Главная >  Потенциал энергии 

 

О ходе реализации проекта. Старший Национальный Советник Проекта ГЭФ/ПРООН

 

Пыжов Игорь Николаевич,

 

The materials dealing with the peculiarities in fulfillment of the project of The Russian Federation government at the support of the Global Ecological Foundation Program of the United Nations Organization development in Housing Communal System are presented.

 

Представлены материалы, касающиеся особенностей выполнения проекта Правительства РФ при поддержке Глобального Экологического Фонда Программы развития ООН (ГЭФПРООН) в ЖКХ.

 

В ЗДП (это Юго-Западный район г. Владимира) входит 98 зданий, в том числе 92 жилых здания, 6 нежилых зданий (одна школа, три детских дошкольных учреждения и два магазина). Суммарная максимальная тепловая нагрузка на отопление всех типов зданий составила 36 Гкал/ч, а средняя на ГВС – 6 Гкал/ч.

 

В рамках проекта проведена работа по выработке ключевой стратегии и постановке задач по разработке информационно-методического обеспечения работ по паспортизации, мониторингу и биллингу муниципальной системы теплоснабжения (МСТ). Проведенные работы по паспортизации МСТ явились первым, необходимым этапом и составной частью разработки и создания системы мониторинга и биллинга муниципальной системы теплоснабжения, на примере Зоны Действия Проекта (ЗДП) организованной в г. Владимире, в ходе которых установлено:

 

Несмотря на высокий процент оснащения зданий приборами учета (70 %), на коммерческом учете состоит лишь 11 % теплосчетчиков. Установленные в Зоне действия Проекта счетчики воды для коммерческого учета также не используются. Причиной описанной ситуации является то, что к настоящему моменту не решен вопрос о балансовой принадлежности указанного оборудования (оборудование установлено 1998 г. в рамках проекта ППВЖФ). Вследствие этого не проводится их поверка, ремонт и техническое обслуживание, что привело к постепенному выходу из строя большей части измерительных приборов. Приборами учета оснащены системы отопления и водоснабжения 49 % субабонентов находящихся в пределах жилых зданий. В среднем по Зоне действия Проекта квартирными счетчиками воды оснащена каждая 10 квартира.

 

Разработаны специализированные для нужд мониторинга и биллинга формы паспортов.

 

В ходе проведения паспортизации зданий были выявлены следующие проблемы: параметры зданий, указанные в договорах (например, отапливаемые площади и объемы), не всегда совпадают с проектными данными и данными технических паспортов зданий; жилищные организации не располагают техническими проектами на здания; информация о зданиях разрознена, отсутствует централизованное информационное обеспечение.

 

Состав и номенклатуры установленных отопительных приборов системы отопления зданий значительно отличаются от проектных параметров, что приводит к нарушению нормального режима функционирования отопительной системы здания.

 

· При использовании приборов учета. По данным домовых приборов учета в условиях холодной зимы 2002 – 2003 г.г. (средняя температура наружного воздуха составила -70С) среднее потребление тепловой энергии зданиями Зоны действия Проекта превысило рассчитанное по нормативу теплопотребления для населения на 32 %. Фактическое удельное ежемесячное потребление тепловой энергии на отопление по отдельным зданиям находится в пределах от 0,027 до 0,044 Гкал/м2, в среднем – 0,033 Гкал/м2, норматив - 0,025 Гкал/м Фактическое теплопотребление рассматриваемых зданий практически совпадает со значением рассчитанным по тепловым нагрузкам. Среднее фактическое количество тепловой энергии, потраченное на нужды ГВС одним человеком, по зданиям, оборудованным узлами учета тепловой энергии, находится в диапазоне от 0,19 до 0,23 Гкал/месяц, что превышает нормативное потребление, равное 0,16 Гкал/(чел·месяц), в среднем на 34 %. В среднем по зданиям, оборудованным узлами учета горячей воды, величина среднесуточного потребления горячей воды на одного жителя составила 129,1 л, то есть на 7,6 % превысила норматив потребления (120 литров в сутки).

 

Одной из целей работы службы проекта являлась разработка предельно простого механизма оценок текущих показателей МСТ – мониторинг. Мониторинг осуществляется на всех этапах теплоснабжения, от выработки до потребления, что позволяет органам местного самоуправления решать задачи оперативной оценки объемов тепловой энергии и финансовых средств. Во время проведения мониторинга используются приборно-аналитические методы обследований и анализа данных и расчетно-аналитические методы. В качестве основы расчетно-аналитических методик мониторинга положен метод сравнительного анализа на основе укрупненных базовых показателей – индикаторов. Принципиальным новшеством, достигнутым в рамках работ по проекту, является то, что для расчетов требуется минимально необходимый, широко доступный и легко проверяемый (трудно фальсифицируемый) набор исходных данных. Для целей мониторинга разработан пакет специализированных программ, который предусматривает: расчет потребления тепловой энергии зданиями; потери в теплосетях (индикаторный и детальный расчеты); расчет потерь тепла и потребления топлива на источнике (индикаторный и детальный расчеты); расчет оплаты за тепловую энергию, программа «Расчет оплаты»; оценка системы муниципального теплоснабжения (обобщенный анализ) «Sity_ES»; расчёт суммы расходов городского бюджета в разделе «Жилищно- коммунальное хозяйство» по статье «Дотации на покрытие убытков, возникающих при оказании услуг по теплоснабжению населения по ценам ниже себестоимости»; потери тепловой энергии неизолированными трубопроводами. Основываясь на вышеизложенных принципах, был проведен мониторинг параметров теплопотребления зданий в г. Владимире. Практические результаты проведенного мониторинга показатели:

 

Был произведен расчет удельных показателей теплопотребления в соответствии с договорными тепловыми нагрузками зданий и фактическим количеством жителей на плановый отопительный сезон. В соответствии с указанными исходными данными, по ЗДП среднемесячное расчетное удельное потребление тепловой энергии на отопление 1 кв. метра должно составлять 0,027 Гкал/ м По горячему водоснабжению удельное среднемесячное теплопотребление за анализируемый период составило по расчетам службы проекта 0,164 Гкал/человека, по счетам тепловых компаний – 0,176 Гкал/человека в месяц. В соответствии с проведенными расчетами, общее потребление тепловой энергии с января по октябрь 2003 года по счетам тепловых компаний составило 100,1 % от расчетного потребления за тот же период (потребление тепла на отопление – 95,3 %, на ГВС – 107.5 %). В то же время общее потребление тепловой энергии по выставленным счетам одной тепловой компании было на 2,8 % меньше расчетного, а по другой тепловой компании на 5,9 % больше. На нужды отопления в целом было реализовано 95,3 % тепла от расчетного объема, а на ГВС 107,5 %. При помесячном анализе наблюдались еще более значительные отклонения в объемах реализации по счетам тепловых компаний от расчетных показателей. Например, на ГВС, одной из тепловых компании в марте было поставлено 83,3 % от расчетного объема теплопотребления, а второй тепловой компанией - 173,1 % в мае месяце.

 

· По расчету через тепловую нагрузку. За период с января по апрель среднемесячное удельное теплопотребление на отопление (в соответствии с данными о реализации тепловых компаний) составило 0,030 Гкал/м2, по расчетам – 0,031 Гкал/м2 отапливаемой площади квартир. В октябре месяце данный показатель как по счетам, так и по расчетам равнялся 0,008 Гкал/м2 отапливаемой площади квартир.

 

Разработана программа расчетов платежей населения за тепловую энергию, включающая в себя базы данных по потребителям и программные модули для расчета оплаты жителями тепловой энергии. Разработано программное обеспечение расчетов платежей населения за тепловую энергию для кондоминиумов на основе фактического потребления по показаниям домовых приборов учета. Выполнены работы по подготовке методических материалов для администраций муниципальных образований.

 

Определенный интерес представляют стоимостные показатели. Из результатов проведенных расчетов следует, что за анализируемый период (январь-октябрь 2003 года), даже при условии стопроцентной собираемости коммунальных платежей население оплачивает по установленному нормативу потребления только 87,8 % потребленной, по данным тепловых компаний, тепловой энергии (в тарифах для населения). В результате потери городского бюджета за 10 месяцев по зоне действия проекта составили 2182,9 тысяч рублей (без учета бюджетных дотаций на покрытие убытков тепловых компаний от разницы тарифов). Жители, в квартирах которых установлены индивидуальные приборы учета воды, оплачивают услугу по ГВС из расчета фактического расхода (по показаниям счетчика горячей воды), по нормативу потребления тепловой энергии на подогрев воды в размере 0,06 Гкал/м В то же время объем тепловой энергии на ГВС по домам, где нет домовых приборов учета, определяется тепловыми компаниями и выставляется к оплате жилищной организации расчётным методом исходя из договорных тепловых нагрузок зданий на ГВС и количества фактически проживающих. Перерасчёт количества тепловой энергии на ГВС, выставленной к оплате тепловыми компаниями по домам, где нет домовых приборов учёта, но жители рассчитываются за потребленное на ГВС тепло на основании данных индивидуальных водяных счетчиков между жилищной организацией и тепловыми компаниями не производится. Достижение главной цели проекта – организация работ по внедрению биллинга в МСТ осуществлено на методическом и информационно-техническом уровнях. Разработана Методика расчёта суммы расхода городского бюджета по статье «Дотации на покрытие убытков, возникающих при оказании услуг по теплоснабжению населения по ценам ниже себестоимости». Разработан проект положения «О Службе биллинга». Разработаны 2 варианта проекта «Методики распределения объёмов и стоимости поставленной тепловой энергии между потребителями» (упрощенный для г. Владимира и полный для разных вариантов МСТ). Методика учитывает различную степень оснащенности приборами учета всей цепочки от поставщика теплоэнергии до конечного потребителя (жителя). Получена положительная рецензия на методику ФОНДа Институт экономики города Разработан проект Постановления Главы Администрации города «Об утверждении методики распределения объёмов и стоимости поставленной тепловой энергии между потребителями». В настоящее время проект постановления и проект методики находятся на рассмотрении в органах местного самоуправления.

 

На основе изложенных подходов в рамках проекта решены следующие задачи: создана база данных по объектам теплопотребления для независимой оценки показателей работы системы теплоснабжения в ЗДП; отработан механизм сверки счетов на оплату тепловой энергии выставляемых теплоснабжающими организациями; осуществляется прогнозирование изменения объемов ресурсов в зависимости от различных факторов; разработана система оплаты населением услуг теплоснабжения, основанной на их фактическом потреблении; подготовлены необходимые нормативные акты и рекомендации для администрации г. Владимира по внедрению биллинга и изменению договорных отношений с теплоснабжающими организациями; достигнута договоренность между администрацией и руководством проекта, что работы в этом направлении будут продолжены и вестись совместно, с тем, чтобы охватить весь город; подготовлены методические материалы для администраций муниципальных образований; осуществляется распространение накопленного опыта в разных регионах России.

 

По результатам мониторинга была проведена оценка влияния индивидуального учета на величину оплаты населением за тепловую энергию и последствия внедрения оплаты по фактическому потреблению. Оплата населения за услуги теплоснабжения при переходе на оплату по фактическому потреблению возрастет примерно на 15 – 20%. Повышение оплаты может быть обусловлено двумя факторами: в зоне действия проекта может иметь место избыточное теплоснабжение жилищного фонда, и население будет оплачивать тепловую энергию, использованную не только на нужды отопления, но и выпущенную в форточку; действующие нормативы потребления тепловой энергии для населения, единые для всего города, необоснованно занижены (например, норматив на отопление во Владимире на 9% ниже чем, в Москве, находящейся в той же климатической зоне, что и Владимир, а норматив на горячее водоснабжение на 20% ниже, чем величина потребления, определенная по действующим расчетным методикам).

 



 

8. РЫНОК БЫТОВЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ СЧЕ. Конца света не будет Появление. Украина берет курс на энергосбер. Беларусь к 2020 году снизит энер.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0034