Главная >  Энергосбережение 

 

Проект системы теплоснабжения в г. «Г. Владимир – один из первых регионов,администрация которого осозналанеобходимость системного решения проблемтеплоснабжения на основе анализаобъективной информации.
В партнерстве с РУСДЕМ и экспертамиспециализированных организаций былавыполнена за короткий срок (2 месяца)серьезная работа по сбору и анализупредварительной информации о системетеплоснабжения города. Именнопредварительной информации, потому чтостатистика отдельных показателей не велась,ряд организаций не смогли представитьполные сведения.
Мы сознательно приводим ее без какой-либокорректировки, без купюр именно первичнуюоригинальную информацию, полученную изразличных источников. Эта информациясодержит, и это заметит внимательныйчитатель, некоторые противоречия,нестыковки, несбалансированность.
И это не результат арифметическихошибок или опечаток, а выявление пустьнебольших, но требующих разрешения проблем,обеспечение объективности, «прозрачности»информации. Представленный материал хотя инеполная, но вполне доброкачественнаяоснова паспорта теплоснабжения города.»

 

Данные о системетеплоснабжения города

 

• Фактическое потреблениетепловой энергии было ниже расчетного исоставило, в процентном соотношении:
- 91% по котельной «Юго –западная»;
- 87% по котельной «Коммунальнаязона»;
- 97% по котельной «Эрланген».

 

Результаты использованияприборов учета

 

• Снижение потребления тепловойэнергии в результате внедрения системавтоматики тепловых узлов здания составило9,1%;

 

• Общая сумма снижения платежей,при расчете на основе показаний домовыхприборов учета, могла бы составить 947,5 тыс.руб.;

 

• Оценка экономическойэффективности внедрения РОТ и ТСВпоказывает, что срок их окупаемостисоставит приемлемые 4-5 лет только в случаевозрастания величины тарифа на тепловуюэнергию до 400 руб/Гкал и экономии не менее 15%.

 

• Снижение потребления тепловойэнергии в результате внедрениявнутриквартирных приборов регулированиясоставило 12,5%;

 

Содержание Проекта

 

Создание в г. Владимиреучетно-биллинговой службы

 

Выгоды от проекта

 

В рамках проекта должны быть решеныметодические, институциональные итехнические вопросы:
- разработать методику распределенияоплаты за тепловую энергию дляпотребителей на основе показанийгруппового узла учета;
- разработать договор на теплоснабжение,определяющий порядок расчетов за тепловуюэнергию между энергоснабжающейорганизацией и потребителями;
- в течение отопительного сезонапровести апробирование системы учета,распределения и оплаты на базе показанийгруппового узла учета;
- по результатам опытной эксплуатациисистемы учета принять нормативные акты,регулирующие порядок оплаты за тепловуюэнергию.

 

Также, будет создана тиражируемаямодель учетно-биллинговой системы, котораяполучит широкое распространение в городахРоссии.
Кроме этого, при росте оплаты затепловую энергию, будут полученыположительные социальные результаты –жители будут оплачивать фактическипотребленную тепловую энергию и не будутоплачивать потери при ее транспортировке.

 

Внедрение системы учета,распределения и оплаты по фактическомупотреблению на основе показаний групповыхузлов учета:
- повысит прозрачность денежныхрасчетов за тепловую энергию дляпотребителей;
- обеспечит снижение величины оплатыпотребителями за тепловую энергию, в техслучаях, когда имеет место некачественноетеплоснабжение;
- создаст для потребителей стимулы,направленные на внедрение приборного учетатепла и энергосберегающих мероприятий;
- создаст стимулы энергоснабжающиморганизациям для повышения эффективностипроизводства и транспортировки тепловойэнергии и, как следствие, снижения выбросовСО2.

 

Конечным результатом проекта являетсяразработка и внедрение измененийдействующих нормативных документов пораспределению и оплате за тепловую энергию.
Целевыми пользователями достиженийпроекта являются федеральные министерстваи ведомства, органы местногосамоуправления, предприятияэнергетической сферы, организации,обслуживающие жилой сектор, жилищныекооперативы, товарищества собственниковжилья.
Изложенные в настоящем документеподходы помогут целевым пользователям приразработке и реализации аналогичныхпроектов.

 

Использованиерезультатов Проекта

 

по тепловым камерам:

 

Прогноз экономической эффективности (годовоеснижение платежей за тепло) составляет всреднем по потребителям котельных:
460 тыс. руб – для потребителей котельной Юго-западная ;
300 тыс. руб – для потребителей котельной Коммунальная зона ;
260 тыс. руб – для потребителей котельной Эрланген .

 

1.1 В соответствии сзадачами Проектного Документа по Цели 1 напервый год работы по Проекту были проведеныработы для сбора, исследования и анализаданных по положению дел в жилищном секторе,применяемому оборудованию и технологиям,законодательству и международному опыту врешении подобных проблем. Полученныерезультаты позволили российским имеждународным специалистам не только чёткопредставить состояние дел в данном секторе,но и определить объём и приоритетнеобходимых мероприятий.

 

750 тыс. руб. или в сумме 1500 тыс. руб. на обе тепловые камеры.

 

1.1.2 Результатом работыявилось написание отчета, в которомпредставлены:
анализ существующих тепловых сетей г. Владимира и систем теплоснабжения зданий;
характеристика жилого фонда и оценка его технического состояния;
типовые схемы теплоснабжения жилых домов;
анализ потребления тепла, температурных условий проживания и причин неравномерного теплоснабжения квартир;
материалы о возможностях энергосбережения и повышения комфортности проживания в квартирах.
анализ различных типов договорных отношений:
-между различными производителями тепловой энергии и транспортирующей организацией; -между транспортирующей организацией и ЖРЭП;
-между теплоснабжающей организацией МП ТС и ЖСК или ТСЖ;
-договорных отношений в жилом муниципальном фонде.
порядок расчета и утверждения тарифов на тепловую энергию для производителей и транспортирующих организаций;
анализ действующей системы оплаты населением за отопление и горячее водоснабжение.

 

1.1.1 Прежде всего, былизучен и задокументирован существующийправовой и организационный порядок. Врамках этой работы были выполненыследующие мероприятия:
проведены сбор, уточнение и анализ системы теплоснабжения жилого фонда г. Владимира, структуры и основных функций ЖКХ, включая изучение:
-типовых схем оборудования тепловых пунктов домов;
-методик расчета для систем горячего водоснабжения и отопления жилых домов;
-организационных и технологических принципов системы учета и оплаты за потребляемую тепловую энергию на отопление, а также приборного обеспечения немецкой фирмы РААБ КАРХНЕР
-принципов действия и работы систем сбора данных на базе регистраторов типа CR-10, а также программных продуктов и методов съема и обработки информации;
проведен сбор, уточнение, систематизация и анализ основных показателей жилого фонда во всех жилищных организациях г. Владимира, включая муниципальный, ведомственный и частный жилой фонд, в том числе по жилому фонду включенному в Проект по передаче жилого ведомственного фонда (ППВЖФ) и по шести базовым домам, включенным для реализации Цели 1 Проекта;
проведен отбор и изучение нормативных актов, методик, а также постановлений регионального и федерального уровней, регламентирующих производство, транспортировку и оплату за тепловую энергию и проведен анализ существующей системы договорных отношений и оплаты за тепловую энергию;
в результате проведенного анализа были систематизированы сведения об основных потребителях централизованного теплоснабжения в жилом муниципальном фонде, жилищно-строительных кооперативах (ЖСК), товариществах собственников жилья (ТСЖ), а также организациях бюджетной и социальной сферы (больницы, образовательные учреждения и т.д.).
проведен анализ распределения количества жителей проживающих в домах различной этажности и годов постройки. Установлено, что около 95 % населения г. Владимира проживает в домах в 5 и более этажей, а почти 50 % жителей проживает в домах, возраст которых не превышает 20 лет. Эти две последние две цифры указывают на перспективность массового внедрения систем автоматического регулирования подачи теплоносителя, поскольку именно на таких можно получить положительный экономический эффект при минимальных затратах.

 

1.1.4 Выполнены технико-экономическиерасчеты на предмет оценки перспективокупаемости квартирных приборов учета (счетчиковгорячей и холодной воды, распределителейоплаты тепла и термостатических вентилей).

 

1.1.3 Подготовлена записка спредложениями о возможном пути развитияработ по Цели 1 Проекта RUS/96/G31 и ихкоординации с выполняемыми работами поПроекту ПВЖФ:
в перспективе в российском жилищно-коммунальном хозяйстве применению системы определения фактически потребленной тепловой энергии на основе распределителей оплаты тепла (РОТ) нет другой альтернативы, однако при существующем уровне тарифов и цен на тепло практическое внедрение такой системы в настоящее время экономически не оправдано. При выполнении работ по Цели 1 Проекта RUS/96/G31 строго в ранее обозначенных Проектным документом рамках образуется временной разрыв при переходе к широкомасштабной реализации положительных результатов Проекта;
для обеспечения планомерного перехода к системе определения фактически потребленной тепловой энергии на основе РОТ предлагается разработка в рамках Проекта RUS/96/G31 расчетно-экспериментальной методики определения относительных индивидуальных энергетических коэффициентов (ОИЭК) квартир;
проведенный анализ основных принципов функционирования системы определения фактически потребленной тепловой энергии с использованием РОТ показал, что в ее основе также находится расчетная методика определения в том или ином виде ОИЭК;
показана практическая реализуемость создания методики определения ОИЭК, как в случае привлечения зарубежных специализированных фирм, так и при привлечении российских организаций и специалистов. При создании методики определения ОИЭК будет уточнена, а при необходимости доработана и адаптирована к российским условиям, система определения фактически потребленной тепловой энергии на основе РОТ, установленная фирмой «Raab Karcher Energieservice» на 7 жилых домах в г. Владимире.
предлагаемый путь уточнения и развития работ по Цели 1 Проекта RUS/96/G31 готова реализовать рабочая группа 1.

 

Собрана и обработана информация осуществующей ситуации во Владимире в сфереквартирного учета жилищно-коммунальныхуслуг и ведения лицевых счетов. Даннаяинформация является исходной приразработке концепции создания учетно-биллинговойслужбы во Владимире. Разработан проектустава унитарного предприятия «Единаяучетная служба». Выполнена работа поизучению и анализу целевых функцийучастников существующей системытеплоснабжения. и потребления.

 

Сделан вывод о нецелесообразностивнедрения, в существующих экономическихусловиях, системы оплаты за тепловуюэнергию основанной на распределении долейоплаты между жителями. Осуществлен обзорпричин создания и принципов работы учётно-биллинговыхслужб за рубежом и в России, в частностиопределено, что причины создания служб ипринципы их работы в России и за рубежомразличны, например, в России такие службы восновном осуществляют ведение лицевыхсчетов потребителей жилищно-коммунальныхуслуг.

 

Даны рекомендации по наведению порядка ввопросе ведения учета потребления тепла.Предложена примерная структура службы,обеспечивающей эффективную эксплуатациюэнергосберегающего оборудования. Втабличной форме представленаорганизационно-финансовая схема структуры,обеспечивающей максимальноеэнергосбережение и прибыльмуниципалитетов, без рассмотрения вопросовфинансирования, организации потоковплатежей, аккумулирования иреинвестирования средств от экономии.

 

Рассмотрены вопросы регулирования иучета теплопотребления на уровне зданий воВладимире (опыт реализации Проекта USAID).Рассмотрены вопросы и даны рекомендации потиповым схемам реконструкциииндивидуальных тепловых пунктов испецификации оборудования по учету ирегулированию потребления тепловойэнергии в зданиях. Дана оценка первыхрезультатов внедрения учета ирегулирования теплопотребления на уровнезданий (Проект USAID).

 

В работе отмечено, что выполнениетехнических обследований и их грамотноеиспользование будет способствоватьвнедрению систем учета и оплаты по фактупотребления, формированию паспортов зданий,которые должны активно использоватьсяжилищными и энергосервиснымиорганизациями для оптимизации потреблениятепла и улучшения условий жизни жителей.

 

Разработан проект методики выполнениятехнического обследования квартир, какнеобходимого инструмента в обеспеченииподготовки жилищного фонда к внедрениюсистемы учета и оплаты по факту потреблениятепловой энергии. В проекте рассмотренывопросы о роли технического обследованиядомов при выполнении задач, поставленных поЦели Дается обоснование необходимостивыполнения технических обследований, независимо от типа внедряемойраспределительной системы по оплате зафактически потребленную тепловую энергию.Приводится аналитический материал,доказывающий специфику российскогожилищного фонда и реально существующихразличиях в температурных условияхпроживания жителей.

 

Региональный директор ФИГ г-н. Сиваев С.Г.выступил с докладом, в которомрассматривались следующие вопросы:
организационные и правовые аспекты создания условий для обеспечения возврата кредитных средств используемых на проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства городов (приведен пример расчета получения экономии для г. Оренбурга);
динамика увеличения оплаты услуг и привлечение средств населения (доказывается возможность возврата в г. Оренбурге до 56% займа за счет средств населения).

 

1.1.5 Проведено рабочеесовещание с участием специалистов ФондаИнститута Города (ФИГ), Управления ЖКХ,ЖРЭПов, проектов RUS/96/G31 и ПВЖФ по вопросамэнергосбережения и оплаты за тепловуюэнергию.

 

1.1.6 Проводится работа пооценке программных продуктов по системамоплаты за тепловую энергию и готовитсяинформация о необходимом для организациибиллинговой службы программномобеспечении и компьютерном оборудовании.

 

Отдельно всеми участниками совещаниярассматривались вопросы по организацииобслуживания приборов учета иэнергосберегающего оборудования Признано,что существуют объективные трудности итребуется детальная проработка вопросов помеханизму стимулирования жилищныхорганизаций и привлечения сервисных фирм. (Протоколрабочего совещания от 10.09.99г.).

 

Описаны концепция биллинговой службы,взаимоотношения с заказчиками,информационные потоки, методика расчетаоплаты за фактическое теплопотребление,проанализированы выходные документы иструктуры данных, даны предложения поиспользованию этого опыта в российскихусловиях.

 

Собрана и проанализирована информация позарубежным системам распределения оплатыза тепловую энергию. На примере фирмы «РаабКархер. Энергетический сервис» проведенподробный анализ биллинговых систем,предлагаемых западными фирмами.

 

В процессе работы выполнен анализ иструктуризация исходных данных, проведенаразработка структур таблиц для храненияинформации и связей между таблицами,разработан интерфейс доступа к данным иосновные формы отчетов, позволяющихполучить интегральные характеристики погруппам зданий. Собрана информация,необходимая для заполнения базы данных, ипроведен ввод данных.

 

1.1.7Завершена работа посозданию базы данных по характеристикамзданий и теплоснабжению г. Владимира.

 

Кроме того база данных содержитинформацию об источниках теплоснабжения,тепловых камерах, балансодержателях ипотребителях тепловой энергии (более 3800записей). Результаты работ представлены вотчетах. Проведены работы по расширениюструктуры базы данных. Разработанаподсистема сопровождения проектов, котораяпозволяет из общей массы зданий, информацияо которых хранится в базе данных, отбиратьгруппы зданий, участвующих в проектах, и дляэтих зданий собирать и вводить в базуданных дополнительную информацию.

 

В настоящий момент база данных содержитоколо трех тысяч записей, схарактеристиками зданий, включая такиетехнические характеристики, как материалстен, год постройки, этажность, количествоподъездов, квартир и жителей, площадь икубатура здания; характеристикитеплоснабжения – расчетные нагрузки наотопление и горячее водоснабжение;классифицирующие характеристики –принадлежность балансодержателю,подключение к источнику теплоснабжения итепловой камере, тип жилого фонда, адрес итип здания. В части, касающейся зданий, базаданных содержит около 50 различныххарактеристик.

 

1.2 Обучающие туры.В рамках проекта был организованознакомительный тур Польша-Дания, основнаяцель которого состояла в том, чтобыпоказать сотрудникам проекта организациюучетно-расчетных служб в аналогичныхрайонных отопительных системах этих стран.

 

Дальнейшим развитием работ в этомнаправлении стала разработка структуртаблиц для хранения информации поквартирам и их приборному оснащению. Внастоящее время, после выбора 7 зданий сустановленными в рамках проекта ПВЖФпоквартирными распределителями оплаты заотопление, проводится сбор данных поквартирам и ввод их в существующую базуданных.

 

1.3 Поскольку любыепреобразования в обществе целесообразнылишь в той мере, в которой они способствуютпозитивным изменениям в его социальнойподсистеме, то важнейшим компонентом любойинновационной ситуации, вызваннойтехническими, экономическими,организационными и иными новациями,является социальный аспект. Недооценкасоциального фактора приводит к повышениюсоциальной напряженности, к сопротивлениювнедрению, к сбоям в инновационном процессеи, в конечном итоге, к размыванию потенциаланововведения. Поэтому в рамках проектапроведено изучение общественного мненияотносительно планируемых нововведений. Сэтой целью были выполнены следующиемероприятия:
проведен анализ перечня и уровня разработок, проводимых организациями, выполняющими социологические исследования и опросы граждан в г. Владимире и технические задания на необходимые социологические исследования;
разработаны критерии выбора районов и зданий для проведения социологических исследований. В общем виде критерии основывались на этажности зданий, количестве подъездов, количестве квартир, материале ограждающих конструкций, районе города, источнике теплоснабжения и вида собственности (муниципальная или кооперативная).
проведен анализ базы данных жилого фонда с целью выяснения процентного соотношения зданий различных типов, разработана программа для отбора зданий, отобраны 60 жилых домов с учетом разработанных критериев.
проведена разработка анкеты для социологических исследований; ·осуществлялся контроль выполнения социологических исследований;
проведен анализ промежуточных результатов исследований;

 

В ходе поездки члены делегации смоглидетально ознакомиться с системамитеплоснабжения Дании и Польши,взаимоотношениями между поставщиками ипотребителями тепловой энергии,применяющимися в системах теплоснабженияприборами для ее регулирования и учета,действующими тарифами на тепловую энергию,а также с деятельностью ряда предприятий,выпускающих энергетическое оборудованиедля систем теплоснабжения. Материал,собранный в ходе многочисленных встреч соспециалистами и посещений различныхпредприятий занятых в областитеплоснабжения, был не только использованпри написании отчетов, но используется и донастоящего времени в практическойдеятельности сотрудников по реализациипроекта.

 

Проведены социологические исследованиясреди населения г. Владимира, позволившиевыявить степень готовности жителей квозможным преобразованиям в области учетаи оплаты потребляемой тепловой энергии иустановить, что:
жители г. Владимира слабо информированы о реальной ситуации по формированию платы за тепловую энергию и не знают, что большая часть этой платы дотируется из городского бюджета;
около 35% жителей не удовлетворено отоплением в своих квартирах;
в холодный период около 40% жителей пользуются дополнительными источниками тепла для обогрева;
в г. Владимире достаточна велика инертная часть населения (около 37%), которая воспитана на советских принципах распределения материальных благ и отвергает из-за отсутствия необходимой информации любые преобразования в жилищно-коммунальной сфере, не понимая при этом их целей и возможных для себя выгод в экономическом плане;
более 50% населения положительно воспринимает идеи точного учета потребляемого тепла, холодной и горячей воды и дифференцированной оплаты за них;
абсолютное большинство населения не в состоянии полностью оплатить расходы по установке квартирных счетчиков, что требует поиска иных (более дешевых) организационно-технических решений в этой области, либо экономических путей стимулирования установки таких счетчиков.

 

Итогом этого исследования являетсявыявление следующих факторов:
оценка жителями существующей системы отопления и горячего водоснабжения домов и квартир;
информированность жителей о реальной стоимости, получаемой тепловой энергии, о субсидиях города на оплату тепла;
отношение жителей к установке в домах и квартирах приборов контроля и учета потребления тепловой энергии; ·отношение жильцов к введению дифференцированной оплаты за поставляемую тепловую энергию, в зависимости от отклонения температуры воздуха в квартире от оптимальной;
наличие у жильцов навыков коллективного решения проблем, связанных с проживанием в домах;
возможность использования средств массовой информации для информирования населения по вопросам, связанным с внедрением системы энергосбережения в городе.

 



 

Энергетические и экологические п. Что ждет Россию в будущем – коте. Вдвое-втрое выше нормы. Устройство плавного пуска SIMOST. Влияние генерирующей мощности ми.

 

Главная >  Энергосбережение 

0.0183