Главная >  Энергосбережение 

 

Разработка проектов совместного. В конце ХХ века человечество наконец-то задумалось о вреде, приносимом им планете, и признало диагноз — глобальное потепление. Также была названа причина этой болезни — парниковые газы (ПГ), которые, скапливаясь в верхних слоях атмосферы, нарушают теплообмен. К сожалению, отказаться от главных источников парниковых газов — энергетики, тяжелой промышленности, транспорта — человечество не может ввиду вполне очевидных причин.

 

Д.Прусаков, О. Ракович (ООО «Нова-Эко»)

 

Поэтому большинство европейских стран (Украина — в их числе) взяли на себя обязательства по сохранению уровня вредных выбросов в атмосферу по сравнению с 1990г. Эти обязательства приняли форму официального документа — Киотского протокола, который устанавливает 3 механизма способствования активной борьбе с изменением климата. Один из них — механизм совместного внедрения (СВ) — касается непосредственно Украины. Согласно условиям реализации ст. 6 Киотского протокола, компания, осуществляющая проект, позволяющий уменьшить выбросы парниковых газов в атмосферу, может рассчитывать на финансовую поддержку (в виде инвестиций) от государства (фонда), заинтересованного в приобретении единиц сокращения выбросов (ЕСВ), генерируемых проектом.

 

Более того, Международное энергетическое агентство и Мировой энергетический совет предсказывают увеличение потребления энергии в мире на 40% — к 2010г. и на 400% — к 2050г., что повлечет за собой дальнейшее изменение климата вследствие увеличения выбросов вредных веществ в атмосферу.

 

На самом-то деле, промышленное использование ВИЭ началось уже достаточно давно, и причина тому достаточно тривиальна — деньги. Ведь помимо того, что эти топливные ресурсы имеют множество экологических и положительных технологических эффектов, они также являются бесплатными, возобновляемыми и неисчерпаемыми — вечный двигатель развития экономики! Например, такие технологии, как получение электричества с помощью силы ветра или энергии солнца, уже давно заняли прочные позиции в энергетическом балансе стран ЕС.

 

На основе анализа воздействия различных источников энергии на изменение климата был определен список наиболее приоритетных направлений снижения вредных выбросов (приоритетных проектов), и возглавляет этот список использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

 

К чему бы это? На самом деле, все наши мощности вырабатывают, в среднем, 8% от своего потенциала, и если сравнить этот показатель с 25-37% коэффициента использования установленной мощности (КИУМ) в странах ЕС, то становится понятно, почему наша ветроэнергетика пока не воспринимается мировым сообществом как промышленная.

 

В Украине ВИЭ пока широко не используются, хотя пытливый и хорошо информированный читатель мог бы возразить, что в Украине функционируют ветроэнергетические станции (ВЭС) общей установленной мощностью около 70 МВт (в 2005г.), а это уже определенная заявка на известность. Удивительно, но на карте ветровой мощности, изданной в 2004г. Европейской Ассоциацией ветровой энергетики (рис. , наши 40 МВт (в 2004г. в Украине их было именно столько) не числятся, хотя Румыния и Болгария с их 1 МВт — есть.

 

Нельзя сказать, что Украина не стремится к такому признанию. Для развития ветроэнергетики введена в действие специальная «Комплексная программа строительства ветроэнергетических станций до 2010 года», согласно которой предполагается полный (100%) или частичный (около 32%) ввод запланированных программой мощностей 1950 МВт (выбор сценария зависит от достаточности финансирования) к 2010г. (выполнение этой программы находится под угрозой срыва).

 

Рисунок Карта установленной ветровой мощности в Европе

 

На основе анализа воздействия различных источников энергии на изменение климата были определены приоритетные направления снижения вредных выбросов, и возглавляет этот список использование возобновляемых источников энергии

 

Под финансированием подразумевается 0,75%-ная надбавка на электрические тарифы, благодаря которой в фонд программы аккумулируется около $20 млн. в год. Если учесть, что строительство 1 условного МВт ветроэнергетической мощности с применением современных технологий (КИУМ — 30-37%) стоит около $1 млн., то понятно, что собственными силами Украине будет чрезвычайно сложно развивать свою ветроэнергетику.

 

Вывод: нам есть что развивать, осталось только решить вопрос с финансированием. Решение этого вопроса удачно совпало с тем фактом, что ветроэнергетический потенциал стран ЕС в большой степени задействован, в то время как ветрогенераторная промышленность семимильными шагами идет вперед (уже производятся турбины с единичной мощностью 6 МВт) и требует практической реализации. Это отражается в расширении круга интересов европейских инвесторов и в их желании финансировать проекты ветроэнергетики в странах Восточной Европы.

 

А ведь Украина могла бы соперничать с Германией и Данией — европейскими лидерами по развитию ветроэнергетики, поскольку благодаря особенностям ландшафта и географическому положению она владеет значительными ресурсами ветровой энергии: годовой ветроэнергетический потенциал оценивается в 42 ТВтч. На ее территории пригодными для строительства ВЭС, с учетом мелководных прибережных зон и внутренних акваторий с глубинами до 20 м, считаются площади до 7 тыс. км2 (в т.ч. до 3 тыс. км2 — на суше) — это весь юг и восток Украины, Крым, а также Закарпатская и Ивано-Франковская области.

 

Как же привлечь инвестора, в первую очередь оценивающего финансовый результат? Выход — в использовании механизма совместного внедрения, позволяющего повысить рентабельность проектов ВЭС за счет дополнительных денежных потоков от продажи единиц сокращения выбросов.

 

Однако есть одно важное «но», препятствующее развитию такого сотрудничества — в Украине все еще не решен вопрос с «зеленым» тарифом для ВЭС, хотя в странах ЕС это является обязательной нормой, ибо без этого тарифа проекты ВЭС нерентабельны по определению — слишком длинный срок окупаемости инвестиций ввиду значительных начальных капиталовложений.

 

И дело тут не столько в дополнительной предварительной работе по проекту, сколько в принципиально отличающейся философии рассмотрения проекта, ведь речь идет не о простой технологической инновации, а о международной экологической инициативе, осуществляемой Рамочной конвенцией ООН (РКИК) и Киотскими протоколами.

 

Проект СВ — это достаточно усложненный вариант обычного проекта, который помимо стандартного цикла разработки и внедрения проекта включает в себя длительный документальный диалог с Министерством охраны окружающей среды, разнообразными международными углеродными фондами, компаниями-валидаторами и компаниями-верификаторами проектов.

 

Именно поэтому для реализации проекта строительства ветровых электростанций в АР Крым с привлечением механизма СВ была создана компания «Нова-Эко», объединяющая группу молодых специалистов из различных сфер деятельности, международных экспертов по вопросам СВ и опытных технических консультантов.

 

Украина — страна с ярко выраженной догоняющей моделью развития. В технологическом плане ей еще многое предстоит. Большинство промышленных и коммунальных предприятий обладают потенциалом по значительному снижению вредных выбросов за счет применения современных технологий, но лишь у немногих есть необходимые для этого денежные средства. Для привлечения недостающих средств по линии механизма СВ необходима работа над проектом группы разнопрофильных специалистов, владеющих специальными знаниями и навыками в сфере разработки проектов СВ.

 

Краткое описание проекта — проект расположен на двух основных участках Крымского полуострова. Участки рассматриваются как наиболее подходящие для ветровой электрогенерации благодаря хорошим ветровым условиям, близлежащей инфраструктуре ЛЭП, ограниченному влиянию на окружающую среду и отсутствию других ограничений.

 

Возможно, нам стоило пойти по простому пути и обратиться к одной из организаций, успешно занимающихся разработкой проектов СВ в Украине, но владельцы проекта сочли, что он заслуживает особого внимания как самый крупный украинский проект СВ в сфере возобновляемой энергетики.

 

Предварительные исследования ветровых условий на указанных участках показали, что новые ВЭС будут использовать проектные среднегодовые мощности на уровне 30-34% (также зависит от выбора дизайна и спецификации турбин).

 

В зависимости от выбранной спецификации турбин (2-3 МВт — единичная установленная мощность), общее количество ветровых установок колеблется от 100 до 150.

 

Планируется постепенный ввод мощностей в эксплуатацию, размеры очередей будут определены в процессе ТЭО исходя из технических возможностей оборудования для установки, имеющегося объема инвестиций, особенностей подключения новой ВЭС к сети (оговаривается в договоре с ГП «Энергорынок»).

 

Украина владеет значительными ресурсами ветровой энергии: ее годовой ветроэнергетический потенциал оценивается в 42 ТВтч

 

• уменьшение зависимости от поставок электроэнергии, производимой за пределами Крыма, что увеличит его способность далее развивать туризм и другие виды деятельности. Это касается и Украины в целом;

 

К основным эффектам от реализации данного проекта относятся:

 

• улучшение инфраструктуры прямо или косвенно приведет к возникновению других проектов модернизации инфраструктуры;

 

• экологически чистая энергетическая генерация станет существенным импульсом для развития возобновляемой энергетики в Украине;

 

• туризм в Крыму получит позитивный импульс к развитию благодаря экологически чистой технологии энергетической генерации и гарантирует себе долгосрочную перспективу первоочередности развития;

 

• размер проекта не только подтвердит, но и увеличит уже имеющийся опыт в ветроэнергетике и внедрении ноу­хау. Поможет развиваться ветротурбинной промышленности с высококвалифицированной рабочей силой;

 

• ожидается рост занятости рабочей силы в регионе.

 

• участки, планируемые для проекта, в данный момент либо используются мало, либо не используются вовсе. Проект позволит вовлечь в продуктивное использование эти земли;

 

Рисунок Участки проекта ВЭС «Нова-Эко» в АР Крым

 

Рисунок Карта ветроэнергетического потенциала Украины

 

Главным условием причисления проекта к механизму СО является снижение выбросов СО2, дополнительное к базовому сценарию, или его дополнительность.

 

Как и любой из рассматриваемых проектов СВ, проект строительства ветровых электростанций в АР Крым удовлетворяет некоторым основным требованиям.

 

В данном случае проект является дополнительным по определению, так как этот вид ВИЭ не загрязняет атмосферу в период своего функционирования, хотя следует признать, что определенные источники выбросов у проекта все же имеются — выбросы в период строительства и ремонта, периоды пикового спроса.

 

Базовый сценарий — оценка наиболее вероятного развития событий в области внедрения проекта с учетом тенденций развития этой области. Он отражает количество выбросов, которое будет в случае неосуществления внедрения рассматриваемого проекта.

 

Украине впервые приходится сталкиваться
со столь эфемерной товарной категорией, как «чистый воздух», поэтому ей не достает того опыта, которым обладают страны ЕС

 

Финансовая непривлекательность. Будучи реализованным, каждый проект может приносить прибыль. Если эта прибыль (рентабельность) достаточна для того, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов, то, соответственно, проект может быть осуществлен и без участия углеродных кредитов, как business as usual.

 

О прибыльности проектов ветроэнергетики в Украине здесь уже упоминалось — это довольно спорный вопрос при отсутствии «зеленого» тарифа на электроэнергию ВЭС. К тому же, есть ряд факторов, значительно удорожающих вырабатываемую ветряными электростанциями электроэнергию. Во-первых, из-за невозможности размещать ВЭС там, где это наиболее желательно с экономической точки зрения (ВЭС полностью зависят от погодно-климатических условий), резко увеличиваются затраты на инфраструктуру ЛЭП и потери электроэнергии при ее транспортировке. Во-вторых, не учитываются прямые и косвенные издержки от вывода из хозяйственного, а отчасти — и биосферного оборота земельных площадей, отводимых под ВЭС.

 

Проект также может быть малоприбыльным либо же убыточным. Малоприбыльность проекта определяется инвестором, то есть высокая прибыльность проекта может быть все же недостаточной, так как у инвестора могут быть другие варианты для инвестирования. Также могут быть нефинансовые барьеры к его осуществлению, например, риски. В таком случае инвестора привлекают не столько финансовые показатели (погашаемые рисками), сколько возможность получить ЕСВ.

 

Помимо перечисленных, есть еще определенный набор критериев, касающихся, в основном, финансовых аспектов разработки и внедрения проектов, таких как доля «углеродных кредитов» в общем объеме инвестирования, авансовый платеж и т.д. Но эти же критерии являются наиболее спорными, активно обсуждаются на каждой углеродной конференции и постепенно оптимизируются с учетом пожеланий всех сторон.

 

Следующий критерий — проект должен быть достаточно крупным по объему сокращаемых выбросов (более 20 тыс. т СО2 в год), чтобы не засорять министерство рассмотрением множества проектов, которые хоть что-нибудь сокращают. Рассматриваемый нами проект, по предварительным расчетам, имеет объем сокращаемых выбросов близкий к 700 тыс. т СО2 в год.

 

Эти критерии являются ярким доказательством того, что правительство очень осторожно относится к киотским механизмам, стремясь учесть все возможные варианты развития событий и нигде не прогадать. Хотя «запас прочности» для реализации Киотского протокола более чем внушителен — квота выбросов Украины, даже при оптимистичном сценарии развития экономики в последующие годы, за период 2008-2012 гг. (первый торговый период) составит 1230 млн. т эквивалента СО Эта квота — одна из немногих ценностей, полученных в результате резкого снижения ВВП и, соответственно, выбросов ПГ при постсоветской экономической перестройке. И поэтому правительство не хочет рисковать национальным достоянием и весьма осмотрительно решает, как именно распорядиться полученным наследством.

 

Все эти критерии являются одним из наиболее заметных детищ проекта ТАСИС, который призван поддержать развитие киотских процессов в тех странах, которые присоединились к процессу несколько позже, чем ЕС, и, следовательно, еще не обладают необходимым опытом, достаточными техническими ресурсами и квалифицированными кадрами.

 

Первые шаги на этом длинном пути уже сделаны — Украина подала на рассмотрение РКИК ООН кадастр выбросов за 1990-2003 гг., утвердила Национальный план действий Украины (октябрь 2005г.), а совсем недавно — в конце февраля 2006г. — наконец-то были утверждены долгожданные процедуры рассмотрения и одобрения проектов СВ.

 

И все же Украина стремится участвовать в Киотских процессах, еще бы - это тот редкий случай, когда желанного для многих стран товара в Украине в избытке, не хватает самой мелочи — процедур и механизмов его учета и реализации. Просто Украине впервые приходится сталкиваться со столь эфемерной товарной категорией, как «чистый воздух», ей не достает того опыта, которым обладают страны ЕС.

 

Осуществление этих шагов может затянуться, поскольку в Украине грядут очередные выборы, а политика в нашей стране — первостепенная вещь. Но все же никто — ни Министерство экологии, ни ответственные ведомства, ни даже занятые в этой сфере коммерческие структуры, которым свойственно со значительным скепсисом относиться к обещаниям предыдущих — не сомневаются, что к сентябрю этого года (наш крайний срок согласно Маракешским соглашениям) Украина выполнит все обязательные требования и будет участвовать в торговле наравне с другими странами. Хотя бы просто потому, что это очень хороший шанс добывать деньги прямо из воздуха.

 

Еще многое предстоит — создание системы инвентаризации выбросов ПГ, Национального плана распределения квот — аналог Европейской системы торговли выбросами (возможно, это слишком амбициозная цель, достигнуть ее в ближайшие несколько лет Украине технически будет очень сложно).

 



 

Аерація на станції очистки стічн. Нидзельский П. Почему выгодна когенерация. Энергетика в системе. АМР США Програма тарифної реформи та реструктуризації комунальних підприємств.

 

Главная >  Энергосбережение 

0.0187