Главная >  Энергосбережение 

 

Об основах энергетической стратегии. Разработка энергетическойстратегии для России имеет смысл только вусловиях восстановления государственности,когда имеющийся интеллектуальный,экономический и ресурсный потенциал, вконце концов, будет направлен на созданиеэкономики устойчивого развития на основевысоких технологий XXI века.

 

Фотин В.П.

 

Проблема заключается в эффективностииспользования электроэнергии, котораясущественно ниже, нежели в развитых странах.Методы и технологии повышенияэнергоэффективности известны. Конкуренциякак внутренняя, так и международнаязаставит решить эту проблему приопределенном государственном побуждении.Поэтому проблему повышенияэнергоэффективности следует считатьтактической.

 

Россия обладает достаточнымэнергетическим потенциалом. Так, например,производство электроэнергии ужесоставляет 6 МВт.ч/чел, что сопоставимо суровнем обеспечения индустриальных странМира [1].

 

Основы энергетической стратегии программыЭС-2020 приведены на рис.1.

 

Развитие энергетического потенциалаРоссии в наступающем столетии имеетстратегический характер и безобъединяющей роли государства не можетбыть обеспечено в силу фундаментальнойнаукоемкости. Последнее требует измененияряда акцентов в программе ЭС-2020.

 

Программой прогнозируетсявозможное увеличение установленноймощности электростанций за 20 лет в 1,5 раза(324,3 ГВт) при благоприятных условияхразвития экономики. Данная оценка неявляется критической. Существующийпромышленный потенциал России можетобеспечить и более высокие темпы развитияэнергетики.

 

Рис. 1

 

Гидроэнергетика.Сегодня гидроэнергетика имеет низшуюсебестоимость электроэнергии [1]. Приустановленной мощности 44,6 ГВтобеспечивается выработка 165,2 ТВт.чэлектроэнергии. Этого продукта достаточнодля ускоренного саморазвитиягидроэнергетики. Полным противоречиемэтому является намеченный ростустановленной мощности ГЭС за 20 лет всегодо 50,2-52,4 ГВт. Индустриальные страны мира,прежде всего, почти полностью исчерпываливесь свой возобновляемыйгидроэнергетический потенциал.

 

Важнее другое, что структура мощностей несоответствует требованиям энергетическойбезопасности, устойчивого развитияэкономики и грядущей технологическойэволюции.

 

Атомная энергетика.Программа ЭС-2020 ориентируется на ростатомной энергетики за 20 лет в пределах 27,4-53,6ГВт при выработке 163,5-330,2 ТВт.ч. Опыткризисных лет показал, что совершенныйинтеллектуальный потенциал,высокоразвитая промышленнаяинфраструктура придает атомной энергетикехарактер основы государственнойэнергобезопасности.

 

В России реализация уже разработанныхпроектов гидростроительства может статьосновой увеличения установленной мощностидо 82,4 ГВт, что позволит сократитьстроительство КЭС и высвободит 25 млн. ту.ттоплива для экспорта, сократит выброс СО2почти на 50 млн. т. Для целевого развитиягидроэнергетики необходимо созданиегосударственной компании Гидроэнерго,задачей которой должно стать не толькопроизводство электроэнергии, но и развитиенаучно-технологической инфраструктуры.

 

АЭС следует полагать замещающими для всехвидов ТЭС углеродного топлива. Дляреализации последнего необходимо созданиеи реализация национальной программыразвития перспективных технологийатомного энергетического комплекса.

 

Неограниченные перспективы развитиявысоких технологий [2] позволяют отнестиатомную энергетику к безальтернативнымисточникам энергии. Поэтому наивысшийуровень развития атомной энергетикипрограммы ЭС-2020 является наименьшимдопустимым.

 

Конкуренция в электроэнергетики вобщепринятом понимании невозможна в силуособенности товара - совпадение моментапроизводства и потребления. Поэтомутарифное регулирование вэлектроэнергетике должно быть сроднивалютному регулированию.

 

Рассредоточенная энергетикаявляется основой привлечения коммерческихинвестиций на переходном этапе развитияэнергетики до 2020 г. Малая капиталоемкость,высокая экономическая эффективностьобеспечивают привлекательность частныхвложений при условии государственныхгарантий рынков сбыта [3].

 

Высоким потенциалом энергосбереженияобладает электрификация котельныхцентрализованного теплоснабжения [4]. Всвете этого обстоятельства развитиемощностей ТЭЦ по-видимому не потребуется.

 

Попутная рассредоточенная энергетика (ПРЭ)требует почти в два раза меньше первичныхэнергоресурсов по сравнению с самымисовершенными КЭС. Поэтому частная ПРЭ,замещая, например, 35 ГВт КЭС и 35 ГВт ТЭЦ,позволит высвободить для экспорта более 20млн ту.т топлива. С учетом развития ГЭСследует ожидать снижение установленноймощности КЭС до 35 ГВт и менее (рис. .

 

Таким образом, предлагаемые изменения ЭС-2020высвобождают не менее 45 млн ту.т дляэкспорта и соответствующегодополнительного финансирования программэнергетического развития.

 

Дивергенция теплоснабжения на данном этапепозволит ограничиться в целях экономиифинансовых ресурсов реконструкциейсуществующих мощностей ТЭЦ.

 

Однако, если учесть, что существующиемощности ГЭС и АЭС поставляют энергиюстоимостью 0.8 и 2 ц/кВт.ч соответственно, аТЭС будут использовать в большой долеинвестиции на коммерческойрассредоточенной основе, то уже при тарифе 3ц/кВт.ч профицит позволяет без привлеченияиностранных инвестиций решить задачи ЭС-2020.(Оценка проведена без учета нарастающеймощности ГЭС и АЭС.)

 

Инвестиции. Современныйуровень энергетики России гарантируетфинансовое обеспечение саморазвития.Естественно, амортизационных отчислений (8%)недостаточно для инвестированиястратегического преобразования отрасли сиспользованием накоплений за 15 лет (рис. .

 

Таким образом,государственное тарифное регулирование сучетом прогресса в образе жизни России накаждом стратегическом этапе балансируетпрограмму инвестиций.

 

Рис. 2

 

Стратегия предназначена для реализациигрядущими поколениями специалистов.Преемственность поколений являетсяосновным условием осуществления стратегии.В XXI веке система образования, ее качество,будут определять экономическоепроцветание. Всеобщее бесплатноеобразование с государственнойсертификацией становится самым выгоднымвложением бюджетных инвестиций не только всилу высокой известной отдачи в процессетрудовой деятельности специалистов, но ивысокого образовательного оброка прииммиграции из России. Поэтому любые трудныеусловия переходного периода не должныпрепятствовать восстановлению самойпередовой бесплатной высшей школы,созданной в СССР.

 

Научно-техническая политика.Программа ЭС-2020 строится на основеиспользования перспективных научныхдостижений и технологий. Однако она несодержит целевых национальных научныхпрограмм развития технологий на период до2020 г., которые исключали бы свободутрактовки и произвольное изменениестратегии мониторингом. Поэтомунациональные программы развития высокихтехнологий должны быть обязательнымприложением энергетической стратегии.

 

Фотин В.П. .

 

Литература:

 

Фотин В.П. .

 

Фотин В.П. .

 

 

Фотин В.П. .

 



 

Технические требования к системамкоммерческого учета электроэнергии. Всемирный энерджайзер Прогрессивные организации общемирового масштаба призывают потребляйте меньше энергии! Они обещают нам глобальное потепление и прочие напасти. Технічне завдання на послуги зпідтримки створення енергосервісноїкомпанії. ДЕПАРТАМЕНТ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕС. Тарифы по-ужгородски.

 

Главная >  Энергосбережение 

0.0163