Солнечные элементы
Тенденции
Сбережение
Аналитики
Энергообмен
Инвесторы
ЭнергоСША
Газ
Энергоаудит
Эн.сбережение
Экология
|
Главная > Энергосбережение ГЛАВА 1. Прирост производства валового внутреннего продукта (далее – ВВП) с относительно высокой его энергоемкостью, а также уменьшение добычи и использования местных энергоресурсов все в большей степени способствовало возрастанию зависимости республики от одного поставщика – России, поставившей в 2004 году 83,3 процента котельно-печного топлива и 78 процентов природного газа. Сложившееся положение ни в какой мере не соответствует основным индикаторам энергетической безопасности любого государства, в том числе Республики Беларусь, а непринятие срочных мер по изменению динамики старения основных фондов может привести к значительному народно-хозяйственному ущербу из-за перерывов в энергоснабжении отраслей экономики и населения. Интенсивное развитие отраслей топливно-энергетического комплекса в республике в 60 – 70-х годах (электростанций, электрических и тепловых сетей, газо- и нефтепроводов) способствовало созданию мощной энергетической базы для развития и функционирования всех отраслей экономики, и в особенности химической и нефтехимической промышленности, строительных материалов, машиностроения и других. В дальнейшем темпы обновления основных фондов в энергетике были ниже темпов старения ранее созданных мощностей и в результате на 1 января 2005 г. уровень износа достиг 60,7 процента, а средневзвешенный срок службы генерирующих источников составил 29,7 года при нормативном – 27 лет. На пределе физического состояния оказались более 30 процентов электрических и тепловых сетей. Основной целью Государственной программы является определение конкретных мероприятий, сроков их реализации и требуемых инвестиций, позволяющих обеспечить энергетическую безопасность Республики Беларусь, положительную динамику обновления основных фондов, надежное и эффективное энергоснабжение отраслей экономики и населения энергоносителями при соблюдении экологических требований. Вопросы энергетической безопасности имеют первостепенное значение. Например, в случае ограничения поставок одной тонны условного топлива ущерб от недопроизводства ВВП по уровню 2004 года составляет 676 долларов США, а в расчете на один недоотпущенный киловатт-час - 67,2 цента, то есть ущерб превышает стоимость недопоставленных энергоносителей. Названное обстоятельство следует принимать во внимание как основное условие для определения необходимости и очередности замещения выбывающих, модернизации действующих и создания новых энергетических мощностей на всех стадиях производства, транспорта и потребления энергоносителей. Учитывая высокую капиталоемкость и относительно длительный период создания новых мощностей, большой срок окупаемости проектов, особую социальную значимость энергоносителей в обществе для обеспечения комфортных условий и материального благосостояния населения, требуется заблаговременно планировать пропорциональное и взаимоувязанное развитие всех звеньев этого процесса. В этих целях необходима разработка Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006 – 2010 годах (далее – Государственная программа). Основные направления энергетической политики Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы и на период до 2015 года, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 октября 2000 г. № 1667; Базовыми документами для разработки Государственной программы являются: проект Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь. Целевая программа обеспечения в республике не менее 25 процентов объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года, утвержденная Советом Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. № 1680; централизованное управление всеми стадиями процесса производства, транспортировки и потребления энергоносителей; Достижение поставленной цели должно базироваться на реализации комплекса мероприятий, включающих: сбалансированную модернизацию и развитие генерирующих источников, электрических и тепловых сетей Белорусской энергетической системы (далее – Белорусская энергосистема); государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию и цен на топливо; организационно-экономический механизм, стимулирующий максимальное внедрение энергоэффективных технологий и оборудования во всех отраслях экономики и социальной сфере; изменение динамики возрастной структуры основных фондов Белорусской энергосистемы на первом этапе в сторону стабилизации достигнутого уровня, а на втором - постоянного их омоложения; разработку и жесткий контроль реализации республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения; снижение затрат на производство (добычу, заготовку), транспортировку и потребление всех видов топлива, тепловой и электрической энергии; максимальное вовлечение в топливный баланс экономически оправданных объемов местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. постепенную диверсификацию поставщиков различных видов топлива в республику; Срок реализации Государственной программы – 2006 - 2010 годы. Он определяется и обосновывается сроками ввода и освоения конкретных объектов и наличием объективной исходной информации о ценах на энергоносители и основное оборудование. В качестве государственного заказчика – координатора Государственной программы определено Министерство энергетики, основные организации – исполнители ее мероприятий – Белорусский государственный энергетический концерн (концерн Белэнерго ), Белорусский государственный концерн по нефти и химии (концерн Белнефтехим ), Белорусский концерн по топливу и газификации (концерн Белтопгаз ), Министерство промышленности, Министерство строительства и архитектуры, а также другие республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, которым определены задания по энергосбережению, вводу генерирующих мощностей, использованию местных энергоносителей. Реализация Государственной программы позволит: Конкретные мероприятия по областям и отдельным объектам, а также источникам финансирования отражены в Плане строительства и модернизации основных фондов Белорусского государственного энергетического концерна на 2006 - 2012 годы согласно приложению к Государственной программе. уровень обеспечения энергетической безопасности Республики Беларусь за счет обновления основных производственных фондов Белорусской энергосистемы, эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и увеличения использования местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии; в сфере энергетики повысить: в социальной сфере увеличить: надежность работы Белорусской энергосистемы в целом за счет обновления основных фондов; налоговые отчисления в республиканский и местные бюджеты; количество рабочих мест на новых объектах, всех стадиях добычи, производства, транспортировки и использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии; увеличить объем производства и потребления местных видов топливно-энергетических ресурсов к 2010 году до уровня 6,17 млн. т у.т., в том числе: в производственной сфере: 2,24 дров и отходов лесозаготовок 1,18 торфа и лигнина 0,69 прочих видов топлива, отходов деревообработки из них: ГЭС 0,37 тепловых вторичных энергоресурсов 0,07 коммунально-бытовых отходов и ветроустановок 0,78 попутного газа и продуктов переработки из собственной нефти 0,02 увеличить спрос на оборудование и технологии для использования местных видов топлива; 1,26; снизить энергоемкость ВВП на 25–30 процентов к уровню 2005 года. обновить основные производственные фонды в целом по энергосистеме с 60,7 до 45,8 процента (на 14,9 процентного пункта); Капитальные вложения, млн. долларов США Основные конечные результаты реализации Государственной программы: Результат Ожидаемый экономичес-кий эффект, тыс. т у.т. 2567,5 Модернизация основ-ных производственных фондов снижение износа на 14,9 процентных пункта 900,0 генерирующие источники в том числе: 751,5 1068,4 электрические сети снижение износа на 21,8 процент-ных пункта 99,3 869,1 тепловые сети снижение износа на 12,3 процент-ных пункта 29,7 450,0 прочие снижение износа на 17,9 процент-ных пункта 19,5 180,0 1852,2* Энергосбережение снижение энерго-емкости ВВП к 2010 году по отношению к 2005 году не ме-нее чем на 25 процентов 4600,0* 229,9 в том числе электрогенерирующее оборудование Местные виды ТЭР 344,9 6170,0** 747,8* Итого замещение импортного топлива для производства тепловой и электрической энергии на 22,7 процента ––––––––––––––––––––– 5167,5 **Приведен суммарный объем годового замещения импортного топлива в 2010 году. *Без учета объектов концерна Белэнерго . снижение энергоемкости ВВП не менее 25 процентов к уровню 2005 года; В качестве прогнозируемых результатов к 2010 году предусматривается: обновление основных фондов в целом по энергосистеме на 14,9 процентных пункта; получение суммарной экономии топлива по энергосистеме в 2006–2010 годах 900 тыс. т у.т.; Общий предполагаемый объем финансовых ресурсов на реализацию всех мероприятий программы составит 5167,5 млн. долларов США, в том числе 2567,5 – на модернизацию и развитие объектов Белорусской энергосистемы, 1852,2 – на энергосберегающие мероприятия в других отраслях экономики, 747,8 млн. долларов США – на увеличение использования местных видов энергоносителей. увеличение использования местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии до 22,7 процента от общей потребности в котельно-печном топливе республики.
Светлый путь экономии. Учет сточных вод в Санкт-Петербу. Гражданская. Методы расчета теплофизических с. Чтобы не было теплопотерь. Главная > Энергосбережение 0.0092 |