Главная >  Инвестиции 

 

Организация мировых энергетических рынков. Лунина Е.В., РАО “ЕЭС России”

 

проблемы и пути развития

 

Создание мировых энергетических рынков в последние десять лет позволило развить экономические теории до уровня эксперимента. В результате попыток решения острых практических проблем определились наиболее приемлемые модели, формы организации рынка и надзора за ним. Под воздействием кризисных ситуаций некоторые модели уже прошли стадию модификации.

 

Цели и методы реструктуризации

 

Как показывает опыт, успех сопутствует рынкам, где основы долгосрочной стратегии были заложены еще в процессе реорганизации и приватизации отрасли. Определяющими факторами для качественного перехода к рынку являются создание благоприятного инвестиционного климата, проработанность закона о конкуренции и отраслевых нормативно-правовых актов применительно к данной отрасли. Не всегда в начале реформирования отрасли правительства разных стран четко понимали свою задачу, руководствуясь в большей степени социальными планами. Это не исключало возможности достаточно успешных рыночных преобразований, однако наибольшая стабильность наблюдалась там, где с самого начала правила функционирования рынка были хорошо проработаны.

 

Целью настоящей статьи является демонстрация разнообразия форм образования и организации рынков электроэнергии, способов управления и надзора за его функционированием, а также принимаемых мер по дальнейшему развитию отрасли.

 

Не всегда преобразования проводились добровольно. Примером принудительного разделения акционерных компаний является Калифорния, выделившая часть генерирующих мощностей из состава региональных энергетических компаний на условиях обязательной продажи крупной доли акций внешним компаниям. В США пул Пи-Джей-Эм, в отличие от Калифорнии, создавался без изменения структуры собственности. Несмотря на то, что в 1999 году рынок испытал сильный взлет цен вследствие необычайно высокой температуры в летний период, неправильной ценовой политики и существенных сетевых ограничений, в настоящее время он является одним из наиболее ликвидных и активных энергорынков США.

 

Создание большинства рынков начиналось с того, что конкурентные виды деятельности (генерация, сбыт) отделялись от монопольных (передача, распределение). Дезинтеграция отрасли стала первым звеном рыночных преобразований. Там, где она происходила в условиях частной собственности на объекты энергетики, из вертикально-интегрированных структур выделялись генерирующие компании. Так происходило, например, на рынках Соединенных Штатов Америки. В тех странах, где сохранялось государственное право собственности на объекты энергетики, в первую очередь формировалась сетевая компания национального масштаба. Такой процесс оказался характерным для большинства европейских систем. Некоторые национальные сетевые компании затем были приватизированы, остальные - остались в собственности государства. Так, в Швеции и Норвегии высоковольтная сеть после реструктуризации осталась в государственной собственности, а в Финляндии в настоящее время она представляет собой смесь общественной и частной собственности как результат слияния государственной и частной компаний. В Англии, национальная сетевая компания была приватизирована при сохранении государственного контроля над ней.

 

Структура технологического и коммерческого управления

 

Наиболее безболезненно корпоративное разделение произошло на государственных предприятиях, например, в Норвегии, или в момент приватизации, как это было сделано в Англии и Аргентине.

 

технологического (системный оператор), коммерческого (биржа или администратор рынка) и сетевых операторов, оказывающих управляющее воздействие на переключения сети. Соответственно, имеются три формы организации оператора рынка:

 

Структура рынка обязательно предусматривает взаимодействие операторов:

 

• Системный оператор, интегрированный с системообразующей сетью, выполняет в одном лице три функции: управление рынком “за сутки вперед”, диспетчеризация и эксплуатация сети.

 

• Системный оператор (СО) одновременно исполняет функции коммерческого оператора (биржи) в торговле “за сутки вперед”.

 

Подход, при котором рынок контролируется интегрированным оператором (системный и коммерческий в одном лице), используется в Австралии, Онтарио (штат Канады) и американских рынках. Например, операторы Пи-Джей-Эм, Новой Англии и Нью-Йорка работают на таких принципах. Здесь проводится аукцион “за час вперед”, учитывающий реальные сетевые параметры. В реальном времени данные предварительно поданных заявок используются при ведении режима.

 

Коммерческий и системный операторы функционально разделены и отвечают за разные секторы торговли

 

Имеется третий подход, при котором рынки, управляемые коммерческим и технологическим операторами отделены друг от друга. Вследствие такого разделения, примерно за час до реального времени управление от коммерческого оператора переходит к системному, который также должен использовать рыночные подходы в операциях балансирования рынка. Такой тип взаимоотношений используется в Новой Зеландии, Испании и до недавнего времени применялся в Калифорнии.

 

Наиболее часто встречается второй подход, при котором системный оператор интегрирован с сетевой компанией. При этом сетевой системный оператор представляет собой мощную монопольно - управляемую организацию, которая не может эффективно контролироваться участниками рынка. Поэтому в качестве противовеса сетевой компании участники рынка обычно создают еще одно юридическое лицо - так называемый “Пул”. Пулом определяются Правила рынка, используемые оператором; в его обязанности входит наблюдение и даже регулирование деятельности оператора. В то же время Пул несет нагрузку в виде коммерческих расчетов. Бывший Пул Англии и Уэльса, Нордпул в странах Северной Европы - примеры организации таких взаимоотношений.

 

На основе полученной информации коммерческий оператор с помощью программного обеспечения формирует наиболее оптимальное решение. Технологический оператор еще раз проверяет его по условиям надежности, при необходимости вносит необходимые коррективы и выдает окончательный суточный график работы субъектов рынка.

 

В качестве примера совместной работы двух операторов можно привести рынок Испании [4]. Коммерческий оператор (ОМЕЛ) ведет договоры, рынок “на сутки вперед” и проводит шесть сессий внутри текущих суток. Технологический оператор (Ред Электрика) ведет рынок дополнительных услуг и балансирование системы в реальном времени. Коммерческий оператор принимает и анализирует заявки на суточный рынок и готовит ценовую информацию для расчета, а технологический оператор готовит информацию по техническим ограничениям (пропускной способности сети, условиям параллельной работы генераторов и т.д.).

 

Как признают аналитики [5], необходимости в выделении коммерческого оператора нет, если технологический оператор не является собственником сети. Участники рынка успешно контролируют оператора, который, в свою очередь, выступает противовесом сетевой компании. Если же технологический оператор и сетевая компания объединены в единую национальную компанию, то желательно создание отдельного коммерческого оператора (биржи), контролируемого участниками рынка. На современном рынке Англии и Уэльса (после преобразований 2001г.) и в Новой Зеландии соответствующий коммерческий оператор был создан именно с целью усиления контроля над сетевой компанией, а также для повышения роли участников рынка в его создании и управлении.

 

В Калифорнии до 2001г. наблюдалось разделение функций двух операторов - Калифорнийской биржи и системного оператора. В результате кризиса Калифорнийская биржа прекратила свое существование, передав функции системному оператору.

 

Целью разделения рынка по времени является наиболее точный прогноз графика нагрузки на основе заключенных договоров и конкурентный отбор поставщиков в периоды, непосредственно предшествующие моменту реального времени.

 

Разделение этапов функционирования рынка по времени

 

(Ряд рынков отдельно осуществляет торговлю системными услугами, обеспечивающими надежность и качество работы системы. Этот вопрос в данной статье не рассматривается).

 

Обычно управление рынками электроэнергии происходит в следующем порядке:
на основе двусторонних договоров определяются долгосрочные позиции;
одновременно с процессом формирования графика нагрузки заключаются договоры ““за сутки вперед”” (или “за два дня”, или “за неделю”),
непосредственно перед моментом “реального времени”, одновременно с корректировкой диспетчерского графика, организуется режим спотовой торговли;
на свободно подаваемых заявках может основываться и процесс в реальном времени.

 

Двусторонние контракты применяются практически на всех созданных рынках, торговля происходит через специальные внебиржевые площадки. В Норвегии двусторонняя торговля заканчивается за 2 часа до реального времени, а в Финляндии - за 90 минут. В Швеции торговля двусторонними контрактами продолжается непосредственно до начала торгового периода. Специфической зоной торговли до недавнего времени был рынок Англии и Уэльса, на котором доля двусторонних контрактов была небольшой. С переходом к новым торговым отношениям (НИТА) в 2001 году доля этого сектора превысила 90%.

 

На некоторых рынках присутствуют все стадии, на остальных - только некоторые. Так, в Пи-Джей-Эм в настоящее время энергоснабжающие организации, обслуживающие конечных потребителей, лишь 10-15% своего потребления покрывают за счет покупки энергии на спотовом рынке. Около 30% поставляется по двусторонним контрактам и 55-60% - за счет собственного производства.

 

Динамика роста доли спотового рынка в зонах действия трех американских операторов представлена в [6] (табл. .

 

Наиболее важным сектором с точки зрения формирования цены на рынке и гибкого управления графиком нагрузки является рынок “за сутки вперед”. Участники могут подать заявки на продажу или покупку энергии заблаговременно, но не позднее определенного момента времени на каждый час следующих суток. Во всех системах однажды заявленные позиции после завершения торгов представляются системному оператору и не могут быть изменены, за исключением случаев, когда допускается итерационная форма торговли.

 

Относительная доля спотового рынка в объеме поставленной электроэнергии

 

Таблица 1

 

Пи-Джей-Эм

 

Новая Англия

 

Июль 1999 г.

 

Нью-Йорк

 

15%

 

11%

 

Январь 2000 г.

 

 

н/д

 

24,5%

 

Июль 2000 г.

 

30%

 

н/д

 

25%

 

Январь 2001 г.

 

45%

 

н/д

 

22%

 

На некоторых централизованных рынках, таких как Австралия, Новая Зеландия и Испания, допускается подача заявок в промежутки между закрытием торговли “за сутки” и “реальным временем”. Здесь участники представляют заявки непосредственно системному оператору, который принимает решение об их оптимальной диспетчеризации. Последний срок подачи заявок на покупку-продажу - “закрытие ворот” - на этом рынке определяет время до начала централизованной диспетчеризации. Так, в Швеции и Финляндии, торговля на рынке Элбас продолжается в течение дня и заканчивается за 2 часа до наступления реального времени. После этого начинается действие правил балансирующего рынка в каждой из стран. В Испании оператор рынка (ОМЕЛ) также руководит добровольными спотовыми рынками в виде шести сессий-блоков. В Пи-Джей-Эм график “за день вперед” и заявки на покупку-продажу могут быть отрегулированы в течение дня вплоть до одного часа до начала периода торговли.

 

45%

 

Оперативное управление в режиме реального времени иногда также основывается на предварительно поданных заявках. Например, во всех Скандинавских странах системный оператор добивается окончательного энергетического баланса через балансирующий рынок “реального времени”. Каждый системный оператор (далее - СО) может использовать простые заявки, поданные участниками рынка (вплоть до 2-х часов до реального времени в Норвегии, 30 минут в Швеции, 10 минут в Финляндии). Все заявки подлежат исполнению в течение короткого промежутка времени.

 

На некоторых рынках допускается корректировка заявок. В Австралии участники могут пересматривать заявленные объемы за пять минут до момента реального времени в момент выдачи оператором рынка окончательных диспетчерских инструкций. Цены при этом изменять не допускается. В Новой Зеландии участники могут уточнять свои заявки, как по ценам, так и по объемам, представляя их системному оператору за два часа до реального времени.

 

Таблица 2

 

Обобщенная информация по структуре и функциям рынков в США приведена согласно [7] (табл. .

 

СО Калифорнии (Cal-ISO)

 

Типы централизованных рынков

 

СО Техаса (ERCOT) (начал функционировать летом 2001 г.)

 

Рынок “за сутки”, рынок “за час”, рынок системных услуг, небалансов и сетевых ограничений

 

СО Новой Англии (ISO NE)

 

Нет централизованного рынка Рынок “за сутки” по остаточному принципу (цена формируется как фактически сложившееся значение)

 

Отклоненные заявки могут быть вновь рассмотрены вплоть до 90 минут до реального времени. На рынке продается шесть продуктов, в том числе резервы мощности и действует рынок “установленной мощности”.

 

Рынок “за сутки” по остаточному принципу, рынок “реального времени”

 

Один рынок “реального времени” для энергии и резервов мощности

 

СО Ср. Запада США (MISO) (пока не функционирует)

 

Рынки “за сутки вперед”, “за час вперед”, “реального времени”

 

СО Нью-Йорка (NYISO)

 

Рынок энергии “за сутки вперед” с узловым ценообразованием, рынок “реального времени”, диспетчеризация двусторонних контрактов, резервируются услуги по передаче, рынок “кредита установленной мощности” (день, месяц)

 

СО Пи-Джей-Эм (PJM)

 

Организация новых форм торговли не происходит без потрясений. Установлено, что среди причин кризисов в 2000-2001 гг. в Калифорнии были злоупотребления среди продавцов электрической энергии. Крупные проблемы с энергоснабжением наблюдались летом 1998г. на только что созданном рынке Пи-Джей-Эм. Манипулирование рыночной силой в Англии и Уэльсе послужили причиной радикальных преобразований 2000-2001 гг. Серьезные технические проблемы из-за неверных экономических решений наблюдаются в зонах действия системных операторов штатов Нью-Йорк и Новой Англии.

 

Надзор за поведением субъектов рынка

 

В условиях рынка оператор в значительной степени выполняет функции регулирующего органа. Он несет ответственность за управление сетью и системными услугами в пользу всех участников рынка (перепродавцов, “генераторов”, собственников сети, конечных потребителей и т.д.). Кроме того, ему могут быть даны полномочия по смягчению влияния сильных игроков на рынке, обладающих рыночной силой, в том числе путем применения санкций. Например, в Калифорнии и Новой Англии операторы имеют персонал, который наблюдает за рынком с целью выявления злоупотреблений. Типичными являются опасения покупателей и “генераторов”, не имеющих сетей, что они подвергнутся дискриминации со стороны тех, кто имеет сети.

 

Поэтому мероприятия по надзору за рынком имеют важное значение. Предотвращение злоупотреблений участниками рынка достигается о через оперативную деятельность по контролю над поведением “генераторов”;
через деятельность Наблюдательного совета;
через принятие и совершенствование правил рынка;
путем регулирования тарифов на передачу и платы за подключение к сети;
путем снижения концентрации поставщиков на рынке;
путем выдачи разрешения на слияние или приобретение компаний.

 

При создании Наблюдательного совета имеются два альтернативных варианта [9]: формирование из участников рынка или независимый состав Наблюдательного совета.

 

Трудность состоит в том, что стандарты надзора не подлежат четкому определению. Поэтому осуществляемый оператором надзор не всегда оптимален, например, оператор может подвергнуть штрафу участника рынка, поведение которого вполне конкурентно. Кроме того, другие контролирующие органы могут оказывать на него воздействие или какая-либо группа субъектов на рынке попытается повлиять на оператора. Возникает вопрос, кем этот персонал системного оператора будет контролироваться: Председателем Наблюдательного совета, Наблюдательным Советом, участниками рынка или Федеральной комиссией по регулированию?

 

Таким образом, создание Наблюдательных советов ставит целью не только контроля, но и использование опыта квалифицированных представителей, обладающих независимостью при принятии решений.

 

В настоящее время операторы Пи-Джей-Эм, Нью-Йорка и Новой Англии контролируются участниками рынка. Наблюдательный совет в бывшем Пуле Англии и Уэльса формировался исключительно из участников рынка, причем поставщики и покупатели были представлены равным количеством голосов. Это сделало орган совершенно негибким, так как невозможно было достигнуть принципиального согласия по многим ключевым вопросам. Сейчас Наблюдательный совет на английском рынке насчитывает 12 членов, в том числе независимого Председателя, утвержденного органами регулирования, и двух независимых членов, назначенных Председателем. Кроме того, в состав Наблюдательного Совета вошел представитель Национальной сетевой компании. К независимому Совету пришли и в Калифорнии. Если ранее и биржа, и системный оператор имели свой Совет директоров, то теперь функционирует Совет директоров системного оператора и Наблюдательный совет рынка, в который входят наиболее видные экономисты.

 

Вместе с тем необходимо, чтобы они были отделены от каждодневной коммерческой процедуры функционирования рынка и не оказывали на него сиюминутного давления. Среди их задач наиболее важной представляется политика регулирования цен у конечного потребителя. В противном случае может возникнуть ситуация, подобная калифорнийской, когда поставщики потребительского рынка несли убытки вследствие непрерывного роста цен на покупаемую с рынка энергию в условиях замороженных цен на ее продажу. Кроме того, вместо скрытого перекрестного субсидирования защиты малоимущих слоев населения или отдельных групп потребителей может быть предусмотрена прямая адресная поддержка. С целью защиты собственников и акционеров должен быть предусмотрен механизм компенсации стоимости недоамортизированного имущества, выведенного из эксплуатации по условиям рынка [2,12].

 

Правительство и органы регулирования в обязательном порядке следят за ситуацией на рынке, вне зависимости от наличия регулирующих функций у системного оператора или Наблюдательного совета. Как подчеркивается в [2], в их задачи входит устранение препятствий для свободной конкуренции, однако, механизмы вмешательства должны быть совместимы с рыночными отношениями. Сферой их наблюдения являются условия доступа на рынок, к которым относится и процесс ценообразования в отношении стоимости доступа к сети и услуг по передаче.

 

В Аргентине правилами рынка были наложены условия, чтобы ни один из “генераторов” не имел более 10% доли участия на рынке (они также не могут иметь в собственности сетевые предприятия). В Техасе правилами рынка предусмотрено, что ни одна генерирующая компания не может иметь более 20% генерирующих мощностей данного региона. В Испании в 2000г., антимонопольные органы не позволили компании Юнион Феноза - крупнейшему производителю приобрести одну из четырех вертикально-интегрированных компаний, чтобы не ослаблять конкуренцию на рынке.

 

Способствовать соблюдению правил конкуренции могут антимонопольные и другие уполномоченные организации. Обычно они накладывают ограничения на объемы рынка, контролируемые отдельными компаниями. Так, при организации рынка в Пи-Джей-Эм власти не требовали разделения компаний, однако, часть из них была выделена в отдельные дочерние предприятия. Несмотря на достаточно мягкий вариант реструктуризации, концентрация фирм уменьшилась, так как на некоторых предприятиях внешние акционеры получили значительную долю акций.

 

Механизмы, стимулирующие развитие отрасли

 

Возможно, наблюдаемое в настоящее время благополучие Скандинавского рынка в значительной степени обусловлено отсутствием рыночной концентрации: в Норвегии, Швеции и Финляндии доля крупнейших поставщиков не превышает трех - четырех процентов.

 

Простая заявка (или одноставочный тариф), в данный момент времени отражающая стоимость за единицу энергии.

 

Поиск инструментов, нацеленных на развитие генерирующих мощностей в зоне действия оператора, является ключевым вопросом существования стабильного рынка. В международной практике имеются три основных механизма для обеспечения необходимого уровня генерации и готовности оборудования к включению в качестве резерва в системе.

 

Взимание платежей за мощность.

 

Организация долгосрочного рынка мощности.

 

Предложение, сформулированное в виде одноставочной цены, предпочтительнее для оператора, но сложнее для самой станции. Фактически, риск переносится с оператора на станцию.

 

Первый механизм полагает, что цена на рынке сама по себе может отражать потребность в инвестициях. Энергетический спотовый рынок (рынок “за сутки вперед”) и ориентированные на него цены по фьючерсным контрактам дают как долгосрочные сигналы на инвестирование (в виде показателя потребности в новых мощностях), так и краткосрочные сигналы о готовности мощности к удовлетворению ожидаемого потребления и внезапных его колебаний. Такие системы позволяют потребителям или их сбытовым организациям определить максимальную цену, которую они готовы платить за энергию, а значит, и за надежность снабжения, которую они готовы принять. Примерами таких рынков, где реализуется только продажа энергии, являются Калифорния, Скандинавия и Австралия.

 

Вторым типом системы, наиболее распространенным на севере США, является использование централизованно планируемых резервов с рынками мощности, которые позволяют заблаговременно торговать резервами. В таких системах центральное агентство (системный оператор или орган регулирования) может установить требования к процедуре планирования резервов. Рынок мощности позволяет региональным поставщикам торговать резервами и перераспределять их. Наиболее характерными примерами рынков этих типов являются Пи-Джей-Эм, Нью-Йорк, Новая Англия. Первый был образован в октябре 1998 г. как рынок ценового аукциона месячными кредитами мощности. Комитет по надежности Пи-Джей-Эм делает прогноз необходимой мощности, а региональные поставщики затем торгуют кредитами, чтобы удовлетворить свое потребление в плановом объеме.

 

В Австралии пытались установить предельную цену, исходя из определения стоимости пиковой мощности в периоды максимальной нагрузки. В результате отказались от регулирования предельной цены, а системному оператору предоставили право приобретать резервы мощности у редко загружаемых станций.

 

Таблица 3

 

В табл. 3 представлено сравнение ближайших вводов по трем системам, применяющим этот механизм [13].

 

Новая Англия

 

Данные о строительстве новой мощности, МВт

 

Нью-Йорк

 

Пи-Джей-Эм

 

21919

 

Суммарное пиковое потребление

 

27260

 

51550

 

2001 г.

 

Ожидаемые вводы нового оборудования

 

2773

 

3284

 

2002 г.

 

591,5

 

2660

 

5881

 

2003 г.

 

0

 

4840

 

3509

 

Как видно из таблицы, рынок мощности дал хорошие результаты в двух из трех представленных систем .

 

0

 

Как признают эксперты [5], ценовые заявки в виде редко изменяемых многоставочных тарифов с указанием динамических ограничений предпочтительнее для производителей, но труднее для оператора рынка. Некоторые типы станций имеют низкую маневренность, большие условно-постоянные издержки, в том числе и пусковые расходы), но низкие переменные затраты (собственно стоимость производимой энергии. Другие типы станций - наоборот. Чтобы оценить эту разницу, системный оператор должен иметь сложный алгоритм и правила для определения одноставочного тарифа на каждый час или вводить дополнительные платежи тем из поставщиков, которые не покрыли своих затрат.

 

Третьим механизмом, ориентированным на привлечение инвестиций, является взимание платы за мощность. В настоящее время этот механизм применяют Испания и некоторые рынки южной Америки. Ранее это также применялось в Пуле Англии и Уэльса. На некоторых южноамериканских рынках использование платежей за мощность ставило своей целью привлечения новых участников, что было успешно выполнено. Проблема данного подхода состоит в том, чтобы определить корректный уровень ставки за мощность, что не поддается формализации. Вследствие высоких платежей за мощность может появиться ее избыток (Южная Америка), тогда как при заниженных значениях может быть создан ее дефицит. В Испании платежи за мощность невысоки, но помимо них собираются дополнительные средства на возмещение стоимости недоамортизированных активов (stranded cost). Это обусловило содержание станций, экономически ненужных. Кроме того, платежи за мощность могут привести к занижению цен на энергию, что искажает ценовые сигналы (как это случилось в Аргентине).

 

Возможно, радикальное решение по продаже акций генерирующих компаний, образованных на базе вертикально-интегрированных компаний в Калифорнии, было не вполне осмотрительным, так как внешние собственники были заинтересованы более в увеличении экспорта из соседних регионов, чем в развитии генерирующих мощностей штата, в котором наблюдался резкий рост потребления [11].

 

Таким образом, экономический фактор важен для заблаговременного формирования необходимого резерва мощности как фактора, обеспечивающего надежность системы в целом.

 

Таблица 4

 

В заключение можно привести результаты функционирования основных мировых рынков электроэнергии в 2000г. Табл. 4 отражает изменения в объеме потребления и уровне цен на основе данных [7-9].

 

Рынок

 

Изменения в объеме потребления и уровне цен на основных мировых рынках электроэнергии (соотношение между 2000 и 1999 гг.)

 

Скандинавские страны (Нордпул)

 

Пи- Джей- Эм (США)

 

Аргентина

 

Англия и Уэльс (до НИТА)

 

Виктория (Австралия)

 

Испания

 

Англия (США)

 

Новая

 

(Канада)

 

Альберта

 

(США)

 

Калифорния

 

1,03

 

Изменение потребления, %

 

3,1

 

13,7

 

7,5

 

4,6

 

24,0

 

9,4

 

5,4

 

5,55

 

-7,6

 

Изменение цены, %

 

4,32

 

-5,3

 

21,3

 

5,38

 

55,8

 

34,64

 

363,55

 

187,44

 

Комментарии к созданию рынка электроэнергии в России

 

Результаты, приведенные в табл.4, требуют глубокого и внимательного анализа, выходящего за рамки данной статьи.

 

Оптимальной можно считать структуру рынка, на котором успешно реализуются поставленные цели, своевременно осуществляется ввод нового оборудования, наблюдается достаточная стабильность цен.

 

Как видно из представленного материала, проблемы развития рынка являются достаточно сложными. Тем не менее, они нуждаются в изучении и тщательном анализе еще на этапе разработки модели и правил рынка.

 

Выделение коммерческого оператора на рынке имеет как позитивный, так и негативный опыт. Если технологический оператор не является собственником системообразующей сети (и генерации), то и нет мотивов к разделению функций коммерческого и технологического операторов. В случае если они все-таки формируются как две независимых организации, то условием нормального хода событий на рынке является их тесное взаимодействие в части формирования графика нагрузки и использования данных измерений.

 

Либерализация рынка должна происходить по возможности наименее болезненно, не ущемляя интересов собственников. При этом могут создаваться как отдельные генерирующие компании, так и сохраняться вертикально-интегрированные, но их доля продаж на рынке должна быть ограничена.

 

один из них, позволяющий фиксировать долгосрочные позиции участников;

 

Рынок должен быть секционирован по времени, чтобы иметь не менее двух секторов:

 

Формы надзора за функционированием рынка должны обеспечить недискриминационность доступа на рынок, ограничение власти отдельных участников на рынке, полноту предоставляемой участникам и внешним пользователям информации. Предприятие или оператор, использующие рыночную силу через установление дискриминационных правил, может подлежать регулированию и юридическим санкциям.

 

второй - позволяющий оператору рынка скорректировать график нагрузки и финансовые позиции достаточно близко к моменту реального времени.

 

Будущие инвестиции могут быть обеспечены путем формирования отдельной ценовой ставки за мощность или даже рынка мощности. Однако введенные административным путем, такие меры могут не соответствовать требованиям рынка энергии и не отражать запросы потребителей в отношении энергоснабжения и ценового риска. Поэтому ставку следует делать на создание стимулов у потребителей и энергокомпаний.

 

Для эффективной реструктуризации необходимы как разумные организационные преобразования, так и правильные формы ценообразования. Наиболее эффективны рыночные инструменты, нацеленные на развитие системы. В то же время нельзя исключить возможности введения ограничений по стоимости услуг, обеспечивающих надежность работы системы.

 

Литература

 

В целом рынки должны иметь возможность к совершенствованию через внесение поправок в правила функционирования, так как даже наиболее успешные подвергаются злоупотреблениям и воздействию внешних факторов.

 

European Electricity Systems in Transition. A comparative Analysis of Policy and Regulation in Western Europe. Edited by A. Midttun.// Elsevier Science Ltd, UK, 1997.

 

Дьяконов Е.И., Каневская Е.В., Огарь В.П. и др. Реформы в мировой электроэнергетике. //Вестник ФЭК России, №№1-2, 1999.

 

ОМ EL and the electricity market in 200 Annual report.

 

Electricity reform abroad and U.S. Investment. //Energy Information Administration, September 1997.

 

Udi Helman, FERC. Market Design and Performance of the Northeasten ISO Markets.

 

Final report for Component 1 (Market and Industry Structure). Thailand Power Pool & ESI reform Study. NERA, 2000.

 

Argentine Wholesale Electricity Market Annual Report.. CAMMESA, 2001.

 

Changing Structure of the Electric Power Industry 2000: An Update, Chapter Energy Information Administration, USA Department of Energy, October 2000.

 

1 The New Electricity Trading Arrangements, Office of Gas and Electricity Markets, July 1999.

 

Annual Report Market ISO New England, August 2001.

 

1 Preventing Market Failures on the Road to Competition. Analysis & Recommendations of the Electricity Consumers & Recommendations of the Electricity Consumers Resource Council // The Electricity Consumers Resource Council, May 2001.

 

1 Less electricity liberalisation is better for you? Lessons from California and the UK. //Energy Economist 235, May 2001.

 

 

1 William J. Museler, President NY ISO. New York's Summer Outlook. May 2001.

 



 

ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИБОРОВ УЧЕТА КОЛИЧЕСТВА ТЕПЛОТЫ И ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ. Новая страница 1. Новая страница 1. Бывший черный. Новая страница 1.

 

Главная >  Инвестиции 

0.0222