Главная >  Энергосбережение 

 

Цена новая. Новая цена газа для Украины, несмотря на ее резкое повышение, остается на приемлемом уровне. С этим согласны все, кроме Юлии Тимошенко, которая намерена разыграть самые невероятные сценарии, чтобы добиться от России ценовых уступок по топливу

 

Глеб Простаков

 

Туркменский фактор

 

Больше, чем ожидали, но меньше, чем могло бы быть — так можно было бы охарактеризовать новые договоренности по поставкам газа. В прошлый четверг Украина и Россия согласовали условия этих поставок в следующем году. Новая цена топлива, продаваемого на границе, выросла почти на 40% — до 179,50 доллара за тысячу кубометров. Она оказалась выше, чем предполагалось ранее: еще две недели назад речь шла о максимальной стоимости 160 долларов за тысячу кубов. Однако в конце ноября произошел форс-мажор, повлиявший на весь ход газовых переговоров.

 

Поскольку туркменское топливо закрывает больше половины газового баланса Украины, пересмотра его стоимости для нашей страны в сторону резкого повышения избежать было невозможно. Вслед за Туркменистаном о желании повысить цену газа заявили Узбекистан и Казахстан. По некоторой информации, казахи предложили «Газпрому» покупать его по 190 долларов за тысячу кубов. Эти центральноазиатские державы совокупно поставляют в Украину 15 млрд кубометров, или 20% от потребностей в импортном газе. Действовать нужно было быстро, иначе о поэтапном повышении стоимости топлива до европейского уровня можно было бы забыть. Так что в нынешних условиях 179,50 доллара являются для нас если не победой, то вполне приемлемым вариантом.

 

В конце ноября повысить цену на свой газ потребовал Туркменистан, который фактически поставил России ультиматум: или северный сосед соглашается платить больше, или туркменское топливо полностью уйдет из РФ. Именно в это время президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов вел активные переговоры с европейскими и американскими компаниями об участии в поставках газа по газопроводу Nabucco, идущему в обход России. По неофициальной информации, европейцы предложили туркменам очень выгодные ценовые условия. Только это заставило российскую госкомпанию «Газпром», которая стоит перед необходимостью выполнения экспортных контрактов перед ЕС, согласиться с нарушением достигнутых ранее договоренностей, согласно которым до 2009 года Туркменистан был обязан продавать России топливо по 100 долларов за тысячу кубометров. В итоге Кремлю пришлось пойти на уступки: цена туркменского газа в первом полугодии 2008 го составит 130 долларов, во втором — 150 долларов за тысячу кубов.

 

Но повышение транзитной ставки все же имеет практический смысл. Если стоимость транзита среднеазиатского газа уже включена в цену для Украины, то за транзит по нашей территории Россия платит живыми деньгами. Это значит, что поток средств, проходящих через компанию «Укртрансгаз» — дочернюю структуру НАК «Нафтогаз України», увеличится. Сейчас дочка находится в предбанкротном состоянии из-за невозможности в полном объеме рассчитываться за потребляемый технологический газ. Поэтому вся дополнительная прибыль от транзита уйдет на оплату подорожавшего технологического топлива. Но с увеличением собственной добычи газа (нескольким региональным отделениям «Укртрансгаза» уже разрешено использовать топливо собственной добычи для технологических нужд), а также постепенной реконструкцией газоперекачивающих агрегатов с частичным переводом их работы с газа на электроэнергию (так можно сэкономить до 40% топлива) финансовое состояние украинской компании может улучшиться. Так что в стратегическом плане решение о повышении ставки транзита было верным.

 

Помимо цены газа изменилась и ставка транзита, которая теперь составляет не 1,60 доллара за транспортировку тысячи кубометров газа на расстояние сто километров, а 1,70 доллара. Это незначительное повышение (всего на 6%) на первый взгляд кажется бессмысленным. Дело в том, что ставка за транзит российского топлива по территории нашей страны и ставка, по которой среднеазиатский газ транспортируется в Украину, жестко привязаны друг к другу и носят зеркальный характер. То есть изменение первой автоматически влечет за собой изменение второй на такую же величину. По нашей территории транзитом в Европу идет свыше 110 млрд кубометров российского газа (расстояние — примерно 1100 километров), тогда как по российской территории проходит 55 млрд кубов среднеазиатского (туркменского, узбекского и казахстанского) топлива (расстояние — от 2100 до 2700 километров в зависимости от выбранного маршрута). Затраты обеих стран на транспортировку друг друга почти уравновешивают. В первом случае — больше газа и меньше расстояние, во втором — наоборот.

 

Фондовый рынок отреагировал на увеличение стоимости топлива сдержано, серьезно упали только котировки акций концерна «Стирол», однако аналитики не склонны драматизировать ситуацию и говорить о банкротстве химиков. И. о. премьер-министра Виктор Янукович тоже остался недоволен ценой газа, но при этом дал понять, что нынешняя его стоимость — максимум, чего можно было добиться в ходе этих непростых переговоров. Так, несмотря на резкий скачок цены топлива для Украины, оно все равно стоит дешевле, чем в какой-либо другой импортозависимой стране Европы, кроме Белоруссии и Армении. Президент Виктор Ющенко назвал новую цену газа шоком для отечественной экономики. Но все же дал понять, что политизировать этот вопрос бессмысленно. «Такие разговоры не принесут ничего, кроме вреда. В этом вопросе нужно быть внимательными и осторожными», — сказал глава государства. Позицию Ющенко можно понять: по информации «Эксперта», на переговоры в Москву и. о. министра топлива и энергетики Юрий Бойко вылетел, имея с собой директивы президента, в которых максимально возможная цена обозначалась на уровне 185 долларов за тысячу кубов.

 

Тимошенко хочет новой войны

 

Юлия Тимошенко не скрывает, что после назначения премьер-министром попытается переиграть нынешние договоренности с РФ. Свою переговорную платформу она намерена строить на отказе от посреднических услуг компании RosUkrEnergo (RUE) и переходу к межправительственным соглашениям. В частности, речь идет о том, чтобы отобрать у RUE полномочия по продаже газа европейским потребителям и передать эти функции НАК «Нафтогаз України», а также о переходе на прямые его закупки в Средней Азии и России. Ни один из этих вариантов Кремль не устроит — ему это просто невыгодно. В то же время RUE, вопреки всем заявлениям, просуществует минимум до 2009 года, когда цена топлива для Украины еще больше приблизится к европейскому уровню. Рычагов, с помощью которых Москву можно было бы принудить к ликвидации посредника, у Тимошенко пока нет. Ссылки БЮТ на необходимость выполнения положений Энергетической Хартии несостоятельны хотя бы потому, что РФ этот документ не подписывала. К тому же нынешние требования Тимошенко полностью противоречат логике ее действий как премьера в 2005 году.

 

«Полным и безусловным провалом энергетической политики правительства Виктора Януковича» назвала нынешние газовые договоренности лидер БЮТ и вероятный глава нового Кабинета министров Юлия Тимошенко. Ее реакция также была вполне предсказуемой: в свое время Тимошенко полностью отстранили от газовых переговоров с Россией, хотя она неоднократно предпринимала попытки их вести. Ей было нужно не просто занять кресло премьер-министра, но и сделать всё возможное, чтобы сидеть в нем без особых потрясений, одним из которых как раз и является стоимость газа. По информации «Эксперта», ближайший соратник главы БЮТ Александр Турчинов недавно ездил в Москву, чтобы договориться о фиксации цен на топливо для нашей страны в обмен на миноритарную долю в нашей газотранспортной системе (ГТС). Но успехом переговоры не увенчались: то ли Кремль все еще не был уверен в назначении Тимошенко премьером, то ли компания «Газпром» рассчитывала на нечто большее, чем 25% украинской ГТС. В любом случае в Блоке Юлии Тимошенко активно готовили почву для газовых переговоров с Россией. Так, в конце ноября депутат от БЮТ Сергей Пашкевич зарегистрировал в парламенте законопроект, в котором предлагается передать газораспределительные сети в концессию на пятьдесят лет. Другой соратник Тимошенко, народный депутат Николай Сивульский, на днях заявил о необходимости акционировать ГТС. По его словам, собственниками газотранспортной системы должны будут стать как поставщики газа (то есть «Газпром»), так и потребители (европейские энергокомпании). «Рано или поздно нам придется на это (приватизацию. — ”Эксперт”) пойти», — заявил Сивульский.

 

Однако разобраться в этой логике необходимо, поскольку несмотря ни на что, именно Юлии Тимошенко в ближайшее время предстоит решать актуальные проблемы в энергетике, в том числе и те, которые касаются переговоров с Россией и газовой политики на внутреннем рынке. В феврале 2005 го появилось распоряжение Кабмина, подписанное Тимошенко, «О реэкспортных операциях с товарами иностранного происхождения», которым фактически запрещался реэкспорт природного газа. Таким образом, НАК «Нафтогаз України» прекратила свое участие в совместных с «Газпромом» программах экспорта топлива, которые осуществляла с 2002 года. В результате ежегодно нацкомпания недополучала 500 млн. долларов прибыли, а также потеряла контракты на экспорт газа в 2006–2009 годах на сумму четыре миллиарда долларов. В этом контексте нынешнее желание лидера БЮТ вернуть компании «Нафтогаз України» статус газового экспортера вызывает удивление. Это подтверждает и другое решение правительства Тимошенко образца 2005 го о повышении налоговой нагрузки НАК «Нафтогаз України» до 8,7 млрд. гривен. При этом финансовый план компании на тот же год утвердили с дефицитом средств 4,1 млрд гривен, который должны были покрыть внешние заимствования.

 

Без принципов

 

 

Что касается межправительственных соглашений, то именно Тимошенко дала повод для их пересмотра в 2005 году, когда настояла на разрыве так называемого Дополнения № 4 к контракту о поставках газа. В нем цена российского топлива как раз и фиксировалась на уровне 50 долларов за тысячу кубометров. Этим моментально воспользовались в Москве, инициировав пересмотр всего пакета газовых договоренностей с нашей страной, в частности, была разорвана привязка ставки транзита к стоимости газа и пр. Сейчас лидер БЮТ хочет реанимировать все те соглашения, которые сама же когда-то и зарубила. Но за два года ситуация кардинально изменилась: «Газпром» уже не откажется от курса на повышение цены газа для стран СНГ — это определено как один из приоритетов его среднесрочной политики. Единственное, что может переубедить топ-менеджеров госмонополиста, — сдача на приемлемых условиях украинской ГТС. И в БЮТ к этому, кажется, вполне готовы.

 



 

Экономия энергии. Новая страница 2. Перечень публикаций Центра энерг. Проект. Новые технологии угольной генера.

 

Главная >  Энергосбережение 

0.0222