Главная >  Энергосбережение 

 

Управление теплоснабжением. Понятие системы

 

Семенов В.Г.

 

Системы управления

 

Все привыкли к выражениям «систематеплоснабжения», «система управления», «автоматизированныесистемы управления». Одно из простейшихопределений любой системы: множествосвязанных действующих элементов. Болеесложное определение дает академик П.К.Анохин:«Системой можно назвать только такойкомплекс избирательно-вовлеченныхкомпонентов, у которых взаимодействиеприобретает характер взаимосодействия наполучение фокусированного полезногорезультата». Получение такого результатаявляется целью системы, а цель формируетсяна основе потребности. В рыночной экономикетехнические системы, а также системыуправления ими формируются на основеспроса, т.е. потребности, за удовлетворениекоторой кто-то готов платить.
Технические системы теплоснабжениясостоят из элементов (ТЭЦ, котельные, сети,аварийные службы и т.д.), имеющих весьмажесткие технологические связи. «Внешнейсредой» для технической системытеплоснабжения являются потребителиразных типов; газовые, электрические,водопроводные сети; погода; новыезастройщики и т.д. Они обмениваютсяэнергией, веществом и информацией.
Любая система существует в пределах каких-тоограничений, налагаемых, как правило,покупателями или уполномоченными органами.Это требования качества теплоснабжения,экологии, безопасности труда, ценовыеограничения.
Существуют активные системы, способныепротивостоять негативным воздействиямокружающей среды (неквалифицированнымдействиям администраций разных уровней,конкуренции других проектов...), и пассивные,у которых это свойство отсутствует.
Системы оперативного техническогоуправления теплоснабжением относятся ктиповым человеко-машинным системам, неявляются очень сложными и достаточно легкоавтоматизируются. Фактически они являютсяподсистемами системы более высокого уровня– управления теплоснабжением на какой-тоограниченной территории.

 

Анализ существующих системуправления теплоснабжением

 

Управлением называется процессцеленаправленного воздействия на систему,обеспечивающий повышение ееорганизованности, достижение того илииного полезного эффекта. Любая системауправления разделяется на управляющую иуправляемую подсистемы. Связь отуправляющей подсистемы к управляемойназывается прямой связью. Такая связьсуществует всегда. Противоположная понаправлению связь называется обратной.Понятие обратной связи являетсяфундаментальным в технике, природе иобществе. Считается, что управление безсильных обратных связей не эффективно, т.к.не обладает способностью к самовыявлениюошибок, формулировке проблем, не позволяетиспользовать возможностисаморегулирования системы, а также опыт изнания специалистов.
С.А.Оптнер считает даже, что управление естьцель обратной связи. «Обратная связьвоздействует на систему. Воздействие естьсредство изменения существующегосостояния системы путем возбуждения силы,позволяющей это сделать».
В правильно организованной системеотклонение ее параметров от нормы либоотклонение от правильного направленияразвития перерастает в обратную связь иинициирует процесс управления. «Самоотклонение от нормы служит стимуломвозвращения к норме» (П.К.Анохин). Оченьважно также, чтобы собственная цельуправляющей системы не противоречила целиуправляемой системы, т.е. той цели, длякоторой она создана. Принято считать, чтотребование «вышестоящей» организациибезусловно для «нижестоящей» иавтоматически трансформируется в цель длянее. Это иногда может привести к подменецели.
Правильная цель управляющей системы –выработка управляющих воздействий наоснове анализа информации об отклоненияхили, другими словами, решение проблем.
Проблема есть ситуация несоответствияжелаемого и существующего. Мозг человекаустроен так, что мыслить в каком-тонаправлении человек начинает только тогда,когда выявляется проблема. Поэтомуправильное определение проблемыпредопределяет правильное управленческоерешение. Выделяют 2 категории проблем:стабилизации и развития.
Проблемами стабилизации называют такие,решение которых направлено напредотвращение, устранение или компенсациювозмущений, нарушающих текущуюдеятельность системы. На уровнепредприятия, региона или отрасли решениеэтих проблем обозначают терминомуправление производством.
Проблемами развития и совершенствованиясистем называют такие, решение которыхнаправлено на повышение эффективностифункционирования за счет измененияхарактеристик объекта управления илисистемы управления.
С точки зрения системного подхода проблемаесть разница между существующей и желаемойсистемой. Система, заполняющая промежутокмежду ними, является объектомконструирования и называется решениемпроблемы.

 

Сегодня существует 2 основных типа системуправления теплоснабжением:
администрация муниципальногообразования или региона и подчиненные ейруководители государственныхтеплоснабжающих предприятий;
руководящие органы немуниципальныхтеплоснабжающих предприятий.
В обобщенной схеме системы управлениятеплоснабжением представлены только теструктуры (окружающая среда), которыереально могут осуществлять воздействие науправляющие системы:
– увеличить или уменьшить доходы;
– заставить пойти на дополнительныерасходы;
– сменить руководство предприятий.
Для реального анализа мы должны исходить изпредпосылки, что выполняется только то, зачто платят или могут уволить, а не то, чтодекларируется.

 

Системный подход – это подход кисследованию объекта (проблемы, процесса)как к системе, в которой выделены элементы,внутренние связи и связи с окружающейсредой, влияющие на результатыфункционирования, а цели каждого изэлементов определены исходя из общегопредназначения системы.
Цель создания любой централизованнойсистемы теплоснабжения – обеспечениекачественного, надежного теплоснабжения заминимальную цену. Эта цель, устраивающаяпотребителей, граждан, администрацию иполитиков. Такая же цель должна быть и усистемы управления теплоснабжением.

 

Законодательство, регулирующеедеятельность предприятий потеплоснабжению, практически отсутствует.Не прописаны даже процедурыгосударственного регулирования локальныхестественных монополий в теплоснабжении.
Теплоснабжение – основная проблема приреформах ЖКХ и РАО «ЕЭС России», она неможет быть решена отдельно ни в одной, ни вдругой, поэтому практически нерассматривается, хотя именно черезтеплоснабжение эти реформы должны были быбыть взаимоувязаны. Нет даже утвержденнойправительством концепции развитиятеплоснабжения страны, не говоря уж ореальной программе действий.
Качество теплоснабжения федеральныеорганы управления никак не регулируют, нетдаже нормативных документов, определяющихкритерии качества. Надежностьтеплоснабжения регулируется только черезтехнические надзорные органы. Но т.к.взаимодействие между ними и тарифнымиорганами ни в одном нормативном документене прописано, оно часто отсутствует. Упредприятий же имеется возможность невыполнять любые предписания, обосновываяэто отсутствием финансирования.
Технический надзор по существующимнормативным документам сводится к контролюотдельных технических узлов, причем тех, покоторым существует больше правил. Системаво взаимодействии всех ее элементов нерассматривается, не выявляются мероприятия,дающие наибольший общесистемный эффект.
Стоимость теплоснабжения регулируетсятолько формально. Тарифноезаконодательство настолько общее, чтопрактически все отдано на усмотрениефедеральной и в большей степенирегиональных энергетических комиссий.Нормативы теплопотребления регулируютсятолько для новых зданий. В государственныхпрограммах энергосбережения раздел потеплоснабжению практически отсутствует.
В итоге роль государства отвелась квзиманию налогов и, через надзорные органы,информации местных органов власти онедостатках, существующих в теплоснабжении.
За работу естественных монополий, зафункционирование отраслей, обеспечивающихвозможность существования нации, отвечаетперед парламентом исполнительная власть.Проблема не в том, что федеральные органыфункционируют неудовлетворительно, а в том,что в структуре федеральных органовфактически нет структуры, отвечающей затеплоснабжение страны, либо координирующейработу Госстроя, Минэнерго, ФЭК,Госгортехнадзора, региональныхадминистраций, крупных естественныхмонополий.
Неизвестна даже задача, поставленнаягосударством перед своими представителямив РАО «ЕЭС России» и РАО Газпром. Нетоткрытой отчетности по качеству их работы.

 

Государство

 

О несовершенстве действующих тарифовнаписано уже довольно много. Главнаяпроблема – они не стимулируют снижениеиздержек, а наоборот, способствуют их росту.В этих условиях даже энергосбережение –один из основных методов снижении издержекрассматривается предприятиями только какповод получения невозвратных средств.Простейшие мероприятия, дающие огромныйэффект с минимальными затратами, обычноигнорируются под стандартным предлогом –нет средств. На отопление земли и воздухаденьги есть, а на наведение элементарногопорядка – нет. За что платим, то и получаем.
При прочих равных условиях тарифы в разныхрегионах различаются 2 и более раз, причемтам, где тарифы ниже, качествотеплоснабжения выше. О каком рынке можетидти речь, если неэффективность управлениятак хорошо финансово поощряется.

 

Региональные энергетическиекомиссии

 

Администрации выполняют множество функций,объединение которых в одном органе также непозволяет говорить о рыночном управлении:
Органы муниципального управлениявыполняют хозяйственные функции,осуществляя непосредственное руководствомуниципальными теплоснабжающимипредприятиями. Директора муниципальныхтеплоснабжающих предприятий приняты наработу по контракту с администрацией и ейнепосредственно подчиняются. С этойстороны администрации заинтересованы вкачественном функционировании предприятиии их нормальном финансировании.
С другой стороны администрацииосуществляют непосредственное руководствобюджетными организациями и предприятиями,эксплуатирующими жилой фонд, т.е.потребителями тепла.
Бюджетных средств на все не хватает никогда,поэтому также естественно желаниеадминистрации сэкономить натеплоснабжении, тем более затраты на негосоставляют весьма значительную частьбюджета.
Немалую роль играют и жители, являющиесяодновременно и избирателями. Анедовольство населения высокими тарифамиестественно и непреодолимо.
Администрация является одновременно итарифным органом, т.е. нормативноопределяет стоимость товара длясобственного потребления. Обычно уровеньтарифов зависит от позиции первогоруководителя и почти всегда они ниже, чем ваналогичных ситуациях устанавливает РЭК.
Недофинансирование частичнокомпенсируется невозвратной бюджетнойпомощью в основном на устранение аварий изамену конкретного неисправногооборудования. Естественно руководителитеплоснабжающих предприятий вынужденыпостоянно просить средств – на ремонттеплотрассы, замену котла и т.д. Причем, еслипроблем с теплоснабжением нет, деньгиполучить практически невозможно, поэтомуза последние годы выработался общий подход:перебои в теплоснабжении должны быть, чтобиметь средства, но они не должны бытьслишком серьезными, чтоб не сняли с работы.
Администрации меняются часто, еще чащепроводится реорганизация коммунальныхпредприятий либо из-за долгов, либо из-занеобходимости назначить директором «своего».Этот процесс ускорился под лозунгомразвития конкуренции. Теплоснабжающиепредприятия начинают рассматривать какподрядчиков, что с точки зрения экономики иуправления полнейшая чушь. Никому неприходит в голову менять операторовкотельных, меняют начальников и структуру,не изменяя суть.
Постепенное приближение к 100% оплате услугнаселением и введение субсидий приводит кзначительному ослаблению мотивацииадминистраций к снижению издержек, а внекоторых дотационных регионахрассматриваются как возможность улучшенияфинансового состояния по схеме: резкоеповышение тарифов – огромные субсидии,выплачиваемые с помощью федеральногобюджета – получение подконтрольнымитеплоснабжающими предприятиямизначительных средств.
О серьезном повышении энергоэффективностив таких условиях говорить не приходится.Особенно когда теплоснабжающиепредприятия вводят в состав комплексныхпредприятий ЖКХ. Они сами вырабатываютэнергию и себе же продают, причем, чембольше продадут, тем больше зарабатывают.
Проблемы со структурой тарифов вмуниципалитетах такие же, как и в РЭК.Добавляется еще одна проблема: непониманиесвязи технических и экономических вопросовв теплоснабжении. Руководитель предприятиявсегда докажет нужный тариф:ограничивается зарплата – увеличитчисленность, не дают средств на ремонт –увеличит штат собственных ремонтников иаварийных служб, ограничивают тарифполитически – завысит потребление.
Технические же службы администрации,контролирующие качество и надежностьтеплоснабжения экономических рычаговвлияния лишены и компенсируют этоадминистративным ресурсом, на что получаютстандартное оправдание – средств нет.

 

Администрации

 

Основные потребители в централизованныхсистемах теплоснабжения – жилые здания.Жители потребителями не являются, качествотеплоснабжения могут оценить только потепловому комфорту в своих квартирах,который зависит от многих причин. Но платятжители в большинстве случаев напрямуютеплоснабжающему предприятию (даже еслиденьги проходят транзитом через жилищно-эксплуатационныеорганизации). Договора не заключаются не сжильцами, а с организациями,эксплуатирующими жилой фонд, никакэкономически не заинтересованными вэнергосбережении. Счетчики, регуляторы,наладка – для этих организаций толькодополнительная статься расходов. Невыполняются даже простейшие мероприятия,прописанные в «Правилах по эксплуатациижилого фонда» – контроль квартир,утепление подъездов, регулировкавентиляции и т.д. – т.е. покупателя врыночном понимании этого слова нет.Надежность, качество теплоснабженияинтересует только с точки зренияотсутствия жалоб. По зданиям бюджетнойсферы положение не лучше. Даже если кто-товозьмется экономить, ему тут же уменьшатфинансирование. Прочие потребители вотсутствие критериев качества, нормативныхдоговоров беззащитны перед монополистом.Их массово наказывают снижением параметровтеплоснабжения за неплатежи бюджетов, т.е.не выполняют договорных обязательств, аответные санкции неприменимы. Богатыеотключаются, остальные терпят.

 

Потребители

 

Вся внешняя среда обрекает системууправления теплоснабжением нанеэффективность. Даже в регионах, гдедействительно средств катастрофически нехватает и экономия – единственный путьвыживания, потери энергии превышают всеразумные пределы, численность персонала впоследние годы увеличилась многократно, абюджетные средства используются крайненеэффективно. В этих условиях нет смысларассматривать функционирование самойсистемы управления теплоснабжением.Стратегии нет, а тактика направлена наликвидацию последствий коррозии трубвместо борьбы с самой коррозией.
В существующих условиях теплоснабжающиепредприятия не могут самостоятельнопереродиться, надо менять внешнюю среду.

 

Выводы

 

Государство определяет общие принципыэкономических взаимоотношений втеплоснабжении и правила регулированияестественных монополий. Осуществляетэкологический и технический надзор.Проводит либерализацию газового рынка.
Регулирующий орган – устанавливаеттарифные меню, систему экономическихнаказаний и размер платы за подключение ксистеме.
Администрации – разрабатывают планыразвития теплоснабжения, осуществляютобщий контроль развития системы ЦТ, исходяиз интересов потребителей. Не вмешиваются воперативную деятельность предприятий. Приприватизации теплоснабжающих предприятийимеют право «золотой акции» – блокированиянекоторый решений акционеров.
Крупные теплоисточники в большинствеприватизированы. Продают тепловую энергиюв общегородские сети, оперативноподчиняясь диспетчеру предприятиятепловых сетей. Договорные требования попараметрам теплоносителя очень жесткие инеукоснительно соблюдаются. Присутствуютэлементы конкуренции междутеплоисточниками.
Потребители – все в равных условиях.Рассчитываются по теплосчетчику по нему же,что не менее важно, контролируют параметрытеплоснабжения. Наличие в тарифах платы заизмерение позволяет устанавливать приборыучета в лизинг или покупать измерения.
Требования к качеству теплоснабжения оченьвысокие, по нашим представлениям на уровнемечты о светлом будущем. Потребители платят100% тарифа.
Теплоснабжающие предприятия, испытываяострейшую конкуренцию со стороны фирм,предлагающих за свой счет переключитьпотребителей на теплоснабжение отлокальных газовых теплоисточников,прилагают максимум усилий по снижениюиздержек и повышению качестватеплоснабжения, чтобы его удержать.
Технический прогресс, достигнутый запоследнее десятилетие, поражает несверхновыми техническими решениями, амассовостью внедрения общеизвестного.Никто не бросается ломать существующиесистемы, а приводит их в порядок исовершенствует. Форма собственностипредприятий, как правило, акционерная,часть со 100% акций у одного или несколькихмуниципалитетов. Централизованныетепловые сети крупных городовсконцентрированы в одном предприятии дляуменьшения издержек и улучшениятехнологической управляемости.
Обратная связь в деятельности предприятийосуществляется через реакцию конкурентов,экономические санкции потребителей,контроль администраций, государства ирегулирующего органа.
В теплоснабжающих предприятиях массовоначинает применяться система качествауправления ISO, позволяющая привлечь крешению задач снижения издержек, качества инадежности теплоснабжения весь персоналпредприятий, перевести процесс принятияуправленческих решений на низовой уровень.
В то же время, как не существует абсолютносовершенных рынков, так нет и идеальныхсистем управления. При всех несомненныхпреимуществах по сравнению с российской урассматриваемой системы тоже есть изъяны исложности при внедрении в российскихусловиях:
Внедрение системы подразумеваетграмотное экономическое руководствотеплоснабжающим предприятием, т.е. вбольшинстве случаев смену руководителей, аих не так легко найти. Качестворуководителей особенно важно в переходнойпериод, т.к. их ошибки могут привести к уходупотребителей и невосстановимому развалусистемы теплоснабжения.
Система стимулирует инвестиции вподключение новых потребителей, ноинвестиции в уменьшение теплопотребленияпотребителями ей противоестественны.
Если предприятия, эксплуатирующие общиетепловые сети, имеют собственныетеплоисточники, то они предпринимают всевозможные действия для их максимальнойзагрузки, даже в ущерб общесистемныминтересам.
Система неработоспособна в отсутствиеконкуренции газового теплообеспечения,либо из-за полного отсутствия в регионеприродного газа, либо при запредельносложной процедуре доступа потребителей игазовой системе.
Либерализация газового рынка всегодняшних российских условиях полностьюразрушит систему ЦТ, т.к. онанеконкурентоспособна из-за гигантскихпотерь и высоких издержек. А еслипотребители уйдут, нечему будетконкурировать. Время на приведение системыЦТ в порядок в России упущено.
Муниципалитетам будет чрезвычайно сложнорасстаться с привычными методамируководства. Привычней руководитьподчиненными, чем стимулами.
Тарифный орган не может планироватькоммерческий успех в снижении издержек, этоуправленческое искусство, а не доказуемаяпроцедура. В этой системе значительноеснижение издержек нижеконкурентоспособного уровня тарифовприводит только к росту прибылимонопольного теплоснабжающего предприятия,а не к снижению затрат потребителей.

 

Структуры управленияцентрализованным теплоснабжением
в Восточно-европейских странах иПрибалтике

 

Есть уже достаточно большое количествомуниципалитетов, где проведенаприватизация МУП теплоснабжения. Логикаприватизаторов такова: котельные итепловые сети приватизировать нельзя, этонародное достояние, вдруг частник захочетих закрыть и сделать из котельной ресторан.Поэтому приватизируется все, крометеплоисточников, сетей и тепловых пунктов.Схема управления получается вроде быпохожей на предыдущую. Но отличия более, чемсущественные:
Все проблемы взаимоотношений государства,РЭК, потребителей с теплоснабжающимпредприятием остались такими же, как впервой схеме.
Лишение администрации правадминистративного воздействия не былозаменено экономическими стимулами.
В теплоснабжение не пришелстратегический инвестор, а прошло тихое,практически бесплатное, перераспределениеимущества в пользу доверенных лиц главыадминистрации.
Предприятия получили бесконтрольноеправо распоряжения муниципальнымимуществом и получения прибыли от егоэксплуатации. Естественно, что большаячасть прибыли расходуется на увеличениесвоей частной собственности, а не накапитализацию чужой муниципальной.Обосновывается необходимость и создаютсясобственные производства, дочерниепредприятия, закупается техника, а качествозамены тепловых сетей неуклонно снижаетсяякобы по причине отсутствия средств.
Акция, проводимая под лозунгом борьбы смонополизмом и использованием частнойинициативы приводит к созданию еще болеенесовершенной монополии. Часто, при приходек власти следующей администрации,муниципалитет, не видя других методоввоздействия, изымает свое имущество и сновапередает его в сохранившееся муниципальное– обычно МУП ЖКХ, потеряв навсегда ранеесозданную инфраструктуру теплоснабжения.

 

Российский вариант приватизации
муниципальных теплоснабжающих предприятий

 

Основные требования к схеме управления:
Возможность делать реформу постепенно,без «революций», во время проведениякоторых можно разморозить города.
Гораздо более глубокое, чем за счетконкуренции проектов, стимулированиеснижения издержек.
Освобождение администраций отнесвойственных им хозяйственных функций.
Возможность вариаций под местные условия.
Предлагаемая схема управления:

 

Перспективная схема дляроссийских условий

 

Владельцев тепловых сетей может бытьсколь угодно много, но они уже не будутперепродавцами тепловой энергии, их задача– содержание в исправном состоянии системытранспорта по типу дорожных служб. Критериикачества работы – надежность, величинаутечки и тепловые потери. Нет необходимостиподробно расписывать здесь процедуруконтроля, но она достаточно легкоосуществима. Например, теплопотери в сетяхможно оценивать с помощью 3-4 теплосчетчиков,установленных у потребителей в разныхрайонах (через контроль среднемесячнойтемпературы сетевой воды в подающемтрубопроводе на источнике и у потребителей).Контроль за утечками во всей системе можновозложить на одну организацию, отдельнооплачивая эту работу.
Должно быть обеспечено равенство всехучастников рынка теплоснабжения. Тарифыдля всех теплоисточников должныопределяться по единым правилам в одномрегулирующем органе. Владельцы частныхтеплоисточников должны иметь равные правас муниципальными по доступу к сетям.Ограничения могут налагаться вдолговременных договорах, например,отсутствие права на отключениепотребителей. Критерии выбора поставщикови распределения их на базовые и пиковые:цена, надежность оборудования, схемныевозможности.

 

Внедрение этой схемы может проходить внесколько этапов:
1 этап продолжительностью до одного года.Создание управляющей компании потеплоснабжению города, области или района.На первом этапе численность ее может быть впределах 5-30 человек квалифицированныхспециалистов. Задачи:
- инвентаризация теплового хозяйства,создание электронной модели системы;
- сведение теплового баланса, определение иоценка потерь тепла по всемтеплоисточникам независимо от ихведомственной принадлежности;
- анализ системы управления, разработкаперспективной модели;
- разработка критериев качества надежноститеплоснабжения для конкретных условийметодов их контроля и стимулирования;
- разработка программы реформы системы сприоритетом интересов потребителей;
- организация финансово-техническогоконтроля за работой теплоснабжающихпредприятий.
На этом этапе компания может работать какподрядчик с финансированием из бюджетамуниципалитетов. Организационная формакомпании – акционерное общество, акционеры– муниципалитеты и потребители, владельцыподключенных зданий (0,1 Гкал/часподключенной мощности – 1 акция).
Одновременно на 1 этапе необходимо изменитьсистему экономических отношений междутеплоснабжающими предприятиями ипредприятиями, обслуживающими инженерныесистемы жилых зданий и объектов бюджетнойсферы. Необходимо создать нормальныхрыночных покупателей, заинтересованных вуменьшении теплопотребления. Средств дляэтого не надо. Нужен простейший механизмфинансового поощрения предприятий изсэкономленных средств. Обратная связь покачеству теплоснабжения должнаосуществляться через договораобслуживающих предприятий с каждойквартирой.
2 этап (еще один год). Основа системы ЦТ –тепловые сети. Монопольный виддеятельности – передача (транспорт) посетям тепловой энергии. Т.е. гидравлическаяпередача теплоносителя, а не работа поремонту тепловых сетей. Именно организациюгидравлических режимов и необходимопередать в управляющую компанию. Ей женеобходимо передать и распределениефинансовых средств от продажи тепловойэнергии.
Оплата самой управляющей компании должнасостоять из двух частей. Постоянная часть,компенсирующая издержки, и премиальная впроцентах от снижения затрат потребителей.Т.к. штат компании невелик (10-100 человек) иосновных средств на балансе немного, тодаже небольшой процент от экономии,направляемый на дополнительную оплату,будет сильным побудительным мотивом кинтенсивной деятельности по экономии.
Важный вопрос – определение величиныэкономии. Один раз должен быть определенпринципиальный подход к определениюидеального тарифа. Допустим, КПДиспользования топлива на теплоисточниках90%, потери в сетях 5%, срок службы тепловыхсетей 25 лет, эксплуатационные затраты 2 тыс.долл. США на 1 Гкал подключенной мощности скоэффициентом, равным инфляции в США и т.д.Тариф, рассчитанный исходя из принятыхпредпосылок – база расчетов, он долженпересчитываться каждый год с изменениемстоимости топлива, воды, электроэнергии.Принципиально не важно, насколько точно онсоответствует идеалу, главное, что правилаего расчета не должны изменяться.Соотношение реального и идеального тарифов– показатель эффективности системытеплоснабжения. Теоретически реальныйтариф может быть и меньше идеального,например, при внедрении когенерации.
Показатель эффективности теплопотребленияне стоимостной, т.к. сравнение стоимостиэнергии уже произведено, проще применятьсредний удельный расход тепловой энергиина отопление одного кубического метразданий и удельный расход горячей воды.
Излишнее рвение по уменьшению стоимоститеплоснабжения должно предотвращатьсяштрафами за невысокое качество и низкуюнадежность. Для этого должен бытьформализован учет нарушений втеплоснабжении потребителей.
Управляющей компании должна бытьпередана выдача технических условий наподключение новых потребителей.Технические условия должны выдаваться наоснове вариантных расчетов электронноймодели системы теплоснабжения, в том числевариантов инвестиций в энергосбережениевместо увеличения мощности системы. Частьсредств от продажи тепловой энергииуправляющая компания может направить начастичную компенсацию затрат поподключению в равном проценте для всех илина компенсацию превышения нормируемыхзатрат.
В управляющую компанию необходимопередать функции:
· диспетчерского управления системой
· наладки тепловых сетей
· взаимодействия с потребителями
· контроля качества закупаемой тепловойэнергии
· контроля качества содержания иэксплуатации тепловых сетей, центральныхтепловых пунктов
· организация процедуры открытых тендеровчерез Интернет на выполнение подрядныхработ по замене тепловых сетей. С цельюэкономии на масштабе надо осуществлятьтендеры не по мелким участкам, а на большойсуммарный объем работ, т.е. определятьгенподрядчиков. Учет при проведениитендеров не только стоимость работ, но исистему качества, действующую напредприятии.
· перспективное планирование развитиясистемы ЦТ, разработка инвестиционныхпрограмм уменьшения теплопотребления,поддержание электронной модели системы
· распределение финансовых средств междусуществующими теплоснабжающимипредприятиями отдельно за выработкутепловой энергии, отдельно за содержаниетепловых сетей, отдельно за учет.

 

Задача третьего этапа – реорганизациятеплоснабжающих предприятий на основеподготовительной работы, проведенной ранее.
Правильное разбиение любой техническойсистемы по отдельным предприятиямпозволяет организовать мощныеуправленческие обратные связи, которыеочень трудно создать внутри одногопредприятия. Нет единых рецептов, разнятсямасштабы систем, структура источников и т.д.Можно обозначить только общие подходы:
Выделение в отдельные предприятиятеплоисточников создает возможности для ихприватизации, что несомненно улучшитсистему управления, усилит конкуренцию иодновременно даст муниципалитетамсредства на кредитование модернизациисистем теплоснабжения.
Ликвидируется проблема загрузкитеплоснабжающими предприятиями,эксплуатирующими тепловые сетисобственных теплоисточников, вопрекиобщесистемным возможностям загрузкинаиболее экономичных.
Функции теплоснабжения итеплопотребления обязательно должны бытьразделены между отдельными хозяйствующимисубъектами, иначе рыночные отношениявообще невозможны. Теплоснабжающиепредприятия могут обслуживатьиндивидуальные тепловые пункты и дажевнутренние системы отопления зданий, нотолько по отдельному договору обслуживанияс владельцем здания.
Необходимо сформулировать цели развитиясистемы управления предприятий:приватизация или сохранение муниципальнойсобственности. Приватизация приводит кжесткой имущественной ответственностисобственника предприятия передпотребителем. Муниципальная собственностьпозволяет использовать всю прибыльпредприятий на развитие системы, в то жевремя при ней трудней создать эффективныестимулы к снижению издержек.
При выделении предприятий,обеспечивающих качественное состояниесистем транспорта – тепловых сетей, вкрупных городах возможно разделение их нанесколько отдельных предприятий. Этопозволит ввести конкуренцию заобслуживание, т.к. единовременная заменапредприятия, обслуживающего все тепловыесети города, нереальна. Одновременнопоявится возможность конкуренциирезультатов работы (по типусоцсоревнования).
Размер предприятия должен определятьсявозможностью и обоснованностью работы наизолированный контур, учетом экономии намасштабе, возможностью однозвенногоуправления. Обычно оптимальный размерпредприятия определяется протяженностьютепловых сетей в 300-800 км.
Конечно, желательно объединение тепловыхсетей от источника до потребителя в однойорганизации либо путем акционирования,либо передачи разными собственникамитепловых сетей на обслуживание по договорув одну организацию. Устраняются проблемыразделения ответственности, тепловыхпотерь через изоляцию и с утечками.Упрощается диспетчерское управление – нетнеобходимости координации действий.
В тепловых сетях, в отличие от других системтранспорта, затруднена процедура контролякачества состояния. Автодорогу легкопериодически проверять на каждом метре, аконтроль состояния подземноготрубопровода чрезвычайно дорог, поэтомукачество контролируется по общесистемнымпоказателям (величина утечки, теплопотери ит.д.). Разделение общей гидравлическойсистемы на отдельные, значительно снижаетвозможности экономического поощрениякачественной работы. Эксплуатациямагистральных и разводящих тепловых сетейразными предприятиями сохранилась в бывшихсоциалистических странах только в России,Белоруссии и во все меньшей степени наУкраине.
Условия оплаты теплоснабжающимпредприятиям и системные взаиморасчетыдолжны стимулировать уменьшение издержек,повышение качества и надежности. Например,средства, расходуемые на содержаниетепловых сетей, можно разделить междуэксплуатационным предприятием игенподрядчиком по перекладке сетей, споощрением эксплуатационного предприятияпри снижении затрат на заменутрубопроводов.
Непосредственную ответственность передпотребителем должна нести только однаорганизация. При наличии управляющейорганизации ответственность должна нестиона.
Конечно, нет смысла создавать множествопредприятий в каждом небольшом поселке.Создание акционерных обществ несколькимимуниципалитетами в большинстве случаевпозволяет создать систему управления,аналогичную системе крупного города.Другой вопрос, что учет транспортныхрасходов и других проблем территориальнойразобщенности может ликвидировать всепреимущества разделения функций выработки,транспорта, потребления по отдельнымпредприятиям.
Для небольших удаленных поселков применимасхема создания отдельного участка сособыми условиями оплаты: топливо по погоде,остальные расходы из постояннойсоставляющей тарифа, премия за качество,надежность и снижение затрат топлива либоперсональные премии руководству заснижение затрат на отопление 1 м3 помещений.Роль управляющей компании – ежемесячнаяпроверка качества работы и привлечениеподрядчиков для выполнения сложных работпо техническому обслуживанию.

 

Деятельность управляющей компании должнабыть абсолютно открытой. Акционеры-потребителизаинтересованы как в снижении затрат, так ив повышении качества, надежности. Балансмежду этими интересами и должен быть цельюуправляющей компании.

 

 

Как в любой локальной системетеплоснабжения, так в государственнойсистеме управления необходим орган,разрабатывающий общефедеральные программытеплоснабжения, обеспечивающий обменопытом, разработку методов решения типовыхпроблем. Т.к. он должен представлятьинтересы регионов и муниципалитетов, топодходящая форма – акционерное общество.
Совершенствование систем управлениятеплоснабжением во всех странах начиналосьс законов, регламентирующих правилаэнергетического рынка. Отсутствие закона,определяющего систему взаимоотношений встоль важной для России отрасли, кактеплоснабжение, также в немалой степениспособствует ее деградации.
Нобелевскую премию по экономике в прошломгоду получили трое американских ученых: Д.Стиглиц,Д.Акерлоф и М.Спенс, выступающих за самоеактивное вмешательство государства врыночные процессы. Они утверждают, что вусловиях абсолютно свободного стихийногорынка продавец и покупатель поставлены взаведомо неравные условия. Множествоострых и нерегулируемых проблем настихийном рынке ведет к его дестабилизациии кризису. Не ставится под сомнение принципрыночных отношений в экономике, ноцивилизованную упорядоченность рынкудолжна придать третья сторона –государство. Пока же у нас ищут виноватых.Их искать, конечно, легче, чем создаватькакой-то непонятный рынок. Трудно осознать,что он по команде не возникает и приказам неподчиняется.
Рынки в системах, являющихся естественнымимонополиями не могут возникнуть сами собой,их всегда создает государство. Причем,единожды созданный рынок, потомпрактически нельзя изменить, т.к.возникающие при этом права насобственность невозможно ограничить.Поскольку рынок в Российскомтеплоснабжении отсутствует имеетсяуникальная возможность сделать егосовершенным.

 



 

Мэр Сан. Новая страница 1. NAESCO. Особенности развития мировой ветроэнергетики. Энергосбережение в регионах.

 

Главная >  Энергосбережение 

0.0159