Главная >  Энергосбережение 

 

Город с точки зрения видеоэкологии. Профессор-физиолог, академик Российской академии наук Василий Антонович Филин – основатель новогоперспективного научного направления, известного как визуальная экология, он автор так называемой теориисаккад . Деятельность организованного им Московского центра видеоэкологии имеет поистине планетарный масштаб– выступая на международных конференциях, ученый заставляет жителей городов задуматься о создаваемых имиобъектах инфраструктуры: так ли уж они полезны для нас? Подробный рассказ о видеоэкологии как науке можно найти водноименной книге профессора, мы же на страницах журнала коснемся лишь небольшой ее части, затрагивающейспецифику городского освещения.

 

Дмитрий Константинов

 

Скорость саккад постоянна, она соответствует естественным биоритмам организма. Зрительные образыподсознательно фиксируются мозгом. При этом постоянная смена картинки действует успокаивающе, а ееоднообразие, накапливаясь, раздражает подсознание. В этом секрет неосознанной привлекательности огня и тогочувства комфорта, которое каждый человек испытывает, выбравшись из города в лес.

 

Теория саккад
Визуальная экология, по мнению основателя этой науки, возникла на стыке эстетики и физиологии. Человеческийглаз устроен так, что для нормального функционирования зрения он должен совершать короткие хаотические движенияпо орбите с частотой два раза в секунду, так называемые саккады. Без саккад человек воспринимал бы окружающуюреальность словно через танковую амбразуру. А с ними 80% ощущений этого объемного многокрасочного миравоспринимаются через зрительные рецепторы.

 

Визуально экологическая катастрофа
Часть человечества, живущая в городах, сама конструирует себе визуальную среду. В среднем 16 часов в суткичеловек созерцает в основном не природные формы, а произведения архитекторов и дизайнеров.

 

В свою очередь, существуют так называемые гомогенные структуры, характерные бесконечным однообразием форм. Чтопредпочитают биологические формы жизни, очевидно: в ледяных или песчаных пустынях ее почти нет.

 

Идея конструктивистов построить новый, рациональный мир, составленный из гигантских геометрических объемов,вызвала мировой бум. Потом волна схлынула, оставив на песке небоскребы, промышленные объекты и застройкунебогатых районов.

 

Каноны искусства издавна предусматривали при создании домов и предметов быта использование метрическойсистемы, основанной не на миллиметрах, а на долях т. н. золотого сечения . Декоративные элементы, имитирующиеприродные растительные формы, использовались во всех архитектурных стилях – от готики до модерна. Гигантскийопыт формирования комфортной визуальной среды, который архитектура накопила на протяжении тысячелетий, был водночасье перечеркнут в ХХ веке конструктивистами.

 

Один английский коллега В. А. Филина в свое время исследовал энцефалограммы людей, подвергнутых нехитрому тесту.Испытуемым показывали различные архитектурные объекты. Так вот, когда человек созерцал железобетонное зданиетиповой застройки – неважно, жилое или промышленное, – его энцефалограмма не слишком отличалась отэнцефалограммы переживающего припадок эпилептика. По статистическому опросу, проведенному в нашей стране, 72%жителей т. н. спальных городских районов мечтают о переезде, из них 35% откровенно заявляют о том, что место имне нравится. В то же время в процессе расселения коммуналок , находящихся в исторических центрах Москвы иСанкт-Петербурга, наблюдается любопытный феномен: многие не хотят уезжать из более комфортной визуальной среды наокраины, даже если им предлагаются лучшие условия. По тем же статистическим данным, обе столицы лидируют какнаиболее посещаемые туристами, а в отношении самых непривлекательных городов России пальма первенствапринадлежит крупным промышленным центрам – Тольятти, Экибастузу, Тюмени.

 

Конструктивизм предвосхитил, а функционализм 2-й половины ХХ века окончательно сформировал т. н. объектымассовой застройки – типовые здания-коробки. Иначе говоря, гомогенные структуры, которые тиражируются вмиллионах воплощений.

 

Что такое хорошо, а что такое плохо
Что представляет сегодня Москва, с точки зрения видеоэколога? С одной стороны, это выдающиеся архитектурныеобъекты, с другой – архитектура так называемого функционального стиля, провоцирующая деградацию нравственности.

 

К чему же приводит легкомысленное отношение к визуальному обликугородов? Из-за этого наблюдается колоссальная миграция населения из промышленных центров. Это одна из главныхпричин того, что у статистического большинства полностью отсутствуют эстетические ценности. Наконец, это одна изглавных причин роста преступности. Возможно, кто-то усомнится в справедливости последнего утверждения. Но вотпример. В древности на Кавказе существовал обычай: преступника увозили высоко в горы и на неделю оставляли одного– созерцать и раскаиваться. Как правило, визуальный комфорт на людей действовал настолько сильно, что большинствоникогда больше не нарушало законов общества.

 

Новая архитектура района Марьино или застройка на Рубцовской набережной, благодаря гармоничной визуальнойсреде, становится популярной у новоселов, несмотря на неблагоприятные экологические условия. Академик склоненвысоко оценивать заслугу в этом Ю. М. Лужкова и его администрации, как и в том, что город постепенно освобождаетсяот наиболее гомогенных объектов, таких, как, например, отель Интурист на Тверской.

 

Всего лишь в зависимости от маршрута движения человек может приехать на работу или в состоянии стресса, или вхорошем настроении. И дело тут не в траффике, а в маршруте. В первом случае он двигается по Новому Арбату или пошоссе Энтузиастов, а во втором – выбирает арбатские переулки или Главную аллею Измайловского парка. Оцениваяперспективы столичного градостроительства, профессор В. А. Филин отмечает несомненные перемены к лучшему.Последними визуально гармоничными постройками перед эпохой визуально-экологических катастроф , по егомнению, были высотки и дом на Смоленской площади архитектора Жолтовского. Он был последним, кому удалось отстоятьпрерывистый карниз (знаменитое высказывание мэтра – орнамент устал ) и знаменитую угловую башенку,визуально обогащающую перспективу. В эпоху Гришина подобные башенки с архитектурных макетов срезалиножницами, и только в последние годы возродилась традиция необходимых излишеств . Вызывающий многопротиворечивых откликов так называемый новорусский стиль с многочисленными башенками из стекла и алюминияи чередой разнофактурных фасадов (характерный пример – гостиница Балчуг-Кемпински ), по мнению В. А. Филина,является несомненным шагом вперед в отношении оздоровления визуально-экологической обстановки Москвы.

 

В практике современного городского освещения профессор В. А. Филин отмечает ряд несомненных достижений ипросчетов. К последним относится бессмысленное подчеркивание гомогенных свойств объекта (например, подсветка агрессивных вертикалей здания Монетного двора на Тульской) и пренебрежение цветовым ритмом (скажем, залитый безжизненнымсветом натриевых ламп километровый тоннель на пересечении 3-го кольца с Кутузовским проспектом).

 

Городское освещение: спасение или регресс
Согласно теории В. А. Филина, квалифицированное освещение городскихобъектов и качественная световая реклама во многом способны улучшить визуально-экологическую обстановку вМоскве. Облик наиболее гомогенных объектов можно изменить с помощью новых технологий освещения,предусматривающих создание светового движения в природном ритме. В качестве примера академик приводитбрандмауэр на Большой Дмитровке: современная лазерная или оптоволоконная рекламная подсветка прекрасносправилась бы с задачей.

 

Дифференциация качеств
Согласно статистике, человек не только воспринимает 80% внешних ощущений через зрение. Столько же – из общейсуммы расходов – он тратит на удовлетворение зрительных потребностей. Этой особенностью человеческой природыпрежде всего пользуются специалисты в области визуальной рекламы. Им же, по мнению В. А. Филина, принадлежитнемаловажная роль в оздоровлении визуальноэкологической городской среды. Характерный пример удачнойстатической световой рекламы – логотип автокомпании, ярко освещающий башенку на угловом здании, которое стоит напересечении Тверской с Бульварным кольцом. Выполняя свое коммерческое предназначение, он в то же время прекрасносправляется с задачами архитектурного освещения, оживляя перспективу улицы.

 

Согласно теории саккад, человеческий глаз любит дискретный переход оттемного к светлому, ему нужно за что-то зацепиться , и поэтому плавный переход освещения зачастую неприятен.Контраст света и тени, цветовые гармонии – по мнению профессора, эти правила, обязательные для живописца, должныизучать и светотехники. Иначе мы получаем ситуацию с подсветкой пространства под новой эстакадой на проспектеМира около ВДНХ – интересное архитектурное решение убито безжизненной однородной подсветкой. К числунесомненных удач, когда городскому освещению удается создать благоприятную визуальную среду, В. А. Филин относитподсветку высоток. Световые контрасты выделяют столь нужные глазу архитектурные излишества , а такжеосвещение части пешеходных зон на Манежной площади и Старом Арбате. Известно, что, перемещаясь пешком, человек вбольшей степени смотрит под ноги, нежели вокруг. Если тротуарная плитка представляет собой метрические кафельные квадраты или прямоугольники, это приводит к стрессу, обусловленному длительным созерцанием гомогенных объектов.Если же плитке придать визуально гармоничную форму (напоминающую элементы декоративного орнамента), да еще ихорошо подсветить, число туристов, несомненно, увеличится.

 

Сегодня самые насущные задачи Московского центра видеоэкологии – разработка закона об охране и улучшениигородской визуальной среды и борьба за пересмотр общегородской политики в области рекламы. Согласно рекламнойконцепции В. А. Филина, цена на рекламные площади должна зависеть от качества рекламы. Художественные советы,которые дают разрешение на монтаж той или иной рекламы, в обязательном порядке должны опираться и на критериивидеоэкологии.

 

Вращающийся логотип другой автокомпании, на крыше здания вконструктивном стиле, является примером динамической рекламы. Он переключает взгляд наблюдателя с агрессивных гомогенных конструкций исторического архитектурного памятника. Однако удачных, с точки зрения визуальнойэкологии, рекламных объектов в настоящее время единицы. Преобладают другие, цель которых – максимум световогонасыщения на единицу площади. Бегущая реклама, к примеру, настроена не в том режиме, который способствуетприродному автоматизму саккад. Цвет рекламы, как правило, противоречит законам визуальной гармонии.

 

 

Сегодня у профессора В. А. Филина много учеников и последователей как в столице, так и в других городах – вКостроме, Самаре, Нижнем Новгороде. Их деятельность весьма успешна: городская администрация повсеместнопроявляет интерес к конструктивным предложениям видеоэкологов. Особенно в тех случаях, когда можно обойтись безрадикальных мер, лишь изменив тактику освещения.

 



 

Конструктивные решенияэнергосберегающих зданий. http. Энергопассивный экодом. Светлый путь экономии.

 

Главная >  Энергосбережение 

0.0178