Главная >  Энергосбережение 

 

Что показали энергетическиеобследования территорий. Понятие энергоаудита пришло к нам из-зарубежа в начале 90-х гг. Почему России, странес развитой энергетикой, пришлосьимпортировать из-за рубежа этот термин?

 

Галанов В.Ф., ОГУП Энергосбережение

 

Одной из целей проведения энергоаудитаявляется определение необходимого объемадотаций на теплоснабжение муниципальногожилищного фонда и бюджетных организаций.Поэтому в Челябинской областираспоряжением губернатора от 28.03.2001 г. № 368-рбыл утвержден План проведенияэнергетических обследований на 2001 г. ,определены подлежащие энергоаудитутерритории, где удельный показательтеплопотребления превышает среднее по области значение 0,4 Гкал/м2, что требуетдополнительных дотаций.

 

Очевидно, ответ нужно искать в том, что внашей стране энергетики долгое времяориентировались на обеспечениебесперебойного и надежногоэнергоснабжения, по существу находясь встороне от экономической оценки этоговопроса. А между тем энергоаудитподразумевает рассмотрение вопросовэнергетики, экономики и технологиипроизводства (для промышленных предприятий)в комплексе, их взаимном влиянии друг надруга.

 

Решением комиссии проведениеэнергоаудитов в районах области порученоОГУП Энергосбережение . Остальнымучастникам конкурса - унитарномупредприятию Челябоблжилкомхоз и Центруэнергосбережения ЮУрГУ - былопредложено на договорной основе с ОГУП Энергосбережение принять участие в данных работах. Врезультате переговоров к этой работе подключился ОГУП Челябоблжилкомхоз , специалистыкоторого провели энергоаудиты в Карабаше,Кусинском, Нагайбакском и Еткульскомрайонах.

 

Главным управлением инженерногообеспечения (инфраструктуры) совместно сГлавным управлением материальных ресурсовпри участии Главного финансовогоуправления и Комитета по ценам был проведенконкурс на исполнителя данных работ.

 

Разработано методическое и программноеобеспечение автоматизированной обработкиисходящих данных для составленияэнергетических паспортов организацийбюджетной сферы.

 

К выполнению плана проведенияэнергетических обследований приступилипрактически с марта 2001 г. Были разработаныметодика и формы отчетности, формы опросныхлистов.

 

Будет уместно сообщить читателю, что,учитывая предыдущий опыт работы в этойобласти, применяемые методики проведенияэнергоаудитов, деятельность ОГУП Энергосбережение была отмечена на Всероссийской выставке Энергосбережение в регионах России-2001 дипломом с присуждением третьегоместа среди Российских энергоаудиторскихфирм.

 

В результате энергетическогообследования определялись фактическоепотребление энергоресурсов объектами,резервы по снижению их потребления,целесообразность проведения тех или иныхэнергосберегающих мероприятий, т.е. оценкаэффективности использованияэнергоресурсов муниципальнымиобразованиями и организациями бюджетнойсферы области.

 

Энергоаудиторы выезжали в территории, наместе знакомились с ситуацией, собирали ипроверяли необходимые данные, проводилисеминары по составлению энергетическихпаспортов.

 

Работы начались практически по всемтерриториям одновременно, и по мере сбораинформации составлялись отчеты по каждойтерритории.

 

На основе собранных данных и их анализасоставлены отчеты и разработаны паспортапо следующим территориям: Троицк, Пласт,Верхний Уфалей, Кыштым, Карабаш, Катав-Ивановский,Сосновский, Еткульский, Кусинский,Верхнеуральский и Нагайбакский районы.

 

Учитывая трудности с теплоснабжением г.Юрюзани в отопительный сезон 2000-2001 гг., попоручению заместителя губернатора былпроведен энергоаудит, даны рекомендации пореконструкции системы теплоснабжения. Врезультате Юрюзань получила ссуду изобластного бюджета для проведенияпервоочередных мероприятий повосстановлению тепловой системы.

 

Теплоснабжение муниципальныхобразований осуществляется либо отведомственных, либо от собственныхмуниципальных котельных.

 

По результатам обследований и анализасобранных данных можно сделать общиепредварительные выводы.

 

Объем вырабатываемого тепла определяетсяпо сожженному топливу. Такой метод расчетадопускает большую погрешность, чтосказывается на определении объемоввыработанного тепла, его себестоимости идругих экономических показателей работыпредприятия.

 

К общим недостаткам муниципальныхкотельных, как правило, можно отнести:
- отсутствие резервноготоплива;
- отсутствиехимводоподготовки, что сокращает срокслужбы котлов;
- большая доля котлов вугольных котельных с низким КПД типа НР илинестандартных собственного изготовления;
- отсутствие режимных карт,наладка режимов работы котлов непроизводится, КПД котлов неизвестно;
- отсутствие автоматики,поддерживающей оптимальные режимы горения;
- отсутствие приборов учетарасхода топлива и выработанного тепла вмуниципальных котельных.

 

Повышенные теплопотери и пониженныйтемпературный график теплоносителяприводят к тому, что потребителинедополучают тепло, уменьшают изадерживают оплату. В результатетеплоснабжающая организация несетфинансовые убытки и не имеет средств наремонт и модернизацию котельных и тепловыхсетей.

 

Магистральные тепловые сети имеютбольшой процент износа, вследствие чеговелики потери тепла через некачественнуюизоляцию и с утечками сетевой воды (от 20 до70%). Сети разрегулированы. Ограничительныешайбы на вводах в домах и на ответвленияхотсутствуют, что не позволяет организоватьравномерное распределение тепла междупотребителями. Вследствие этого здания,находящиеся на концевых участкахтеплотрассы, испытывают недостаток тепла, ижильцы для улучшения циркуляции вынужденысливать сетевую воду в канализацию, что, всвою очередь, вызывает увеличение подпиткитепловых сетей. Подпитка тепловых сетейсырой водой ускоряет коррозию тепловыхсетей и систем отопления зданий.

 

В системах теплопотребления зданийбюджетных организаций и жилых домахбольшое количество хаотических переделок.Грамотная эксплуатация практическиповсеместно отсутствует. Установкиприточной вентиляции и кондиционированияпрактически не работают, что нарушает режимвоздухообмена в школах и больницах,приводит к нарушению санитарных норм.

 

Нарушение технологии прокладки, ремонта иэксплуатации сетей ведет к частойаварийности и быстрому износу от коррозии.

 

Фактически сегодня регулированиесводится к четырем операциям:
- увеличению площадиотопительных приборов;
- сливу воды из системы;
- открытию форточки при перетопах ;
- включению дополнительных, какправило, электрических индивидуальныхисточников тепла.

 

Для уменьшения платежей за тепло наобъектах бюджетной сферы в последние годыначали массово устанавливатьтеплосчетчики. Системы регулированиятеплопотребления пока не получилираспространения. На местах нет возможностиоперативного уменьшения количествапотребленного тепла, снижения затрат.

 

В то же время сложность экономическогоанализа систем теплоснабжения состоит нетолько в необходимости учета различныхиздержек на выработку, транспортировку,переработку и потребление тепла, но и в том,что эти издержки невозможно анализироватьбез рассмотрения технических и социальныхаспектов, свойственных только такомуспецифическому товару, как тепло:
- неравномерностьтеплопотребления в течение годаобуславливает необходимость огромногозапаса теплогенерирующих мощностей,простаивающих большую часть года;
- тенденции к децентрализациитеплоснабжения при техническойвозможности производства дешевого тепла наТЭЦ;
- экологические аспекты имеютприоритет над чисто экономическими;
- отсутствие резервированияпотребителей по теплу и невозможность ихдлительного отключения в зимний периодопределяют приоритет надежноститеплоснабжения над экономическидопускаемым уровнем аварийности.

 

К общим тенденциям состояния системтеплоснабжения и теплопотребленияотносятся: большой процент износа,вследствие чего растет аварийность, пускотопления осенью растягивается нанесколько месяцев, недогревы в морозы сталинормой, а не исключением; темпы заменыоборудования снижаются и, соответственно,увеличивается количество оборудования,находящегося в аварийном состоянии. Этопредопределило многократный роставарийности.

 

Это будет выгодно всем:
- потребитель получит дешевоетепло и сэкономит деньги на строительствесобственной котельной;
- государство уменьшитзатраты на теплоснабжение;
- АО-энерго смогут вернутьпотребителей (если котельная еще непостроена) и продать тепло, котороебесполезно улетучивается в воздух черезградирни.

 

Существующая структура определениятарифов плохо учитывает все эти факторы.Например, на любой, самый обоснованныйтариф потребитель, если он ему кажется неподъемным , сегодня стремитсяотреагировать отключением истроительством собственногоэнергоисточника. Зачастую имеет местосамообман дешевизны собственного тепла. В таких случаях только тариф на теплоот ТЭЦ, установленный ниже себестоимостипроизводства тепла в локальных котельных,может вернуть потребителя.

 

По результатам проведенных обследованийвидно, что элементарные организационныемеры могут снизить потреблениеэнергоресурсов на 5-10 % и более. Посчитанныйэнергоаудиторами коэффициент удельноготеплопотребления (Гкал/м на основаниипредставленных территориями данных, сучетом нормативных потерь для некоторыхтерриторий отличается от принятого на 50 %!Абсолютно достоверно можно утверждать, чтопотери в теплосетях повсеместно превышаютнормативные. Что касается остальных причинзавышения потребностей, то, кроме ошибок вматематике, это обычное стремлениеполучить больше дотаций для решенияпроблем на местах. Отсюда, часто негативноеотношение к предоставлению данных,стремление не пущать в своюбухгалтерию, к затягиванию этого процесса,как, например, это происходило в Карталах.

 

Процессы передачи генерирующих мощностей,сетей и т.д. с баланса на баланс втерриториях не закончены, что неспособствует повышению надежностиэнергоснабжения потребителя. В результатеструктурных изменений теряютсядостоверные данные, как это произошло вКусинском районе. Сохраняется синдромвременщика ...

 

Если принять за основу пересчитанные порезультатам энергоаудита коэффициентыудельного теплопотребления, то уже сегодняобластной бюджет может сэкономить более 50млн. руб. Это можно было бы сделать, если быне несколько но - физическоесостояние энергосистем, существующиеструктуры управления так же, как и мозги ,требуют капитального ремонта . Безрешения последней задачи, вряд ли возможнорешение остальных...

 

А ведь результат энергоаудита - не ответна вопрос, как потратить деньги, а решение,как их найти для бюджета, для тех же самыхтерриторий.

 

 

И тем не менее лимиты, определенные наосновании данных энергетическихобследований, могут стать точкойотсчета в 2003 г., а предоставленные отчеты- основой для разработки территориальныхпрограмм энергосбережения - программ,которые еще вчера надо было начинатьс организационных мероприятий.

 



 

Высокий КПД для солнечных батарей. Рынок нефти. Пути развития метановой отрасли. Словарь терминов. Сравнительные варианты модерниза.

 

Главная >  Энергосбережение 

0.0108