Главная >  Потенциал энергии 

 

Энергоаудит и аудит. Общие истоки проблем

 

Огородников Д.Д.

 

Но только по первому впечатлению. Нетысяча, а те первые полторы сотниэнергоаудиторских фирм сегодня часто итрудно ищут работу. Количество объектов «шеститысячников»(предприятий, потребляющих энергоресурсыежегодно более 6000 тонн условного топлива,энергоаудит для которых обязателен позакону) выбрано почти полностью. Во всякомслучае, промышленных объектов. Для многихиз них отпадает требование обязательностиэнергетического обследования, увы, потому,что сворачивается производство ипотребление энергии. А те, которыенеизбежно остаются обязательноинспектируемыми, это, как правило, объектыкоммунального хозяйства (МУПы). Они не всостоянии обеспечить свои основные функции(размораживают города), не говоря о том,чтобы заказать энергоаудит. Не помогло имдаже распространившееся включениестоимости энергоаудита в тариф, котороеосуществили энергетические комиссии.Предприятия отказываются от энергоаудита,а администрации ничего с этим поделать немогут.

 

Два – три года назад энергоаудитпредставлялся как очень динамичноразвивающийся бизнес в России. Его развитиеподхлёстывала позиция активных инженеров– энергетиков, ощутивших вкус к даннойработе, а также нарастающие и активнораспространяющиеся с Востока на Западкризисы в энергоснабжении. Появились дажепризнаки грюндерства (всплескаучредительской активности),энергоаудиторские компании росли как грибыпосле дождя. В начале наступившего века ихбыло чуть больше полутора сотен, в 2002 годууже около четырёх сотен, к окончанию 2003 годаколичество энергоаудиторских фирмперевалило за тысячу. Слово сталопопулярным. Конференции, совещания,семинары, тренинги, лавина публикаций.Простой пример - запрос по Интернету вЯндексе, в один из дней конца 2003 года наслово «энергоаудит». Результат поиска:страниц — 9078, сайтов — не менее 608, Запросовза месяц: энергоаудит — 39 ( Хотя,безусловно, это не так, как за рубежом. Поискпо запросу “energy audit “ через Alta Vista даётболее 300 тысяч ссылок, через Yahoo – почти 830тысяч, через Googl -1,2 миллиона.) И второйпример запроса снова в России насловосочетание «энергетическиеобследования». Результат поиска: страниц —898, сайтов — не менее 299 Запросов за месяц:энергетические — 14791, обследования — 4446.Казалось бы – как здорово!

 

Положение сходно во многом не только вэнергоаудите, но и во всём том, чтоименуется аудитом хозяйственно-финансовой(АХФ) деятельности предприятий, которыйсегодня насчитывает шестнадцатилетнююисторию и регулируется нормами закона 119 ФЗ«Об аудиторской деятельности». И во многихдругих разновидностях функциональногоаудита и управленческого консультирования,таких как аудит соответствия в системахуправления качеством, внутренний аудиткорпораций. По словам заместителяпредседателя Комитета по бюджету и налогамГосударственной Думы третьего созываВалерия Владимировича Гальченко [1]:статистика свидетельствует, рынокаудиторских услуг России сегодня сильноусечен, а по существу деформирован.Отечественный аудит во многом сосредоточенна обслуживании отношений предприятий сгосударственными органами (прежде всегоналоговыми) и решении узкого кругауправленческих задач. Не удивительно, чтовыбор клиента определяется в первуюочередь стоимостью услуг и способностьюаудиторской фирмы отстоять свое заключениево властных инстанциях, в том числе и в суде.На рынке продолжает действовать «презумпциянедоверия», причем не столько к аудиторам,сколько к системе в целом. Квалификацияаудитора, достоверность его заключения и т.п.не имеют существенного значения. Приобслуживании взаимоотношений клиентов сналоговыми органами важно не столькокачество проверки и отчета, сколькоспособность аудитора быстро решитьвозникающие в работе с государственнымиорганами проблемы, способность «замятьдело». Квалификация и профессионализмимеют ведущее значение лишь в том случае,когда аудит проводится для решенияуправленческих задач, связанных среорганизацией предприятия, адаптацией кизменениям нормативно-правовой базы,внедрением системы контроля и учета,проведением ревизий. Рынок аудита вожидании прорыва.

 

Ощутима напряженность, которая тормозитэнергоаудит как бизнес. В аудите любойприроды, в том числе энергоаудите, всегдаесть два взаимодействующих субъекта:проверяющий и проверяемый. Слыша слова «аудиторскаяпроверка», упор делают на слове проверка.Может быть, поэтому, многие руководители из-заисконной и подсознательной нелюбвичеловеческой к всякого рода проверкам иревизиям переносит негативное отношение ина понятие аудит. В каждом бизнесе есть своицели, связанные с различными областямиприложения. Каждая фирма стремится достичьчего-то своего или по-своему. Но часто люди,связанные узами совместной деловойактивности сталкиваются в своих интересахи тогда происходит конфликт, который - одиниз самых главных врагов управленца, т.к. ондезорганизует людей, переводит их в эмоции,а не разум. Поэтому в ходе энергоаудита однаиз функций и аудитора, и руководителя вэнергохозяйстве предприятия, какспециалистов, обязанных работать с людьми, -предотвращение возникновения, сглаживаниепоследствий конфликта, разрешение споров,умение подвести людей из вражды интересов ксотрудничеству и взаимопониманию.Директора и главные энергетики предприятий,которые проводят энергоаудит, ищут вобследованиях, прежде всего резервы дляобновления и реконструкции. В связи с этимэнергоаудиторы подвергаются жесткомудавлению и проверкам со стороныпроизводств. Идут бурные совещания,привлекаются многочисленные экспертыизнутри предприятий и со стороны в поискахобоснованности каждого техническогорешения. Возникает острое желаниепредприятий, чтобы аудиторы сопровождаливнедрение новой техники.

 

Для доказательства того, что источникпроблем в энергоаудите, его нормативнаябаза, попробуем решить простую задачу.Проведем анализ общепринятого средиэнергетиков (можно считать – базового)определения энергоаудита. Энергетическийаудит (ЭА) - это техническое инспектированиеэнергогенерирования и энергопотребленияпредприятия с целью определениявозможности экономии энергии и оказанияпомощи предприятию в осуществлениимероприятий, обеспечивающих экономиюэнергоресурсов на практике [3]. Там же, вразвёртывание определения приведеныосновные задачи энергоаудита:
выявить источники нерациональных энергозатрат и неоправданных потерь энергии;
разработать на основе технико-экономического анализа рекомендации по их ликвидации, предложить программу по экономии энергоресурсов и рациональному энергопользованию, предложить очередность реализации предлагаемых мероприятий с учетом объемов затрат и сроков окупаемости.
Внимательный анализ легко позволяетвыявить противоречивость принятогоопределения энергоаудита, и ее отголоски вметодологии аудиторской (в широком понятии)деятельности. Само определение написанокорректно, не содержит императивов, задаваятолько понятия и основную направленность.Противоречия наблюдаются в раскрытииосновных задач.

 

Отметив проблемность на всех рынкахаудиторских и консалтинговых услуг,вернемся к энергоаудиту. Истоки его проблемне только в его относительной «молодости»,состоянии рынка, но прежде в егонормативной базе. Энергетическиеобследования по части инженерного анализанасчитывают полувековую историю (столькосуществует система Госэнергонадзора). Вновой форме, после выхода закона 28 ФЗ «Обэнергосбережении», то, что именуетсяэнергоаудитом, имеет почти восьмилетнююисторию. Организации, работающие в областиэнергонадзора и энергоаудита, уже давно неудовлетворены состоянием нормативно-правовойбазы энергосбережения. Цель энергоаудита –техническая и экономическая оптимизацияэнергохозяйств. Тенденция развитияпроцедур энергоаудита единственная –усложнение. Критерии эффективностиэнергоаудита функционально подобныкритериям, характерным для аудитахозяйственно-финансовой деятельности.Основные из них: достоверность (степеньточности) данных, нормативность,независимость ни от чего, кромезаконодательства [2]. Границы управляемостиправоотношениями в энергоаудитенормативно не установлены. Правилапроведения энергоаудита ведомственные (МинэнергоРоссии), не зарегистрированы в МинюстеРоссии, но по ним работают частныеэнергоаудиторские компании. Минэнергоэкономическая проблематика правоотношенийчётко не регламентирована.

 

Вторая группа задач энергоаудита – это,несомненно, консалтинг в инженерно-техническойсфере. Причём не только консалтинг, но иучастие в управленческих решенияхпроверенного энергоаудиторами объекта. Иэто типичная, тяжелая и суровая проблемавсякой аудиторско-консалтинговойдеятельности. Это «сумасшедшинка»аудиторов и консультантов, такая же, какпотребность водителей во взгляде вперед и взеркало заднего вида. Невнимание в любом извзглядов чревато аварией. Аудиторыфинансисты хорошо знают этот парадокс. Вособенности на Западе, где это называетсяконфликтом интересов. В частности этимобъясняются недавние скандалы Enron – Andersen.Многие фирмы после анализа этих ошибокозабочены разделением аудиторских иконсалтинговых подразделений в крупныхкомпаниях.

 

Первая группа задач – чисто аудиторскаяпо своей процедуре и содержанию. Известныеэнергоаудиторам – практикам болееформальные документы, такие, какгосударственные стандарты из серии «Энергосбережение»,например «Энергетический баланс ….», или «Показателиэнергоэффективности….» чёткопозиционируют эту группу задач, какинспекторские. Даже временные рамки вэнергоаудите такие же, как и в АХФ.Одинаково используется понятие «контрольныйпериод», а на рабочем языке практиков «балансовыйгод». Способ решения – проверка.Принципиальное единственное отличиеэнергоаудита от традиционного аудита внеизбежности более сложногоинструментария. Аудиторам традиционнымтребуются: опыт, методики, калькулятор икомпьютер. В энергоаудите требуется то жесамое, но ещё необходимы прецизионныефизические измерения, с использованиемприборов типа расходомеров, анализаторов,датчиков, счётчиков. Но в сопоставляемыхвидах аудита (АХФ и ЭА) это всегда фиксациятого, что было, и стало достоянием истории.Предназначение информации, получаемойэнергоаудиторами в ходе решения этих задач– внешним пользователям, таким, как органыГосэнергонадзора, которые интересуетнормативность энергопотребления иэнергопользования, или региональныеэнергетические комиссии, которые в большеймере интересует корректность расчёта иприменения тарифа на энергию, так какпоследнее –зона их социальнойответственности. В финансовом аудитенаправленность его такая же, по сути этовнешние пользователи (государственныеорганы, акционеры и т.п.).

 

Преодоление проблем

 

В российском аудиторском бизнесе это покане актуально, но только пока, внимательныйанализ ситуаций и мировых тенденцийведётся. В конфликтах подобного родаэнергоаудиторы, так же, как и аудиторы - неодиноки. Но в энергоаудите, в особенности вего отечественном варианте, даннаяситуация более драматична, чем в АХФ.Внимательное рассмотрение задачэнергоаудита, начатое выше, показываетвнутри их формулировок наличиекоррупционной опасности. Если в АХФкоррупция позиционируется черезаудиторские фирмы – «однодневки», которыеза крошечные деньги подписывают любоенужное заказчику заключение, то вэнергоаудите к коррупции могут склонитьгосударственные нормативы. Мало того, чтозаказчик требует конкретных решений (о чёмупоминалось в начале статьи, с отсылкой надиректоров и главных энергетиков). Поформам отчётности и документированияэнергоаудита, установленным ГОСТ Р 51379-99 (Энергетическийпаспорт промышленного потребителя ТЭР),нужно (в обязательном приложении Ц)ответственно указывать не толькосодержание инженерных мероприятий, но исроки их окупаемости. А это неизбежнопоставщики оборудования, цены, торги ипрочее. В условиях действующих нормэнергоаудитора в России сегодня легкокупить. Достаточно за остающиеся в тени «скромныекомиссионные» указать заказчикуэнергоаудита точное наименованиеоборудования, точный адрес поставщика имонтажной организации, «подтянув»соответствующее ТЭО. Все будут «довольны».А конфликт интересов окажетсянеразрешенным, а только углубится.Энергоаудитор, в большей мере, чемтрадиционный финансовый аудитор иликонсультант обязан быть обремененморальными принципами. Преодоление проблем– совершенствование нормативной базы.

 

Вместе с тем в АХФ есть вполне полезныйдля ЭА опыт процедурной организациипроцессов обследования и (в меньшей мере)консультирования. Нормативное обеспечениеаудита в России имеет четыре уровня. Наверхнем уровне закон. Следующий уровень – 11Федеральных стандартов, обязательных дляисполнения всеми (но не входящих в системуГОСТ Р), а также 37 так называемых «Российскихстандартов», созданных в период с 1994 года по2001 год, в разработке которых прямое участиепринимает и вузовская наука и практики.Третий уровень – стандарты Союзов. Сегодняв России зарегистрировано и действует 7союзов или ассоциаций аудиторов (АудиторскаяПалата, Институт ПрофессиональныхБухгалтеров, ИПАР, МАП и др.). Четвертыйуровень – внутрифирменные стандарты. ВРоссии они предусмотрены, но не слишком ещёраспространены. Иное положение за рубежом.Там практически все аудиторские компанииимеют собственные стандарты, таковы обычаина данном рынке, а также действуют жёсткиеусловия аккредитации или лицензирования,по которым фирмы обязаны иметь своииндивидуальные методики, стандарты ипроцедуры.

 

Аудиторско-консалтинговое сообщество вРоссии размывает конфликтные зоны и зоныкоррупционной опасности, разрешаетпроблемы, совершенствуя практику черезсамостоятельное развитие нормативной базы.Вместе с тем экономисты – аудиторы,инспектирующие производственные комплексы,часто свидетельствуют: пока исследуешьотражение в учётах производственно-сбытовыххозяйственных операций, не всё просто, новсё понятно; как только встречаешься стопливом, электроэнергией, теплом и водой –попадаешь в тупики и не всегда находишь изних выходы. Методики разрешения подобныхпроблем практикам АХФ чаще всегонеизвестны, не слишком доступны, так какносят ведомственный характер, и иного, чемэкономическое ведомство.

 

Проблемы стандартизации в ЭА толькообозначились и стали обсуждаться публично.Настоящий этап развития энергоаудитахарактеризуется происходящей сменойконструкции (парадигмы) процесса,совершенствованием содержания иизменением формы деятельности: отсложившейся практики системногоинженерного инспектированияэнергетического хозяйства, в деятельность,характеризуемую качественно глубокимвзаимопроникновением технологий и методовинженерного и экономического анализаэнергетики предприятий, организаций иучреждений. Сегодня в наиболее успешныхэнергоаудиторских компаниях ужераспространено обновляющееся понимание ивосприятие энергоаудита, как специальнойформы (или разновидности) аудиторских услугпо анализу хозяйственно-финансовойдеятельности.

 

Проблемы стандартизации в АХФ не такпросты и прозрачны в том отношении, что наэтом срезе проходит граница в отношенияхгосударственных контролирующих органов иаудиторов. ФГУПы и МУПы фактически сегодняпод двойным контролем. Государственныеконтролирующие органы не отпускают от себягоспредприятия. И аудиторы частники иногдатребуются и находят себе применение вконкурентных боях с государством.

 

Основная нормативно-методическая базаАХФ преимущественно ориентирована наобеспечение финансового и бухгалтерскогоаудита. Сопутствующие аудиту услуги (вчисло которых по логике и смыслувписывается ЭА) нормативами значительноменее обеспечены, чем финансовый анализ.Несмотря на то, что Закон 119 ФЗ обособил ирегулирует 12 самостоятельных дисциплин иуправленческих технологий каксопутствующие услуги.

 

Рассмотрим ряд фактов (и факторов),осмысление которых придаётсформулированному выше представлениюпотребность приобрести нормативныйхарактер:
актуальность и сложность энергоаудита нарастают одновременно и параллельно весь период его существования и развития, так как энергоемкость производства в России не уменьшается, тромбы в денежном обращении по-прежнему обусловлены долгами за энергоресурсы почти на всех рынках товаров и услуг;
практика энергоаудита выявила противоречия, в форме ограничений, заданных правовым полем: его цель (как и энергосбережения в целом) экономическая по своей природе, адекватными такой цели средствами ее достижения являются инструменты иной дисциплины - экономического анализа, применяемого в аудите хозяйственно-финансовой деятельности.
Энергоаудит сегодня фактическиоказывается глубоко междисциплинарнойдеятельностью на стыке инженернойдиагностики с инструментами экономическойаналитики. Междисциплинарность сегодняпросматривается в значительно большей мере,чем она представлялась в середине прошлогодесятилетия. Придерживаясь рамок новогоприведенного выше, формирующегосяпредставления об ЭА, логичным будетпризнание того, что энергоаудит формальнотребуется подвести под одновременноеправовое регулирование двух норм, закона 28ФЗ «Об энергосбережении» и закона 119 ФЗ «Обаудиторской деятельности». Официальнораспространенные методические издания поэнергоаудиту (еще пятилетней давности)требуют: «… энергетический аудитор обязанбыть специалистом широкого профиля, в томчисле иметь навыки финансового аудита вчасти, касающейся топливно-энергетическихресурсов (или иметь в своей бригаде такогоспециалиста)» [3]. Но действующий сегодняЗакон 119 ФЗ «Об аудиторской деятельности»,уже третий год исключает такую возможность.Формально это одна из пограничных проблем,разрешаемая гармонизацией нормативнойбазы.

 

Аудиторское сообщество наработалодостаточный опыт анализа хозяйственно-финансовойдеятельности предприятий. Оно же владеетинструментами современного консалтинга,которые неизбежно требуется использоватьдля целей энергоаудита (в его итоге –инженерные рекомендации, со значительнойпотребностью в инвестициях). Владеет болеенадёжно и эффективно, чем этотинструментарий могут освоить даже опытныеинженеры, составляющие в основном штатэнергоаудиторских организаций. Это ещеодин признак целесообразностипограничного контакта, первые ожидания отсовместной междисциплинарной практики.Нелишним при этом будет напомнить дляпрактиков ЭА, что процесс, именуемыйуправленческим консалтингом, в правовомотношении регулируется законом 119 ФЗ (см.соответствующие разделы в п.6, ст. .

 

Часть таких услуг функционально подобна иидеологически близка распространившимсяна практике технологиям энергоаудита. Вновой парадигме энергоаудитотождествляется преимущественно не сфункциями энергонадзора, а с функциямисовременного управленческого консалтинга.Стратегической целью энергоаудитаявляется понижение энергоёмкости, атактической целью – повышениеинвестиционной восприимчивости (привлекательности)вложений в энергообеспечение эффективных иликвидных производств, или социальнозначимых (ЖКХ) товаров и услуг.

 

Опять перед нами вопрос омеждисциплинарном взаимодействии. Де-фактоинженеры сегодня вынуждены внедряться виную профессиональную область. Этопрерогатива профессиональных аудиторов–экономистов.Аудит систем управленческого учёта, это ихобласть деятельности. Причём сравнительноновая область, начавшаяся развиваться впоследние годы, вслед за освоением техник ипрактик традиционного направления - аудитафинансовой отчётности. Профессионалы вэтой области понимают, что граница междупервым и вторым направлениями - условна,имеет зону перехода . С одной стороны,глубина анализа финансово-хозяйственнойдеятельности при аудите финансовойотчетности (в том числе при расследованиинарушений составления отчетности), требуетиспользования данных системуправленческого отчета. С другой стороны,финансовая отчетность является основнымэлементом системы управленческойотчетности организации в целом. Но этинаправления следует разделить, т.к. аудитфинансовой отчетности, в отличие отуправленческого аудита, в значительноймере стандартизирован на государственном имеждународном уровне, а управленческийаудит требует тщательногопредварительного исследования принятых ворганизации стандартов, правил и процедур.Для этих целей компании внедряют системыуправленческого учета, включая подсистемы,такие как бюджетирование, управлениезатратами, система управленческойотчетности, эффективный документооборот исовременные информационные технологии.

 

Еще одно обстоятельство из разрядаожиданий ЭА от пограничных контактов с АХФ.Анализ практики успешныхэнергоаудиторских компаний показывает, чтодля целей эффективного энергоаудитатребуется профессиональный аудит системыуправленческого учёта на проверяемыхпредприятиях. Во всяком случае, ее части, втаких аспектах, как аудит системкоммерческого и технического учётатопливно-энергетических ресурсов (состоящихиз электросчётчиков, счётчиков тепловойэнергии и воды), систем складского учёта иобращения расходных материалов в службах иподразделениях энергохозяйств (припроверке корректности тарифов на энергию).А также требуется профессиональный аудитучётных процедур по упомянутымэнергетическим и материальным потокам вуправленческих службах проверяемогообъекта (по планам и счетам).

 

Так статья 13 в законе 119 ФЗ предписывает:при проведении обязательного аудитааудиторская организация обязанастраховать риск ответственности занарушение договора. В ЭА есть упомянутые вначале статьи «шеститысячники». Вобсуждаемых поправках к закону «Обэнергосбережении» фигурирует новая норма о«трёхтысячниках». Количество объектов, длякоторых энергоаудит обязателен, резковырастет. Тем более, что даже подействующему закону во власти губернаторовопределить на территориях такую границуобязательного ЭА в пределах 1000 т.у.т. в год,для объектов, наиболее социально значимых. (Атаких объектов огромное количество, почтивсе производства в России градообразующие).Императив обязательности ЭА усиливается, анамёков на разговоры о страхованииэнергоаудита публично не слышно.

 

Если признавать ЭА разновидностью АХФ, то,следуя логике, требуется сопоставитьпрактику ЭА с рядом нормативныхпредписаний, определенных в законе 119 ФЗ «Обаудиторской деятельности». А выявленныенесоответствия определить каксодержательную часть работы посовершенствованию энергоаудита. Посмотримна некоторые противоречия, лежащие наповерхности при беглом сопоставительноманализе, проведенном в указанном ключе.

 

Регулируемые нормами статьи 20 закона 119 ФЗи серией подзаконных актовпрофессиональные аудиторские объединенияпредназначены для обеспечения условийаудиторской деятельности своих членов,защиты их интересов, осуществлениясистематического контроля за соблюдениемэтики и стандартов аудита. Как упоминалосьвыше в АХФ таких обществ семь. В ЭА их нет.Есть только региональные ассоциации, и тодовольно странными пятнами. Например, естьони на Урале, в Северо-Западном регионе,есть в Московской области, но нет в Москве. Аглавное – нет федерального органа,координирующего деятельность такихобъединений.

 

Статья 15 закона 119 ФЗ (а затем принятыеПостановления Правительства и иныеподзаконные акты) регулируют периодичностьповышения квалификации аудиторов строгоодин раз в год. В ЭА эта периодичность пятьлет, что явно в ущерб качеству энергоаудита.

 

Коротко говоря, сближение методологий ипрактик ЭА и АХФ возможно на базе легкоидентифицируемых, конкретных, но взаимнообогащающих и развивающих противоречий.

 

Результат будет сомнительным, если толькочто перечисленный набор задач, которыеобъективно требуется решать при реализацииэнергоаудиторских проектов, приходитсяразрешать инженерам – энергетикам, дажесамым честным, трудолюбивым, объективным иопытным. Только профессионал экономист-аудиторспособен к корректной оценке системыфинансового управления. К проверкесоответствия данных управленческого ифинансового учета, к проведению анализамодели документооборота с целью вынесениярекомендаций по оптимизации, как отдельныхпроцессов, так и функционирования системы вцелом, к анализу организационной структуры,взаимодействия подразделений, принятыхтехнологий, автоматизированных инеавтоматизированных бизнес-процессов и т.д.на момент проведения аудита.

 

Образ будущего

 

Вынужденный трюизм - неблагодарное делоделать прогнозы, ибо, что будет на самомделе, не знает никто. Но образ того, что дляразвития энергоаудита и поддержания егокачества желательно и возможно попытаемсяпредставить.

 

Если системная деятельность (которой поправу считается энергоаудит) начинаетисчерпывать ресурсы своего развития илифункционирование системы невозможно из-зазаданных (в нашем случае правом)ограничений, нужно провести декомпозицию (раздробитьсистему) и проводить проблемы черезограничения и мосты поэлементно.Характеристики системы (или внешней среды)должны меняться так, чтобы бытьоптимальными на каждом этапе работы.Известно, что если система исчерпала своивозможности, попробуй объединить её сдругой системой. В нашем случае –объединить, в том, где это возможно, АХФ и ЭА.

 

На необходимость и даже неизбежностьвзаимодействия АХФ и ЭА не прямо, но вполнеопределенно и точно находятся ссылки внормативно-методической базе аудита.Рассмотрим, например, Правило (стандарт)аудиторской деятельности «Пониманиедеятельности экономического субъекта» (введено27.04.99, протоколом №3 Комиссии по аудиторскойдеятельности при Президенте РФ). Вимперативной части стандарта (п. 2. нетолько предписаны требования к пониманиюаудитором деятельности проверяемогоэкономического субъекта, но определены (п.2. и классифицированы (п. 2. факторы,влияющие на финансово-хозяйственнуюдеятельность экономического субъекта. А вотсылочном Приложении 1 к стандарту,именуемом «Перечень основных факторов,влияющих на финансово-хозяйственнуюдеятельность экономического субъекта», во2-й группе «отраслевые факторы» обнаружимпункт 11 – Энергоснабжение и затраты. Фактор,который для аудитора равнозначен средидругих, таких, как «Качество управленияэкономическим субъектом», или «Структурадолгов, включая условия и ограничения», нокоторый профессионально может быть раскрытэнергоаудитором, а еще болеепрофессионально – в обсуждаемом тандемемеждисциплинарного профиля. Вновь видимпервые зыбкие, но мостики для наработкивзаимопонимания.

 

Существует подробно описанный влитературе [5], вполне конкретныйметодологический подход к преодолению напрактике обозначенных настоящим анализомпротиворечий. Научный кризис обычноразрешается сменой научной парадигмы. Всовременных междисциплинарныхисследованиях для этих целей могут бытьприменены как формальные методыпреобразования противоречий, так и сами посебе законы логики и диалектики. В общемслучае универсальный логический цикл естьмодель устранения и возникновения любыхпротиворечий в процессе, в динамике, прирешении самых разнообразных задаччеловеческой практики.

 

Проблемы междисциплинарноговзаимодействия всегда были на переднемплане в науке (и образовании) и являютсятаковыми на настоящий момент. Почтистолетие назад, у истоков того, что сегодняназывают системным анализом, былосформулировано: «каждая нормативная, а темболее практическая дисциплина,предполагает в качестве основ одну илинесколько теоретических дисциплин. Каждаянормативная дисциплина требует познанияизвестных ненормативных истин, которые оназаимствует у известных теоретических наук»[4] .

 

О возможностях, открывающихся впрофессиональном альянсе аудиторов иэнергоаудиторов, свидетельствуют не толькоприведенные выше выкладки, выводы исуждения, но и вполне позитивные «сигналырынка». В ближайшем окружении автораэнергоаудиторы-практики имеют небольшойопыт работы, выполнявшейся независимо, наразличных предприятиях, но в тандеме саудиторами и консалтерами. И онисвидетельствуют: исполнение задания длязаказчика (как правило, промышленногообъекта) намного упрощается, когда вместе синженерами в экономической части решаемыхпроблем работали профессионалы экономисты.

 

Междисциплинарное взаимодействиепредставляет собой обмен информацией инавыками между различными дисциплинами так,чтобы эти обмены были скоординированы иобъединены, а не носили фрагментарныйхарактер. Таким образом, различныеинновации могут быть выявлены иобобществлены. Для этого вводится элементзапланированного совместного участия, атакже обучение персонала, когдапрофессионалы изучают основные понятия ипростейшие методы воздействия друг у друга.В нашем случае это совместная работа пообслуживанию заказчиков аудиторами–экономистамии энергоаудиторами.

 

В завершение: идеальный образ будущего.Допустим, альянс АХФ и ЭА состоялся. Наобъект первыми приходят аудиторы-экономисты.Выполняют анализ затрат на топливо иэнергию, проводят аудит системы управленияэнергоресурсами предприятия, ставят задачиперед инспекторским составомэнергоаудиторов, в которых определяют:какие цифровые показатели требуетсяподтвердить (в целях достоверности)инструментально. Приходят инженеры иоператоры с измерительными приборами,оценивают реальные расходы, реальныепотери топлива и энергии, техническийуровень энергохозяйства объекта, степеньморального и реального износа оборудования(а не формально списанной амортизации). Ониточно видят многое из того, что экономистамувидеть не свойственно в силу различия впрофессиях. Готовят рекомендацииинженерного характера. А затем уже вместе сэкономистами-аудиторами создают ТЭО,бизнес-планы, инвестиционные программы. Врезультате Программы энергосбереженияпредприятий и территорий поднимутся накачественно более высокий уровень. При этомемкость рынка услуг аудиторов иэнгергоаудиторов расширится совместнымиусилиями и позитивными откликамиобслуженных директоров и главныхэнергетиков.

 

Весьма конструктивно идеология альянсаобсуждалась энергоаудиторским сообществомна конференции «Экономикаэнергосбережения», прошедшей в середине 2002года в Московском авиационном институте.Еще большему сближению способствоваладискуссия на круглом столе, проведенном всередине 2003 года Академией экономическихнаук России и Минэнерго, в которойучаствовали как энергоаудиторы, так иаудиторы, постоянно занятые разработкойметодической базы в своих отрасляхдеятельности. Двинуться навстречу другдругу может способствовать настоящаяпубликация, если читатели позитивновоспримут изложенное выше. Подтолкнутьнавстречу друг другу могут и местные органыисполнительной власти. Уже в ряде регионовдействуют территориальные Советы поаудиторской деятельности. Имеютсяассоциации и союзы энергоаудиторов в рядетерриторий. Во всяком случае, аппаратгубернаторов, безусловно, знает и сколькоможет, координирует деятельность, какаудиторов, так и энергоаудиторов. Только «столоначальники»разные. Остается рекомендовать (хотя быдирективой) на местном уровне созданиепартнерств аудиторов и энергоаудиторов вобслуживании их ключевых клиентов. А также,когда два чиновника в одном аппаратедоговорятся друг с другом, создатьтерриториальные Советы поэнергоаудиторской деятельности,междисциплинарные, составленные извзаимодействующих партнеров.

 

Рынок аулита в ожидании прорыва. //Банковское обозрение - 2003 - № 7 (июль).
Закон 119 ФЗ Об аудиторскойдеятельности .
Варнавский Б.П., Колесников А.И., Фёдоров М.Н.Энергоаудит объектов коммунальногохозяйства и промышленных предприятий - М -1999.
Гуссерель Э. Логические исследования - Спб- 1909.
Сибиряков В. Г., Семенова Л.Н. Приемыразрешения противоречий в природных иорганизационных системах - 2000.

 

Литература

 



 

Организация Объединенных Наций. Глава 10. Глава 13. Глава 15. Глава 5.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0229