Главная >  Инвестиции 

 

мониторинг_и_аккумуляция_сэконом. В г. Волхове реализуется проект Всемирного Банка "Передача ведомственного жилищного фонда", информация о котором неоднократно публиковалась в нашем бюллетене. Этот проект предполагает осуществление комплекса мер, направленных на снижение потерь тепла, горячей и холодной воды, электроэнергии в жилищном секторе.

 

И. Башмаков, В. Папушкин, С. Сорокина, В. Жузе
Центр по эффективному использованию энергии

 

Выполненная ЦЭНЭФ работа "Мониторинг и аккумуляция экономии бюджетных средств от реализации проекта "Передача ведомственного жилищного фонда" в городе Волхове" по договору с Фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов посвящена ответу на эти и целый ряд связанных с ними вопросов.

 

В соответствии с условиями займа, город уже выплачивает первые суммы по обслуживанию кредита Всемирного Банка. В связи с этим возникает целый ряд вопросов:
Как правильно определить эффект и вычленить его на фоне других факторов, определяющих изменение бюджетных расходов на содержание муниципального жилья?
Какие элементы существующего механизма предоставления и оплаты коммунальных услуг препятствуют получению фактической экономии бюджетных средств в рамках проекта Всемирного Банка?
Достаточен ли получаемый от проекта эффект для обслуживания долга?
Как наладить механизмы аккумуляции получаемой бюджетной экономии, для того, чтобы не отвлекать средства из других статей бюджета на обслуживание долга?

 

После реализации технических мероприятий экономия бюджетных средств может либо не достигаться, либо не фиксироваться

 

Ниже кратко сформулированы основные результаты этой работы. Часть из них специфична для г. Волхова, тогда как другие более универсальны.

 

Режимы работы системы теплоснабжения не соответствуют расчетным. В системе отсутствует центральное регулирование отпуска тепла. График температур теплоносителя не соответствует расчетному. Это приводит к перерасходам тепла при температурах наружного воздуха выше расчетных и недостаточным расходам тепла при температурах наружного воздуха ниже расчетных. Приборы учета фиксируют принудительное предложение тепловой энергии при температурах наружного воздуха выше -3°С. Для базовых зданий отмечен завышенный расход теплоносителя и заниженные перепады давления на вводах в местные тепловые пункты.

 

Условием проведения мониторинга является организация учета тепла. При реализации проекта в городе Волхове была осуществлена установка приборов учета на базовых зданиях теплового района Волхов-2, сбор и анализ информации о режимах работы системы теплоснабжения. Был выявлен комплекс технических, экономических и финансовых проблем, без решения которых система мониторинга не сможет эффективно работать.

 

В системах холодного водоснабжения отмечены нарушения гидравлического режима и недостаточный перепад давления холодной воды на вводе в здание. Подобные нарушения пьезометрических графиков не позволяют получить ожидаемый эффект от мероприятий в системах холодного водоснабжения.

 

Среднемесячные температуры наружного воздуха определяются теплоснабжающей организацией с низкой точностью. Занижение температуры на 0,1°С в месяц для всего района Волхов-2 перекрывает энергосберегающий эффект, получаемый за год на первых пяти жилых зданиях, оснащенных приборами учета.

 

Группа зданий, на которой реализуется проект Всемирного Банка, не выделена отдельным списком ни в договоре на теплоснабжение муниципального жилого фонда, ни в выставляемых счетах. Такое положение не позволяет определить эффект снижения платежей за счет реализации энергосберегающих мероприятий именно по этой группе зданий.

 

Отсутствуют строгий регламент и автоматические средства снятия показаний и выставления счетов. Это основной недостаток системы сбора и обработки данных, поступающих с приборов учета тепловой энергии. Анализ документов показал, что показатели объема теплопотребления муниципальным жилым фондом в разных документах отличаются на 20%. Низкая надежность статистики приводит к тому, что экономия тепловой энергии, полученная от проекта, теряется из-за неточности определения ее потребления.

 

В первом полугодии 1998 г. в Волхове была отмечена очень низкая дисциплина платежей за тепловую энергию. РКЦ в первом полугодии перечислил предприятию тепловых сетей менее 30% начисленной населению суммы за отопление и ГВС, а из бюджета выделено только 16% начисленной суммы дотаций за тепловую энергию. Политика дискриминации тепло - и водоснабжающих компаний при перечислении средств обостряет проблему задолженности и является серьезным препятствием к аккумуляции экономии средств от реализации проекта. Сохранение такой ситуации не позволяет реализовать перспективные схемы аккумуляции.

 

Принятые в договоре потери в тепловых сетях сильно завышены. По существующему в г. Волхове порядку, показания приборов учета увеличиваются на расчетную величину потерь в тепловых сетях, принимаемых равными 30 %. В этом случае организация коммерческого учета приводит не к экономии, а к перерасходу финансовых средств. Для получения экономии корректировка на потери в наружных сетях не должна превышать 20%.

 

В г. Волхове отсутствует документооборот, необходимый для учета экономии и функционирования системы мониторинга, позволяющего контролировать эффект от реализации проекта. Анализ технических, экономических и финансовых проблем создания эффективной системы мониторинга в г. Волхов позволил придти к следующему выводу, который, очевидно, справедлив и для других российских городов:

 

Дотации из бюджета на возмещение разницы в тарифах на тепло планируются в меньшем объеме, чем это необходимо. В 1997 г. ассигнования из бюджета составили только 62% от требуемой суммы. Таким образом, уже на стадии планирования бюджета получается "экономия" финансовых ресурсов, существенно превышающая эффект от реализации проекта. Незащищенность в бюджете даже заниженного размера дотаций от недофинансирования (в 1997 г. из бюджета было выделено только 56% от запланированных расходов) является серьезным препятствием к организации механизма аккумуляции экономии средств от реализации проекта.

 

Что делать?

 

При нынешнем техническом уровне эксплуатации системы теплоснабжения и при существующей системе формирования договоров, тарифов, механизмов выделения дотаций даже после реализации технических мероприятий экономия бюджетных средств может либо не достигаться, либо не фиксироваться.

 

2. Организация учета и реализация энергосберегающих мероприятий.

 

На основании результатов проведенного анализа ЦЭНЭФ подготовил предложения по созданию системы мониторинга и механизма аккумуляции экономии средств от реализации проекта. Все рекомендации разделены на пять групп:
изменение организации учета и реализации энергосберегающих мероприятий;
совершенствование договоров на теплоснабжение;
совершенствование тарифов;
совершенствование организации функционирования жилищно-коммунального хозяйства;
совершенствование бюджетного планирования.

 

Для того чтобы энергосберегающие мероприятия давали эффект, необходимо устранить очевидные нарушения режимов работы системы теплоснабжения за счет
проведения ее энергетического аудита;
определения и ликвидации основных причин несоблюдения расчетных гидравлических режимов;
установки балансировочных клапанов на вводах в здания (в системе отопления);
промывки внутридомовых систем отопления реагентами;
установки насосов для повышения давления холодной воды, и др.

 

После установки приборов учета необходимо в кратчайшие сроки регистрировать их как коммерческие измерительные устройства. В противном случае массив фиксируемой приборами информации не может работать на экономию средств. Процесс сбора информации с многочисленных приборов учета предъявляет требования, с которыми под силу справиться только автоматизированной системе сбора и обработки информации; следовательно, ее необходимо установить. При некотором увеличении стоимости узлов учета, можно существенно ускорить сбор информации, повысить достоверность и качество ее обработки.

 

Часть муниципального жилого фонда в проект не входит. Важно, чтобы получаемый на одних зданиях эффект не "съедался" перерасходом на других зданиях, в том числе за счет "жонглирования" рядом параметров, таких, как среднемесячная температура. Поэтому важно, чтобы при определении потребления тепловой энергии по объектам, не оснащенным приборами учета, среднемесячную температуру наружного воздуха устанавливал независимый измеритель - специализированная местная метеостанция.

 

Гидравлическая регулировка системы позволит ужесточить требования к поставщику теплоты по соблюдению расчетных гидравлических и температурных характеристик тепловых сетей.

 

Только заключение отдельного договора для теплового района Волхов-2, в котором сосредоточены объекты муниципального жилищного фонда, включенные в проект Всемирного Банка, с выделением отдельным списком этих объектов и указанием для каждого из них договорного объема потребления услуг, создаст базу для учета экономии от проекта.

 

2. О чем нужно договориться?

 

Организация коммерческого учета тепла на объектах проекта Всемирного Банка позволяет юридически обоснованно требовать от поставщика обеспечения качества услуг: выполнения обязательных характеристик гидравлических и тепловых режимов систем теплоснабжения на границе балансовой принадлежности. Эти требования следует отразить в договорах.

 

Чтобы раз и навсегда снять проблему коррекции измеренного теплопотребления на норматив потери, следует перейти от использования в договоре показателей отпущенного тепла на показатели полезного потребления тепловой энергии. Если же сохраняется показатель отпущенного тепла, то необходимо снизить принятые в расчетах величины потерь в теплосетях. Определить реальный уровень потерь в тепловых сетях, включая потери тепла, утечки теплоносителя и гидравлические потери, можно при проведении соответствующих испытаний. Только после выполнения этих работ можно уточнить величину потерь и наметить меры по их сокращению.

 

2. Кому, за что и сколько?

 

В договоре следует также определить, что потребитель не оплачивает перерасход тепла при подаче теплоносителя с температурой выше расчетной более чем на 3°С и в этом случае не несет ответственности за превышение среднесуточной температуры обратной сетевой воды более чем на 3°С.

 

Во всех счетах должны указываться не только стоимость, но и объем предоставленных услуг. Процесс выставления и оплаты счетов следует организовать отдельно по следующим категориям объектов:
для объектов, не оснащенных приборами учета, - по расчетному полезному потреблению тепла,
для объектов, оснащенных приборами учета, - по показаниям приборов учета.

 

Определение тарифа на тепло в расчете не на отпущенную величину, а на полезное потребление позволит резко упростить расчеты, избавив их от всяких корректировок на потери. Тепловые потери и утечки теплоносителя, отражающие техническое состояние системы теплоснабжения, можно учитывать при формировании тарифа за полезное потребление тепловой энергии. При этом необходимо разработать схему поэтапного снижения включенных в тариф потерь в сетях до уровня нормативных.

 

2. Система мониторинга эффекта

 

Необходимо ввести систему пропорционального деления сумм собранных РКЦ с населения между жилищно-коммунальными предприятиями с последующим переходом на прямые платежи населения тепло- и водоснабжающим организациям.

 

В составе отдела ЖКХ мэрии должно быть создано специальное структурное подразделение - группа мониторинга проекта. Главной задачей этой группы должно быть создание и информационное обеспечение новой процедуры документооборота в сфере расчетов за услуги тепло- и водоснабжения.

 

Система мониторинга и аккумуляции бюджетных средств от реализации проекта "Передача ведомственного жилищного фонда" должна получить официальный статус. Для этого она должна быть принята постановлением мэра города.

 

Однако посчитать экономию еще не значит получить экономию. Ее получение зависит от организации процесса финансирования.

 

Методической основой этого документооборота может стать разработанный ЦЭНЭФ "Энергетический аттестат проекта", позволяющий отслеживать энергосберегающий эффект для каждого здания, включенного в проект, и всего проекта. Он позволяет рассчитать экономию и разложить суммарный эффект по факторам.

 

Для определения последующей полной аккумуляции экономии средств от реализации проекта должны быть выполнены следующие условия:
Плановый объем дотаций на весь срок действия проекта должен рассчитываться, исходя из объемов базового расчетного теплопотребления (на момент начала проекта - 1997 г.).
Экономия тепловой энергии должна определяться вычитанием из расчетного базового объема теплопотребления объема потребления тепловой энергии, зафиксированного прибором учета, с корректировками, определенными договором на теплоснабжение.
Средства на покрытие разницы в тарифах на тепло- и водоснабжение с учетом льгот и субсидий должны выделяться из бюджета города в полном объеме (то есть стать защищенной статьей).
В процессе исполнения бюджета должны учитываться факторы, ведущие к увеличению дотаций. В бюджете должны выделяться дополнительные средства на компенсацию этих изменений либо в этом же, либо в следующем году.
Вся полученная экономия должна оставаться в распоряжении города. При невыполнении этих условий может быть достигнута только частичная аккумуляции экономии бюджетных средств.

 

2. Механизмы аккумуляции экономии средств

 

К последним относится пересмотр договоров, снижение платежей за счет сверки счетов: корректировка на выполнение температурного графика, на превышение допустимой продолжительности отключений и т. д.

 

Экономия (перерасход) бюджетных средств рассчитывается как разница планового и фактического объема дотаций и определяется:
эффектом, полученным от реализации проекта;
погодными условиями;
прочими факторами.

 

Единицы измерения

 

Схемы аккумуляции экономии

 

После проекта с оплатой населением

 

До проекта

 

50%

 

Повышение тарифа

 

Потребление тепла
по договору
по счету
по нормативам

 

100%

 

1600
1500
1536

 

Гкал
Гкал
Гкал

 

1600
800
1536

 

1600
800
1536

 

Норматив на отопление

 

1600
800
1536

 

0,02

 

Гкал/(м2.мес)

 

0,02

 

0,02

 

Норматив на ГВС

 

0,02

 

0,2

 

Гкал/(чел.мес)

 

0,2

 

0,2

 

Площадь

 

0,2

 

4000

 

м2

 

4000

 

4000

 

Численность жителей

 

4000

 

240

 

чел.

 

240

 

240

 

Тарифы для ЖКХ

 

240

 

92,33

 

руб./Гкал

 

92,33

 

92,33

 

Доля населения

 

100,18

 

0,5

 

%

 

1

 

0,5

 

Тарифы для населения

 

0,5

 

46,165

 

руб./Гкал.

 

92,33

 

46,165

 

Платежи населения ЖКХ

 

50,09

 

70909

 

руб.

 

141819

 

70909

 

Платежи из бюджета

 

76938

 

69248

 

руб.

 

0

 

36932

 

Экономия средств бюджета

 

40072

 

0

 

руб.

 

69248

 

32316

 

Доля аккумуляции

 

29176

 

0,7

 

%

 

0,7

 

0,7

 

Аккумуляция: механизм пропорциональной аккумуляции

 

0,7

 

0

 

руб.

 

48473

 

22621

 

Экономия тепла

 

20423

 

0

 

Гкал

 

800

 

800

 

Доход ЖКХ

 

800

 

140157

 

руб.

 

141819

 

107841

 

Платежи ЖКХ

 

117010

 

138495

 

руб.

 

73864

 

73864

 

Избыточный доход ЖКХ

 

80144

 

1662

 

руб.

 

67955

 

33977

 

Доля аккумуляции

 

36866

 

0,7

 

%

 

0,7

 

0,7

 

Аккумуляция: механизм разницы платежей

 

0,7

 

1163

 

руб.

 

47568

 

23784

 

Аккумуляция: механизм тарифной аккумуляции

 

25806

 

0

 

руб.

 

0

 

0

 

В сегодняшней финансовой ситуации рассчитывать на выполнение всех пяти приведенных выше условий, по меньшей мере, наивно. Тем не менее, даже в этой ситуации можно предложить три механизма аккумуляции экономии:
механизм пропорциональной аккумуляции,
механизм разницы платежей,
механизм тарифной аккумуляции.

 

6280

 

Тогда в соответствии с механизмом пропорциональной аккумуляции определяется уровень исполнения бюджета по расходам на возмещение разницы в тарифах. Допустим, что он равен 70 %. Тогда аккумуляция экономии составит 22,6 тыс. руб. Применение этого механизма требует некоторых изменений в процессе планирования и исполнения бюджета. Требуется также фиксация базового года для учета экономии. Так, при доле населения в покрытии коммунальных платежей, равной 100%, в бюджете расходы на возмещение разницы в тарифах не выделяются. Поэтому экономия отсчитывается от предпроектного уровня, то есть вводится некоторая условная схема расчетов.

 

Каждый из механизмов максимально эффективен в соответствующих условиях. Иллюстрация их применения на одном условном жилом здании дана в таблице. Допустим, что до реализации проекта договорный объем отпуска тепла на здание составил 1600 Гкал, счет за тепло после сверки - за 1500 Гкал, проживающее в доме население по нормативам платит за 1536 Гкал. После реализации проекта прибор учета зафиксировал потребление на здании, равное 800 Гкал.

 

Экономия по этому механизму примерно равна экономии, получаемой по механизму пропорциональной аккумуляции, но сам механизм намного практичнее и устойчивее, так как:
разница платежей - это "живые" деньги, которыми можно погашать платежи по кредиту Всемирного Банка или другому кредиту;
разница платежей образуется и при переводе населения на полное покрытие расходов по предоставлению коммунальных услуг и не требует никаких условных расчетов;
население может получить часть эффекта от разницы платежей. Доля аккумуляции может определяться как уровнем платежной дисциплины населения, так и участием населения в эффекте от реализации проекта;
этот механизм не требует сложного нормативно-правового оформления и вмешательства властей уровня субъекта федерации, все решения могут быть приняты на уровне органа местного самоуправления.

 

Механизм разницы платежей основан на сохранении нормативов оплаты услуг по отоплению и ГВС населением при снижении оплаты этих услуг теплоснабжающей организации. Население продолжает платить за 1536 Гкал, тогда как жилищная организация или РКЦ перечисляет средства только за 800 Гкал. Экономия составляет 23,8 тыс. руб. при доле населения в оплате коммунальных услуг 50%.

 

Наконец, механизм тарифной аккумуляции, при котором средства на обслуживание долга формируются за счет специальной составляющей в тарифе на тепло для муниципального жилого фонда. Суммы для обслуживания долга взимаются со всего жилого фонда, а не только со зданий, вошедших в проект. Средства, полученные от этой надбавки, перечисляются на специальный счет. Сама же надбавка определяется в зависимости от прогнозируемого уровня экономии.

 

Условие, при котором данный механизм не дает эффекта, - низкая доля населения в покрытии затрат на коммунальные услуги. Если доля населения равна 15 %, то механизм пропорциональной экономии позволяет аккумулировать 38,4 тыс. руб. против 7,1 тыс. руб. по механизму разницы платежей. Именно поэтому в случае г. Волхова этот механизм не рассматривался.

 

 

Даже сегодня при сравнительно низком уровне платежной дисциплины можно добиваться экономии и аккумуляции бюджетных средств от реализации ресурсосберегающих проектов. Однако, только комплекс технических, организационных, экономических и финансовых решений позволит создать эффективную систему мониторинга эффекта от реализации ресурсосберегающих проектов. Создание такой системы возможно и необходимо. Только на ее основе можно определить эффективность расходования средств на реализацию ресурсосберегающих программ и обосновать необходимость продолжения их финансирования.

 



 

РЕШЕНИЕ тридцать седьмой сессии. Энергоаппетиты человечества все растут. Новая страница 1. Энергосберегающие оконные конструкции. Новая страница 1.

 

Главная >  Инвестиции 

0.0276