Главная >  Потенциал энергии 

 

Состав подгрупп. Подгруппа для разработки раздела“Управление спросом на энергетическиересурсы и энергосбережение” проекта “Основныхположений энергетической стратегии Россиина период до 2020 года”.

 

Состав подгруппы

 

Председатель подгруппы - Руководитель Департамента государственного энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Минэнерго России

 

Михайлов С.А.

 

Член подгруппы - Генеральный директор государственного унитарного предприятия “Государственный межрегиональный центр энергосбережения” Минэнерго России

 

Васильев В.М.

 

Член подгруппы - Генеральный директор “Института энергетической стратегии”

 

Бушуев В.В.

 

Член подгруппы - Руководитель Департамента Минэкономразвития России

 

Усачев А.Н.

 

Член подгруппы - Директор ИНЭИ РАН

 

Макаров А.А.

 

Член подгруппы - Начальник отдела Минпромнауки России

 

Реутов Б.Ф.

 

Член подгруппы - Начальник управления энергосбережения Госстроя России

 

Шарипов И.Р.

 

Член подгруппы - Директор Центра энергосбережения РАО “ЕЭС России”

 

Кобец Б.Б.

 

Член подгруппы - Заместитель начальника Управления энергосбережения и экологии ОАО “Газпром”

 

Лезнов А.С.

 

Член подгруппы - “Институт энергетической стратегии”

 

Троицкий А.А.

 

Член подгруппы - Исполнительный директор “Центра по эффективному использованию энергии”

 

Башмаков И.А.

 

Член подгруппы - Старший научный сотрудник ИНЭИ РАН

 

Чупятов В.П.

 

Техническое задание

 

Приложение № 1

 

Руководитель – С.А. Михайлов

 

подгруппы по проблемамэнергоэффективности и энергосбережения

 

Оценка возможностей ТЭК по снабжению ТЭР экономики страны с учетом прогнозного спроса на энергоресурсы и реализации политики энергосбережения:
Анализ динамики энергоемкости ВВП в период 1990-2001 гг., на 2002-2005 гг., 2010 - 2020 гг.;
Анализ сценарных условий ожидаемой структурной перестройки экономики по прогнозу Минэкономразвития России;
Выбор приоритетных направлений экономии энергоресурсов.

 

Этапы работы:

 

Оценка базовых направлений социально-правовой и финансово-экономической мотивации реализации энергосберегающей политики в стране с учетом ценовой, тарифной и налоговой политики:
Рассмотрение особенностей инвестирования энергосберегающих проектов в условиях перехода к рынку, в том числе включая государственную поддержку;
Проработка механизмов стимулирования внедрения энергосберегающих проектов и штрафных санкций (налоговых платежей) на нерациональное использование ТЭР;
Анализ условий для создания бизнеса в области энергосбережения.

 

Уточнение потенциала технологического энергосбережения и его структуры по базовым отраслям российской экономики и видам энергоносителей:
Уточненная оценка технологического энергосбережения и его структуры по базовым отраслям экономики и видам энергоносителей:
Оценка состояния нормативно-правовой базы энергосбережения и энергоэффективности;
Анализ зарубежного опыта реализации энергосберегающего оборудования и технологий.

 

I. Оценка возможностей топливно-энергетическогокомплекса по снабжению топливно-энергетическимиресурсами экономики страны с учетомпрогнозного спроса на энергоресурсы иреализации политики энергосбережения

 

Предложения подгруппы попроблемам энергоэффективности иэнергосбережения в Энергетическуюстратегию России в соответствии сТехническим заданием

 

Ежегодное производствопервичных энергоресурсов составляет около12% от мирового производства или более 1450 млн.т у. т.

 

1.Россия обладает одним из самыхбольших в мире потенциалов топливно-энергетическихресурсов.

 

В ТЭК России производится околотрети всей промышленной продукции,формируется почти 40% доходной части бюджета,за счет ТЭК обеспечивается почти половинавсех валютных поступлений в страну.

 

За последние годы ТЭК Россииобеспечил не только физическую иэкономическую выживаемость страны, но изаложил необходимую базу для ееустойчивого социально-экономическогоразвития.

 

При разработке долгосрочнойэнергетической политики особое вниманиеследует обратить на преодоление негативныхтенденций развития российской энергетики,с которыми в последние годы столкнулсяотечественный ТЭК.

 

2.Как показывает анализдеятельности ТЭК, уже начиная с 2000 года, ониспытывает определенные трудности собеспечением отраслей промышленности ипотребностей населения топливно-энергетическимиресурсами в необходимом объеме дляподдержания намеченных темповэкономического роста.

 

3.Повышение эффективностииспользования топливно-энергетическихресурсов и создание необходимых условийдля перевода экономики страны наэнергосберегающий путь развития – одна изприоритетных задач Энергетическойстратегии России.

 

Это, в первую очередь, острыйдефицит внутренних и внешних инвестиций,обусловивший не компенсируемое выбытие истарение производственных и генерирующихмощностей, ухудшение состояния сырьевойбазы ТЭК, а также снижение активности всфере создания энерготранспортнойинфраструктуры, имеющие место в последнеевремя перебои в энергообеспечении рядарегионов России, недопустимо высокийуровень энергоемкости ее экономики иэкологической напряженности, вызываемойразвитием энергетики.

 

Отрасль повышенияэнергоэффективности, которая находится взачаточном состоянии и в которой занято неболее 0,3% трудоспособного населения, должнаобеспечить экономический рост к 2020 г. такимже объемом услуг равным сегодняшнемупотреблению нефти, газа, угля, а такжеядерной и гидроэнергетики вместе взятых.

 

Решение именно этой задачи вусловиях реформирования основных отраслейТЭК позволит на среднесрочную перспективуподдержать его эффективноефункционирование и гарантироватьустойчивое обеспечение населения иэкономики страны энергоносителями призаданных темпах роста.

 

Свыше 1/3 всех энергоресурсов встране безвозвратно теряются илинеэффективно расходуются и лишь 28% доходитдо населения в виде прямых, либо косвенныхэнергетических услуг. В результатеотечественная продукция являетсянеконкурентоспособной на мировом рынке,даже несмотря на самые низкие средиразвитых стран тарифы на энергоносители,бюджетные расходы - непосильными, акоммунальные услуги для населения - весьмаощутимыми.

 

Это исключительно важная, однакокрайне тяжелая задача, учитывая тосостояние экономики (в частности, ееэнергоемкость), которое имеется в настоящеевремя.

 

Поэтому основой государственнойполитики управления спросом наэнергетические ресурсы должно статьпроведение структурных преобразований иэнергосбережение в первую очередь в ТЭК иэнергоемких отраслях промышленности.

 

Энергоемкость ВВП в Россиирекордно высока и не имеет пока объективныхтенденций к снижению. Энергоемкостьотечественного производства в 2,5 раза выше,чем в США, в 3,5 раза – чем в Западной Европе ив 6 раз, чем в Японии. Энергоемкость из-заглубокого экономического кризиса в странеувеличилась в 1990-96 гг. на 18,8 %, и затемстабилизировалась на отмеченном уровне (Рис. .

 

Анализ показателейМинэкономразвития по структурепромышленного производства на перспективупоказывает, что потребность промышленностив энергии на 2002-2020 гг. на 90-95% должна бытьпокрыта за счет энергосбережения.. Вчастности, в случае замедленногоотносительно ВВП развития промышленностипотребность снижается на 12%, за счетизменения структуры промышленногопроизводства – на 27%, за счет ростаконкурентноспособности российскойпромышленности и загрузки ее мощностей –на 31%, за счет внедрения новых технологий –на 30% (Таблица .

 

Новой Энергетической стратегиейпредусматривается ростэнергоэффективности экономики,обеспечивающей снижение энергоемкости ВВПв 2005 году к уровню 2000 г. на 11-13 %, в 2010 г. – на24,8 % и к 2020 г.– на 55,5 %. Это позволит в 2005 годувыйти по показателям энергоемкости ВВП науровень 1990 г.

 

Вклад отдельных факторов вснижение энергопотребления впромышленности

 

Таблица 1

 

2001-2005

 

Факторы

 

2011-2015

 

2006-2010

 

%

 

2016-2020

 

2,0

 

За счет снижения доли промышленности в ВВП

 

18,4

 

6,6

 

12

 

43,7

 

18,4

 

За счет изменения структуры промышленности

 

68,5

 

42,7

 

27

 

95,6

 

14,8

 

За счет роста загрузки мощности

 

81,5

 

49,1

 

31

 

109,2

 

12,1

 

За счет снижения энергоемкости в отраслях промышленности

 

56,6

 

25,2

 

30

 

106,8

 

47,3

 

Всего

 

225,0

 

123,6

 

100

 

355,3

 

По предварительным даннымвеличина энергоемкости к концу 2001 годасоставила 0,122 т у т на 1 тысячу рублей соснижением к уровню 2000 г. на 3-4 %. Каждыйпроцент снижения энергоемкости способенобеспечить рост ВВП на 0,4 процента. При этомпотребность в ТЭР должна обеспечиватьсяуже к концу 2005 года за счет структурнойперестройки российской экономики и решенияцелевых задач в области энергосбереженияна 42,6 %.

 

Исходя из положенных в основуЭнергетической стратегии Россиипараметров долгосрочного социально-экономическогоразвития страны, структурная перестройкаэкономики скомпенсирует около 60%необходимого прироста энергопотребления:около 400 млн. т у.т. к 2010 г. и 1000 млн. т у.т. к 2020г. ( Рис. .

 

1.Наряду со структурным факторомнеобходимо предусмотреть интенсивнуюреализацию организационных итехнологических мер экономии топлива иэнергии, т.е. проведения целенаправленнойэнергосберегающей политики. Для этогоРоссия располагает большим потенциаломорганизационного и технологическогоэнергосбережения.

 

II. Уточненный потенциалтехнологического энергосбережения и его структурыпо базовым отраслям российской экономики ивидам энергоносителей.

 

По оценкам экспертов до 20%потенциала энергосбережения, чтоэквивалентно 70-85 млн. т у.т. в год можнореализовать при затратах до 15 долл. за 1 т у.т. Перечень малозатратныхэнергосберегающих мероприятий итехнологий включает установку частотно-регулируемогопривода, приборов контроля и учета расходаТЭР и др. (Таблица . На дорогие мероприятиястоимостью свыше 60 долл. за 1 т у.т.приходится лишь около 15% потенциалаэнергосбережения. Реализация же оставшихсядвух третей потенциала потребует хоть идостаточно крупных целевых инвестиций, новсе же на 10-30% уступающих капиталовложениямна соответствующие объемы развитияпроизводственной базы ТЭК.

 

По оценкам специалистов,потенциал энергосбережения составляет 40-45%современного энергопотребления в странеили 360-430 млн. т у.т., причем треть этогопотенциала экономии имеют отрасли ТЭК,другая треть сосредоточена в энергоемкихотраслях промышленности и строительстве,свыше четверти в жилищно-коммунальномхозяйстве, 6-7% - на транспорте и 3% в сельскомхозяйстве (Рис. 3, Таблица .

 

В среднесрочной перспективенеобходимо быстрейшее освоение частипотенциала за счет малозатратныхмероприятий, в первую очередь, в бюджетнойсфере. Именно здесь имеются большиевозможности со стороны государства вуправлении эффективнымэнергоресурсопотреблением.

 

Необходима постоянная оценка икорректировка величины потенциала с учетомреально складывающейся обстановки вусловиях перехода к рыночной экономике иреформирования как ТЭК, так ЖКХ и основныхотраслей экономики. Величина потенциала взначительной мере будет зависеть также и отстепени внедрения в России современныхэнергосберегающих технологий мировогоуровня.

 

Анализ зарубежного опытапоказывает, что энергоэффективностьявляется действенным инструментом решенияэкономических, социальных и экологическихпроблем подавляющего большинствапромышленно развитых стран, одним изприоритетов их энергетической стратегии игосударственной политики.

 

Состояние производственной базыотраслей национальной экономики внастоящее время в достаточной мереобеспечивает платежеспособный спрос наэнергосберегающую технику, приборы итехнологии. Рынок необходимой промышленнойпродукции представлен примерно в равныхдолях тремя группами производителей ипоставщиков. Это предприятия бывшегомашиностроительного иприборостроительного комплексов,предприятия ВПК и продукция зарубежныхпоставщиков, которая характеризуетсявысоким качеством и надежностью, но еёценовые показатели превышаютотечественные аналоги в 1,5-3 раза.Российская экономика и особенно сектор ВПКрасполагают большим количествомразработок в области прорывныхэнергоэффективных технологий. Доведение ихдо уровня промышленного производства иширокого внедрения является задачейпервого этапа (2002-2005 гг.) реализацииполитики энергосбережения в стране.

 

Бюджет ADEME составляет около 300 млн.долларов, на программы по энергосбережениюNOVEM расходует более 50 млн. долларов в год,стоимость программ STEM превышает 30 млн.долларов в год.

 

В Западной Европе бюджетноефинансирование осуществляется в формевыделения соответствующими министерствамифинансовых средств через уполномоченныегосударством агентства, отвечающие зареализацию государственнойэнергосберегающей политики. В частности, вДании такой структурой является Датскоеэнергетическое агентство, во Франции –Агентство по энергоменеджменту и охранеокружающей среды (ADEME), в Нидерландах –Агентствопо энергетике и охране окружающей среды (NOVEM),в Швеции - Шведское национальноеэнергетическое агентство (STEM) и т.д.

 

Финансовая поддержкаэнергосбережения осуществляетсягосударством также посредством выделениясубсидий, грантов, предоставленияпотребителям льготных займов и налоговыхльгот.

 

Государство непосредственноучаствует в формировании значительной,хотя и не 100% - ой части бюджетов этихагентств, которые впоследствиираспределяются по приоритетнымнаправлениям энергосбережения. Так, бюджетADEME помимо прямых государственныхинвестиций формируется также за счетотчислений от ряда экологических налогов,таких как налоги на выбросы загрязняющихвеществ в атмосферу, налог на твердыеотходы, на превышение шумового порога и т.д.

 

Дания, Норвегия, Нидерланды,Финляндия и Швеция помимо чистоэкологических соображений, стремясьповлиять на ускорение процессаэнергосбережения, ввели дополнительныйналог на эмиссию углерода.

 

Во Франции, например, за однутонну сбереженного топлива в нефтяномэквиваленте предоставлялся грант в размере400 французских франков. В Финляндииинвестиционные гранты, предоставляемыеправительством энергопотребителям,проводящим энергосберегающие мероприятия,покрывают до 30% их общих капитальных затрат.Правительство осуществляет такжесубсидирование до 50% стоимость проводимых встране энергоаудитов. В Австрии нареализацию энергосберегающих мероприятийиз бюджета выделяется более 100 млн. долларов,причем более двух третей этой суммы идет наповышение энергоэффективности жилогосектора. В Канаде для стимулированияпритока инвестиций в сферуэнергосбережения применяются такие меры,как ускоренная амортизация ряданаименований энергопотребляющегооборудования, используемого впромышленности. Во Франции правоускоренной амортизации (в течение 12 месяцев)распространяется на инвестиции, сделанныепромышленными предприятиями икоммерческими фирмами, которыеориентированы на внедрениеэнергосберегающего оборудования,материалов и технологий.

 

В Бельгии, например, инвестиции вэнергосберегающие технологии иоборудование, сделанные промышленными,коммерческими и сельскохозяйственнымипредприятиями, подпадают под действиесниженной налоговой ставки. Во Франции, гдеосновным стимулом для энергосбережениясчитаются высокие налоги, тем ни менеедействует налоговый кредит,предоставляемый при проведениимероприятий по теплоизоляции жилых зданий.В Германии на территории бывшей ГДР, гдеуровень энергоэффективности значительнониже, чем в Западной Германии, владельцычастных домов имеют право в течение 10 летинвестировать 10% суммы подоходного налога вмероприятия по повышению их энергетическойэффективности.

 

К “поощряющим” мерам налоговойполитики относится снижение налоговыхставок или налоговый кредит. В ряде стран,например, для снижения ставки налога,фиксированная сумма инвестиций вэнергосберегающие проекты вычитается изналогооблагаемой базы или определеннаячасть суммы инвестиций вычитаетсянепосредственно из подоходного налога.

 

Одним из новых механизмовстимулирования повышения энергетическойэффективности в экономике промышленноразвитых стран стали в последние годыдобровольные действия и соглашения междуправительством и частным бизнесом, а такжес региональными и местными органамиуправления.

 

В структуре государственнойфинансовой поддержки энергосбережениястран – участников Международногоэнергетического агентства порядка 60%приходится на гранты. На долю налоговыхльгот в этих странах приходится до 20% отобщего объема государственногоэкономического стимулированияэнергосбережения. Налоговые стимулыпривлекают, как правило, крупные и в меньшейстепени средние компании, как средствоснизить налоговые платежи.

 

К настоящему времени наиболееширокое применение добровольныесоглашения получили в Великобритании,Нидерландах, Канаде, Германии, Финляндии,Швейцарии и США, в основном в связи свыполнением обязательств этих стран поснижению выбросов парниковых газов врамках Конвенции ООН по глобальномуклимату. В число секторов экономики, вкоторых используются такие соглашения,входят электроэнергетика,перерабатывающая промышленность, жилищно-коммунальноехозяйство и транспорт.

 

Считается, что такие соглашенияпозволяют более гибко добитьсядополнительных результатов в повышенииэнергоэффективности, при более низкихгосударственных затратах и без ущерба дляконкурентоспособности национальнойпромышленности, причем в тех областях, гдеплохо работают обычные методыгосударственного регулирования – налоги,стандарты, обязательное лицензирование ипр.

 

Например, в Канаде одна изкрупнейших производителей электрическойэнергии компания Ontario Hydro в целях снижениявыбросов парниковых газов обязаласьрасширить производство электроэнергии наоснове возобновляемых источников.

 

В электроэнергетикедобровольные соглашения практикуются в 15странах, как в виде формальных соглашений справительством, так и в виде соглашениймежду компаниями и направлены на повышениеэффективности использования топлива иэнергии.

 

В Германии Ассоциация немецкихэнергоснабжающих компаний, контролирующаяоколо 86% производства электроэнергиизаявила о готовности реализацииширокомасштабных программ поэнергосбережению.

 

В Дании, начиная с 1986 г.,правительство заключило ряд соглашений сэнергоснабжающими организациями иведущими политическими партиями порасширению использования энергии ветра,развитию малых ТЭЦ, замещению угля и нефтиприродным газом и биомассой.

 

В числе стимулов,предоставляемых правительством, дляучастия промышленных компаний вдобровольных действиях: финансоваяподдержка в форме субсидий и налоговых иинвестиционных льгот, информационная итехническая поддержка при проведенииэнергоаудитов и мониторинга.

 

На промышленный секторприходится более 60% добровольных действий,которые осуществляются компаниями в 22странах, в первую очередь в энергоемкихотраслях, и включают улучшениеэнергоэффективности технологическихпроцессов и оборудования, расширениекомбинированного производства тепловой иэлектрической энергии, проведениеэнергетических аудитов и др. Формы, вкоторых реализуются добровольные действияв промышленности, весьма разнообразны – отдолгосрочных соглашений правительства сотраслевыми ассоциациями (Нидерланды,Финляндия), до программ и разовых кампанийна уровне корпораций.

 

В Германии, Японии и Швейцариизаключены добровольные соглашения скомпаниями производителями и импортерамиавтомобилей по повышению качествапроизводимых, а также ввозимых машин. ВКанаде с 1978 г. действует программа по общемуповышению эффективности автомобильногопарка, в Финляндии к 2005 г. намечено снизитьобщее потребление топлива транспортом на3,5-10%.

 

В жилищно-бытовом секторе и сфереуслуг реализуется более 100 программ в 11странах. Эти мероприятия направлены восновном на повышения эффективностиэлектробытовой аппаратуры, системотопления и освещения, а также на перевод сугля на природный газ.

 

1.Реализация государственнойполитики управления энергосбережениембудет базироваться на качественно новыхподходах, позволяющих создатьэкономическую заинтересованностьхозяйствующих субъектов в эффективномиспользовании имеющегося потенциалаэнергосбережения, прежде всего, за счетинвестирования энергосберегающих проектов.

 

III. Оценка базовых направленийсоциально-правовой и финансово-экономическоймотивации реализации энергосберегающей политикив стране с учетом ценовой, тарифной иналоговой политики

 

Задача состоит в том, чтобы засчет проведения целенаправленнойгосударственной политики создатьустойчивую и эффективную системуинвестирования в энергосбережение,обеспечив на период действияЭнергетической стратегии болеепривлекательные условия для вложенияотечественного капитала в эту сферудеятельности, исключив возможные финансово-экономическиериски.

 

В условиях, когда основныепроизводственные фонды большинстваотраслей по своему состоянию устарели иприблизились к критическому уровню, напервый план выходит реализация проблемыширокомасштабного внедрения повышающихэнергоэффективность общепромышленныхинновационных технических решений,разработанных на основе отечественныхперспективных технологий, не уступающихзарубежным образцам и удовлетворяющихспрос производителей и производителейэнергетических ресурсов. При этом главнымрычагом государственного воздействия наинвестиционную активность являетсянормализация расчетно-финансового климатав стране, соответствующая налоговая,таможенная и ценовая политика, повышениеуровня управления этим процессом, а такжефинансовая поддержка на возвратной основеэнергосберегающих проектов на начальнойстадии в течении 2-3 лет в рамках реализациипрограмм энергоэффективности на всехуровнях, в которых определяются бюджетные идругие источники и механизмыфинансирования.

 

Мотивация энергосбережениябудет направлена на создание экономическойзаинтересованности потребителей топлива иэнергии в их эффективном использовании засчет реализации целенаправленнойгосударственной тарифной и налоговойполитики, осуществления стандартизации вобласти энергосбережения с обязательнымвведением показателей энергоэффективностина энергетическое оборудование и продукциюи применения системы нормированияэнергетических ресурсов, особенно дляорганизаций бюджетной и муниципальной сфер,с использованием “энергетического налога”,регулирующего энергопотребление.

 

Энергетическая стратегияпредопределяет осуществление целостнойсистемы правовых, административных иэкономических мер, стимулирующихэффективное использование энергии.

 

2.Необходима активнаягосударственная политика

 

Потребители, не реализующие вполной мере свой организационный потенциалэнергосбережения, расточительноиспользующие ресурсы сверх обоснованорассчитанных и утвержденных нормативов,должны будут законодательно выплачиватьгосударству соответствующие компенсации.

 

Надежда только на рыночные силы иавтоматические структурные сдвиги приотсутствии активной государственнойполитики повышения энергоэффективности непозволит добиться темпов сниженияэнергоемкости больше , чем на 1-1,5% в год. Вэтом случае для покрытия растущейпотребности в энергоносителях будетдополнительно необходимо 450-625 млн. т у. т., т.е.без активной политики энергосбережения к2020 г. Россия может испытывать трудности ввыполнении своих экспортных обязательств ивозможно будет вынуждена дажеимпортировать энергоносители дляобеспечении своих внутренних потребностей.

 

Даже в условиях рыночнойэкономики нельзя недооценивать роль ивозможности государственной политики вобласти энергосбережения. Безгосударственного влияния, как через прямыемеханизмы воздействия, так и черезразличные опосредованные формы вряд лиможно рассчитывать на формирование иуспешное функционирование рынкаэнергосбережения.

 

-законодательство,

 

Основные формы и механизмыпрямого государственного воздействиянеобходимо реализовываться через:

 

-целевые программы,

 

-нормативы и стандарты,

 

-предоставление гарантий длязаемного кредитования,

 

-стимулы и льготы,

 

-налоги, в том числе налог навыбросы парниковых газов, энергетическийналог,

 

-санкции,

 

Возрастает роль государства вобеспечении финансовой поддержкиэнергосбережения.

 

-информационное обеспечение,обучение и подготовку кадров.

 

Государственное финансированиеэнергосбережения будет осуществлятьсячерез федеральные, региональные имуниципальные программы энергосбережения,а также через бюджетное финансированиепрограмм и проектов различных центров,институтов, агентств, работающих от лицагосударства в области эффективногоиспользования энергии.

 

Основное предназначениегосударственных органов, ведающихфинансовыми аспектами энергосбережения –не только и не столько его прямаяфинансовая поддержка, сколько разработкана правительственном уровне, внедрение иконтроль за применением комплексаорганизационных, нормативно-правовых,экономических и информационныхмероприятий, направленных на созданиерыночных основ инвестирования вэнергосбережение, повышениезаинтересованности энергопотребителейразличных категорий, производителейтопливно-энергетических ресурсов иэнергопотребляющего оборудования, а такжефинансовых институтов в осуществленииэнергосбережения, в том числе и вфинансировании энергосберегающих проектов.

 

В условиях усиливающихсярыночных отношений возрастает рольгосударства в стимулировании притокачастных инвестиций в сферуэнергосбережения. Прежде всего это должнопроявляться через разработку, введение истрогий государственный контрольсоблюдения нормативов и стандартовэнергоэффективности в строительстве, черезиспользование норм и стандартов удельногоэнергопотребления для различных типовбытовой техники и электроприборов, спомощью сертификации энергопотребляющегооборудования и обязательной маркировкиудельного энергопотребления.

 

К эффективным финансовымстимулам в области энергосбереженияотносятся: гранты, налоговые стимулы,льготные займы.

 

Нормы расхода энергетическихресурсов должны устанавливаться:

 

Необходимо безотлагательноиспользовать меры государственноговоздействия на сферу энергосбережения,позволяющие обеспечить экономическуюзаинтересованность предприятий иорганизаций самостоятельно регулировать иконтролировать расход ТЭР и эффективноиспользовать свой потенциалэнергосбережения. Для этого необходимозаконодательно ввести системунормирования расхода ТЭР. Потребители, неиспользующие свой потенциалэнергосбережения, должны будутосуществлять штрафные платежи в местный ифедеральный бюджеты.

 

-для организаций промышленностии транспорта с годовым потреблениемэнергетических ресурсов в объеме более 3000тонн условного топлива или более 500 тоннмоторного топлива.

 

-для организаций федеральнойбюджетной сферы, бюджетной сферы субъектовРоссийской Федерации и муниципальныхобразований с учетом утверждаемых лимитовпотребления энергетических ресурсов;

 

Энергетические ресурсы,поставленные потребителю сверх объемов,рассчитанных в соответствии сутвержденными нормами их расхода и с учетомсложившейся структуры потребления топливаи энергии облагаются энергетическимналогом в размере 20 % от их стоимости.Полученные от введения данного налогасредства направляются в федеральный бюджетв размере 20 % и в бюджеты муниципальныхобразований - в размере 80 % для целевогоиспользования при финансированиисоответственно федеральной целевойпрограммы энергоэффективности имуниципальных программ в областиэнергосбережения.

 

Нормы расхода энергетическихресурсов утверждаются органами, ведающимивопросами государственногоэнергетического надзора за эффективнымиспользованием энергетических ресурсов порезультатам проводимых энергетическихобследований. В период до проведенияэнергетических обследований указанныенормы расхода принимаются на уровнесредних значений объемов потреблениятоплива и энергии за последние три года.

 

Ужесточая борьбу с “энергорасточительством”,государство предусмотрело введениештрафных санкций за нерациональноеиспользование ТЭР в Кодексе РоссийскойФедерации об административных нарушениях,вступившем в силу с 1 июля 2002 г.Нерациональное использование ТЭР согласноКодексу является правонарушением, афизическое и юридическое лицо, совершившееего, подвергается административномунаказанию.

 

Порядок установления нормрасхода энергетических ресурсов дляуказанных предприятий и организаций, атакже порядок взимания “энергетическогоналога” и использования полученныхсредств определяются ПравительствомРоссийской Федерации

 

К “поощряющим” мерам налоговойполитики относится снижение налоговыхставок или налоговый кредит. В мировойпрактике в ряде стран, например, дляснижения ставки налога, фиксированнаясумма инвестиций в энергосберегающиепроекты вычитается из налогооблагаемойбазы или определенная часть суммыинвестиций вычитается непосредственно изподоходного налога.

 

Бизнес в сфере энергосбереженияв настоящее время развит незначительно инуждается в государственномпротекционизме, что позволит сформироватьэкономических агентов, способных выполнятьпо заданиям потребителей ТЭР эффективныенаучные, проектно-технологические ипроизводственные разработки, направленныена снижение энергоемкости производства.При этом будет обеспечен переход от системыбезвозмездной финансовой поддержкиреализации высокоэффективныхэнергосберегающих проектов со стороныгосударства к схеме их реализации накоммерческой основе с обязательнымстрахованием рисков.

 

Как показала мировая практика,такие соглашения позволяют более гибкодобиться дополнительных результатов вповышении энергоэффективности, при болеенизких государственных затратах и безущерба для конкурентоспособностинациональной промышленности, причем в техобластях, где плохо работают обычные методыгосударственного регулирования – налоги,стандарты, обязательное лицензирование ипр.

 

Одним из действенных механизмовстимулирования повышения энергетическойэффективности в экономике могут статьдобровольные действия и соглашения междуправительством и частным бизнесом, а такжес региональными и местными органамиуправления.

 

В частности, в электроэнергетикедобровольные соглашения будутфункционировать как в виде формальныхсоглашений крупных производителей энергиис правительством, так и в виде соглашениймежду компаниями и направлены не только наповышение эффективности использованиятоплива и энергии, но и на снижения выбросовпарниковых газов и расширение производствоэлектроэнергии на основе возобновляемыхисточников.

 

В число секторов экономики, вкоторых могли бы эффективно действоватьтакие соглашения, входят электроэнергетика,перерабатывающая промышленность, ЖКХ,транспорт.

 

Более 60% добровольных соглашенийи добровольных действий по их реализациипридется на промышленный сектор, преждевсего, на его энергоемкие отрасли. Они будутнаправлены на улучшениеэнергоэффективности технологическихпроцессов и оборудования, расширениекомбинированного производства тепловой иэлектрической энергии, проведениеэнергетических аудитов и др. Формы, вкоторых могут быть реализованыдобровольные действия в промышленности,весьма разнообразны – от долгосрочныхсоглашений правительства с отраслевымиассоциациями, до программ и разовыхкампаний на уровне корпораций или дажеотдельных предприятий.

 

Это один из действенных способоввовлечения энергоснабжающих компаний вреализацию широкомасштабных программ поэнергосбережению как у производителей, таки у потребителей энергии.

 

2.Ценовая и тарифная политика

 

В числе стимулов,предоставляемых правительством, дляучастия промышленных компаний вдобровольных действиях: финансоваяподдержка в форме субсидий и налоговых иинвестиционных льгот, информационная итехническая поддержка при проведенииэнергоаудитов и мониторинга.

 

Для государства это приведет кдальнейшему энергорасточительству,ускоренному истощению ТЭР и разбазариванию,в том числе и на условиях СРП, национальногодостояния – запасов собственных недр. Дляпотребителя, где доля затрат на энергиюмала (для машиностроения – 3,8%, для легкойпромышленности – 5,3% и даже для энергоемкойцветной металлургии – менее 10%) посравнению с другими затратами, в том числена приобретение нового энергоэффективногооборудования, низкие цены фактическиконсервируют отсталую технологическуюбазу производства инеконкурентноспособность отечественнойпромышленности.

 

Искусственное сохранение низкихцен на газ и электроэнергию невыгодно нетолько соответствующим компаниям ТЭК, но игосударству, и даже потребителю.

 

3.Необходимо проведениесбалансированной политики

 

Необходима сбалансированная иразумная тарифная политика. Как показываетпрактика, сегодня не высокие тарифыявляются причиной высокой эффективности, анизкая энергоэффективность являетсяпричиной высоких тарифов.

 

Иными словами речь идет об устранении неравенства условий, благоприятствующих повышению производства энергоресурсов в качестве единственного варианта энергоснабжения. Вопрос этот крайне важен, поскольку на протяжении долгого времени в энергетических системах повышению производства энергоресурсов отдавалось необъективное предпочтение.

 

Помимо достижения повышения энергоэффективности определенным организованным порядком, обеспечивающим экономию энергии при фактическом или прогнозируемом использовании энергоресурсов, стратегия должна быть нацелена на достижение другой не менее важной цели - создание равных условий для всех участников, что позволит контрагентам с потребительской стороны конкурировать на равных с контрагентами, обеспечивающими снабжение.

 

-дисбаланс между инвестициями вэнергоэффективность и производствоэнергоресурсов. Инвестиции в повышениеэнергоэффективности, как правило, меньше ичасто более экономически эффективны,однако варианты, связанные с производством,как правило, имели лучший доступ к капиталуна более благоприятных условиях.

 

Для значительного прогресса в сфере повышения энергоэффективности и с тем, чтобы она рассматривалась в общей энергетической политике как минимум на равных с вариантами повышения производства энергоресурсов, необходимо предпринять такие политические меры, которые изменили бы существующее положение, сложившееся под влиянием следующим факторов:

 

4.Особенности энергосбережения вразличных секторах конечного потребления.

 

-ценообразование наэнергоресурсы традиционно способствовалоросту потребления, причем социальныеиздержки более общего плана, такие какэкологические издержки не учитывались.

 

-энергоемкие отраслипромышленности как правило, достаточноохотно идут на осуществлениеэнергоэффективных инвестиций, посколькуэто снижает издержки и повышаетконкурентоспособность продукции. Можноутверждать, что в этих секторах рыночныйпотенциал энергосбережения, как правило,реализуется достаточно легко,

 

Анализ показывает, что имеютсязначительные различия в различных секторахконечного потребления топлива и энергии вплане существующих проблем и барьеров:

 

-много барьеров есть в сектореуслуг, что частично объясняется тем, чтозначительная часть площадей арендуется икак у арендаторов, так и у арендодателеймало стимулов для инвестирования денег вэнергоэффективность,

 

-на малых и средних промышленныхпредприятиях существует много барьеров,особенно там, где затраты на энергоресурсысоставляют небольшую долю общих издержекили фирмы имеют слишком мало техническогоперсонала и опыта для управленияэнергопотреблением,

 

-в бюджетной сфере, отсутствуютсредства учета и контроля, нет налаженнойсхемы оплаты счетов за потребляемыеэнергоресурсы, потребители не имеютникакой мотивации в энергосбережении,

 

-в жилищном секторе существуетряд барьеров, связанных с мотивацией инедостатком технической квалификации иинформации. Во многих случаях отсутствуютнеобходимые системы учета и регулирования,в первую очередь тепловой энергии и воды,велика доля старого жилого фонда, которыйнуждается в повышении уровнятеплоэффективности,

 



 

Эпоха освещения. Без технического переоснащения у. Климат в доме и офисе. Если я был бы МЭР. Ренессанс энергосбережения в Укр.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0235