Главная >  Инвестиции 

 

Коммерческие потери электроэнерг. Валентин Апряткин, инженер, ОАО «Электрические сети», г. Клин

 

Валерий Воротницкий, д. т. н., профессор, ОАО «ВНИИЭ», г. Москва,

 

Потери электроэнергии в электрических сетях — важнейший показатель экономичности их работы, наглядный индикатор состояния системы учета электроэнергии, эффективности энергосбытовой деятельности энергоснабжающих организаций.
В настоящее время почти повсеместно наблюдается рост абсолютных и относительных потерь электроэнергии. Так, с 1994 по 2001 гг. абсолютные потери электроэнергии в электрических сетях России увеличились с 78,1 до 103,55 млрд. кВт•ч, а относительные — с 10,09 до 13,1%. В некоторых энергосистемах относительные потери достигли 15-20%, а в отдельных распределительных сетях — 30-50%.

 

Структура и мероприятия по снижению

 

Основной причиной сложившейся ситуации является рост коммерческих потерь, которые можно разбить на четыре основные группы:

 

Четыре причины потерь

 

В российских энергосистемах главными причинами наличия коммерческих потерь традиционно являются недостаточный и недостоверный учет, хищения электроэнергии не только в коммунально-бытовом, но и в промышленном секторе. В годы перестройки в электроэнергетике в условиях роста тарифов на электроэнергию и уменьшения платежеспособности населения в ряде регионов страны, особенно в сельской местности, увеличились трудности с оплатой электроэнергии коммунально-бытовыми потребителями. Кроме того, появилась мотивация к применению все более изощренных методов и средств хищений электроэнергии и соответственно к росту объемов этих хищений, появились бесхозные электрические сети, поселки, которые никто не хочет брать на баланс и обслуживание.

 

потери из-за погрешностей системы учета электроэнергии, обусловленные:
- классами точности и ненормированными условиями работы трансформаторов тока (ТТ), напряжения (ТН) и счетчиков, в т.ч. их недогрузкой, перегрузкой, работой с ненормированным коэффициентом мощности и т.п.;
- неверными схемами подключения счетчиков, ТТ и ТН;
- неисправными счетчиками, ТТ, ТН;
- ошибками в снятии показаний счетчиков или умышленными искажениями записей;
потери при выставлении счетов, обусловленные:
- неточностью данных о потребителях электроэнергии, в том числе недостаточной или ошибочной информацией о заключенных договорах на пользование электроэнергией; ошибками в коэффициентах пересчета показаний счетчиков в электроэнергию и т.п.;
- ошибками при выставлении счетов, в том числе: невыставленными счетами потребителям из-за отсутствия точной информации о потребителях и постоянного контроля за актуализацией этой информации; отсутствием контроля и ошибками в выставлении счетов клиентам, пользующимся специальными тарифами, и т.п.;
потери при востребовании оплаты, обусловленные оплатой позже установленной даты, долговременными или безнадежными долгами и неоплаченными счетами из-за неудовлетворительной процедуры востребования оплаты; плохого учета неоплаченных счетов и управления оплатой и т.п.;
потери из-за хищений электроэнергии, обусловленные несанкционированным подключением потребителей, нарушением целостности цепей и приборов учета, искажением показаний и т.п.

 

Опыт передовых предприятий показывает, что:
- снижение коммерческих потерь — работа длительная и трудная, требующая постоянного внимания и бдительности, значительных материальных средств на организацию и совершенствование учета электроэнергии, на расчеты и анализ технических потерь, на создание информационной системы по потребителям электроэнергии и т.п. Ослабление внимания к коммерческим потерям даже на короткий период неизбежно приводит к их росту;
- коммерческие потери должны рассчитываться не только в киловатт-часах, как составляющая баланса электроэнергии, но и в денежном выражении, как финансовые убытки энергопредприятия, как явно упущенная его выгода в форме недополученной прибыли, включающая в себя потери при востребовании оплаты за поставленную клиентам электроэнергию;
- коммерческие потери в широком смысле не являются фатально неизбежными. Они могут и должны быть снижены в результате активной, целенаправленной деятельности энергопредприятия, которая должна осуществляться в соответствии со специально разработанным проектом;
- коммерческие потери не могут быть измерены какими-либо приборами, но могут быть вычислены. Их величина зависит от большого количества факторов, а точность оценки, в первую очередь, от точности учета отпущенной в сеть и потребленной энергии, а также от точности расчета технических потерь.
Главным направлением снижения коммерческих потерь является совершенствование учета электроэнергии, которое в современных условиях позволяет получить прямой и достаточно быстрый эффект. В частности, по оценкам специалистов, только замена старых, преимущественно «малоамперных» однофазных счетчиков класса 2,5 на новые класса 2,0 повышает собираемость средств за переданную потребителям электроэнергию на 10-20% за счет снижения порога чувствительности и увеличения достоверности расчетов. В денежном выражении по России в целом это составляет порядка 1ё3 млрд. руб. в год. Нижняя граница интервала соответствует существующим тарифам на электроэнергию, верхняя — возможному их увеличению.
Решающее значение при выборе мероприятий по совершенствованию учета и мест их внедрения имеют выполнение расчетов и анализ допустимых и фактических небалансов электроэнергии на электростанциях, подстанциях и в электрических сетях в соответствии с Типовой инструкцией РД 34.09.101-94.

 

Потери можно снизить

 

Основным и наиболее перспективным решением проблемы снижения коммерческих потерь электроэнергии является разработка, создание и широкое применение автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ), в том числе для бытовых потребителей, тесная интеграция этих систем с программным и техническим обеспечением автоматизированных систем диспетчерского управления (АСДУ), обеспечение АСКУЭ и АСДУ надежными каналами связи и передачи информации, метрологическая аттестация АСКУЭ.
Однако эффективное внедрение АСКУЭ — задача долговременная и дорогостоящая, решение которой возможно лишь путем поэтапного развития.
На сегодняшний день к первоочередным задачам развития систем учета относятся:
- осуществление коммерческого учета электроэнергии (мощности) на основе разработанных для энергообъектов и аттестованных методик выполнения измерений (МВИ) по ГОСТ Р 8.563-9 Разработка и аттестация МВИ энергообъектов должны проводиться в соответствии с Типовыми МВИ — РД 34.11.333-97 и РД 34.11.334-97;
- периодическая калибровка (поверка) счетчиков индукционной системы с целью определения их погрешности;
- замена индукционных счетчиков для коммерческого учета на электронные (кроме бытовых индукционных однофазных);
- создание нормативной и технической базы для периодической поверки измерительных трансформаторов тока и напряжения в рабочих условиях эксплуатации с целью оценки их фактической погрешности;
- создание льготной системы налогообложения для предприятий, выпускающих АСКУЭ и энергосберегающее оборудование;
- создание законодательной и технической базы для внедрения приборов учета электроэнергии с предоплатой;
- создание нормативной базы для ликвидации «бесхозных» потребителей и электрических сетей, обеспечение безубыточных условий их принятия на баланс и обслуживания энергоснабжающими организациями;
- совершенствование правовой основы для предотвращения хищений электроэнергии, ужесточение гражданской и уголовной ответственности за эти хищения.
Основные направления работы по уменьшению хищений:
- защита приборов учета от несанкционированного доступа;
- оснащение контролеров приборами по выявлению хищений электроэнергии;
- вынос приборов учета за границы частных владений;
- замена голых проводов изолированными на вводах от магистралей ВЛ 0,38 кВ к частным владениям;
- создание электронной базы данных по электропотреблению и токам присоединения потребителей.

 

АСКУЭ — перспективное решение

 

Очень важное значение на стадии внедрения мероприятий по снижению коммерческих потерь электроэнергии в сетях имеет так называемый «человеческий фактор», под которым понимается:
- обучение и повышение квалификации персонала;
- осознание персоналом важности для предприятия в целом и для каждого его работника эффективного решения поставленной задачи;
- мотивация персонала, моральное и материальное стимулирование;
- связь с общественностью, широкое оповещение о целях и задачах снижения коммерческих потерь, ожидаемых и полученных результатах.
В энергоснабжающих организациях должна быть разработана, утверждена и задействована эффективная система поощрения за снижение потерь электроэнергии в сетях, за выявление хищений электроэнергии с обязательным оставлением части полученной прибыли от снижения потерь (до 50%) в распоряжении персонала, получившего эту прибыль.
Очень важен контроль со стороны руководителей энергосистемы, предприятий, районов электросетей и Энергосбыта за эффективностью работы контролеров, мастеров и монтеров РЭС с целью предотвращения получения ими личного дохода непосредственно с виновников хищений, «помощи» потребителям по несанкционированному подключению к сетям и т.п.
В конечном счете должен быть создан такой экономический механизм, который бы ставил премирование персонала в прямую зависимость от его активности и эффективности действий в области снижения потерь. Такой механизм был создан, в частности, на базе пилотного объекта — ОАО «Электрические сети» г. Клин Московской области, в котором внедрены практически все вышеперечисленные мероприятия и краткая характеристика которого приведена в таблице.
Из диаграммы 1 видно, что при среднеобластных (по Московской области) относительных потерях электроэнергии 12%, потери в сетях ОАО «Электрические сети» г. Клин не превысили 7% за рассматриваемый период. Благодаря этому, за пять лет получен дополнительный доход в сумме 12,27 млн. руб., часть которого использована на дальнейшее снижение потерь (диаграмма .

 

Роль персонала. реализация проекта

 

Результаты, полученные за 1996-2000 гг.

 

№ Наименование показателя Единицы измерения Численное значение показателя 1 Поступление электроэнергии в сеть млн. кВт•ч 163,6 2 Полезный отпуск электроэнергии млн. кВт•ч 152,5 3 Потери электроэнергии млн. кВт•ч
% 11,1
6,78 4 Количество подстанций шт.
мВА 240
123,423 5 Протяженность линий: ВЛ 0,4 кВ
КЛ 0,4 кВ
ВЛ 6 кВ
КЛ 6 кВ км
км
м
км 289
177
29
246 6 Количество объектов: бытовых
прочих шт.
шт. 40281
606

 

Потери электроэнергии в электрических сетях — важнейший показатель эффективности и рентабельности их работы. Снижение потерь электроэнергии в условиях кризиса — один из путей и реальных источников поступления денежных средств, направляемых на развитие электрических сетей, на повышение надежности и качества электроснабжения потребителей, на оплату топлива на электростанциях. Главный путь выявления и локализации коммерческих потерь — расчет и анализ допустимых и фактических небалансов электроэнергии в электрических сетях энергосистемы с учетом технических потерь в сетях, определением и локализацией этих небалансов на электрических станциях, подстанциях, в предприятиях, районах электрических сетей, на отдельных распределительных линиях.

 

Выводы

 



 

Новая страница 2. Новая страница 1. Новая страница 1. Новая страница 1. Новая страница 1.

 

Главная >  Инвестиции 

0.0142