Главная >  Энергосбережение 

 

Политический характер энергетики. Хотя при общественномобсуждении энергетики часто дают понять,что выбор путей развития энергетики ипринятие решений по этому поводу не связаныс политикой, на самом деле это чистополитические вопросы. Бесспорных решенийнет, а альтернатива всегда связана с какими-либоценностями и интересами каких-либо сторон.

 

Ярмо Вехмас

 

Рост потребления энергии -это все же не закон природы или нечто самособой разумеющееся. Это просто следствиеполитического выбора и принятия решений,основанных на этом выборе. Потреблениеэнергии растет, когда принимаютсяполитические решения поддерживатьэнергоемкую промышленность. Этосправедливо и в отношении решений,непосредственно касающихся энергетики.

 

В Финляндии в течениепоследних лет наблюдается значительныйрост потребления энергии. Его темпы выше,чем в среднем в других индустриальныхстранах. Поэтому исходным пунктомпрактического разговора об энергетикечасто выбирают рост потребления энергии иего прогнозы. Обычно считается, чтопотребление энергии и особенноэлектричества будет продолжать расти.

 

Изменение энергоинтенсивнойпроизводственной структуры наэнергосберегающую - это одна из самыхцентральных задач в согласованииэкологической и энергетической политики.Изменение структуры производства - этосерьезное политическое решение, котороепредполагает изменение относительных ценна энергию и другие производственныевклады. Для этого существуют весьмаэффективные экономические способыуправления.

 

Если, например, рассмотретьдолговременную динамику цен на различныесоставляющие вложения в промышленность,динамика цен на энергию и особенно наэлектричество, сильно отличается отдинамики цен на другие производственныесоставляющие, например, рабочую силу илисырьё. По отношению к другимпроизводственным вкладам, выгодностьэнергоёмких производств росла, что вомногом воздействовало на формированиепроизводственной структуры Финляндии.

 

В исследовании Энергия,экономика и политическое управлениеэнергетической политикой в Финляндии (1989 г.), финансированном АО Иматран Войма ,исследователь Кари Карьялайненрассматривает энергетическую политику вдвух разных направлениях. Оба этинаправления связаны с тем, каким целямподчинена энергетическая политика. Поданным исследования, энергетическаяполитика связана только с деятельностью,стремящейся к удовлетворению потребности вэнергии. Зато деятельность, которая исходитиз пунктов, непосредственно касающихсяэнергии, называют энергетическимполитиканством .

 

Что же значит энергетическаяполитика? Взаимоотношения энергетическойсистемы и остального общества определяютте политически целесообразные вопросы, на которые обращается внимание приобсуждении вопроса в обществе. Со временемсложившаяся энергетическая системастановится таким исходным пунктом, которыйне ставится под сомнение в политическомаспекте обсуждения энергетики.

 

В вышеупомянутомисследовании энергетическое политиканствобыло ограничено в первую очередьвоздействием региональной политики иполитики занятости с помощью привлеченияотечественных источников энергии. Нопринимая во внимание инструментальныйхарактер энергии, обоснованно назватьдоминирующую энергополитику, исходящую изпотребностей энергоинтенсивнойпромышленности, энергетическимполитиканством.

 

Сегодня потребность вэнергии - само собой разумеющийсяисходный пункт энергетической политики. ВФинляндии это значит рост потребленияэнергии. Если все-таки обратить внимание наинструментальный характер энергии, т. е. натот факт, что энергия нужна нам длядостижения других, далеко идущих целей, то исама энергетическая политика - это опять жепросто энергетическое политиканство .

 

Совсем другое дело - это то,что поддержание возобновляемой энергиигосударственными средствами находится видеологическом противоречии с нынешнейлиберализацией и увеличением конкуренции вобласти энергетики. Ситуацию частохарактеризируют так, что возможностигосударственного сектора управлятьобластью энергетики уменьшаются. Все равноречь, возможно, идет больше об отсутствииволи, чем об уменьшении возможностей,потому что либерализация в областиэнергетики - само собой очень резкоеполитическое решение. Энергетика же - однаиз самых типичных областей естественныхмонополий. Значит, политическиевозможности управлять областью энергетикине уменьшились, они только другие, чемраньше.

 

Конкретно энергетическаяполитика заключает в себе те областиобщественного сектора, которые связаны споставкой, производством и использованиемэнергии, а также рамками и условиями этойдеятельности. Решения, касающиеся этойдеятельности, на практике обосновываются впервую очередь экономическими аргументами.С этой точки зрения дискуссия поэнергетической политике, которая ведется вФинляндии, не имеет истории. Часто порицаютгосударственные субсидии для поддержкипотребления отечественных ивозобновляемых природных ресурсов, хотяисторическое рассмотрение вопросасвидетельствует, что нынешняяэнергетическая система, построенная преждевсего за счет государственных средств,основана на ископаемых источниках энергиии на ядерной энергетике. Также почти всеорганизации в области энергетикибазируются на государственной основе. Наэтом фоне критика государственнойподдержки возобновляемых источниковэнергии - обычно лицемерие.

 

Сегодня не видно новыхзначительных объектов для использованияэнергии, так что для роста потребленияэнергии нет такого потенциала, как в первыедесятилетия после второй мировой войны.Также воздействия на окружающую среду иэкологические риски, связанные систочниками энергии, увеличиваютэкономические риски решений, принимаемыхпроизводителями энергии. Поэтомупреуспевание на открывающихся рынках неможет больше быть основано на великойэкономике , как в монополистическихрынках, а нынешние ключи успеха лежат воперативности и учете интересовпотребителей, как и в традиционных рынкахтоваров. В производстве энергии это значитна практике уменьшение средней мощностиэлектростанций, уменьшение отдачивкладываемого капитала и появлениевозобновляемых источников энергии.Государственный сектор может управлятьэтими процессами также и на свободном рынке.

 

В новой ситуацииэнергетическая политика все же исходит изтрадиционной энергетической системы,потому что ее строили много десятилетий подкрышей государственных монополий. С другойстороны, в либерализации энергетикисуществуют и черты, которые, возможно,содействуют внедрению возобновляемыхисточников энергии. Традиционнаяэнергетическая система построена на основекрупных электростанций в то время, когдапредложение энергии завесило от монополий.Ныне у потребителей энергии естьвозможность выбирать между многимипроизводителями. Также во время монополииспрос на энергию был более стабильный, чемсегодня, потому что существовало многоразных технических возможностей дляувеличения потребления энергии.

 

Ярмо Вехмас является научнымсотрудником факультета Региональныхисследований и экологической политикиуниверситета Тампере, Финляндия.

 

На практике, энергетическуюполитику надо было бы оценивать с той точкизрения, кому и когда предоставляютсяпреимущества в поддержке. До сих порфинляндская энергетическая политика былаориентирована на интересы основныхотраслей промышленности. Энергетическаяполитика будущего могла бы быть иэкологической политикой, технологическойполитикой или политикой занятости. Сэнергией всегда политиканствовали, иполитиканство будет продолжаться и вдальнейшем. Других альтернатив вэнергетической политике нет.

 



 

Результаты энергетическогообследования. Программы по ограничению выбросовпарниковых газов. Автоматизированная системакоммерческого учета и отключенияэлектроэнергии у бытового потребителя. Зачем бизнесу «творческий подход»? В 1994 году подмосковное объединение «тяжелое экономическое положение цены на основное сырье - битум, привозимый из Башкирии. Главными результатами реализации.

 

Главная >  Энергосбережение 

0.0115