Главная >  Энергосбережение 

 

Тарифы на городское тепло и электроэнергию. На сегодняшний день энергосбережение напрямую не связано с тарифами на тепло и электроэнергию. Когда государство не управляет этим процессом, то тарифы имеют тенденцию сказать esepx независимо от потребителя. Суть в том, что поставщик энергии - монополист, и формирование ее себестоимости непрозрачно, практически никем не контролируется. Для потребителя это тайна за семью печатями.

 

Валерий Симонов

 

Возникает вопрос, почему влияние муниципалитетов и государства минимально на формирование тарифов, хотя они и вкладывают средства в энергосбережение.

 

В зависимости от региона доля жителей в оплате энергоносителей составляет от 30 до 80 процентов. В Самаре население оплачивает поло- вину ее стоимости. Остальную часть финансового бремени за оплату энергоресурсов принимает на себя бюджет всех уровней. В организациях бюджетной сферы (школах, больницах) плательщик один - местный бюджет. Та- рифы на энергоносители постоянно повышаются, неплатежи растут, бюджет муниципалитетов не выдерживает нагрузки. В итоге или учителям задерживают зарплату, или энергетикам отключают тепло. В Самарской области, в частности, всю эту зиму население живет под прессингом угрозы лишиться тепла в домах из-за долгов муниципалитетов.

 

Возможность влиять на тарифы повысит ответственность муниципалитетов за теплоснабжение городов, но это можно осуществить только в том случае, если муниципалитет сам будет руководить рынком тепла в городе. Иными словами, ему должны принадлежать тепловые сети, чтобы он имел право сам утверждать калькуляцию себестоимости тепловой энергии, от пускаемой от городских энергоисточников, в том числе принадлежащих РАО ЕЭС России .

 

Беда в том, что нет механизма воздействия на тарифы со стороны государства, и в первую очередь с той стороны, которая ближе всего к потребителю, со стороны муниципалитетов.

 

Передача сетей муниципалитету обеспечит доступ к ним независимых производителей тепла с более низкими тарифами и, кроме того, у муниципалитета появится дополнительный финансовый источник за счет выдачи технических условий за подключение к сетям, который перейдет к муниципалитету от АО Энерго .

 

В настоящее время в большинстве городов магистральные тепловые сети принадлежат дочерним предприятиям PAО ЕЭС России , что дает им возможность монополизировать рынок тепла.

 

Снижение потребления тепловой энергии населением при одновременном снижении себестоимости тепла позволит безболезненно перейти к стопроцентной оплате населением тепловой энергии,

 

Владел схемой теплоснабжения города, а, следовательно, и отвечая за нее, муниципалитет будет направлять финансовые средства на энергосберегающие мероприятия у потребителя, на модернизацию энергоисточников, в том числе АО Энерго , направленных на снижение себестоимости тепла.

 

Однако модернизация энергетического оборудования города и внедрение энергосберегающего оборудования требуют, надо признать, немалых средств, ибо техническое состояние существующих котельных и тепловых сетей крайне низкое, поэтому потери тепла на пути от источника его производства до жителя достигают 50 процентов. Тем не менее расчеты показывают, что вложенные в коммунальную энергетику и энергосбережение средства быстро окупаются - за срок от 0,5 года до 3 лет.

 

Опыт других стран, в частности Дании, свидетельствует: там, где муниципалитеты управляют схемами теплоснабжения, получены наилучшие сочетания интересов потребителя и энергоснабжающей организации. Наиболее ярко это выражается в строительстве в Дании мини-ТЭЦ за счет средств населения.

 

При этом муниципалитет должен опираться на определенный банк. В США он называется Энергобанк и кредитует по льготным процентам энергосберегающие проекты. Необходимо на правительственном уровне принять решение о выдаче муниципалитетам кредитов международных кредитных учреждений под их собственные гарантии, не требуя гарантий субъектов Федерации, которые, как правило, пытаются ограничить самостоятельность муниципалитетов .

 

Поэтому это направление должно стать приоритетным. Следует законодательно определить, чтобы сэкономленные средства в результате внедрения энергосберегающих мероприятий направлялись вновь на энергосбережение, в том числе на стимулирование персонала, реализующего эти мероприятия. В этом случае в бюджетных организациях появятся дополни- тельные средства для премирования своих работников, и они будут напрямую зависеть от того, сколько они сэкономят энергии.

 

В сфере теплоснабжения городов постоянно сталкиваются интересы муниципалитетов и РАО ЕЭС России . Особенно по вопросу оплаты за от пущенную тепловую энергию. Отсутствие правил пользования энергией, соответствующих Гражданскому кодексу Российской Федерации, позволяет энергетикам диктовать ЖКХ свои условия учета и потребления. В конечном итоге бюджет несет неоправданные затраты.

 

Глава города отвечает за теплоснабжение, поэтому он должен отвечать также за использование кредитов, направленных на оптимизацию теплоснабжения.

 

В связи с этим, чтобы не выплеснуть с водой ребенка , в рассмотрении проблем масштабных энергетических перестроек должны принимать активное участие специалисты ЖКХ и муниципалитеты.

 

Учитывая особенности теплоснабжения городов России, иногда все ТЭЦ принадлежат AO Энерго , реструктуризация PAO ЕЭС России напрямую затронет теплоснабжение городов, а следовательно всю систему ЖКХ через тарифы.

 

Здесь роль муниципалитета должна быть также поднята. Целесообразно, чтобы сэкономленным топливом в результате энергосберегающих мероприятий муниципалитет распоряжался сам. Должен быть разработан механизм использования топлива, дающий возможность модернизировать оборудование котельных и строить новые современные мини-ТЭЦ в городах.

 

Нельзя также отделять теплоснабжение городов от топливо обеспечения.

 



 

Гигаватты - от морских волн и ве. Україна і Міжнародне енергетичне агентство. Предисловие главного редактора. Япония не ждет РАО. Инвентаризация выбросов парников.

 

Главная >  Энергосбережение 

0.0096