Главная >  Инвестиции 

 

Разным инвесторам - разная политика.. По количеству конференций на тему инвестиций Россия продолжает удерживать одно из первых мест в мире, однако положительных сдвигов в сторону увеличения объемов внешних инвестиций не наблюдается. Все серьезные федеральные и региональные программы включают, как правило, задачи "повышения инвестиционной привлекательности", улучшения "инвестиционного климата", потенциала и т.п. Однако на деле все, как правило, ограничивается корректировками законодательства, выделением льгот, отбором инвестиционных проектов и разбором локальных конфликтов между инвесторами и предприятиями.
Представляется, что суть проблемы кроется в разных трактовках огромного количества "инвестиционных" терминов, из чего проистекает глубокое непонимание реальных составляющих инвестиционной привлекательности. Очевидно, что инвестиционная привлекательность - понятие достаточно субъективное. Поэтому необходимо понять, какие факторы делают страну или регион привлекательной для инвесторов.
Базовые (пороговые) условия ведения инвестиционной деятельности в регионе - социально-политические факторы, законодательно-нормативные, организационно-экономические, состояние судебной системы и т.п. - интересуют всех инвесторов, независимо от их инвестиционных приоритетов. Однако существуют дифференцирующие составляющие инвестиционной привлекательности, важность которых различается для различных категорий инвесторов. Кредиторов и владельцев облигаций интересует платежеспособность региона, прямых финансовых инвесторов - потенциал роста стоимости бизнеса объектов инвестиций, стратегических инвесторов - специальные факторы и ресурсы, усиливающие их стратегическую позицию (рынки сбыта, звенья производственных процессов и т.п.).
Следовательно, при разработке инвестиционной политики государства (региона), наряду с программой улучшения базовых факторов, необходимо разработать и реализовать индивидуальные программы по отношению к стратегическим, прямым финансовым и портфельным инвесторам.
Программа для стратегических инвесторов должна уделять внимание факторам, стимулирующим инвесторов размещать основные производственные мощности, научно-исследовательские и опытно-конструкторские лаборатории, головные офисы, а также службы маркетинга и сбыта - на территории страны или конкретного региона. К сожалению, на данный момент в подавляющем большинстве случаев российские предприятия становятся лишь второстепенными звеньями цепочек создания стоимости, центр которых вынесен за пределы нашей страны.
Программа для прямых финансовых инвесторов должна быть направлена на содействие развитию факторов, демонстрирующих инвестиционный потенциал объектов рискового финансирования. К ним относятся - наличие у предприятий стратегии и бизнес-модели, способной обеспечить высокий потенциал роста, квалификация менеджмента, уровень культуры корпоративных взаимоотношений, механизмы, обеспечивающие ликвидный выход финансового инвестора посредством продажи акций на фондовом рынке или стратегическому инвестору через 3-7 лет.
Программа для портфельных инвесторов должна включать меры по повышению платежеспособности региона и стимулирования процессов развития компаний, способных разместить свои акции на открытом рынке.
Большинство чиновников в Москве и регионах, а также руководителей предприятий, уверено, что Россия кровно заинтересована исключительно в стратегических инвесторах. Легко доказать, что данное утверждение, как минимум, неочевидно. Дело в том, что оптимальный тип инвестора для предприятия определяется по стадии его развития. При определении стадии развития бизнеса инвесторы используют следующие критерии: стратегическая позиция на рынке (доля на рынке), уровень производительности (выработка на одного работающего), эффективность и квалификация менеджмента, эффективность ключевых бизнес-процессов и систем, а также возможность их масштабирования, культура корпоративных взаимоотношений. Ранние стадии финансируются преимущественно носителями рискового капитала, более зрелые стадии - институциональными и стратегическими инвесторами.
Необходимо, наконец, признать: несмотря на почтенный возраст многих российских предприятий, подавляющее большинство из них пока находятся на ранних стадиях развития бизнеса. Следовательно, они автоматически попадают в зону интересов рискового капитала, носителями которого выступают прямые финансовые инвесторы. Для сравнения: только в Бостоне действует порядка 800 венчурных фондов, тогда как в России реально работают не более десятка, из которых активно инвестирует не более трех - пяти.
Таким образом, одним из главных направлений инвестиционной политики на уровне страны и регионов должно стать развитие инфраструктуры рискового финансирования. Необходимо стимулировать создание в регионах России фондов венчурного финансирования, которые должны активно сотрудничать и пользоваться поддержкой региональных властей; exit-фондов, гарантирующих инвесторам выкуп акций по определенной цене через несколько лет, при условии, что предприятие достигнет определенных показателей эффективности; фондов реструктуризации, которые будут скупать долги неэффективных предприятий, финансировать его реструктуризацию и затем продавать пакеты стратегическим инвесторам.
В действительности, реальных инструментов инвестиционной политики, особенно на региональном уровне, у государства немного. Все они хорошо известны и активно используются. Главное, однако, привести все движения в единую систему, не столько двигать рычагами, сколько "задавать правильный вектор" и "создавать условия". Разным инвесторам - разная политика. Стимулировать надо только то, что отвечает нашим стратегическим интересам.

 

Александр Ованесов
Старший партнер "Про-инвест Консалтинг"

 



 

Новая страница 1. Использование древесины для производства энергии в Дании. Oт редактора перевода. Аналіз та оцінки циклу статей за. ЗАТВЕРДЖЕНО.

 

Главная >  Инвестиции 

0.0863