Главная >  Инвестиции 

 

Рекомендации Конференции. Заслушав и обсудив доклады и выступления, а также поступившие в ходе обсуждения предложения и замечания, участники Конференции отмечают следующее.

 

03 апреля 2003 года
г. Москва, Президент-отель
Конференц-зал

 

В отличие от большинства промышленно развитых стран Россия обладает мощной топливно - энергетической базой, сформированной главным образом из невозобновляемых углеводородных ресурсов. Это обстоятельство пока способствует поддержанию национальной экономики (в основном за счет доходов от экспорта нефти и природного газа), однако не создает предпосылок для осуществления широкомасштабной энергосберегающей политики.

 

В современном мире экономический рост определяется уровнем и эффективностью использования энергии. При этом наиболее конкурентоспособными являются страны, где топливно-энергетические ресурсы используются в максимальном объеме и с высокой степенью эффективности.

 

В ближайшие годы будет продолжаться тенденция ухудшения горно-геологических условий добычи углеводородных ресурсов и ужесточения экологических стандартов при сжигании традиционного топлива во всех отраслях национальной экономики. Исходя из этого, с большой вероятностью можно предполагать, что уже после 2010 года все большую часть прироста потребностей в топливе и энергии необходимо будет обеспечивать за счет мероприятий по энергосбережению. Следует подчеркнуть, что энергосберегающие мероприятия - это не только внедрение технологий, позволяющих увеличить эффективность использования традиционных энергоносителей, но также и диверсификация энергобаланса за счет использования альтернативных источников энергии.

 

В настоящее время в энергетическом балансе России, удельный вес нефти, природного газа и угля суммарно составляет более 90%, причем в последнее десятилетие наблюдается опережающее увеличение доли одного источника - природного газа.

 

В настоящее время доля НВИЭ в энергобалансе страны составляет 1,5 % и в этом отношении Россия существенно отстает от индустриальных стран (в 2000 году в энергобалансе стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, доля НВИЭ составляла 4,1%).

 

В стратегическом плане среди альтернативных источников энергии наиболее важную роль будут играть нетрадиционные возобновляемые источники энергии (далее - НВИЭ): торф, биомасса, энергия малых рек, ветра, геотермальных источников, солнца и т.д.
Использование НВИЭ полностью вписывается в признанную Россией концепцию устойчивого развития, которое, по определению, должно обеспечивать сбалансированное решение задач социально-экономического развития и сохранения благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущего поколений.

 

С экономической точки зрения в ряде регионов наиболее эффективно использовать именно торф, себестоимость добычи которого весьма низка. Энергопотенциал торфа превышает доказанные извлекаемые запасы нефти и сопоставим с соответствующими запасами природного газа. Запасы торфа только на разрабатываемых месторождениях позволяют довести объем его добычи эквивалентный 7% от объема ежегодно потребляемого угля.

 

Существующие объемы производства энергии на базе НВИЭ не соответствуют реальным потребностям различных отраслей экономики во многих регионах России. В то же время имеются объективные ресурсные, социально-экономические и экологические предпосылки для широкомасштабного использования торфа, биомассы и других видов НВИЭ.

 

Географически отдельные виды НВИЭ распределяются неравномерно, однако, они очень часто дополняют друг друга и что самое главное - уже на сегодняшний день способны заместить значительную часть традиционного топлива в наиболее энергодефицитных регионах (север европейской и азиатской частей России, большая часть Дальневосточного экономического района). Кроме того, многие виды НВИЭ (торф и биомасса, ветровая и солнечная энергия) отлично подходят для комбинированного использования как совместного (например, солнечно-ветровая энергетика, совместное сжигание торфа и биомассы), так и с использованием традиционных энергоносителей (например, ветро-дизельные энергоустановки).
Россия имеет многолетний опыт в области научных исследований и практического освоения различных видов НВИЭ. В настоящее время в стране действует несколько десятков предприятий, производящих оборудование для использования НВИЭ. В то же время фактические объемы производства этого оборудования существенно ниже реальных потребностей в нем.

 

Валовой энергетический потенциал других видов НВИЭ на три порядка превышает современный уровень потребления энергии в национальной экономике России, однако с учетом технических и экономических ограничений реально можно освоить примерно 0,3 млрд. ту.т. /год. В настоящее время экономический потенциал НВИЭ составляет почти 1/3 от суммарного ежегодного потребления нефти, природного газа и угля в стране.

 

С экологической точки зрения использование НВИЭ безусловно предпочтительнее прямого сжигания традиционных углеводородных ресурсов. Особенно это относится к ветровой, солнечной и малой гидроэнергетике. При энергетическом использовании торфа, биомассы, высокоминерализованных геотермальных вод имеются определенные экологические проблемы, однако они достаточно эффективно решаются за счет утилизации образующихся отходов (в сельском хозяйстве и других отраслях экономики).

 

Как показывает опыт зарубежных стран, развитие производства нетрадиционных энергетических установок - важный социально-экономический фактор, позволяющий решать проблему обеспечения занятости населения и поддерживать процесс конверсии предприятий военно-промышленного комплекса.

 

Нетрадиционные возобновляемые источники энергии необходимо рассматривать как стратегический ресурс нашего государства. Учитывая их разнообразие и специфические особенности, данные энергоресурсы должны иметь самостоятельную нишу в перспективной национальной энергетической политике. Надо ставить более амбициозные задачи по перспективному освоению НВИЭ. К 2020 году их доля в национальном энергобалансе должна составить как минимум 6-7%. В ближайшие годы географически наиболее широко используемыми видами НВИЭ должны стать торф, биомасса (отходы), а также энергия ветра.

 

В соответствии с некоторыми сценариями Энергетической стратегии России на период до 2020 года, удельный вес торфа и других видов НВИЭ в структуре внутреннего потребления всех первичных источников энергии к 2020 году составит 4,2 %. Это совершенно не способствует устойчивому развитию России и только усугубит отставание нашей страны от ведущих индустриальных стран.

 

По итогам состоявшегося обсуждения участники научно-практической конференции рекомендуют:

 

Опыт ведущих индустриальных стран показывает, что использование НВИЭ на промышленном уровне невозможно без государственной поддержки, причем со стороны как законодательной, так и исполнительной ветвей власти.

 

Разработать проект федерального закона О нетрадиционных возобновляемых источниках энергии в котором классифицировать виды энергетических источников, относящихся к нетрадиционным возобновляемым, определить параметры и границы деятельности малой энергетики, урегулировать вопросы разграничения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти по управлению НВИЭ и определить права собственности на различные виды соответствующих энергетических ресурсов.

 

Федеральному Собранию Российской Федерации:

 

В статью 85 главы ХI Бюджетного кодекса Российской Федерации внести следующие изменения и дополнения: государственная поддержка нетрадиционной энергетики и фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу в сфере освоения нетрадиционных возобновляемых источников энергии .

 

Положения закона О нетрадиционных возобновляемых источниках энергии необходимо привести в соответствие с Федеральным законом Об энергосбережении , с законодательством в области природопользования и охраны окружающей среды, а также налоговым законодательством.

 

Поручить Комитету Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию создать рабочую группу по разработке системы комплексной государственной поддержки широкомасштабного производства и использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии.

 

Раздел VIIII части II Налогового кодекса дополнить специальной главой Система налогообложения для производителей и потребителей нетрадиционных возобновляемых источников энергии .

 

Предусмотреть в проекте федерального бюджета на 2004 год финансирование фундаментальных научных исследований по оценке валового, технического и экономического потенциала нетрадиционных возобновляемых источников энергии и реальной возможности замещения ими традиционного котельно-печного и моторного топлива в различных регионах России на перспективу до 2020 года.

 

Правительству Российской Федерации:

 

Создать благоприятные условия для торфодобывающих предприятий, производителей нетрадиционного энергетического оборудования и владельцев установок, использующих энергию торфа, биомассы и других альтернативных источников энергии с использованием следующих экономических рычагов:
· прямые субсидии (на первом этапе освоения);
· налоговые преференции инвестиционной и инновационной направленности на федеральном и субфедеральном уровне;
· льготное кредитование владельцев нетрадиционных энергоустановок (возможно создание специального фонда льготного кредитования);
· применение принципа лизинга для желающих приобрести нетрадиционные энергетические установки;
· приоритетное использование электроэнергии и синтетических видов топлива (биогаз, топливные спирты, биодизельное топливо);

 

В целях увеличения доли нетрадиционных возобновляемых источников энергии в балансе потребления первичных энергоресурсов до 3-4% к 2010 году и до 6-7% к 2020 году внести соответствующие дополнения в Энергетическую стратегию России на период до 2020 года и Федеральную Целевую Программу Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года.

 

Создать единый научный центр или научно-исследовательский институт, координирующий научную деятельность в сфере освоения нетрадиционных возобновляемых источников энергии.

 

В Федеральной Целевой Программе Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года предусмотреть увеличение объемов бюджетного финансирования по Разделу Эффективное энергообеспечение регионов, в том числе северных и приравненных к ним территорий на основе использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива в части, касающейся финансирования НИОКР.

 

Провести международную сертификацию производимого нетрадиционного энергетического оборудования для обеспечения соответствующего выхода на международный рынок.

 

Для поддержания необходимого уровня бюджетного финансирования освоения нетрадиционных возобновляемых источников энергии следует разработать схему рециркуляции части налогов и пошлин, собираемых в сфере природопользования, традиционной энергетики и при экспортных операциях с углеводородными ресурсами.

 

Разработать методику и провести геолого-экономическую оценку геотермальных теплоэнергетических ресурсов для последующего развертывания работ по их комплексному использованию в регионах России, испытывающих дефицит в теплоснабжении. Председатель Комитета А.С. Беляков

 

Рассмотреть вопрос о федеральной поддержке использования торфа для повышения плодородия почв и в качестве продукта для очистки выбросов загрязняющих веществ.

 



 

Международные источники финансир. Теплофизические свойства оконных конструкций. Гидромуфты. Михаил Юревич. Новая страница 2.

 

Главная >  Инвестиции 

0.0046