Солнечные элементы
Тенденции
Сбережение
Аналитики
Энергообмен
Инвесторы
ЭнергоСША
Газ
Энергоаудит
Эн.сбережение
Экология
|
Главная > Энергосбережение 7 предложений Гринпис России по рационализации потребления электроэнергии в МосквеЖилищно-коммунальный сектор Москвы является крупнейшим потребителем энергоресурсов в городе. Мы предлагаем 7 шагов по сокращению электропотребления в Москве. Общий эффект снижения потребляемой мощности при реализации предлагаемых мероприятий может составить по предварительной оценке до 2 000 МВт, что позволит помочь решить проблему существующего дефицита электрических мощностей. Уточнение оценки потенциала экономии требует более детальных расчётов. Жилищно-коммунальный сектор Москвы является крупнейшим потребителем энергоресурсов в городе: в настоящее время население Москвы потребляет около 60 % электроэнергии. Рост потребления электроэнергии в столице достигает 5 % в год. В 2006 году количество потребителей по сравнению с предыдущим годом увеличилось более чем на 8 %. При росте электропотребления растёт и дефицит мощностей. В настоящее время он оценивается в 12-15 % от общего уровня потребления. Во время максимальных нагрузок на энергосистему зимой 2005-2006 гг. дефицит достигал 4 тысяч мегаватт, а пик потребления в московской энергосистеме достигал 16,2 тыс. МВт. При этом потенциал энергосбережения Москвы оценивается примерно в 11 млн т. у.т. в год, т.е. около 1 % от всего потребления первичной энергии в России. Результаты работы «Энергетического патруля», организованного Гринпис России в 2005 г. показало, что нерациональное использование освещения на объектах городской рекламы носит системный характер: многие объекты наружной рекламы, имеющие мощную подсветку, освещаются круглые сутки. Уличная реклама Мы предлагаем внести в данное постановление пункты, требующие от рекламораспространителя в обязательном порядке предусматривать оснащение рекламных конструкций устройствами автоматического регулирования освещения (фотодатчиками, астрономическими таймерами и т.п.). Данное требование должно стать частью разрешительных документов на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации. Требование также следует включить в типовой договор на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы. Мы считаем, что решением данной проблемы может стать внесение дополнений в соответствующие документы, в частности, Постановление правительства № 908-ПП от 21.11.06 «О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и регламенте подготовки документов Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы заявителям в режиме одного окна ». В конце 2007 года Правительством Москвы были приняты два документа: Концепция комплексной программы Энергосбережение в городе Москве на 2009-2013 гг. и на перспективу до 2020 года с выделением первоочередных мероприятий на 2008 год и Программа капитального ремонта жилья в столице на 2008-2014 годы. Освещение лестничных клеток Примечание: При установке приборов автоматического регулирования освещения, согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ) (Глава 6.5 Управление освещением, пункт 6.5. , при выполнении автоматического управления наружным и внутренним освещением, например, в зависимости от освещенности, создаваемой естественным светом, должна предусматриваться возможность ручного управления освещением без использования средств автоматики. Мы предлагаем внести в эти Программы пункты, обязывающие исполнителей устанавливать устройства автоматического регулирования освещения (фотодатчики, таймеры, опто-аккустические выключатели и т.д.) в местах общего пользования (подъезды, холлы и т.д.). По предварительным оценкам, меры по переводу внутриподъездного освещения на автоматическое регулирование позволят снизить потребляемую мощность при использовании существующих осветительных приборов, как минимум, на 200 МВт. В Москве насчитывается более 100 000 зданий. По приблизительным оценкам, только освещение над подъездами требует порядка 50 мегаватт установленной мощности. В подавляющем большинстве случаев регулирование освещения над подъездами осуществляется из диспетчерских пунктов ДЕЗ посредством специальной компьютерной программы. Однако программа требует участия дежурного диспетчера, который централизованно включает-отключает освещение посредством этой программы. Учитывая неизбежное присутствие человеческого фактора (невнимательность, незаинтересованность, халатность), очень часто дежурное освещение над подъездами оказывается включенным в течение суток или не выключается вовремя, что подтверждается многочисленными обращениями ответственных граждан и результатами наблюдений Гринпис, в частности работой «Энергетического патруля» по выявлению примеров нерационального использования электроэнергии. Освещение над подъездами (дежурное освещение) Модернизация системы освещения в бюджетных организациях В качестве решения этой проблемы мы предлагаем внести в компьютерные программы, обеспечивающие работу диспетчерских пунктов ДЕЗ, специальной опции по автоматическому включению-выключению освещения над подъездами в соответствии с астрономическим таймером, запрограммированным на время восхода-захода солнца в Москве. Данное мероприятие не требует значительных расходов, но при этом позволит оптимизировать использование дежурного освещения и безболезненно сократить время его использования на несколько часов в сутки. Расчёт возможной экономии требует отдельной работы, но, можно с уверенностью сказать, что эффект будет существенным не только в Москве. Только в системе Федерального агентства по образованию в России насчитывается более 60 тысяч общеобразовательных учреждений. Бюджетные организации входят в группу наиболее крупных потребителей энергоресурсов. При этом они часто испытывают трудности с финансированием. Мы предлагаем перевести систему освещения всех бюджетных организаций на энергосберегающие лампы и по возможности автоматизировать её. К сожалению, категории граждан, для которых экономия энергоресурсов (а значит и семейного бюджета) наиболее актуальна, часто не могут позволить себе относительно дорогостоящие мероприятия в области энергосбережения, например, замену ламп накаливания на энергосберегающие. Обеспечение энергосберегающими лампами граждан, получающих субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг Аналогичный шаг по бесплатной установке квартирных приборов учета воды был инициирован правительством Москвы после того, как городской бюджет получил значительную экономию в результате оснащения зданий подомовыми приборами учета воды. После установки подомовых приборов учёта удалось значительно снизить бюджетные дотации. Только за первое полугодие 2005 года экономия городского бюджета составила 1 млрд. 300 млн. руб. Потенциал экономии городского бюджета за счет установки квартирных водосчётчиков сравним с уже реализованным потенциалом установки подомовых приборов учета воды. Мы предлагаем разработать механизм обеспечения льготных категорий граждан энергосберегающими лампами на безвозмездной основе, что позволит снизить нагрузку не только на энергосистему Москвы, но и на городской бюджет (см. расчёты ниже). Arial"В настоящее время в Москве различными формами социальной поддержки в виде субсидий и натуральной помощи охвачено около 3 млн. человек. Величина льготы по оплате электроэнергии составляет от 30 до 100 % общего расхода на самого льготника и членов его семьи ). Оценочный расчёт потенциала экономии городского бюджета за счёт обеспечения энергосберегающими лампами граждан, получающих субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг По оценкам экспертов ), доля субсидий на электроэнергию в расходах городского бюджета на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг составляет порядка 15%. Таким образом, ежегодные субсидии из городского бюджета на оплату электроэнергии составляют порядка 1,6 млрд. рублей. Расходы на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг из городского бюджета составят в 2008 году 10,7 млрд. руб. ) Оценить экономию городского бюджета за счет снижения субсидий на оплату электроэнергии льготным категориям граждан можно исходя из приблизительных данных по уже имеющейся экономии электроэнергии в результате роста рынка энергосберегающих ламп. Так, согласно сообщениям в прессе ), в период с ноября 2006 г. по сентябрь 2007 г., объем продаж энергосберегающих ламп в Москве увеличился вдвое – с 2,5 до 5 миллионов штук, что позволило «в совокупности снизить потребление электроэнергии в годовом исчислении более чем на 300 миллионов киловатт-часов». Таким образом, замена одной лампы накаливания на энергосберегающую в среднем экономит 60 киловатт-час в год. Эти затраты можно существенно снизить за счёт безвозмездного обеспечения льготных категорий граждан энергосберегающими лампами, по аналогии с тем, как это делается с установкой индивидуальных приборов учёта воды. Стоимость замены ламп накаливания льготным категориям граждан, при расчёте замены 3 ламп на одного человека, составит 900 млн. рублей (при оптовой цене за одну энергосберегающую лампу 100 рублей). Таким образом, инвестиции города в мероприятия по обеспечению энергосберегающими лампами льготных категорий граждан могут окупиться в течение 2 лет. Замена ламп накаливания льготным категориям граждан, при расчёте замены 3 ламп на одного человека, по приблизительной оценке, дает экономию 540 млн. кВт-часов. Таким образом, снижение нагрузки на городской бюджет может быть равно стоимости приблизительно 270 млн. кВт-часов (с учетом уже установленных энергосберегающих ламп эта цифра уменьшится). Исходя из минимального тарифа на электроэнергию - 1,66 рублей за кВт-час, ежегодная экономия для городского бюджета может составить около 450 млн. рублей. Создание городской системы утилизации энергосберегающих ламп Необходимо учитывать и то немаловажное обстоятельство, что в данном расчёте принято во внимание только снижение городских субсидий. Оптимизация бытового освещения также окажет благоприятное воздействие и на снижение остроты проблемы пиковых нагрузок и топливообеспечение энергосистемы города. Мы предлагаем создать эффективно работающую систему по приему отработанных ламп и расширить список пунктов приема в существующем распоряжении, например, дополнив его крупными торговыми центрами, отделениями энергосбытовых компаний и т.д. Кроме того, мы предлагаем создать систему информирования населения о необходимости грамотной утилизации люминесцентных ламп. Предложенные выше мероприятия в случае их осуществления предполагают массовое использование энергосберегающих ламп. В настоящее время уже резко возросло (по ряду оценок, в 2 раза) количество продаж энергосберегающих ламп в торговых точках столицы. В этой связи, необходимо создание доступных пунктов приёма перегоревших ламп и организации должного информирования населения о правилах утилизации энергосберегающих ламп. На сегодня существует Распоряжение правительства г. Москвы № 1010-РЗП от 20 декабря 1999 г. «Об организации работ по сбору, транспортировке и переработке отработанных люминесцентных ламп», которое обязывает жилищные организации районов и городские жилищные организации осуществлять сбор отработанных люминесцентных ламп в специальные контейнеры. Однако это распоряжение не знакомо большинству москвичей. По оценкам Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы, для дополнительного обогрева помещений с помощью электрообогревателей москвичи используют до 1500 мегаватт. Такие затраты сравнимы с имеющимся дефицитом электрической мощности в Москве и их снижение поможет значительно ослабить остроту проблемы электродефицита. Утепление помещений Сводная таблица предлагаемых мероприятий по снижению потребления электроэнергии в г. Москве В качестве решения проблемы мы предлагаем разработать и внедрить информационную программу по утеплению квартир для населения. В нашем распоряжении имеются проверенные данные по эффективности ряда доступных и дешевых технологий, использованных Гринпис России при утеплении объектов бюджетной сферы в 4 субъектах Российской Федерации. В соответствии с этими, данными снижение потребления топлива составляет 15-30% в год без учета снижения электропотребления для дополнительного отопления помещений. Мероприятие № п/п Эффект по снижению потребляемой электроэнергии Эффект по снижению потребляемой мощности (пиковой нагрузки) Документы, предлагаемые для принятия или дополнения в разрабатываемые и существующие документы Срок окупаемости для городского бюджета и потребителей электроэнергии Оптимизация освещения объектов городской уличной рекламы 1 Для рекламораспространителей ориентировочно – первые месяцы, в зависимости количества и мощности осветительных приборов. Требуются отдельные расчёты 2 Внесение дополнений в соответствующие документы, в частности, Постановление правительства № 908-ПП от 21.11.06 «О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и регламенте подготовки документов Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы заявителям в режиме одного окна ». Внесение дополнений в типовой договор на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы (пункт 4. «Права и обязанности рекламораспространителя»). Порядка 200 МВт Оптимизация освещения лестничных клеток Внесение соответствующих пунктов в разрабатываемую программу «Энергосбережение в городе Москве на 2009-2013 гг. и на перспективу до 2020 года с выделением первоочередных мероприятий на 2008 год и действующую программа капитального ремонта жилья в столице на 2008-2014 годы. Первые месяцы, в зависимости от типа и мощности осветительных приборов. Оптимизация подъездного (дежурного) освещения 3 Первые месяцы, в зависимости от типа и мощности осветительных приборов. Порядка 50 МВт 4 Внесение соответствующего пункта в разрабатываемую программу «Энергосбережение в городе Москве на 2009-2013 гг. и на перспективу до 2020 года с выделением первоочередных мероприятий на 2008 год». Требуются отдельные расчёты Модернизация системы освещения в бюджетных организациях Внесение соответствующего пункта в разрабатываемую программу «Энергосбережение в городе Москве на 2009-2013 гг. и на перспективу до 2020 года с выделением первоочередных мероприятий на 2008 год». До 2 лет для конечного потребителя. Обеспечение энергосберегающими лампами граждан, получающих субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг 5 Ориентировочно 2 года для городского бюджета. 540 млн. кВт-часов 6 Внесение соответствующего пункта в разрабатываемую программу «Энергосбережение в городе Москве на 2009-2013 гг. и на перспективу до 2020 года с выделением первоочередных мероприятий на 2008 год». Внесение соответствующего пункта о создании системы в разрабатываемую программу «Энергосбережение в городе Москве на 2009-2013 гг. и на перспективу до 2020 года с выделением первоочередных мероприятий на 2008 год». Создание городской системы утилизации энергосберегающих ламп. Утепление помещений 7 Внесение соответствующего пункта о создании системы информирования населения в программу «Энергосбережение в городе Москве на 2009-2013 гг. и на перспективу до 2020 года с выделением первоочередных мероприятий на 2008 год». 1 500 МВт В зимние пики потребления электроэнергии По данным Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы, зимой 2007 года уже при небольшой отрицательной температуре (- 8° С) потребление электроэнергии составило 15,77 тыс. МВт! На рынке электротоваров оптовые цены на энергосберегающие лампы мощностью 23 Вт составляют 75-100 руб. Постановление Правительства Москвы № 803-ПП от 17 октября 2006 г. Об установке индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды для нанимателей жилых помещений, получающих субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
Оценка эффекта снижения пиковых нагрузок требует дополнительных исследований.
Паспорт – понятие универсальное. Россия повышает обязательства Ки. НАДРАГА В. Примерный порядок составленияежегодных отчетов о выбросах парниковыхгазов в атмосферу и регистрациипереуступки квот на выбросы. Показатели солнечнойводонагревательной установки вклиматических условиях различных регионовРоссии. Главная > Энергосбережение 0.0151 |