Главная >  Энергосбережение 

 

Политика энергоэффективности для. Вступление

 

В. А. Степаненко, Алушта, сентябрь 2006г.

 

Темпы роста цен на нефть, на газ, прогноз до 2012 года

 

В 2005 году в мире качественно изменилась ситуация с ценами на энергоносители. Резкое повышение цен на нефть, начавшееся в 2004 году, потянуло за собой цепочку повышений цен на другие виды энергоносителей. Эхо этого взлёта цен мы и наблюдаем сегодня в Украине, в виде повышения цен на отопление и горячую воду.

 

В таблице показан наш прогноз по росту цен на газ и электроэнергию до 2012 года в Украине.

 

В этом году, зимой, в Лондоне тысяча кубометров газа на розничном рынке уже продавалась за 1000 – 1200 долларов. Не Россия, а мировой энергетический кризис начал повышать цены на газ. Начался процесс, избежать который Украине невозможно. Рост цен на нефть и газ будет длиться 2 десятилетия, пик роста этого повышения цен приходится на период 2012 – 2015 гг.

 

Эта ситуация неизбежно ставит экономику городов Украины за грань кризиса, прежде всего из - за неспособности населения к оплате – за энергетическим кризисом неизбежно последует кризис неплатежей и резкий скачок инфляции. В свете нынешнего распределения ответственности наибольшая тяжесть падает на органы местного самоуправления.

 

Если перевести эти цифры на язык коммунальных платежей, то за 5 -8 следующих лет нас ожидает десятикратное повышение тарифов на тепло и пятикратное повышение цен на электроэнергию. В этот сценарий легко верится, видя с какой скоростью растут тарифы сегодня – в 2-3 раза за один год, в зависимости от региона Украины.

 

В этих, новых условиях совершенно меняется и вид муниципального энергосбережения, и его роль в политике местного самоуправления. В условиях энергетического кризиса малозатратное энергосбережение отступает на задний план, на передний план выходят капиталоёмкие инвестиционные проекты со значительным снижением энергозатрат.

 

Новая роль энергосбережения

 

На поверхность внимания в 2007 – 2012 гг. выходят капиталоёмкие проекты энергосбережения. Рост тарифов снижает сроки возврата инвестиций в несколько раз. По величине финансовых потоков бизнес энергоэффективности с последнего места выходит на первое место в городах Украины.

 

Другими словами, для плавных перемен к энергоэффективности в городском хозяйстве время безнадёжно упущено. В ближайшие годы будут востребованы проекты снижения энергозатрат в 2-4 раза по сравнению с существующим положением с горизонтом окупаемости в 5-8 лет.

 

Объём необходимых инвестиций, для энергоэффективной модернизации бюджетной сферы Украины, составляет более2-3 миллиарда евро на 5-8 лет. Это реальные деньги и реальные сроки – мы сможем вдвое снизить потребность в тепле и в импорте газа соответственно.

 

Три сферы муниципального энергосбережения

 

И на энергоэффективную модернизацию жилого сектора Украины, прежде всего многоэтажной застройки, по нашим оценкам понадобится привлечь 20-25 миллиардов евро.

 

Инвестиции для энергоэффективной модернизации городских коммунальных хозяйств, прежде всего теплосетей и горводоканалов, оцениваются нами в 10-15 миллиардов евро.

 

Энергосбережение– утепление зданий, замена дверных и оконных проёмов, переход на электроотопление и ГВС с теплоаккумуляцией по ночным тарифам, утилизация сбросного промышленного и бытового тепла и т.д.

 

3 кита муниципального энергосбережения

 

Замещение природного газа местными источниками тепла и энергии - тепловые насосы, биогаз, биотопливо и биодизель, шахтный метан и промышленные газы, альтернативные источники энергии.

 

Повышение коэффициента использования природного газа – новые котлы и котельные, децентрализация систем отопления – переход на домовые, когенерация и тригенерация.

 

Новая политика местного самоуправления

 

Примером подобных проектов, приводящих к масштабному снижению потребления энергоресурсов для бюджетной сферы может быть проект энергосбережения в административных и общественных зданиях города Киева. Энергоэффективная модернизация 1200 зданий, 27 миллионов долларов на основе софинансирования, 5 лет работы дали результат – здания начали потреблять на 30-35 % меньше, а кредит можно возвратить из фактической экономии.

 

Нам нужно заново выстраивать бюджетную, тарифную и энергетическую политику местного самоуправления.

 

Практика 5 последних лет внедрения на пилотной основе в Украине первых проектов энергоэффективности по инициативе ЕБРР и Мирового банка показала на полную неготовность инвестиционного климата в муниципальной сфере Украины для привлечения масштабных зарубежных инвестиций.

 

Тарифная политика - необходимо включать в структуру тарифов инвестиционную составляющую – не менее 10-15 %. Это позволит без суммарного увеличения цен на энергоносители уже сегодня привлекать кредитные ресурсы для финансирования энергоэффективных проектов на возвратной основе.

 

Бюджетная политика - необходимо резко увеличивать долю бюджетных ассигнований на энергосбережение на многолетней и программной основе, причём абсолютный приоритет должны получить не прямые финансовые схемы, а схемы софинансирования, где средства местных бюджетов своим участием поощряют привлечение внешних инвестиций и увеличивают инвестиционную привлекательность проектов.

 

Нужно прейти к коренной модернизации энергетического и технологического оборудования, преследуя снижение потребления и замещение природного газа в несколько раз по отношению к существующим уровням потребления.

 

Энергетическая политика - необходимо отказаться от консервативной политики, основанной на ремонтах и восстановлении изношенных основных фондов.

 

Закон о стимулировании энергосбережения в бюджетной сфере Украины.

 

Нужны новые законы

 

Инвестиционная составляющая, гарантии для инвесторов и банков, раздел фактической экономии между участниками проектов на многолетней основе. Внедрение перфоманс - контрактинга, как основной финансовой схемы. Закон о термореновации зданий.

 

Бюджетная поддержка проектов, гарантии для инвесторов и банков, раздел фактической экономии между участниками проектов на десятилетней основе. За основу можно взять опыт США и нормативную базу федеральной системы энергоменеджмента. Закон о стимулировании энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Украины.

 

Тендерные процедуры выбора оборудования в проектах модернизации, обязательность процедуры сертификации для отечественных и зарубежных производителей всего спектра оборудования и материалов. За основу можно взять опыт России и ЕС.

 

Кредитная долгосрочная господдержка проектов для собственников зданий, оплата процентов по кредитам из бюджета, софинансирование проектов с муниципальной бюджетной поддержкой. За основу можно взять опыт Польши. Закон о сертификации энергопотребляющего оборудования в жилищно - коммунальных хозяйствах.

 

Представляется, что масштабы необходимой модернизации для городских хозяйств Украины сравнимы с масштабами плана ГОЭЛРО. Существующие структуры муниципального менеджмента лишь частично могут обеспечить и этапы подготовки, и этапы реализации энергоэффективных проектов. Также отчётливо видны постоянно сужающиеся возможности Госкомжилкомхоза.

 

Роль АГУ в этот период

 

Комиссия – это организованная лоббистская структура, действующая в составе АГУ и в сфере энергоэффективности. Её задача – формировать и реализовывать программы, развивающие бизнес членов Комиссии и программы энергосбережения городов - членов АГУ.

 

Предлагается создать при АГУ Комиссию по энергоэффективности

 

Предложения в проект решения

 

Цели её деятельности – подготовка проектов и программ, координации бизнеса и власти, привлечение отечественных и международных инвестиций в эту сферу для реализации национальных и муниципальных программ и проектов. Комиссия – это посредник между властью, органами местного самоуправления, капиталом и бизнесом в сфере муниципальной энергоэффективности Украины для подготовки и реализации таких проектов и программ.

 

 

Создать при АГУ постоянно действующую Комиссию по энергоэффективности Получить ресурсы и полномочия от нового правительства Украины на разработку Государственной программы муниципального энергосбережения.
Подготовить программу информационного обеспечения членов АГУ в части мирового и отечественного опыта разработки и внедрения для каждого города Украины капиталоёмких программ энергоэффективной модернизации бюджетной сферы, коммунальных хозяйств и жилищного сектора.

 



 

Новая страница 1. Энергосбережение ключ к оздоровл. Развитие топливно. Технологический GSM Контроллер G. Мэр Сан.

 

Главная >  Энергосбережение 

0.0109