Главная >  Энергосбережение 

 

Экономические предпосылкиэнергоресурсосбережения КонстантинКожевников президент НекоммерческогоПартнерства. президент НекоммерческогоПартнерства 'Энергоресурсосбережение

 

Константин Кожевников

 

В последние годы в нашемобществе наметился определенный перелом впонимании необходимости серьезнозаниматься энергоресурсосбережением. Аиначе и быть не должно. Какими бы богатымиэнергетическими ресурсами ни располагалогосударство, расточительное ибесхозяйственное отношение к нимнепременно приводит к снижениюконкурентоспособности продукции,возникновению перекосов в ценообразовании,потери, в конечном счете, темповэкономического развития страны. Россия -яркий и убедительный тому пример.

 

На рубеже нового тысячелетиярациональное использование национальныхресурсов и становится определяющим длястабилизации российской экономики ижизнеобеспечения общества в целом. Попрогнозам экспертов, к 2005 году потребностьнашей страны в энергоресурсах может бытьобеспечена за счет их добычи и производстватолько на 40%. Очевидно, недостающие 60%потребуется скомпенсировать за счетэнергосбережения.

 

Нерациональноеиспользование национальных ресурсов сталоодной из причин того, что имеем сейчассерьезного энергетического кризиса на фонеэкономического. Россия, обладая огромнымэнергетическим потенциалом, являетсястраной с низкой энергоэффективностью,сопоставимой по многим показателям сослаборазвитыми государствами.

 

Известно, что еще 30 с лишнимлет назад, в начале 60-х годов, отдельныеэнтузиасты, ученые и практики пыталисьпривлечь внимание государства и общества кэтой проблеме. Но система экономическогохозяйствования в СССР ограничивалась,зачастую, формальным плановымрегулированием норм расходаэнергоресурсов во всех отраслях народногохозяйства и социальной сфере, что необеспечивало требуемуюэнергоэффективность. К тому жеотсутствовали соответствующиеэкономические рычаги и стимулы. Иэнергоресурсосбережение, как проблема, доначала 90-х годов практически не возводиласьв ранг государственной политики.

 

В настоящее времярасточительное расходованиеэнергоресурсов достигло грандиозныхмасштабов и составляет, по разным оценкам,от 460 до 540 миллионов тонн условного топлива,или 40-45 процентов годовогоэнергопотребления в стране. Энергозатратына единицу валового продукта (энергоемкость)остаются у нас едва ли не самыми высокими вмире. До резкого спада производства в 1992году отечественное хозяйство было в 1,8-3раза более энергоемким, чем в среднем по Западной Европе. За время действия Закона Об энергосбережении , то есть с 1996года, в связи со спадом производстваэнергозатратность отечественной экономикивыросла на 46%. Более чем на 30% увеличилисьзатраты тепло-энергоресурсов напроизводство продукции стратегическогоназначения (сталь, алюминий, чугун и др.).

 

Так, Россия имеет ВВП меньше,чем Италия или Корея, но занимает почетное третье место в мировом потреблениитопливно-энергетических ресурсов (ТЭР)после мощной Америки и миллиардного Китая.Вместе с тем высокое душевоеэнергопотребление и незначительныйваловой внутренний продукт сочетаются унас с низкими социальными расходами и ихвысокой энергоемкостью (табл. .

 

Еще хуже обстоят дела сэнергоемкостью нашей экономики. Даже сучетом отсутствия целостной системыизмерения добываемых, производимых,перерабатываемых, транспортируемых,потребляемых и хранимых энергоресурсов,что, к слову, прямо нарушает требованияФедерального закона Обэнергосбережении , и которым предписаносоздание такой системы уже к 2000 году,удельный расход только первичного топливана единицу продукции в несколько разпревышает аналогичный показатель стран сустойчивой рыночной экономикой. Асформировавшаяся в Россииэнергорасточительная системахозяйствования, а точнее -бесхозяйствования, привела к тому, что доляэнергетической составляющей себестоимостинаукоемкой продукции оказывается зачастуювыше, чем в добывающей промышленности. Относительная средняя доля затрат энергиии топлива в себестоимости продукцииразличных сфер экономики приведена в табл.2.

 

Убыточность и низкуюрентабельность ряда отраслейотечественной промышленности во многомпредопределяют чрезмерно высокие удельныезатраты электроэнергии на единицупродукции. Если сравнить расходэлектроэнергии на 1 доллар валовогопродукта, то в США он составляет 0,52, а вРоссии 4,7 кВт . час.

 

При реализации имеющегося встране потенциала энергосбережениянеобходимые ежегодные инвестиционныезатраты только в топливно-энергетическомкомплексе могут быть уменьшены на 50миллиардов рублей. Это, в свою очередь,позволит снизить цены на продукцию ТЭКа итем самым повысить конкурентоспособностьотечественных товаров. Как показываетанализ, снижение удельной энергоемкостиВВП на один процент обеспечит приростнационального дохода в 0,3-0,4 процента.

 

Безусловно, нельзя признатьнормальным положение, когда всебестоимости промышленной продукциизатраты на ТЭР в среднем достигли уже 18-20%при растущей тенденции удорожания добычи ипроизводства этих ресурсов. Поэтомупроблема энергосбережения по сутисмыкается уже с проблемой обеспечениябезопасности государства.

 

Состояние экономики странызаставило государственные органы в начале90-х годов обратить внимание наэнергоресурсосбережение. Если вести отсчетс 1992 года, когда появились первые серьезныенормативно-правовые документы и началисьмежотраслевые мероприятия поэнергосбережению, России потребовалосьвосемь лет, чтобы наметились первыепроблески качественных изменений в этомнаправлении. Вот некоторые из них.

 

Безусловно, высокаяэнергозатратность нашей экономики взначительной мере определяетсяустаревшими производственными фондами,изношенностью оборудования,несовершенством технологий и другимиобъективными причинами. Но существуют, какотмечалось, и субъективные факторы:громадное энергорасточительство,порожденное бесхозяйственностью,невыполнение положений федеральногозакона Об энергосбережении в частиобязательного учета, контроля ирегулирования потребления ТЭР, а главное -несовершенство управленческих механизмов,на устранение которого не требуютсябольшие затраты.

 

Несколько лет тому назад в1,5-2 раза увеличили нормативы теплозащитызданий и сооружений, а также включили в СНИПтребования по оснащению вновь сооружаемыхи реконструируемых гражданских ипромышленных объектов приборами учетаэнергоресурсов и воды.

 

К началу 1997 года нароссийских предприятиях было организованопроизводство необходимых приборов учетаэлектрической энергии, тепла, газа и воды,что предполагало исключить дефицит в этихсредствах учета. Сейчас оснащенностьпотребителей средствами учетаэнергоносителей составляет впромышленности, по некоторым оценкам, почти100%, а в ЖКХ лишь 12-15% от необходимого объема.Следует заметить, что приборный парк впромышленности требует серьезногообновления.

 

Реализовать все намеченное вте годы не удалось. Главная причина -отсутствие должного финансированияпрограмм и проектов по энергосбережению. Вчастности, федеральным бюджетом в 1994-1997 гг.было выделено лишь 13,2 млрд. рублей, или 22% отзапланированных средств, хотя длянамеченного комплекса работ требовалось 180млрд. рублей.

 

К настоящему времени вомногих регионах образованы центрыэнергоэффективности и фондыэнергосбережения (Челябинская, Ивановская,Костромская, Нижегородская, Томская,Белгородская, Липецкая, Ростовская,Самарская, Свердловская области, РеспубликЧувашия, Хабаровский край, города Москва иСанкт-Петербург и др.).

 

С 1999 года в Россиинаблюдается определенный ростэлектропотребления практически по всемгруппам потребителей. До этого, какизвестно, с 1990 по 1998 год, электропотреблениеежегодно снижалось (в целом за эти годы оноуменьшилось примерно на 30%). Однако нашаэкономика, в большей степени посубъективным причинам оказалась не готовойк этим переменам и ее развитие уже с самогоначала стало тормозиться проблемами,связанными в том числе и с энергетикой. Однаиз таких проблем - дефицит топлива натепловых электростанциях, а из-за этого нехватает мощностей. Вместе с темнесбалансированной оказалась тарифная иценовая политика: цены на продукциюпромышленности росли быстрее, а вэлектроэнергетике темпы роста тарифов всеэто время сильно отставали. Отставшие отпромышленности тарифы на электрическую итепловую энергию не обеспечиваютдостаточных средств для создания сезонныхзапасов топлива, ремонта изношенного имодернизации устаревшегоэнергооборудования, в том числе с цельюувеличения его эффективности и снижениязатрат.

 

И тем не менее, 90-е годы можносчитать переломными в осознаниинеобходимости заниматьсяэнергоресурсосбережением. Особенно этокасается регионов, где в отсутствие единойнормативно-правовой системы, инвестиций исоответствующего опыта внедрялисьвысокоэффективные энергосберегающиетехнологии.

 

Ясно, что рост тарифов вближайшие годы, причем опережающий потемпам, неизбежен. И это в условиях, когдауже сейчас удельная стоимостьэнергетической составляющей в ценеконечной продукции чрезмерно велика. Впроекте Энергетической стратегиигосударства, разработанном Министерствомтоплива и энергетики, предполагаетсяпоэтапное повышение внутренних цен на ТЭР.На первом этапе, до 2003 года, темпы ростатарифов на энергоносители составят всреднем 10-12% в год (без учета инфляции), чтовызовет рост энергетической составляющейзатрат энергоемких отраслейпромышленности в пределах 5% ипотребительских цен - около 1% ежегодно.Последующие 4-6 лет цены увеличатся всреднем на 13-15%, что вызовет ростэнергетической составляющей затратэнергоемких отраслей промышленности (чернойи цветной металлургии, химии и нефтехимии,промышленности строительных материалов итяжелого машиностроения) в пределах 6-7% ипотребительских цен на 2% в год. К 2020 годуцены на энергоресурсы увеличатся в 1,7-1,9раза по сравнению с существующими.

 

Известно, что соотношениецен промышленной продукции и продукцииэнергетики циклически меняется: в началеинфляционного всплеска промышленностьбыстро поднимает свои цены при отставаниитемпов роста тарифов в энергетике, послечего следует длительный, опережающий потемпам рост тарифов на электроэнергию итепло по отношению к ценам в промышленности.За период с августа 1998 года темпы роста цен,по оценкам, составили в промышленности 75%, вэлектроэнергетике 17%.

 

Из-за финансового дефицитаво всех секторах экономики постояннорастет задолженность потребителей заотпущенную электрическую и тепловуюэнергию. Просроченные платежи превышаютсейчас 200 млрд. руб. Доля задолженностипредприятий и организаций, финансируемыхиз средств федерального и местногобюджетов, суммарно превышает 32 млрд. рублей.А значительные неплатежи не позволяютобеспечить требуемые объемы поставокэлектрической и тепловой энергии.

 

Исходя из намечаемых ценможно спрогнозировать рост эффективностиинвестиций в производствоэнергосберегающего оборудования ивнедрение новых энергосберегающихтехнологий во всех сферах деятельности,главным образом - в топливно-энергетическомкомплексе.

 

По нашему твердому убеждениюПравительство России первым должно податьпример и в ближайшие годы осуществитьполномасштабные энергоресурсосберегающиемероприятия на объектах органовгосударственной власти, где затраты напотребление топливно-энергетическихресурсов ежегодно превышают 12,6 млрд. рублейбюджетных средств (см. табл. .

 

Складывающаяся ситуацияявляется серьезным факторомдестабилизации не только экономики страны,но и социально-политической обстановки вцелом. В связи с этим государствомпринимаются меры по корректировкеэкономической стратегии и создаютсянормативно-правовые, организационные,инвестиционные условия для внедренияэнерго- и ресурсосберегающих технологий снаправлением высвобождающихся ресурсов наобновление производства. В частности,Федеральной целевой программой ЭнергосбережениеРоссии , принятой правительственнымпостановлением 24 января 1998 года за № 80,предусмотрена реализация потенциалаэнергосбережения России к 2005 году в объеме365-435 млн. тонн условного топлива. Следуетзаметить, что только установка на объектахсоциальной сферы приборов учета иэлементарных средств регулированияпотребления топливно-энергетическихресурсов позволила бы, после окупаемостизатрат, экономить около 10-12 млрд. рублей вгод, что соизмеримо с зарплатой работниковбюджетной сферы.

 

Энергоаудит использованияТЭР федеральными потребителями,проведенный ЗАО Фирма Статус-Кво ,входящим в Некоммерческое Партнерство Энергоресурсосбережение ,показал следующее:

 

Соответствующимпостановлением правительства предписанофедеральным органам исполнительной властиопределять годовые лимиты потреблениятопливно-энергетических ресурсов, абюджетные средства для их оплаты выделятьтолько в пределах лимитов. Эти действиянаправлены в том числе и на ликвидациюнеплатежей. В этой связи актуальной сталазадача определения обоснованныхэнерголимитов, в частности, в сравнении сфактическим энергопотреблением, исключивиз него долю энергоресурсов, потраченных из-зарасточительства (см. табл. .

 

потребление энергоресурсов сторонними предприятиями;

 

отсутствие заинтересованности руководителей организаций федерального подчинения в энергосбережении;

 

отсутствие регулирующего оборудования во внутренних сетях энергоснабжения;

 

неэффективное использование тепла из-за отсутствия приборов учета и контроля, а также оборудования для подачи тепловой энергии из магистрали в здания разной этажности и регулирования температуры;

 

Анализ потребления ТЭР наобследованных объектах показывает, чтопотенциал энергосбережения составляет до30% по тепловой и около 17% по электрическойэнергии от существующего уровня затрат присроках окупаемости сберегающихмероприятий в течение одного-трехотопительных сезонов. Осуществление этихмероприятий позволит ежегодно сберегать вфедеральном бюджете до 4 млрд. рублей.

 

уровень оплаты по договорам поставки ТЭР порой завышен вследствие отсутствия контроля за их фактическим потреблением.

 

Федеральные органыисполнительной власти будут получатьежегодно из бюджета в период 2001-2005 гг.средства для оплаты ТЭР в размерезащищенных лимитов и дополнительно 5% напроведение энергосберегающих мероприятий,обеспечивающих при коротких срокахокупаемости сокращение энергопотребления.

 

Для финансированияэнергосберегающих проектов потребителейбюджетной сферы может быть использованмеханизм, разработанный специалистамиНекоммерческого Партнерства Энергоресурсосбережение и Главгосэнергонадзора МинтопэнергоРоссии, одобренный экспертным советомРабочей группы Совета Федерации повопросам энергоресурсосбережения иреформирования ЖКХ. Суть его заключается вследующем.

 

 

Добавка в 5% оценивается в 1,2млрд. рублей в год, и за период 2001-2005 гг. онасоставит 6 млрд. рублей. На эти деньги,начиная с 2005 г., можно сэкономить 6-7 млн. т у.т. в год. Суммарно за указанный периодсэкономится 15-18 млн. т у. т., стоимостью 18-21млрд. рублей в текущих ценах, что в 3-3,5 разапревысит добавку в 5%, полученную изфедерального бюджета. Расчеты показывают,что вложения окупятся не более чем за тригода.

 



 

Централизованное теплоснабжение. Ученые предрекают голод и жажду. Энергосбор. Украинская промышленность способ. Двухканальные счётчики воды - ра.

 

Главная >  Энергосбережение 

0.01