Главная >  Энергосбережение 

 

CОВМЕСТНОЕ ВНЕДРЕНИЕ. Совместное внедрение

 

Перевод выполнен энергосервисной компанией "Экологические системы"

 

Joint Implementation , by Mr. Henrik Duer, senior economist,
COWI, consulting engineers and planners

 

Хенрик Дуэр, старший экономист COWI

 

Одним из инструментов снижения затрат на уменьшение ВПГ является механизм Совместного Внедрения (СВ). Идея заключается в кооперации 2-х стран и совместном разделении выгод от климатических проектов. Одна страна может инвестировать в уменьшение ВПГ в другой стране при более низких затратах на уменьшение ВПГ. В ответ, инвестирующая страна может распоряжаться частью полученного благодаря проекту СВ уменьшения выбросов.

 

Климатическая Конвенция и Киотский протокол призывают промышленные страны ограничить выбросы парниковых газов (ВПГ), включая выбросы СО2, в частности, в секторе энергетики. Эти соглашения создают дополнительные затраты у стран-участниц. Существует договоренность, что ограничение должно быть достигнуто по возможности с минимальными затратами.

 

Состояние проблемы

 

Для каждого проекта СВ вводятся сертифицированные Единицы Уменьшения Выбросов (ЕУВ) (измеряемые в тоннах СО2 эквивалента). Часть ЕУВ могут быть переданы в инвестирующую страну и использованы ею для выполнения собственных обязательств. Проекты СВ ограничены промышленными странами, которые выразили готовность ограничить ВПГ. В частности, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), находящиеся в переходном экономическом периоде, имеют большой потенциал низкозатратных проектов по уменьшению ВПГ. Многие наблюдатели видят огромный потенциал в кооперации между западными странами и странами ЦВЕ благодаря проектам СВ, уменьшающим общие затраты на соблюдение климатических обязательств и содействующим энергетической эффективности в странах ЦВЕ.

 

Однако, механизм СВ еще не полностью принят странами международного сообщества:
Киотский протокол ратифицирован еще не всеми странами-участниками;

 

Начальная фаза внедрения работ по СВ была проведена в 1995-2000 годы. В Киото промышленные страны утвердили концепцию СВ. Киотский протокол позволяет получение ЕУВ, появившееся в результате действий по СВ и передачу второй стороне для использование в бюджетный период (2008-2012 годы).

 

Еще не составлены правила, по которым проекты могут быть отнесены к проектам СВ, еще нет критериев по количественному и качественному определению ЕУВ и так далее.

 

Стороны еще не решили вопрос о разрешении проектов СВ до 2008-2012 годов, начала периода обмена квотами. Согласно другому механизму Киотского Протокола, Механизму Чистого Развития (МЧР), аналогу СВ для развивающихся стран, развитые страны имеют право накапливать ЕУВ в банке в течении 2000-2007 годов, чтобы реализовать их в течении 2008-2012 годов.

 

Рынок СВ в регионе Балтийского Моря

 

Уточнение правил и условий по СВ и полная ратификация Киотского Протокола ожидается в течение нескольких последующих лет.

 

Имеются большие различия, как в выбросах СО2 , так и в энергетической эффективности в регионе, что свидетельствует о большом потенциале проектов СВ и о важности кооперации работ в энергетике (для уменьшения влияния на климат). В долгосрочной перспективе ожидается повышенный спрос на проекты СВ, но в краткосрочной перспективе их рынок ограничен по следующим причинам:
Не определена денежная стоимость уменьшения ВПГ, которая должна производиться проектами СВ. Рынок для ЕУВ еще не создан. Нет стимулов для финансирования возможными инвесторами проектов СВ;

 

В странах ЦВЕ, относящихся к региону Балтийского Моря, имеется огромная потребность в инвестициях в сектор энергетики, особенно, в инвестициях по улучшению энергетической эффективности, замене топлива и экологических улучшениях в теплоэнергетике и электроэнергетике, энергосбережении потребителей. Проекты ранжируются от большого количества небольших проектов преобразований бойлеров до капиталоемких инвестиций в улучшение энергетической эффективности промышленности и энергетических компаний.

 

Концепция СВ еще не полностью развита, ее политическая приемлемость пока еще сомнительна, не созданы и не приняты законы, и крайне ограничено знакомство с этой концепцией возможных инвесторов.

 

Инвестиции в сектор энергетики в странах ЦВЕ и СНГ сложны, неопределенны и крайне рискованны, они вызывают высокие операционные затраты;

 

Ряд проектов и вовлечение частного сектора в СВ также зависят от практической организации проектов СВ. Национальные программы и международные финансовые учреждения могут помочь содействию СВ, уменьшению рисков и неопределенностей, предстающих перед потенциальными инвесторами.

 

Большинство проектов в секторе энергетики выполнены на двусторонней основе, роль частных инвестиций ограничена. Однако, интерес к проектам СВ усилится по мере приближения 2008-2012 годов, когда появится возможность кредитования уменьшения ВПГ в проектах СВ. Ожидается рост рынка в случае, если условия СВ станут более прозрачными, а инвестиционный климат в энергетике будет более привлекательным.

 

Уже существует несколько больших программ СВ:

 

Международные программы СВ

 

В последующие 3 года фонд планирует инвестировать около 20 проектов, в частности в области возобновляемой энергетики. Большинство проектов будет принято директоратом МБ, однако возможны и другие каналы. PCF будет покупать ЕУВ проектов по цене 5-15 долларов за тонну эквивалента выбросов СО Проекты будут предлагаться в рамках международных тендерных процедур.

 

Мировой Банк (МБ) создал особый финансовый фонд, PCF (Прототипный углеродный фонд). Целью этого фонда является получение опыта внедрения проектов СВ и МЧР и участие в разработке правил и законов. Средства фонда ограничены 150 млн. долларов и 2012 годом. Фонд финансируется правительствами и частными компаниями. В настоящий момент участниками фонда являются 4 страны (Финляндия, Швеция, Норвегия и Голландия) и 9 частных компаний Европы.

 

Увеличивающийся интерес Скандинавских стран к СВ

 

Голландия развивает большую программу, ERUPT, для уменьшения ВПГ к 2008-2012 годам на 6% от уровня 1990 года. Голландское правительство намерено добиться, по крайней мере, 50% уменьшения выбросов внутри страны. Оставшееся количество будет реализовано посредством Киотских механизмов, в частности, СВ. ERUPT является международным тендерным механизмом, посредством которого Голландское правительство предлагает покупать ЕУВ у частных фирм, которые участвуют в проектах СВ. Основа идеи заключается в том, что правительство на регулярной основе приглашает частные компании подавать предложения для проектов СВ и передачи ЕУВ. Затем правительство выбирает наиболее привлекательные предложения. Голландское правительство предоставляет 150 миллионов долларов ERUPT для финансирования закупок ЕУВ в течение будущих лет.

 

Скандинавские правительства заинтересованы в реализации проектов СВ и в том, чтобы регион Балтийского моря стал тестовым полигоном для СВ. Идея заключается в создании цепочки международных соглашений по СВ и в развитии законодательной базы, привлекательной для инвесторов проектов СВ. Создание тестового полигона – только идея. В случае ее реализации будут уменьшены политические и финансовые неопределенности для инвесторов и появится инструмент внедрения СВ в регионе Балтийского моря.

 

Большинство Скандинавских стран имеют национальные программы по проектам СВ или для международной кооперации климатических проектов. Например, Датское Энергетическое Агенство создало Демонстрационную Программу СВ, целью которой является содействие ряду демонстрационных проектов СВ и обучение практическому опыту по вопросам СВ, в частности, в странах Балтийского региона. В основном программа предназначена для частных инвесторов и для энергетических компаний.

 



 

Киотский протокол и теплоэнергет. Регенеративные источники энергии. Панельно-лучистое охлаждение пом. Когенераторные технологии. Тезисы по энергокризису.

 

Главная >  Энергосбережение 

0.0129