Главная >  Энергосбережение 

 

УТВЕРЖДЕНО. топлива и энергетики

 

Первым заместителем министра

 

В.И.Оттом

 

Российской Федерации

 

Правила проведения энергетических обследований организаций

 

25 марта 1998 года

 

Термины и определения

 

Настоящие Правила устанавливают порядок проведения энергетических обследований организаций в целях оценки эффективности использования ими топливно-энергетических ресурсов и определения возможностей снижения затрат на топливо- и энергообеспечение. Положение действует на территории Российской Федерации и обязательно для исполнения юридическими лицами независимо от форм собственности.

 

энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов;

 

В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

 

эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды;

 

топливно-энергетический ресурс (ТЭР) - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть использован в перспективе;

 

вторичный энергетический ресурс - энергетический потенциал основного, промежуточного, побочного продукта и отходов производства, не используемый в основном процессе, но достаточный для использования в иных;

 

показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами;

 

потребитель ТЭР - юридическое лицо (организация), независимо от форм собственности, использующее топливно-энергетические ресурсы для производства продукции и услуг, а также на собственные нужды;

 

непроизводительный расход энергетических ресурсов - потери энергоресурсов, вызванные нарушением стандартов, норм, регламентов и бесхозяйственностью;

 

энергоаудитор - юридическое лицо (организация, кроме государственных надзорных органов), осуществляющее энергетические обследования потребителей ТЭР и имеющее лицензию на производство этих работ.

 

энергетическое обследование - обследование потребителей ТЭР с целью установления показателей эффективности использования ТЭР и выработки экономически обоснованных мер по их повышению;

 

1. Энергетические обследования проводятся в соответствии с Федеральным законом Об энергосбережении и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 года N 1087 О неотложных мерах по энергосбережению .

 

I. Общие положения

 

1. Правила проведения энергетических обследований организаций (далее Правила) распространяются на организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от форм собственности, их филиалы, использующие топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) для производства продукции и услуг, на собственные нужды (далее - потребителей ТЭР), а также на организации, осуществляющие энергетические обследования.

 

1. Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективности использования организациями топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, природного и попутного газов, твердого топлива, нефти и продуктов ее переработки), определения возможностей ее повышения и затрат на реализацию энергоэффективных решений.

 

II. Организация энергетических обследований

 

1. Правила устанавливают порядок проведения энергетических обследований потребителей ТЭР во всех сферах экономики Российской Федерации, регламентирует последовательность подготовки, проведения и оформления результатов обследований.

 

2. Организацию работ по энергетическому обследованию потребителей ТЭР на территории субъектов Российской Федерации осуществляют региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России.

 

2. Общее руководство и координацию работ по проведению энергетических обследований потребителей ТЭР в Российской Федерации осуществляет Главгосэнергонадзор России.

 

- региональным (территориальным) органам Главгосэнергонадзора России;

 

2. Право на проведение энергетических обследований потребителей ТЭР предоставляется:

 

Региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России проводят энергетические обследования по планам, утверждаемым Главгосэнергонадзором России и согласованным с администрациями соответствующих субъектов Российской Федерации.

 

- организациям, осуществляющим энергетические обследования (далее - энергоаудиторам).

 

2. Энергоаудитор должен отвечать следующим требованиям:

 

2. В своей деятельности Главгосэнергонадзор России и подчиненные ему региональные и территориальные органы руководствуются Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, приказами Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, правилами пользования электрической, тепловой энергией и газом, правилами учета электрической, тепловой энергии и газа, положениями о структурных подразделениях Главгосэнергонадзора России, другими нормативно-правовыми документами, регулирующими их деятельность.

 

иметь необходимое инструментальное, приборное и методологическое оснащение;

 

обладать правами юридического лица;

 

иметь опыт выполнения работ в соответствующей области деятельности;

 

располагать квалифицированным и аттестованным персоналом.

 

иметь аккредитацию в региональном (территориальном) органе Главгосэнергонадзора России.

 

иметь лицензию Минтопэнерго России на право проведения энергетических обследований, выдаваемую в порядке, установленном Методическими указаниями по выдаче специальных разрешений (лицензий) в области энергетики (РД 34 38.128-9 ;

 

2. Энергоаудитор до начала отчетного периода (квартал, год) информирует региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России о предстоящих энергетических обследованиях.

 

2. В своей деятельности энергоаудитор руководствуется нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указанными в п.2.4, а также собственным Уставом.

 

3. Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации, в которых суммарное потребление ТЭР или каждого из их видов составляет более 6 тыс.тонн условного топлива или более 1 тыс.тонн моторного топлива в год.

 

III. Виды энергетических обследований

 

3. Энергетические обследования организаций, годовое потребление ТЭР которых составляет менее 6 тыс.тонн условного топлива или менее 1 тыс.тонн моторного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Периодичность проведения обязательных энергетических обследований потребителей ТЭР - не реже одного раза в три года.

 

3. Существуют шесть видов энергетических обследований организаций:

 

Порядок энергетических обследований указанных потребителей ТЭР разрабатывается организацией, определяемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласовывается с региональным (территориальным) органом Главгосэнергонадзора России и утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 

- первичное;

 

- предпусковое и предэксплуатационное;

 

- внеочередное;

 

- периодическое (повторное);

 

- экспресс-обследование.

 

- локальное;

 

По результатам обследования принимается решение о пуске или вводе в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющего оборудования.

 

3. Перед пуском и вводом в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющего оборудования, региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России проводят обследование смонтированного оборудования с целью проверки соответствия монтажа и наладки требованиям государственных стандартов и СНиПов по показателям энергоэффективности.

 

3. При первичном обследовании производится оценка эффективности использования ТЭР (проверяется эффективность работы оборудования, использующего ТЭР, состояние учета используемых ТЭР, отчетность по их использования, анализ затрат на топливо- и энергообеспечение и т.д.).

 

3. Первичное, периодическое (повторное), внеочередное, локальное и экспресс-обследование имеют право проводить органы Главгосэнергонадзора России и энергоаудиторы.

 

Оценка эффективности использования ТЭР производится за предшествующий обследованию период.

 

Эффективность использования ТЭР определяется только по результатам инструментального обследования.

 

По результатам обследования выдается предписание (рекомендации), об устранении нарушений в использовании ТЭР и повышении эффективности их использования.

 

Результаты обследования заносятся в энергетический паспорт потребителя ТЭР установленного образца.

 

По результатам обследования, вносятся изменения в энергетический паспорт потребителя ТЭР, и выдается предписание (рекомендации) аналогичные указанным в п.3.6.

 

3. При периодическом (повторном) обследовании проверяется выполнение ранее выданных предписаний (рекомендаций), оценивается динамика потребления ТЭР и их удельных затрат на выпуск продукции (энергоемкость, стоимость ТЭР в общих материальных затратах производства).

 

3. Локальные и экспресс-обследования носят ограниченный по объему и времени проведения характер. При этом производится оценка эффективности использования либо одного из видов ТЭР (электрическая и тепловая энергии; твердое, жидкое или газообразное топливо), вторичных энергоресурсов, либо по отдельной группе агрегатов (отдельным агрегатам), либо по отдельным показателям эффективности.

 

3. Внеочередное обследование проводится по инициативе регионального (территориального) органа Главгосэнергонадзора России или администрации субъекта Федерации в случаях, если по ряду косвенных признаков (рост общего и удельного потребления ТЭР, себестоимости продукции и топливной составляющей в ней, выбросов в атмосферу и т.д.) у них возникли предположения о резком снижении эффективности использования ТЭР; если результаты обследования, проведенного энергоаудитором, вызывают сомнения в их достоверности, а также в случае обращения потребителя ТЭР в органы государственной власти за предоставлением льгот, связанных с использованием топливно-энергетических ресурсов.

 

4. Региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России производят энергетические обследования организаций по методикам, утверждаемым Главгосэнергонадзором России.

 

IV. Методики проведения энергетических обследований

 

4. Указанные методики должны разрабатываться на основе существующих методов оценки эффективности использования ТЭР в отраслях экономики.

 

4. Энергоаудиторы производят энергетические обследования либо по методикам, применяемым в органах Главгосэнергонадзора России, либо самостоятельно разрабатывают методики проведения энергетических обследований, согласовывая их с региональным (территориальным) органом Главгосэнергонадзора России.

 

V. Требования к обследуемым потребителям ТЭР

 

4. Перед проведением энергетического обследования энергоаудитор составляет техническое задание (программу) на выполнение работ в соответствии с выбранной методикой и согласовывает ее с обследуемым потребителем ТЭР.

 

обеспечить доступ персонала организации, проводящей обследование, к обследуемым объектам;

 

5. Обследуемый потребитель ТЭР обязан оказывать содействие проведению обследования, а именно:

 

устанавливать режимы работы оборудования, необходимые для проведения измерений, если это не противоречит требованиям технологии и безопасности.

 

предоставить собственный персонал для сопровождения и помощи в проведении обследования;

 

необходимую техническую и технологическую документацию (исполнительные схемы энергетических коммуникаций, данные о топливо- и энергоиспользующем оборудовании, приборах учета ТЭР, режимные карты и т.д.);

 

5. При проведении энергетического обследования потребитель ТЭР обязан назначить лицо, ответственное за его проведение и представить:

 

документы по хозяйственно-финансовой деятельности (отраслевые и межотраслевые нормы и нормативы, тарифы, лимиты потребления, договора на поставку ТЭР, учет складских запасов топлива, данные потребления ТЭР на собственные нужды, по переданным транзитом ТЭР и отпущенным другим потребителям, их потерям и т.д.);

 

данные о цеховом выпуске продукции и потреблении ТЭР;

 

при повторном и внеочередном обследованиях - энергетический паспорт.

 

статистическую отчетность организации о выпуске продукции и использовании ТЭР в натуральном и стоимостном выражении.

 

6. Региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России и энергоаудиторы по завершении энергетических обследований оформляют следующую документацию:

 

VI. Оформление результатов энергетических обследований

 

- инструментально подтвержденный топливно-энергетический баланс;

 

- акт (отчет) о проведенном энергетическом обследовании установленной формы;

 

- рекомендации (по согласованию с руководством обследованной организации - программу) по повышению эффективности использования ТЭР снижению затрат на топливо- и энергообеспечение.

 

- энергетический паспорт;

 

Примечание: косвенная оценка параметров эффективности использования топливно-энергетических pecypсов не допускается.

 

В дополнение к указанным документам региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России выдают предписание об устранении нарушений в использовании ТЭР.

 

Рекомендации по энергосбережению и рациональному использованию ТЭР не должны снижать экологические характеристики работающего оборудования и технологических процессов, уровень безопасности и комфортности работы персонала, качество и безопасность продукции.

 

6. В результатах энергетического обследования должна быть дана оценка эффективности использования ТЭР в организации, раскрыты причины выявленных нарушений в их использовании, выявлены имеющиеся резервы экономии, предложены технические и организационные энергосберегающие решения с указанием прогнозируемой экономии в физическом и денежном выражении, а также стоимости их реализации.

 

После подписания актов (отчетов) в них запрещается вносить изменения и дополнения. При наличии разногласий по содержания актов (отчетов) окончательное решение принимает уполномоченный представитель организации, проводившей энергетическое обследование.

 

6. Акты (отчеты) проведенных энергетических обследований подписываются уполномоченными представителями организации, проводившей энергетическое обследование, и потребителя ТЭР.

 

6. Акт (отчет) доводится до сведения руководителя потребителя ТЭР, который им подписывается. В случае его отказа от подписи, в акте (отчете) энергетического обследования делается соответствующая запись.

 

Уполномоченный представитель потребителя ТЭР, не согласный с указанным решением, вправе изложить свое собственное мнение, которое прилагается к акту (отчету).

 

6.7.* Региональный (территориальный) орган Главгосэнергонадзора России:

 

6. Энергоаудитор передает полный отчет о проведенном энергетическом обследовании потребителю ТЭР, а в десятидневный срок после подписания акта (отчета) о проведенном обследовании передает энергопаспорт региональному (территориальному) органу Главгосэнергонадзора России.

 

- обобщает результаты проведенных энергетических обследований (с учетом деятельности энергоаудиторов) по поднадзорной территории;

 

- отчет о результатах проведенного обследования передает потребителю ТЭР;

 

VII. Финансирование энергетических обследований

 

- обобщенные результаты, оформленные соответствующим образом, передает вышестоящей организации и администрации субъектов Федерации.

 

7. Энергетические обследования потребителей ТЭР, полностью финансируемых из федерального и местного бюджетов, производятся, как правило, региональными (территориальными) органами Главгосэнергонадзора России.

 

7. Финансирование энергетических обследований организаций производится за счет средств федерального, местного бюджетов и внебюджетных источников, а также за счет их собственных средств.

 

В случае проведения энергетических обследований региональными (территориальными) органами Главгосэнергонадзора России указанная работа выполняется ими за свой счет на величину, пропорциональную доле бюджетного финансирования потребителя ТЭР, а оставшаяся часть затрат оплачивается обследуемым потребителем.

 

7. Энергетические обследования потребителей ТЭР, частично финансируемых из федерального и местного бюджетов, могут производить региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России или энергоаудиторы.

 

7. Энергетические обследования потребителей ТЭР, не имеющих бюджетного финансирования, производятся за их счет.

 

В случае выполнения энергетических обследований энергоаудиторами потребитель ТЭР самостоятельно оплачивает выполненные ими работ.

 

7. Финансирование внеочередных энергетических обследований потребителей ТЭР производится за счет организаций, выступивших инициаторами этих обследований.

 

7. По решению администрации субъектов Федерации для финансирования работ по энергетическим обследованиям потребителей ТЭР могут привлекаться средства из других источников.

 

VIII. Права и ответственность

 

7. В случае подтверждения недостоверности результатов энергетических обследований, проведенных региональными (территориальными) органами Главгосэнергонадзора России или энергоаудиторами, они обязаны возместить потребителям ТЭР ранее понесенные ими затраты по проведению энергетических обследований.

 

8. В случае нарушения потребителем ТЭР установленного настоящими Правилами срока проведения энергетического обследования, региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России имеют право назначить новую дату и исполнителя по проведению энергетического обследования.

 

8. В пределах срока, установленного в пределах настоящих Правил, потребители ТЭР вправе самостоятельно определять время проведения энергетического обследования, поставив в известность об этом региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России, а также самостоятельно выбирать исполнителя по его проведению.

 

8. Потребители ТЭР несут ответственность за несвоевременное проведение энергетических обследований в порядке, определяемом Кодексом Российской Федерации Об административных правонарушениях .

 

8. Потребители ТЭР, своевременно проводящие энергетические обследования, имеют право на льготное финансирование из бюджетных и внебюджетных источников мероприятий по энергосбережению в порядке, определяемом федеральным и региональными #M12291 9017693законами Об энергосбережении #S, соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

В случае неоднократного подтверждения низкого качества энергетических обследований, проведенных энергоаудиторами, они могут быть лишены лицензии на право проведения этих работ.

 

8. Региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России несут ответственность за качество проведенных ими энергетических обследований в порядке, определяемом положениями о них, а энергоаудиторы - в порядке, предусмотренном #M12293 1 901747509 83 83 4294967262 413036973 2563956783 2924765668 287365050 2209812169п.7.7#S настоящих Правил.

 

8. Действия должностных лиц органов Главгосэнергонадзора России, энергоаудиторов могут быть обжалованы в административном и судебном порядке.

 

8. Спорные вопросы по решениям должностных лиц органов Главгосэнергонадзора России или организаций, осуществляющих энергоаудит, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

формирования лимитов потребления энергии организациями,

 

МЕТОДИКА

 

Подбираются статистические данные фактического потребления энергии за последние три года (поквартально или помесячно) по организации, которая будет лимитироваться.

 

финансируемыми из бюджета.

 

Если в течение анализируемого периода условия потребления энергии организацией постоянные и в регламентируемом периоде не будут меняться, то за базовые данные для формирования лимитов энергопотребления на лимитируемый период берется среднеарифметическое значение годового потребления энергии за последние три года:

 

Проводится анализ фактического энергопотребления за этот период по условиям постоянства факторов, влияющих на потреблении энергии, (площадь; численность персонала и др. факторы).

 

Э1+Э2+Э3

 

ЭБф=

 

где ЭБф - базовая величина, полученная по фактическим данным;

 

3

 

Если в анализируемом периоде условия потребления энергии менялись или в лимитируемом периоде будут изменены, то находится зависимость энергопотребления от факторов, влияющих на потребление (в дальнейшем -факторный анализ). Для этих целей используются проектные; отраслевые ведомственные нормативы, статистический анализ.

 

Э1; Э2; Э3 - фактическое потребление энергии по годам период.

 

где ЭБF - базовая величина, полученная в результате анализа и учета факторов влияния измененных показателей.

 

ЭБF = f(А,В,С),

 

На основании факторного анализа определяются объемы энергопотребления в лимитируемый период, которые принимаются в данных условиях за базовые, для формирования лимитов энергопотребления.

 

А, В, С - факторы, влияющие на энергопотребление.

 

При этом, если имеются энергоемкие токоприемники, то расход по ним решается отдельно с учетом коэффициентов использования и одновременности.

 

При отсутствии статистических данных о фактическом потреблении энергии организацией за последние три года или для вновь созданной организации определение базовых величин для формирования лимитов энергопотребления должно осуществляться по минимальным нормам проектирования удельного расхода энергии на единицу площади, объема или численности персонала.

 

где ЭБр - базовая величина, полученная расчетным путем;

 

ЭБр=r min.· A+Эо

 

А - величина площади, объема или численности;

 

r min - минимальная норма проектирования удельного расхода энергии на единицу площади, объема или численность;

 

n

 

Эо - расход энергии по отдельным энергоемким установкам

 

i=l

 

Эо=Ко· Ки · S · Р · t· mi

 

Ки - коэффициент использования;

 

где Ко - коэффициент одновременности;

 

t - время работы энергоемкого токоприемника в часах;

 

Р - мощность энергоемкого токоприемника в кВт.;

 

n - число групп одинаковых токоприемников.

 

mi - число токоприемников одинаковой мощности;

 

В базовые данные не включается энергия, вырабатываемся собственными источниками, по которым выделяются лимиты на топливо (газ, мазут, уголь), а также энергия, потребляемая арендаторами.

 

Если имеются статистические данные о фактическом потреблении только по одному или двум годам, то определение базовых величин для формирования лимитов энергопотребление ведется по этим данным с последующей проверкой по минимальным нормам проектирования расхода энергии согласно п. б настоящей методики.

 

1 На основании планируемой ликвидации фактов нерационального использования энергии, предполагаемой экономии за счет выполняемых мероприятий, а также установленных заданий по рациональному расходованию энергетических ресурсов, формируется величина снижения расхода энергии (D Эр) по организации в лимитируемом периоде.

 

После определения базовых величин для формирования лимитов проводится анализ рационального использования энергетических ресурсов в организации. Для этого используется материалы инспекторских проверок, энергоаудиторских обследований и также типовые решения в области рационального использования энергии для данной группы потребителей.

 

Л = ЭБ _ D Эр

 

1 Лимит потребления энергии организации в натуральном выражении определяется как разность базовой величины и величины снижения расхода энергии в лимитируемом периоде.

 

ЭБ - базовая величина потребления энергии, полученная любым методом;

 

где Л - лимит в натуральном выражении;

 

1 Лимит потребления энергии организации в денежном выражении определяется как произведение величины лимита потребления энергии в натуральном выражении на базовый тариф (с учетом НДС) на электрическую или тепловую энергию.

 

D Эр - величина снижения расхода энергии за счет ее рационального использования.

 

где:

 

Дл =Л· Тндс

 

Тндс - базовый тариф (с учетом НДС) на энергию.

 

Дл - лимит потребления энергии в денежном выражении;

 

При отсутствии среднего тарифа на IV квартал в качестве базового может применяться средний тариф октября месяца этого же квартала и года.

 

1 За базовый тариф принимается средний тариф, установленный региональой комиссией для бюджетных организаций, к которым относится рассматриваемая организация, на IV квартал предыдущего года перед лимитируемым периодом.

 

1 Базовый тариф должен учитывать также НДС: для чего средний тариф

 

ТБ = Т1Y или ТБ = Т октября

 

Тндс = 1,2· ТБ

 

умножается на коэффициент 1,2.

 

Начальник Главгосэнергонадзора России п/п Б.П.Варнавский

 

где ТБ - тариф базовый без учета НДС

 



 

Солнечная энергетика. Солнце. Прогноз устойчивого развития мир. ЗВЯГІЛЬСЬКИЙ Ю. СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ # 806 ПОСТА.

 

Главная >  Энергосбережение 

0.0151