Главная >  Инвестиции 

 

Киотский протокол и углеродное финансирование. Напомним, что Киотский протокол устанавливает обязательства для стран по сокращению стабилизации выбросов углекислого газа в период 2008 - 2012 гг. Кроме того, Протокол предусматривает систему торговли квотами, позволяющую выполнить установленные обязательства с наименьшими затратами. Система включает:

 

В связи с ратификацией 5 ноября 2004 г. Киотского протокола в Российской Федерации у энергетических компаний и промышленных предприятий появляются новые возможности для привлечения инвестиций в проекты технического перевооружения, реконструкции, модернизации производства. Эти возможности обусловлены запуском механизмов торговли квотами (разрешениями) на выбросы парниковых газов.

 

Механизм чистого развития (не применим для России)

 

собственно торговлю квотами (с 2008 г.);

 

Схематично реализация Механизма совместного осуществления представляет собой следующее. Страна, испытывающая трудности в выполнении количественных обязательств по снижению выбросов парниковых газов, предоставляет частичное финансирование ( углеродное финансирование ) для реализации проектов энергосбережения / повышения энергоэффективности, способствующих сокращению выбросов парниковых газов.(углекислый газ, метан, окислы азота и др.) в другой стране, где стоимость сокращения выбросов одной тонны парниковых газов значительно ниже. Полученные в результате реализации такого проекта Единицы сокращенных выбросов (ЕСВ) полностью или частично передаются инвестирующей стороне в зачет ее государственных обязательств. Реализация проекта совместного осуществления возможна между двумя юридическими лицами при условии, что он одобрен правительствами этих стран.

 

Механизм совместного осуществления (может быть реализован уже сегодня).

 

В этом плане наша страна обладает уникальными особенностями, позволяющими с выгодой для себя осуществить модернизацию и техническое переоснащение энергетических и промышленных предприятий с применением Механизма совместного осуществления. Это обусловлено тем, что в России более низкий уровень издержек на ресурсо- и энергосбережение по сравнению со многими промышленно развитыми странами.

 

Таким образом, возврат инвестиций осуществляется не в денежном выражении, а в виде переуступаемого зарубежной стороне объема предотвращенного выброса парниковых газов в период с 2008 по 2012 гг. (т.е. в виде передаваемой квоты на выброс парниковых газов).

 

В качестве примера можно привести тендер по закупке единиц снижения выбросов ERUPT ( Emission Reduction Unit Procurement Tender ), ориентированный на страны Восточной Европы, России и СНГ. Проекты, представленные на нем, финансируются по программе Правительства Нидерландов. Национальные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов по Киотскому протоколу для Нидерландов составляют в 2008 - 2012 гг. 6% от уровня 1990 г. Учитывая существующие тенденции роста выбросов, к 2010 году ожидается превышение обязательств на 50 млн. т СО2-эквивалента (порядка 250 млн. т СО2 в период 2008 - 2012 гг.). Из экономических соображений Правительство Голландии приняло решение реализовать 50% от Киотских обязательств за счет внутренней политики и мер, а оставшиеся 50% - за счет использования Киотских механизмов. Рассчитав, что затраты на сокращение 1 т СО2 внутри страны составляют около 130 Евро, голландцы разработали эту программу. Предметом покупки на условиях конкурса являются ЕСВ парниковых газов, полученные в результате реализации проектов. В соответствии с законодательством Европейского Союза покупка ЕСВ проходит по правилам и процедурам открытого конкурса.

 

Пример реализации механизмов Киотского протокола

 

Категории проектов, которые могут участвовать в тендере:

 

В 2004 г. стартовал уже 5 тур указанной программы. на тендере ERUPT-4 рассматривались 44 заявки из различных стран мира. Россия представила на тендер двенадцать проектов. В настоящее время Правительство Нидерландов по программе ERUPT подписало более 10 контрактов. Средняя стоимость контракта составляет 4,9 млн. Евро.

 

использование биомассы и утилизация метана на свалках;

 

развитие возобновляемых возобновляемых источников энергии;

 

сокращение потерь при транспортировке и распределении электрической и тепловой энергии, природного газа;

 

когенерация (совместное производство тепла и электроэнергии);

 

повышение эффективности использования энергии у производителей и потребителей;

 

замена вида топлива (например, переход с угля на газ);

 

сокращение сжигания попутного нефтяного газа в факелах.

 

мероприятия по энергосбережению;

 

 

Одним из основных требований к проекту является объем сокращений выбросов парниковых газов, который должен быть достигнут в первый период действия обязательств по Киотскому протоколу (2008 - 2012 гг.). Он должен составлять не менее 250 тыс. тонн СО2 за пятилетний период или 50 тыс. тонн СО2 в год.

 



 

Комплексная автоматизация департамента энергоснабжения предприятия. Нормативное обеспечение проектирования теплозащиты зданий при капитальном ремонте и реконструкции. Глава 7. ЭСКО №1,2002 - Оценка проектов энергоэффективности для менеджмента. Новая страница 1.

 

Главная >  Инвестиции 

0.0713