месторождения в объемах 2,5 млн.тонн. Ежегодно дополнительная потеря в нефтедобычи составляет 28 тысяч тонн. при нефтепереработке около 0,3 млн.тонн, а с учетом приемо-транспортных операций - до 0,6 млн.тонн. Необходимо проводить работы по изъятию утраченных нефтепродуктов и их повторное использование.
Каждая тысяча киловатт-часов электроэнергии, которая вырабатывается из указанных отходов, предотвращает, в среднем, выбросов в атмосферу 4,2 кг твердых частичек, 5,65 кг оксидов серы, 1,76 оксидов азота, а каждая выработанная гигакалория теплоты - 0,2 кг твердых частиц, свыше 3 кг оксидов серы и около 1 кг выбросов оксидов азота. Общие годовые объемы возобновляемых ресурсов биомассы составляют 115,5 млн.т., из которых возможный энергетический потенциал по биомассе составляет 22,0 млн. т у.т., а технически доступный энергопотенциал оценивается в 13,2 млн.т у.т. в год. Однако, на сегодня, например, лишь 0,3% всех энергоресурсов, которые потребляются в Украине, приходится на такой возобновляемый источник энергии как солома, хотя его излишек в Украине оценивается в 4,85 млн.т. По расчетам, общий потенциал использования соломы как топлива является достаточным для создания 13 тыс. небольших теплогенерирующих мощностей (0,1-1,0 МВттеп) плюс 700 теплогенеруючих мощностей для систем централизованного теплоснабжения (1,0-10,0 МВттеп).
Расчетные сырьевые ресурсы отходов древесины в лесном хозяйстве Украины на период до 2005 года составляют около 1080 тыс.м3 ежегодно, при этом отходы при лесных заготовках составляют 837,6 тыс.м3, при деревообработке - 146,6 тыс.м3 кусковых отходов и 96 тыс.м3 мягких отходов (тырсы, опилок и т.п.).
В городах и поселках городского типа Украины ежегодно накапливается около 40,0 млн.м3 бытового мусора, а объемы ежегодного накопления промышленных отходов в Украине, в перерасчета на единицу площади, почти на порядок превышают показателей развитых стран, а также Росси. Учитывая стоимость украинских земель, даже без подсчетов, становится понятным, какие экономические убытки имеет Украина от размещения свалок указанных отходов. Золошлаковые отходы 25 больших ТЭС на территории Украины составляют 300 млн.тонн, которые подлежат рациональной переработке и обезвреживанию с получением дополнительных объемов альтернативных энергоносителей.
На текущий момент, за счет внедрения мероприятий по использованию нетрадиционной энергетики и альтернативных видов топлива, которые предусмотрены Программой НВИЕ и осуществляются в большинстве областей Украины, за период 1996 г. -в первой половине 2001г. уже добыто больше 25 млн. т у.т. энергоносителей - (в 2000 году этот показатель, , достиг уровня 9,8 млн. т у.т, в основном (95%) за счет производства и потребления искусственных горючих газов и использования вторичных энергоресурсов, которые возникают в металлургической и химической промышленностях).
Благодаря этому сэкономлены значительные объемы традиционных энергоносителей и средств из государственного бюджета на их приобретение по импорту. Стратегической задачей Программы НВИЕ является достижение до 2010 года экономии традиционных топливно-энергетических ресурсов за счет использования нетрадиционных источников энергии и альтернативных видов топлива в объеме 8-10% общего потребления энергоресурсов в Украине.
На выполнение задач Программы НВИЕ, Госкомэнергосбережением разработан, а Верховным Советом Украины принят Закон Украины Об альтернативных видах редкого и газового топлива , то есть впервые в Украине принят законопроект, который на государственном уровне оказывает содействие развитию использования НВИЕ и определяет правовые, социальные, экономические, экологические и организационные основы производства и потребление альтернативных видов редкого и газового топлива на основе привлечения нетрадиционных источников и видов энергетического сырья. В июле 2001г. принят Верховным Советом Украины проект Закона Об альтернативных источниках энергии , который призван законодательно определить условия для максимального обеспечения потребностей Украины в энергоносителях за счет использования альтернативных нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и очерчивает их номенклатуру и определяет порядок их добычи и использования.
Учитывая важность дальнейшего развития использования НВИЕ, предусмотрен и в дальнейшем продолжить разработку и принятие проектов Законов Украины, а также государственных стандартов и нормативов (перечень которых приведен в Программе НВИЕ), направленных на интенсификацию этого направления в сфере энергосбережения, с целью обеспечения надежного и диверсифицированого энергообеспечения общественного производства и населения с одновременным повышением, за счет использования нетрадиционной энергетики и альтернативных видов топлива, экологической чистоты энергопроизводящего и топливо- и энергопотребляющего оборудования.
Развитие сферы альтернативных источников энергии предусматривает также переориентацию значительного количества украинских научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений, промышленных предприятий на разработку и изготовление конкурентоспособного энергетического оборудования для альтернативной энергетики, которое будет использоваться для создания энергогенерирующих объектов альтернативной энергетики в Украине, а также, в значительной степени, может быть направлено на экспорт. Планируется также направить усилия указанных учреждений на разработку энергоэффективных технологий добычи энергоресурсов из нетрадиционных источников энергии и использования альтернативного топлива. Все это, кроме основного эффекта, дополнительно будет оказывать содействие созданию новых рабочих мест и поддержке отечественного производства.
Основным препятствием на пути использования нетрадиционных источников энергии является то, что на сегодня, как и на протяжении предшествующих лет действия Программы, предприятия, задействованные в его реализации, почти все работы проводят за собственные средства или за счет привлеченных ими инвестиций. За недостатком целевого финансирования мероприятий Программы по госбюджету проведения многих перспективных работ по выполнению ее задач было вообще остановлено. С целью реализации задач Программы НВИЕ в полном объеме необходимо было привлечь на период 2001-2010 г.г. средства в объеме около 13 млрд. грн. В то же время, общее возможное финансирование задач Программы, например в 2000 году (по наличным данным облгосадминистраций) составляло лишь около 65 млн. грн. за счет собственных средств предприятий и других внебюджетных источников. Другим существенным обстоятельством является отсутствие на текущий момент отдельной государственной статистической отчетности относительно использования нетрадиционной энергетики и альтернативного топлива. Сейчас сведения про выработанные за счет использования НВИЕ энергоресурсы растворяются в существующей госотчетности об общем изготовлении и потреблении энергоресурсов в Украине. Для существенного увеличения в энергобалансе Украины объемов ТЕР из нетрадиционных и возобновляемых источников энергии необходимо настойчиво создавать объекты альтернативной энергетики по наиболее перспективным технологическим направлениям:
приспособленных для внедрения новейших конструкций ветроагрегатов для сетевой и автономной ветроэнергетики наиболее распространенных ветровых условий Украины;
расширение сферы и увеличение объемов использование солнечной и геотермальной энергии для производства электроэнергии и теплоснабжения;
использование гидроэнергии небольших рек путем восстановления разрушенных и строительства новых небольших ГЭС, а также утилизации энергии технических систем водоснабжения;
производства смешанного моторного топлива с добавкой (до 8%) кислородосодержащих спиртовых примесей к бензинам и биосинтетических оксигенных компонентов на основе отходов коксохимии и газового конденсата, применение противоизносных присадок к маслам двигателей внутреннего сгорания;
создание общегосударственной системы финансово-экономических, нормативно-технических и технологических мер по обеспечению условий производства и использованию нетрадиционных газовых и редких топлив (естественного газа, газов маленьких газовых месторождений, попуточного нефтяного газа, промышленных газов металлургических и химических предприятий (коксового, доменного, ферросплавного и т.п.), генераторного газа, биосинтетических оксигенных компонентов к некондиционированным бензинам и газового конденсата на основе етанола для получения моторных топлив, водоналивных эмульсий и дисперсий и др.), а также других нетрадиционных видов топлива и источников энергии;
использование сбросового энерготехнологического потенциала в частности через применение турбодетандерних агрегатов и электрогенерирующих мощностей, которые работают на сопутствующих газах;
внедрение комбинированных когенерационных энергетических систем в комплексе с системами аккумулирования энергии и т.п.;
строительство биогазовых комплексов для получения биогаза из осадка канализационных стоков городов и отходов сельского и лесного хозяйства, пищевой промышленности, предприятий коммунальной направленности, а также создания условий для развития в Украине энергетических плантаций на базе скорорастущих растений и технологий переработки полученной биомассы в энергоносителе;
создание сети предприятий по переработке бытового мусора с целью его обезвреживания и получение электрической и тепловой энергии и внедрение технологий сжигание и переработки твердых бытовых отходов (полимеров, резиновых изделий и автошин) с целью получения энергоносителей (гидролизного газа, редких нефтепродуктов, технического углерода) с привлечением высокоэффективных современных отечественных и заграничных технологий;
нормативно-правовой и методологической базы относительно привлечения к топливно-энергетическому балансу Украины местных видов топлива. Разработка организационных, научно-экономических и технологических основ производства, переработки и использования местных видов топлива, которые, в основном, должны направляться на удовлетворение коммунально-бытовых потребностей потребителей и населения, в том числе расширения использование промышленных запасов торфа в регионах Украины, увеличение добычи кускового торфа для непосредственного использования в качестве топлива и фрезерного торфа как сырья для изготовления торфобрикетов. Повышение технологического и технического уровня торфодобычи за счет восстановления и укрепления в перспективном периоде материально-технической базы области. Организация децентрализованных заготовок, переработки и использования местных видов топлива: отходов сельскохозяйственного и промышленного производства, выборки угля из шахтных терриконов, рубок ухода за лесными массивами и лесными придорожними полосами и т.п.. Однако все эти мероприятия требуют для своего выполнения надежного финансового обеспечения, которое ежегодно может быть предусмотрено в госбюджете, как это и планировалось в Программе НВИЕ.
Эти мероприятия будут иметь достаточную эффективность прежде всего тогда, если в сознании любого изменится отношение к нетрадиционным источникам энергии не как до чего-то малозначащего, а появится понимание ценности указанных источников энергии и видов топлива для дела энергосбережения и энергообеспечения всех сфер общественного производства. С этой целью возникает необходимость в широком развертывании во всех средствах массовой информации соответствующей информационно-пропагандитской кампании.
Приоритеты на 2001 год и дальнейшие года в стратегическом плане состоят в продолжении настойчивого осуществления мероприятий из внедрения новейших энергоэффективных быстро окупающихся технологий и дальнейшего развития использования нетрадиционной энергетики и альтернативного топлива, которые могут в короткие сроки принести общественному производству Украины значительный экономический эффект.

 



 

Система учета и контроля электро. Современные энергосберегающие системы подготовки воздуха PM. Аналіз результатів вимірювання в. Сейчас в Законодательном собрани. Зачем нужен.

 

Главная >  Инжиниринг 

0.0197