Главная >  Потенциал энергии 

 

Особенности работыэлектрооборудования водопроводных станцийМосводоканала. В 2002 - 2003 г. сотрудниками ООО “Научно-Техническая фирма“Новые Технологии”” были проведены энергетические обследования двух водопроводных станций Мосводоканала: Восточной (ВВС) и Рублевской (РВС). Результаты этих обследований позволяют охарактеризовать некоторые особенности работы энергооборудования указанных водонасосных станций, а также других подобных объектов. В первую очередь следует отметить общие черты в структуре и работе исследуемых водонасосных станций:
Задачей водопроводных станций является бесперебойная подача воды питьевого качества в Москву и ближайшее Подмосковье.
На каждом объекте имеется 2 типа насосных станций: первого подъема (забор воды из реки или водохранилища и подача ее на очистку) и второго подъема (подача очищенной воды потребителю).
Основным оборудованием насосных станций являются насосы марки Д, привод которых осуществляется высоковольтными (6 - 10 кВ) синхронными или асинхронными электродвигателями мощностью до 1250 кВт (ВВС), 2500 кВт (РВС).
Основная энергетическая нагрузка станций – указанные выше электродвигатели (суммарное их потребление составляет более 90% от всей электрической нагрузки каждой ВС).
Финансовые затраты на тепловую энергию составляют 6-12% от суммарных затрат на энергоресурсы.
Обе станции были введены в эксплуатацию достаточно давно и сегодня находятся в стадии реконструкции с заменой основного оборудования и переводом питающего напряжения с 6 на 10 кВ. Очевидно, что водопроводные станции, располагаемые в разных географических районах, характеризуются своими особенностями в функционировании, связанными как с качеством исходной воды, так и с энергетическими затратами на ее перекачку. Перечислим некоторые отличительные черты обследованных станций:
РВС производит забор воды из Москва-реки, ВВС из Волги, что обуславливает различия по составу исходной воды и, соответственно, различных затратах на ее очистку.
Нагрузка ВВС имеет явно выраженный временной характер. Подача воды на ВВС в ночные часы сокращается примерно на 30%, что влияет на режим работы всего энергооборудования. Нагрузка РВС слабо меняется от времени суток. Данная станция является базисной в подаче воды в город, так как себестоимость 1 м 3 воды здесь ниже, чем на ВВС, которая выполняет роль пиковой станции.
Объем перекаченной воды на РВС в 1,5 раза больше, чем на ВВС, а электропотребление РВС почти в двое выше, чем на ВВС.
Доля затрат на энергоресурсы в себестоимости питьевой воды на РВС в 1,5 раза выше, чем на ВВС. Проведенные энергетические обследования водопроводных станций позволяют выделить основные организационные и технические проблемы в работе их энергооборудования:
В связи с тем, что основным потребителем электроэнергии являются насосы, наибольший интерес вызывают вопросы, связанные с их эксплуатацией. Главной технической проблемой эксплуатации насосов является то, что они первоначально были подобраны под ранее существующую нагрузку. При этом прогнозировался рост нагрузки водопроводных станций. Между тем, краткий анализ перспектив развития отрасли за последние 20 лет показал, что на этих станциях наблюдается устойчивый спад потребления питьевой воды в г.Москве. За указанный период снижение поставок питьевой воды, в среднем, достигло 20% по сравнению с уровнем 80-х годов. При этом состав оборудования и структура организации водоснабжения не изменились. На обеих станциях установленные насосы имеют завышенный (по сравнению с требуемым) паспортный напор, что приводит к работе насосного оборудования при повышенном расходе. Большой расход, в свою очередь, снижает КПД агрегата на 15 20% и ведет к повышенной нагрузке электродвигателя.
Серьезной проблемой станций по оплате за энергоресурсы является изменения , произошедшие в марте 2003 г. Несколько лет назад объектам Мосводоканала была представлена возможность перехода на дифференцированный тариф по оплате за электроэнергию со значительной экономией финансовых средств. Основным условием установления такого тарифа являлось внедрение АСКУЭ. На закупку и монтаж АСКУЭ были затрачены значительные средства. В 2002 г. на обеих станциях вследствие оплаты по дифференцированному по зонам суток тарифу была получена достаточно большая экономия. Однако с марта 2003 г. Региональная энергетическая крмпания изменила правила оплаты для потребителей, расплачивающихся по 2-х ставочному тарифу , отменив для них дифференцированный тариф. Одновременно произошло и резкое изменение тарифа. Так тариф за потребление электроэнергии снизился в 1,7 раза, а плата за заявленный максимум возросла в 3,5 раза. Изменение тарифов и отказ от дифференцированного тарифа, согласно расчетам, приведет к значительному (до 20%) увеличению в оплате за энергоресурсы. Единственным положительным моментом в данном случае следует признать отсутствие штрафных санкций при превышении заявленного максимума и оплата его по факту. Между тем, сложившаяся ситуация с учетом возросшего тарифа продолжает стимулировать организацию работы оборудования с учетом возможного снижения электронагрузки в часы фиксируемого максимума.
Границы раздела электрических сетей между ВС и Мосэнерго проходят по подстанциям 6 - 10 кВ, расположенным на расстоянии в несколько километров от водопроводных станций. Таким образом, потери электрической энергии от питающих подстанций до ВС включаются в расчет по оплате за электроэнергию. Расчет потерь в питающих высоковольтных кабелях производится по коэффициентам, полученным в результате расчета (согласно методики выданной Энергосбытом). В то же время, расчеты по реальной нагрузке в течение года показывают, что применяемые коэффициенты завышены. Данный факт приводит к переплате за потери в питающих кабелях.
В настоящее время многие подстанции Мосэнерго поставляют предприятиям электроэнергию повышенного напряжения. Так на РВС отклонение напряжения в период обследования составляло 3 7% от номинального. Повышенное напряжение на фидерах приводит к увеличению потерь холостого хода в трансформаторах и двигателях, уменьшает срок службы осветительной аппаратуры. Отклонение напряжения на 1% увеличивает на 3% потребление двигателями реактивной мощности, а отклонение на 10% в 3 - 4 раза уменьшает срок службы ламп накаливания и на 20-25% люминисцентных ламп. Перечисленные особенности работы энергооборудования ВС позволяют сделать следующие выводы:
Основной потенциал энергосбережения ВС связан с оптимизацией работы насосных агрегатов.
Эффективная работа насосных агрегатов зависит от ряда причин: технических параметров насосов и электродвигателей, согласованной работы с сетью и пр.
Остальные перечисленные проблемы, в основном, относятся к организационным и могут быть решены без финансовых затрат.

 

Зиборов Б.Н.

 



 

Украина берет курс на энергосбер. Беларусь к 2020 году снизит энер. Глава 4. Газопоршневые электростанции - р. Энергосбережение — масштабный го.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0101