Главная >  Инвестиции 

 

Международный опыт реформирования электроэнегетики. Подход и темпы проведения либерализации электроэнергетики в значительной мере отличались в различных странах, проводивших реформы. В основном, реформирование сектора было направлено на функциональное разделение производства и магистральных сетей, введение конкуренции в производстве и расширение доступа к сетям. На более продвинутых стадиях реформы включали формирование рынка электроэнергии и обеспечение свободного выбора поставщика электроэнергии. На финальных стадиях реформирования происходил переход от регулирования тарифов для магистральных и распределительных компаний на основе издержек и нормы доходности на капитал к установлению максимальных тарифов на передачу.

 

За прошедшее десятилетие система регулирования электроэнергетикой претерпела существенные изменения во многих развитых и некоторых развивающихся странах. Экономические и технологические особенности электроэнергетики стимулировали эволюцию как системы регулирования, так и структуры собственности и структуры отрасли. Так как магистральные и распределительные сети являются естественными монополиями, то и вся электроэнергетическая отрасль рассматривалась как естественная монополия, что предполагало выбор регулируемой монополии как наиболее эффективной модели сектора. Так как монополии часто приводят к тому, что компания - монополист пыталась устанавливать цены, превышающие предельный издержки на производство электроэнергии, правительства принимали две основные модели электроэнергетики: либо государственная интегрированная монополия, либо регулируемые частные компании. Многие страны (Ирландия, Франция, Греция и Италия) консолидировали и национализировали электроэнергетику в государственные монополии, предполагая, что государственные компании будут действовать в общественных интересах, а не максимизировать прибыль, как частные компании. В Германии существовали региональные государственные монополии, как один из вариантов первой модели. Вторую модель организации сектора выбрали США и Япония, где частные компании регулировались на основе издержек и норм доходности на вложенный капитал. Следует отметить, в большинстве стран, независимо от того, были ли они централизованными или региональными, государственными или частными, компании всегда оставались вертикально-интегрированными.

 

Прототипы моделей организации сектора в течение переходного периода

 

Кроме степени либерализации, страны также отличались по степени участия частного капитала в секторе. Решение о приватизации не всегда однозначно соответствовало степени либерализации. Некоторые из наиболее либерализованных стран (Норвегия) не проводили приватизацию, тогда как для других стран это являлось основным направлением реформ (Англия и Уэльс). В некоторых странах (США и Япония), электроэнергетика исторически находилась в частной собственности. В тех странах, которые включали приватизацию в планы реформирования отрасли, последовательность приватизации и либерализации также варьировалась. В Англии и Уэльсе, приватизация предшествовала либерализации, тогда как в Скандинавских странах либерализация предшествовала частичной приватизации. Однако в целом, существует тенденция к приватизации производства и сбыта электроэнергии, как через активные программы приватизации сектора, так и через доступ на рынок новых частных генерирующих компаний.

 

Составными элементами каждого из базовых прототипов являются:

 

В процессе реформирования многие страны прошли или в настоящее время находятся на промежуточных этапах трансформации. В силу различных институциональных и социальных ограничений, во многих странах переход от вертикально-интегрированной модели сектора к конкурентной модели осуществлялся через постепенную адаптацию различных элементов рынка. Ниже приведены основные прототипы моделей реформирования сектора, элементы которых использовались странами на различных переходных этапах реформирования.

 

Модель

 

Анализ преимуществ и недостатков альтернативных моделей:

 

Отрицательные факторы

 

Положительные факторы

 

(Россия, Франция)
Сохранение вертикально-интегрированной структуры в рамках единой компании
Контроль за ценами
Отсутствие экономических стимулов для повышения эффективности
Для государственных компаний - необходимость государственного финансирования отрасли

 

Вертикально-интегрированная модель

 

(страны Юго-Восточной Азии)
Привлечение частных инвесторов при минимальных структурных изменениях
Контроль за розничными ценами
Необходимость выдачи долгосрочных государственных гарантий (высокий риск для государственного бюджета)

 

Модель “независимых производителей”

 

(Венгрия)
Привлечение частных инвесторов при ограниченных структурных изменениях
Контроль за розничными ценами
Необходимость заключения среднесрочных контрактов на оптовом рынке при ограниченной возможности изменения тарифов на розничном рынке

 

Модель “Единого Закупщика”

 

Основные элементы конкурентной модели

 

Конкурентная модель (Скандинавия, Англия и Уэльс)
Создание стимулов для повышения эффективности
Необходимость значительных структурных преобразований
Коррекция уровня цен до экономически обоснованного уровня

 

Многие страны, принявшие конкурентную модель организации отрасли, провели либерализацию доступа к магистральным и распределительным сетям. В большинстве случаев либерализация доступа к сети была обеспечена в форме регулируемого доступа независимых компаний к сети, т.е. юридического обязательства предоставить доступ к сети на равных условиях (Австралия, Скандинавия, Англия и Уэльс, США). Обеспечение регулируемого доступа независимых компаний к сети является необходимым условием как для обеспечения доступа независимых генерирующих компаний на конкурентный рынок, так и для обеспечения возможности выбора поставщика потребителями. Без предоставления регулируемого доступа к сети, либерализация производства электроэнергии и демонополизация не приведут к справедливой конкуренции, т.к. сетевые компании будут завышать тарифы на передачу электроэнергии по сравнению с тарифами, назначенными для аффилиированных с ними генерирующими компаниями. Аналогично, свободный выбор поставщика энергии будет возможен только тогда, когда право выбора закреплено свободным доступом независимых поставщиков к сети. Так, даже в условиях региональных вертикально-интегрированных компаний в Германии, обеспеченная свобода доступа к сети и свобода выбора поставщика привели к сильнейшей конкуренции за потребителя, как между немецкими компаниями, так и с участием других европейских компаний. В соответствии с Директивой ЕЭС 1996 года, которая определяет общие правила для внутренних рынков электричества, страны-участники ЕЭС обязаны обеспечить доступ независимых производителей к сети.

 

Доступ к магистральным и распределительным сетям

 

Другой мерой по развитию конкуренции являлось обеспечение свободы выбора поставщиков электроэнергии квалифицированными потребителями. В некоторых странах круг квалифицированных потребителей расширялся постепенно, начиная с самых крупных потребителей (Англия и Уэльс, Новая Зеландия), в других странах свобода выбора была предоставлена сразу всем потребителям (Норвегия, Швеция). Как правило темпы расширения круга квалифицированных потребителей определяются технической оснащенностью, устройствами измерения потребления и экономической обоснованностью установки подобных устройств для мелких потребителей. В соответствии с Директивой ЕЭС 1996 года, все страны участницы ЕЭС должны обеспечить свободу выбора потребителям с ежегодным потреблением свыше 40 ГВтч к 1999 году, свыше 20 ГВтч к 2000 и свыше 9 ГВтч до 2003 года.

 

Выбор поставщика электроэнергии

 

В мировой практике распространены два типа регулирования тарифов на передачу электроэнергии: регулирование нормы доходности на вложенный капитал (на основе издержек), как это принято в США либо регулирование тарифов с учетом индексов, учитывающих инфляцию и стимулирование снижения издержек (Скандинавия, Голландия, Англия и Уэльс). Гораздо больше вариаций существует в методах регулирования перекрестного субсидирования тарифов на передачу для мелких и крупных потребителей, регулирование тарифов в моменты пиковой нагрузки, ценообразование на основе локальных узлов (локальное ценообразование с учетом предельных издержек на производство и передачу) или единое ценообразование (с равномерным распределением общих издержек на транспортировку между всеми участниками рынка).

 

Регулирование тарифов на передачу энергии

 

Первый рынок электроэнергии был введен в Англии и Уэльсе в 1990 году. За ним последовало открытие рынка в Скандинавии (Nord Pool) в 1996 году. В настоящее время успешно функционируют рынки в Испании, Австралии, Новой Зеландии, США. Участие производителей на рынке может быть обязательным (Англия и Уэльс до 2001 года, Испания, Австралия) или добровольным (Nord Pool, Новая Зеландия).

 

Оптовый рынок электроэнергии

 

Степень вертикальной интеграции также в значительной степени варьируется. Некоторые страны (Англия и Уэльс) прошли через первоначальное разъединение различных видов деятельности в независимые компании, и только в последствии регулирующими органами были разрешены слияния генерирующих и сбытовых компаний до определенной степени. В других странах (Испания, Германия) выделения различных видов деятельности в независимые компании не происходило, и для обеспечения конкуренции использовались специальные меры по обеспечению равноправного доступа к сетям и свободы выбора потребителей. Как правило, второй подход может обеспечить условия равноправной конкуренции только при высокой степени развития транспортной инфраструктуры.

 

Структура сектора

 

 

Степень горизонтальной концентрации также варьировалась. Как правило, в странах, где конкуренция со стороны иностранных компаний ограничена (Англия и Уэльс, Новая Зеландия), регулирующие органы препятствовали образованию компаний с большой долей на рынке для предотвращения возможностей манипулирования рыночной ценой. Другие страны (Испания, Германия), которые хорошо интегрированы с соседними энергосистемами, позволили большую степень горизонтальной концентрации, создавая тем самым несколько крупных национальных компаний (Германия) или даже национальных чемпионов, способных успешно конкурировать в рамках объединенного Европейского рынка (Испания, Италия).

 



 

Новая страница 1. Новая страница 1. Использование древесины для производства энергии в Дании. Oт редактора перевода. Аналіз та оцінки циклу статей за.

 

Главная >  Инвестиции 

0.0112