Главная >  Потенциал энергии 

 

В энергоэффективности главное -. Различные варианты действий на случай взрывного увеличения цен на энергоносители на ПРУП Дзержинский экспериментально-механический завод , как и во всем ПО БелавтоМАЗ , куда входит предприятие, начали просчитывать еще 2 года назад. Тогда же были определены основные параметры новой стратегии развития, суть которой состоит в обеспечении качественного роста производства с опорой на человеческий фактор.
Производство на ПРУП ДЭМЗ не относится к числу энергоемких. Здесь изготавливают грузовые платформы и каркасы кузовов для всех автобусов, выпускаемых МАЗом (в нынешнем году на головное предприятие объединения будет отправлено до 95 % продукции), соответственно основные энергозатраты связаны с выполнением сварочных работ и обогревом помещений. Замена устаревшего сварочного оборудование современным, в основном российского производства, начатая 2 года назад, позволила снизить потребление электроэнергии на треть. По расчетам заместителя директора по экономическим вопросам А.В. ПОГРЕБИЦКОГО, эти затраты окупятся в течение двух ближайших лет. Своевременное техперевооружение помогло в значительной мере самортизировать и удар, нанесенный в этом году дополнительными затратами на оплату энергоресурсов. Хотя их доля в себестоимости изделий ПРУП ДЭМЗ составляет около 4%, предприятию пришлось пойти на дополнительную корректировку цены своей продукции, чтобы поддержать экономику МАЗа. Это нормальный, правильный шаг для предприятий, находящихся в одной технологической цепочке, - подчеркивает А.В. Погребицкий. - Мы сохранили достаточную рентабельность в 10 %, а предлагать МАЗу дорогую продукцию, чтобы потом его автобусы и грузовики не находили сбыта, для нас не имеет экономического смысла .
Понятно, однако, что, потеряв часть прибыли, предприятию необходимо отказаться от каких-то программ развития. Каких?
Возможность замораживания зарплаты тут не рассматривается в принципе. Предприятие - это не станки, предприятие - это прежде всего кадры. Мы потому и смогли сравнительно безболезненно пережить кризис начала 90-х гг., что сохранили костяк коллектива. Давали людям доплаты, убеждали, но лучших специалистов обязательно удерживали. Никто, даже министр, не верил, что мы сможем освоить выпуск автобусных каркасов, совершенно новой для нас продукции, за квартал. Но мы это сделали. По сути на кадры завязана и заводская программа энергосбережения. Квалифицированная, творческая работа всего коллектива - ключ к ее выполнению , - подчеркивает директор предприятия Е.Л.КОЛЕСНИК. Поэтому квалифицированный рабочий на заводе получает от 1,2 млн. руб., средняя зарплата по предприятию в 2006 г. достигла 805,8 тыс. руб. Но поскольку продукция выпускается действительно качественная и платят за нее хорошо, то требование об опережающем росте производительности труда на предприятии выполняют без большого напряжения. В прошлом году, например, зарплата выросла на 131,3 %, производительность труда - на 145,1 %, при этом выпуск продукции увеличился на 183,5 %. Впрочем, нынешний показатель доли заработной платы в себестоимости продукции на уровне 20-22 % на предприятии намерены жестко выдерживать в любой ситуации.
Так как выпуск конкурентоспособной высококачественной продукции предполагает развитие производства, внедрение современных технологий, техническое переоснащение. Только в 2006 г. в основной капитал инвестировано 825 млн. руб. собственных средств, или 167,7% к уровню прошлого года.
Существующая на заводе система отопления слишком расточительна, использовать ее в комфортном режиме нереально, - говорит А.В. Погребицкий. - Когда в 2004 г. выполнялись расчеты по росту цен на энергоносители, мы поняли, что самая сложная задача связана как раз не с оборудованием, а с созданием комфортных условий труда. Стоимость системы инфракрасного локального обогрева рабочих мест на газу, которую мы собираемся установить, составляет 2 млрд. руб. Если покупать ее самим, то на эти цели надо в течение 2-3 лет использовать всю чистую прибыль (2006 г. - 850 млн. руб.), что, разумеется, неприемлемо. Инвестиционные банковские кредиты у нас все еще слишком дороги. Но ведь завод входит в объединение. Как мы помогаем МАЗу, снижая для него отпускные цены, так, в свою очередь, рассчитываем на его поддержку в реализации инвестиционной программы .
Речь, разумеется, не идет о безвозмездной финансовой помощи, для которой МАЗу тоже сложно найти ресурсы. В рамках объединения можно выстроить гораздо более эффективную схему взаимной поддержки: МАЗ закупает необходимое партнеру оборудование, затем ДЭМЗ в течение 2-3 лет покрывает ему затраты поставками готовой продукции. Помимо прочего, получается еще и экономия на налогах. На заводе уверены: в нынешнем году эта программа должна быть реализована.
Одновременно, скорее всего уже за счет собственных средств, планируется оборудовать несколько газовых мини-котелен, чтобы подавать тепло в административные здания, бытовые помещения. При этом на заводе не скрывают, что с точки зрения здравого смысла эта часть программы энергосбережения выглядит как минимум странно. В нескольких сотнях метров от территории предприятия находится крупная коммунальная котельная, к ней подведена теплотрасса. Можно было бы без проблем получать пар и горячую воду, но... Коммунальные предприятия устанавливают неподъемные для нас, производственников, цены, - поясняет А.В. Погребицкий. - Собственная теплоэнергия, даже произведенная отнюдь не на местных видах топлива, которыми мы просто не располагаем, получается в разы, а то и на порядок дешевле. Хотя, конечно, создавать параллельную систему теплоснабжения, когда рядом есть коммунальная котельная - экономический абсурд .
На заводе понимают, что проблема связана с принятой в системе коммунального хозяйства системой ценообразования, когда в затраты включаются и огромные потери на теплотрассах, и массовые неплатежи за теплоэнергию потребителей, в первую очередь населения, и многое другое. Государство очень серьезно помогло бы и коммунальщикам, и предприятиям, если бы предложило выход из фактически рукотворного ценового тупика. В том, что он существует, А.В. Погребицкий, экономист с 30-летним стажем, не сомневается.
На заводе надеются, что государство рационально подойдет к решению еще одной важной для всей промышленности проблемы. В стране, как известно, поставлена задача создать около 400 новых современных предприятий. Прежде чем заниматься их размещением, считают и директор, и его заместитель по экономике, следовало бы провести очень серьезную инвентаризацию имеющихся неиспользуемых и неэффективно используемых производственных площадей. Задействовав такие объекты даже частично, можно было бы сэкономить колоссальные средства на капитальном строительстве. ПРУП ДЭМЗ , хотя и отнюдь не новое предприятие (в январе нынешнего года завод отметил 30-летие), чрезвычайно заинтересовано в реализации такой программы. При достигнутых на МАЗе темпах роста производства автобусов Дзержинскому заводу через 2-3 года не будет хватать существующих площадей. Оптимальный вариант - перенести часть производства в расположенные поблизости неиспользуемые корпуса недостроенных либо почти не функционирующих предприятий. Тогда в Дзержинске можно было бы организовать даже сборку кузовов МАЗовских автобусов. Но выкупать помещения даже за небольшую цену заводу не по силам - средства потребуются для их достройки и переоборудования. Передать недвижимость безвозмездно тем, кто сможет ее эффективно использовать, - такое решение проблемы предлагают руководители одного из самых динамичных в республике предприятий.
Производственники приняли на себя основной удар от роста цен на энергоносители, - говорит Е.Л. Колесник. - Но на программу энергосбережения и обеспечение роста производства, улучшения качества продукции и условий труда средств у них явно не хватит. Вот почему так важно, чтобы в стране проводилась политика активной поддержки производителя и наиболее рационального использования всех имеющихся ресурсов .

 

Д. Семенов

 



 

Ассоциация НезависимыхЭнергопроизводителей. В. Город будущего и его энергетика. О ходе реализации проекта. Стр. 22.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0027