Главная >  Потенциал энергии 

 

Законодательная база и нормативн. Основные положения законодательства России в области ЭСКО, стимулы для энергосбережения

 

Данил Смирнягин, Солид Инвест

 

Говоря об общем состоянии законодательства России в области энергосбережения, можно отметить следующие моменты:

 

Данный доклад был подготовлен совместно с Институтом Исследований Экономики Финляндии для Финского Технического Университета. В нем рассматриваются некоторые вопросы законодательного регулирования, а также представлены возможные формы договорных отношений сторон в рамках ЭСКО-проектов.

 

· Конкретные законодательные и нормативные акты в энергетической сфере не содержат положений ориентирующих потребителей энергии к энергосбережению. Действующие правовые акты, в том числе Федеральный закон “Об энергосбережении”, носят обобщенный и большей частью декларативный характер и практически лишены значения для частных энергосберегающих проектов.

 

· Общая правовая база для реализации проектов ЭСКО в России характеризуется отсутствием эффективных специальных и комплексных законодательных стимулов для организаций, осуществляющих мероприятия по энергосбережению.

 

Тем не менее, ряд стимулов к энергосбережению все-таки существует. Так, потребители (кроме абонентов - физических лиц) освобождаются от обязанности возместить расходы поставщика энергии, вызванные уменьшением потребления вследствие проведения потребителем энергосберегающих мероприятий. Государственные предприятия и организации ограничены лимитами энергопотребления, однако получили возможность оставлять в своем распоряжении денежные средства, сэкономленные в результате мероприятий по энергосбережению на период, превышающий на один год срок окупаемости затрат на них. В то же время, целевые государственные программы энергосбережения и энергоэффективности, принимаемые на федеральном и региональном уровнях, адресованы к государственным и муниципальным властям и могут рассматриваться как декларации, не подлежащие учету в ходе реализации ЭСКО проектов, в которых не предполагается участие этих властей.

 

· Модельный закон стран СНГ “Об энергосбережении” не внедрен в национальное правовое поле России, и большинство его позитивных новшеств лишены практического эффекта.

 

Государственные органы, занимающиеся вопросами энергосбережения и энергоэффективности

 

В общем, можно сделать вывод, что в настоящее время все еще нет достаточной правовой поддержки и стимулов для операций по модели ЭСКО в российской энергетической сфере.

 

В функции Федерального агентства по энергетике входит разработка планов, программ, а также издание индивидуальных нормативных актов в рассматриваемой области.

 

Основным органом государственной власти, в компетенцию которого входит решение вопросов энергосбережения, является Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации. Кроме него, в реализации федеральной и региональных программ энергосбережения и энергоэффективности задействованы другие министерства, а также большое количество различных комитетов и комиссий.

 

Некоторые вопросы госрегулирования

 

Федеральная служба по технологическому надзору является контролирующим и лицензирующим органом в энергетическом секторе.

 

Что касается таможенного и налогового регулирования, то особых мер здесь законодательство также не предусматривает. Можно использовать налоговые льготы, предоставляемые иностранным инвесторам. Интересной формой работы являются лизинговые схемы, позволяющие снизить выплаты по налогу на прибыль за счет уменьшения налогооблагаемой базы. Обычно такую возможность имеет клиент ЭСКО-компании, так как в большинстве случаев именно он выступает в роли лизингополучателя.

 

Сертификаты и лицензии в рамках ЭСКО-проекта в России обычно не требуются. Исключениями могут быть случаи, когда ЭСКО-компания рассматривается как эксплуатирующая тепловые и электроэнергетические сети – эти виды деятельности требуют обязательного лицензирования. Лицензия выдается сроком на пять лет Федеральной службой по технологическому надзору. Кроме того, обязательной сертификации подлежит все энергопотребляющее оборудование. В настоящее время система сертификации проходит период реформирования, что может затруднить реализацию проектов в рамках ЭСКО.

 

В соответствии с принятой энергетической стратегией России на период до 2020 г., предполагается реализация некоторых целевых программ по энергосбережению. Предполагается, что реформа энергетического сектора усилит и увеличит рыночные и правовые стимулы для реализации ЭСКО-проектов.

 

Что касается регионального уровня, то, несмотря на значительный список нормативных актов в сфере энергетики, на практике они реализуются с трудом.

 

Основной документ, регулирующий отношения сторон при реализации ЭСКО-проекта – энергетический контракт. В его рамках регламентируются различные положения: консалтинг, поставка оборудования и т. д. Можно эти положения оформить и отдельными договорами. Выделяются три типа энергетических контрактов:

 

Возможные формы договорных отношений сторон в рамках ЭСКО

 

контракт с выплатой за счет сэкономленных средств;

 

контракт с гарантированным размером энергосбережения, когда финансирование осуществляется за счет клиента;

 

Предлагаются следующие возможные схемы взаимоотношений сторон в ЭСКО-проекте. Основная: ЭСКО-компания выступает как консультант. Финансирование может осуществлять как она, так и привлеченная кредитная организация. Клиент берет на себя риск поставки оборудования. Другой вариант этой схемы – включение в нее лизинга. В рамках энергетического контракта с ЭСКО-компанией предусматриваются общие требования к лизинговым операциям. Конкретные условия устанавливаются в договоре лизинга. ЭСКО-компания выступает в роли лизингодателя, получая как выплаты по проекту, так и лизинговые платежи.

 

контракт с долей прибыли от энергосбережения, когда все риски берет на себя ЭСКО-компания.

 

Последняя схема, также предназначенная для работы с госпредприятием, имеет целью привлечение профессиональной иностранной ЭСКО-компании для работы в России. При реализации этой схемы создается отечественная ЭСКО-компания, доли в которой принадлежат иностранному партнеру и какому-то публичному образованию (органу государственной власти).

 

Другая схема используется для работы с государственной компанией. Порядок финансирования здесь такой. За счет средств органа государственной власти и кредитной организации создается револьверный фонд , оформляемый как самостоятельный региональный фонд, или специально организованная компания. Подобные схемы уже опробованы на практике, но не являются очень популярными. Для снижения затрат по приобретению оборудования ЭСКО-компания может выступить в качестве его поставщика.

 



 

Киловатт-часы вместо кубометров. В апреле будет создана газовая ОПЕК. Нефть ставит рекорды. Амбициозные планы российского. Трубопроводная система и энергоб.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0095