Главная >  Энергосбережение 

 

Энергосбережение в России. Одним из главных приоритетовновой энергетической политики России,основные направления которой утвержденыУказом Президента России № 472 от 07.05.95г.,является “повышение эффективностииспользования топливно-энергетическихресурсов и создание необходимых условийдля перевода экономики страны наэнергосберегающий путь развития”.

 

Бушуев В.В., проф.

 

Сегодня до одной трети всехпроизводимых в стране энергоресурсоврасходуется непроизводительно либо в видепрямых потерь в нефтегазовых факелах, приперевозке угля, в теплотрассах, либо впроизводствах, работающих сами на себя, неприносящих населению ни прямых, никосвенных энергетических услуг.

 

Необходимостьпервоочередного решения именно этой задачиопределяется тем, что в стране сложилсяэнергорасточительный стереотип мышления иповедения “Мы нищенствуем, потому чтосказочно богаты”. Богатые природные запасытопливно-энергетических ресурсов России, спомощью которых не только мы сами, но имногие государства Европы благополучноминовали энергетический кризис 70-х годов,сделавшие при этом ставку наэнергосбережение, у нас породили иллюзию “дармовости”энергоносителей, когда один литр бензинастоит дешевле литра воды.

 

Потенциал энергосбереженияв России достигает 400 млн. т у. т., для добычии производства такого количества “бросовой”энергии ежегодно затрачивается около 20млрд. долларов, что превышает годовыезатраты федерального бюджета на культуру,образование и здравоохранение, вместевзятые.

 

Энергоемкость Российскойэкономики (затраты энергии на единицувалового внутреннего продукта) в 1,8 разавыше, чем в США и в 2,5-3 раза выше, чем в Японии,Италии и других индустриально развитыхстранах мира. Это делает российскуютоварную продукцию неконкурентоспособной не только на мировом, но и на внутреннемрынке.

 

К сожалению, иллюзия, будторост цен на энергоносители сам по себеприведет к прекращениюэнергорасточительства, до сих пор еще неизжита. К тому же и заметного изменениясоотношения цен на продукцию ТЭК и другихотраслей не произошло. Да на это в нашихклиматических и социальных условиях труднои рассчитывать. Например, доля энергозатратв цене машиностроительной продукции какбыла, так и осталась на уровне 6 - 8 %, а всемейном бюджете (в среднем) - сохраниласьна уровне 3 - 4 %.

 

Этот потенциал примернопоровну распределен между самим ТЭК,промышленностью и сектором, включающимжилкомбинат, сельское хозяйство итранспорт. Для каждого из этих секторовдейственными оказываются свои механизмыэнергосбережения.

 

Необходимо отметить, что ужес 1992 года - начала экономических реформ вРоссии, когда перестали действоватьпланово-директивные программыэнергосбережения, неустанно велись поискиновых механизмов, сочетающихгосударственное, в первую очередь,нормативно-законодательное регулированиес рыночными методами экономическогостимулирования энергосбережения.

 

Перекрестное субсидирование,когда за счет более высоких цен на газ,электроэнергию и тепло для промышленностичастично поддерживались низкие цены наэнергоносители для населения, привело приобщем недостатке оборотных средств кмассовым неплатежам за энергию, увеличениюдоли дотаций из местных бюджетов,расходуемых на оплатутеплоэнергоснабжения, в отдельных районахдо 40 %. В этих условиях повышаласьзначимость задачи энергосбережения, ноодновременно снижались и реальныефинансовые возможности как у государства,так и у самих хозяйствующих субъектов, дляпрактической реализации мер поэнергосбережению.

 

В “Основных положенияхЭнергетической стратегии России”,одобренных постановлением ПравительстваРоссийской Федерации (№ 1006 от 13.10.95 г.),федеральных целевых программах “Топливо иэнергия”, (1996 г.) и “ЭнергосбережениеРоссии (1998-2005 гг.)” (№ 80 от 24.01.1998 г.), а также вряде специальных постановленийПравительства (№ 1087 от 2.11.95 г., № 832 от 8.07.97 г.,№ 588 от 15.06.98 г. и др.) предусмотрен комплексмер организационного и экономическогоусиления работ по энергосбережению,включая обязательность энергоаудита,оснащения приборами учета и регулированиярасхода энергоносителей предприятийбюджетной сферы, поддержку создания врегионах демонстрационных зон высокойэнергоэффективности в рамках проекта ООН “Энергоэффективность- 2000”, создание Госэнергонадзора зарациональным расходом энергоносителей напредприятиях всех отраслей экономики ивсех форм собственности.

 

Начало работе поформированию принципов и механизмов новойгосударственной политики в областиэнергосбережения было положено выходом всвет постановления ПравительстваРоссийской Федерации “О неотложных мерахпо энергосбережению...” (№ 371 от 01.06.9 ирешением совместного заседания коллегийМинтопэнерго РФ и Миннауки РФ (№ 5/14 от 12.08.92г.). К сожалению, эти решения так полностью ине были выполнены, например, в частиреального формирования источниковРоссийского внебюджетного межотраслевогофонда энергосбережения для целевогофинансирования межотраслевых и крупныхотраслевых энергосберегающих проектов ипрограмм. Вместе с тем, в структуреМинтопэнерго РФ был создан специальныйКомитет по энергосбережению инетрадиционным видам энергии, явившийсякоординирующим началом всей работы поэнергосбережению как на федеральном, так ина региональном уровне.

 

В I квартале 1996 г. был принятфедеральный закон “Об энергосбережении”,обобщивший накопленный опыт и давшийтолчок к принятию 39 субъектами Федерациисвоих законодательных и нормативно-правовыхактов.

 

В соответствии с принятымиПрограммами за последние годы показатели,регулирующие эффективностьэнергопотребления, включены в состав 314ГОСТов, дополнительно разработаны проекты15 основных ГОСТов; Министром России приучастии Минтопэнерго России разработаны ивведены в действие СНиП в части повышения в1,5 . 2 раза уровня теплозащитыгражданских и промышленных зданий.

 

-создана необходимаязаконодательная, нормативная и программнаябаза энергосбережения как на федеральном,так и на региональном уровне;

 

Резюмируя итоги проведеннойработы, можно выделить 3 наиболее значимыхрезультата:

 

-на территориях 14 субъектовФедерации образованы региональныеструктуры и фонды энергосбережения, вдемонстрационных зонах и на плотныхобъектах началась практическая реализацияэнергосберегающих проектов, в том числе и врамках соглашений о займе между РоссийскойФедерацией и МБРР по реконструкции системтеплоснабжения и в жилищно-коммунальномсекторе.

 

-сформирована необходимаяпромышленная база по производству на 48заводах страны достаточной номенклатурыприборов учета и средств регулированиярасхода энергоресурсов;

 

Одна из главных проблем - этоинвестиции. И хотя эффективность проектовэнергосбережения очевидна (инвестиционныйцикл до 1,5 лет со сроком окупаемости 1,5 - 2года, затраты на энергосбережение в 2 разаниже, чем на производство такого жеколичества энергоносителей), тем не менееинвестиционного бума в энергосбережениипока нет. Бюджетные ассигнования всехуровней обеспечат не более 10 % всехнеобходимых средств, а основной источник -заемные средства.

 

В результате в 1996-97 гг.удалось стабилизировать и даже снизить на1,5 % энергоемкость ВВП, однако этого явнонедостаточно.

 

В рамках проекта “Энергоэффективность- 2000” в 1997 г. было разработано специальное “Руководстводля российских и зарубежных инвесторов”,содержащее необходимый набор юридических иэкономических правил (налоговые условия,учет риска, порядок поручительствафедеральных и региональных органов власти,новые организационные формыфинансирования и страхования проектов,бизнес-планы, а также примеры реализациипроектов в российских демонстрационныхзонах с использованием заемных средств).

 

В последнее времяэнергосбережение рассматривается нетолько с чисто энергоэкономической точкизрения, а и как главное средствопредотвращения выбросов парниковых газов ивредных веществ в атмосферу. Одна тоннасэкономленного топлива предотвращаетвыброс двух тонн СО2, а энергетиканаполовину ответственна за выбросы.Рассмотрение энергосберегающих проектов ис учетом благоприятных экологическихпоследствий в 2 2,5 раза повышаетэффективность этих проектов, что делает (должноделать) их еще более привлекательными дляпотенциальных инвесторов.

 

Немалых успехов в реализацииэнергосберегающих проектов накопили такиеорганизации как Ассоциациядемонстрационных зон (Росдем), Центр поэффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ),Российско-Датский институтэнергоэффективности (РДИЭ, г. Истра),Российская ассоциация по производству ираспределению тепловой энергии, ПравлениеРоссийского внебюджетного фондаэнергосбережения, Ассоциацияэнергоменеджеров (АСЭМ),Инвестэнергоэффект, Российско-французскоепредприятие “Экогаз”, Государственныймежрегиональный центр энергосбережения имногие другие международные, центральные ирегиональные организации. РАО “ЕЭС России”и РАО “Газпром” разработали и реализуютсобственные программы энергосбережения.

 

Этот опыт регулярнообобщался в журнале РСЭ-Информ, издаваемомРоссийским союзом энергоэффективности -организацией, ассоциирующей в своих рядахроссийские и зарубежные компании,работающие в сфере энергосбережения вомногих регионах страны.

 

Для координации работ приМинтопэнерго РФ было создано специальноегосударственное учреждение - Российскоеагентство энергоэффективности, а такжесовместно с субъектами РФ - Межрегиональныйкоординационный совет.

 

Большой опыт по формированиюрегиональных программ и механизмов ихреализации с помощью региональных фондовнакоплен в Москве, Нижегородской,Челябинской, Томской, Новосибирской,Тульской областях, Ассоциации “Нечерноземье”и других местных структурах.

 

 

Сделано немало, но это -только прелюдия к основной практическойработе по энергосбережению. Для того, чтобысообща успешно продвигаться по этому пути,очень важно правильно оценить прошлый опыт“проб и ошибок” и сделать его достояниемвсех работающих на этом поприще.

 



 

РАСЧЕТ. Новая страница 1. Украинские ученые ищут пути экон. Применение ТН на предприятиях пи. Утилизация давления природного газа.

 

Главная >  Энергосбережение 

0.4084