Главная >  Энергосбережение 

 

Новая страница 1. А. Мироненков, Т. Сарсенбеков

 

Совместный ресурсный потенциал – инструмент против кризиса в электроэнергетике

 

Энергетические ресурсы государств Сообщества

 

Рост современной мировой экономики, сопровождающийся беспрецедентным в истории человечества потреблением энергоресурсов, кардинально меняет геополитическую ситуацию в мире, выдвигая на первый план энергетические параметры и факторы международных отношений и безопасности. Стремление решить проблемы энергообеспечения является во многих случаях решающим фактором в интеграции стран, располагающих запасами нефти и газа, и стран, не обладающих ими в достаточной степени. Евразийское экономическое сообщество также не является исключением из общих правил и не стоит в стороне от глобальных тенденций. Как известно, сейчас эксперты ЕврАзЭС вплотную подошли к выработке концептуальных подходов к формированию общего энергетического рынка государств – членов ЕврАзЭС и эффективному использованию водно-энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона. Эта задача была поставлена еще в августе 2006 года. А в апреле текущего года Совету по финансово-экономической политике государств – членов ЕврАзЭС был представлен Доклад о повышении эффективности совместного использования энергетических ресурсов государств – членов ЕврАзЭС для генерации электрической энергии, подготовленный ОАО РАО «ЕЭС России» с участием экспертов энергетических компаний государств Сообщества.

 

Такой подход вполне обоснован. Именно в электроэнергетике, с одной стороны, создалась кризисная ситуация, а с другой – имеется реальная возможность решения задач ее развития на основе совместного рационального использования ресурсного потенциала.

 

Совокупный энергетический потенциал государств Сообщества оценивается в 10% мировых доказанных запасов нефти (уступая только ОПЕК), 29% запасов газа и 20,7% запасов угля. Однако имеются резкие различия по объему запасов и степени их использования. Киргизия и Таджикистан, например, располагают в основном гидроэнергетическим потенциалом, который, по оценкам, составляет более 370 млрд. кВт-ч/год; в Белоруссии доступные для освоения первичные энергоресурсы ограничены. Это обстоятельство может служить одним из факторов усиления интеграционных процессов не только в энергетике, но и других отраслях экономики Сообщества. Наиболее привлекательным направлением в этом может быть совместное использование богатого гидроэнергетического потенциала и угольных месторождений стран Сообщества для генерации электрической энергии.

 

Будет справедливым отметить, что до настоящего времени в инвестиционном секторе энергетики государств – членов ЕврАзЭС вектор сотрудничества только обозначается и еще не стал определяющим для интеграционных процессов в Сообществе. Даже при наличии достаточных финансовых ресурсов в отдельных государствах – членах ЕврАзЭС (Казахстан, Россия) взаимные инвестиции государств Сообщества при небольшой тенденции к росту составили в общем объеме иностранных инвестиций, поступивших в 2005 году, в Белоруссии – 29,3%, в Казахстане – 14,2%, Киргизии – 29,0%, России – 2,5% и Таджикистане – 1,6%. Из инвестиционных энергетических проектов, осуществляемых в формате ЕврАзЭС, можно указать только на проекты достройки Сангтудинской ГЭС-1 и Рогунской ГЭС в Таджикистане, реализуемых с участием российских компаний. Проблема совместного использования водных ресурсов актуальна для Центральной Азии, где водные ресурсы определяют одновременно устойчивость и продуктивность орошаемого земледелия и энергетическую безопасность отдельных государств. Отсутствие инвестиционных источников является одним из серьезных препятствий для реализации масштабных гидроэнергетических проектов, не позволяя обеспечить на ближайшую перспективу устойчивое совместное водопользование в бассейнах трансграничных рек региона. Существующие противоречия между ирригационными требованиями к режиму работы водохранилищ со стороны государств нижнего течения рек и энергетическим использованием запасов воды государствами зоны формирования стока в дефицитный зимний период не позволяют реализовать даже начатые в советский период проекты. Очевидно, что государства Сообщества и национальные бизнес-структуры пока еще предпочитают получать инвестиции из авторитетных международных финансовых институтов, диктующих условия их предоставления, а недавно созданный Евразийский банк развития в силу своей «молодости» пока еще не стал таким финансовым институтом. Взаимному инвестированию в определенной мере препятствует неотработанность механизма гарантий возврата и защиты инвестиций.
Принимая во внимание ожидаемый рост потребления электроэнергии, прогрессирующий физический износ действующих генерирующих мощностей и недостаточность собственных финансовых ресурсов для создания новых объектов генерации в отдельных государствах, очевидно, что государства Сообщества в ближайшее время встанут перед острой необходимостью крупных инвестиций в электроэнергетику.

 

За период с 1991 по 2006 год суммарное производство электроэнергии в государствах Сообщества снизилось на 11,5%, и, хотя установленная мощность электростанций увеличилась на 7,6%, физический износ основных фондов достиг критического уровня. При этом межгосударственная торговля электроэнергией за этот же период сократилась в 3–4 раза, составляет всего 3,5% объема ее производства и обусловлена в основном требованиями водно-энергетического обмена между государствами Центральной Азии, а не коммерческими интересами. В результате создаются зимние дефициты энергоресурсов и летние излишки электроэнергии в Киргизии и Таджикистане в объеме 3–4 млрд. кВт-ч.

 

 

Оценка существующего состояния энергетического сектора государств Сообщества позволяет сделать вывод о том, что государства – члены ЕврАзЭС в совокупности обладают большим потенциалом для удовлетворения роста внутренних потребностей в энергии за счет взаимопоставок энергоресурсов и создания общего энергетического рынка. Для этого имеются благоприятные предпосылки в виде достаточной обеспеченности энергетическими ресурсами, развитой энергетической инфраструктурой, выгодным геополитическим положением и технологической совместимостью. Однако странам придется на пути к интеграции решить ряд проблем, связанных с существенными различиями в моделях и уровнях реформ энергетических секторов национальных экономик, территориальной неравномерностью распределения энергетических ресурсов по государствам Сообщества, существенным износом основных фондов и дефицитом генерирующих мощностей. Кроме того, необходимо указать на нерешенность проблемы водно-энергетического регулирования в ЦАР, взаимозависимость использования водных и энергетических ресурсов в условиях ЦАР, неразвитость межгосударственной торговли энергетическими ресурсами, электроэнергией и нерешенность проблем транзита энергоресурсов и электроэнергии, а также дефицит финансовых ресурсов в отдельных странах Сообщества для масштабных инвестиций. Поэтому в числе приоритетов должны быть выделены механизмы совместного использования гидроэнергетического потенциала и запасов месторождений угля для генерации электрической энергии, совместного развития альтернативных видов энергии и повышения эффективности использования потенциалов топливно-энергетических комплексов стран Сообщества и обеспечения их энергетической безопасности.

 



 

Руководство для ЭСКО. Особенности российского энергоде. Военные прочат человечеству экол. Апокалипсис наступит в 2050 году. Холодильное оборудование для пре.

 

Главная >  Энергосбережение 

0.0135