Главная >  Потенциал энергии 

 

Приоритеты новой энергетической. Людмила Романюк

 

в контексте устойчивого развития

 

Центр экологической безопасности РАН

 

Санкт-Петербургский Научно-исследовательский

 

«Энергетика является ключевой отраслью, определяющим уровень экономического и социального прогресса» - эту аксиому традиционно эксплуатируют для обоснования важности энергетического сектора в структуре мировой экономики. Но одновременно энергетика является и ключевым фактором, ответственным за деградацию жизненной среды. Эту простую истину человечество осознало в лихорадочной гонке производства и неумеренного потребления только к середине настоящего века, когда биосферные явления планетарного масштаба (парниковый эффект, истощение озонового слоя, кислотные дожди, радиоактивные загрязнения), вызванные в значительной степени развитием энергетического сектора, не поставили на повестку дня «гамлетовский» вопрос «Быть или не быть?» самому человечеству.

 

Введение

 

На Конференции в Рио была принята рамочная Конвенция по сокращению выбросов парниковых газов, включая СО Эта Конвенция вступила в силу 21 марта 1994 года. Она призвана содействовать использованию более чистых видов топлива и осуществлению инициатив, направленных на оптимизацию эффективности энергетического сектора экономики.

 

Обоснованные предостережения ученых, призывы прогрессивных государственных деятелей к изменению парадигмы социально-экономического развития, осознание политиками и национальными лидерами возможных трагических последствий продолжения прежнего пути развития привели к ряду исторических событий, среди которых ключевым, несомненно, является Всемирная Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). На пороге XXI века впервые в истории руководители и главы правительств 170 стран мира объединились для выработки ориентиров на пути к устойчивому социально-экономическому экологически безопасному развитию общества.

 

Понимая неизбежность экономического роста, и, следовательно, неизбежность роста потребления энергоресурсов и увеличения производства энергии, международное сообщество выработало ряд приоритетов новой энергетической политики, ориентируя дальнейшее развитие энергетики в соответствии с принципами устойчивого экологически безопасного развития.

 

Энергосбережение, энергоэфективность, экологическая безопасность - «три кита» энергетической политики в контексте Повестки дня на XXI век

 

· энергосбережение (ЭС)

 

Три кита - три основных принципа положены в основу новой энергетической политики:

 

· экологическая безопасность (ЭБ)

 

· энергоэффективность (ЭФ)

 

· экономное использование невозобновляемых энергоресурсов

 

Энергетика будущего таким образом в последующем своем развитии должна решить три основных задачи:

 

· увеличение использования возобновляемых (альтернативных) энергоресурсов и стимулирование поиска новых источников энергии (развитие исследований по водородной энергетике и др.)

 

· эффективное использование энергии (с целью уменьшения потерь в процессе генерации, трансформации, передачи и потребления)

 

· минимизация риска (risk minimization)

 

Решение этих глобальных задач преследует три основные цели новой энергетической политики, сформулированные как

 

· устойчивое развитие (sustainable development)

 

· защита климата (climate protection)

 

· Подписан Договор по энергетическим правам (Energy Charter Treaty), Конференция в Гааге, сентябрь 1994 г. В договоре изложены условия интеграции энергетического рынка ЕС с мировыми энергетическими рынками. Подписан 49 странами.

 

В соответствии с обозначенными принципами, целями и задачами интенсивно развивались инициативы Европейского Сообщества в последующие после конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.) годы. Коротко можно перечислить следующие:

 

Принята Софийская Декларация, в рамках которой министры окружающей среды из более чем 50 стран договорились о необходимости направления усилий на достижение высокого развития энергоэффективности с целью сохранения окружающей среды и сохранения биосферного потенциала планеты.

 

· Состоялась 3-я Правительственная Конференция «Окружающая среда для Европы» («Environment for Europe»), София, октябрь 1995 г.

 

Принят Протокол Хартии по энергетической эффективности и природоохранным аспектам (Protocol on Energy Efficiency and Related environmental Aspects), вступивший в силу в декабре 1998 г.

 

· Странами ЕС заключен Договор Энергетической Хартии (The energy Charter Treaty) (апрель 1997 г.) - многостороннее соглашение, направленное на улучшение инвестиционного климата в энергетическом секторе.

 

· Состоялась 3-я Всемирная Конференция в Киото (3 Conference of the Parties to the Framwork Convention of the UN on Climate Change), декабрь 1997 г.

 

· Одобрена Европейская Стратегия поддержки когенерации энергии и тепла и устранения барьеров для ее развития («A Community Strategy to Promote CHP and to Dismentle Bariers to its Development»), октябрь 1997 г.

 

· Состоялась 4-я правительственная Конференция «Окружающая среда для Европы» (Fourth Ministerial Conference «Environment for Europe»), Архус, июнь 1998 г.

 

Принят Киото-Протокол по сокращению выбросов парниковых газов (на 15% к 2010 г. и, как минимум, на 7,5% к 2005 г. по сравнению с 1990 г.)

 

В рамках Декларации одобрены «Заявление о политике в области энергетической эффективности» («Policy Statement on Energy Efficiency») и «Директива по энергосбережению в Европе» («Guidement on energy conservation in Europe»).

 

Министры окружающей среды и энергетики приняли Архусскую Декларацию, в которой есть раздел «Энергетическая эффективность» («Energy Efficiency»).

 

· Инициатива в области энергетической эффективности (Energy Efficiency Initiative), том 1 - Анализ политики, том 2 - Примеры исследований и профили стран.

 

При подготовке к Архусской Конференции в рамках международной «Инициативы в области энергосбережения» («Energy Conservation Initiative») были подготовлены два исчерпывающих документа:

 

Принятое в Архусе Заявление включает обязательства по проведению политики в области энергетической эффективности, в частности, путем:

 

· Энергетическая эффективность в Российской Федерации (Energy Efficiency in Russian Federation).

 

- введения энергетических стандартов в жилищном секторе и в промышленности до 2005 г.;

 

- исключения субсидий в проекты, реализация которых может нанести вред окружающей среде, и в проекты включения экологических затрат до 2005 г.;

 

- облегчения инвестирования и финансирования энергетически эффективных проектов.

 

- содействия совместному производству тепловой и электрической энергии (когенерации), в том числе в центральном отоплении;

 

Осуществлению этой политики будут способствовать мониторинг, анализ и отчет на следующей 5-ой межправительственной Конференции «Окружающая среда для Европы», которая состоится в 2005 г. на Украине.

 

Директива включает значительное число Рекомендаций по проведению политики в области энергоэффективности.

 

Принято Заявление Всемирного Энергетического Совета (The World Еnergy Council Houston Statement), в котором акцентируется, что требуются долгосрочные улучшения в области энергозатрат на уровне конечного использования энергии: «повышение эффективности конечного использования энергии - это самый прямой, широкий и экономичный способ сокращения уровня энергопотребления и улучшения качества окружающей среды».

 

· Всемирная энергетическая конференция, Хьюстон, сентябрь 1998 г. (World Energy Conference)

 

· Состоялась Пятая ежегодная конференция COGEN EUROPE (COGEN - Ассоциация в поддержку когенерации в Европе), ноябрь 1997 г., Брюссель.

 

· За Декларацией Премьер-министров Северных стран, подписанной в Бергене в июне 1997 года, последовал Доклад Совета Северных стран Министрами Северных стран по энергетике (июнь 1998 г.). Он затронул проблемы энергетических рынков и их функционировании при непременном условии сохранения окружающей среды в регионе.

 

На конференции обсуждался вопрос о степени готовности национальных правительств стран ЕС к гармонизации энергетических рынков (налоги, цены на энергоносители и т.п.).

 

Конференция отметила, что в странах ЕС под действием экономических сил либерализации меняются масштабы производства энергии (от крупных к мелким), национальные правительства предпринимают меры к переходу в использовании горючих топлив от угля и нефти к природному газу и к использованию возобновляемых источников энергии.

 

Результатом переговоров в Буэнос-Айресе стала разработка четкого графика на два года для согласования вопросов по гибким механизмам выполнения поставленной в Киото задачи снижения выбросов парниковых газов.

 

· Состоялась 4-я Конференция стран-участниц UN/FCCC в Буэнос-Айресе, ноябрь 1998 г.

 

Следует подчеркнуть, что 9-я сессия Комиссии по устойчивому развитию (UN/CSD) состоится в 2001 г. и в центре ее внимания будет «устойчивая энергетика».

 

· Только что состоялась встреча Министров энергетики, Ставангер, 1 декабря 1998 г.

 

Макроэкономические элементы модели

 

Основой для сотрудничества между Россией и Европейским Союзом является Соглашение о Партнерстве и Сотрудничестве, вступившее в силу в декабре 1997 года. В данном соглашении есть отдельная статья, посвященная энергетике. Приступила к работе Рабочая группа Комиссии по партнерству и сотрудничеству в области энергетики.

 

Модель будущего развития энергетики на Европейском континенте была разработана специалистами и обсуждена в Белой Книге (WhatiPaper) Европейского Союза (1993 г.).

 

будущего развития энергетики на Европейском континенте

 

Особого внимания заслуживают следующие инструменты политики на макроэкономическом уровне:

 

В данном документе подчеркивалась необходимость отказа от неоптимальной модели развития, ориентированной на интенсификацию технологического прогресса, что порождает недостаточное использование трудовых и избыточное использование энергетических и природных ресурсов. В новой модели развития ключевой момент - комбинация использования основных ресурсов - трудовых и природных для содействия устойчивому экономическому росту, при котором повышается уровень занятости и снижается уровень потребления энергетических и природных ресурсов - «энергетические ресурсы больше уже нельзя считать неограниченными». Ключевым элементом, содействующим фундаментальным структурным изменениям, признана энергетика. В Белой книге указаны инструменты макроэкономической политики и способы содействия структурным переменам в энергетическом секторе.

 

· налоговое регулирование (новые схемы исчисления налогов), которое способствует устойчивой экономической деятельности;

 

· косвенные налоги на загрязнение окружающей среды (налоги на энергоносители в зависимости от уровня выбросов, в частности СО ;

 

· включение экологических аспектов трансграничного воздействия в политику международной торговли и сотрудничества.

 

· контроль динамики внутренних энергетических рынков с целью обеспечения оптимального использования ресурсов;

 

Перечисленные инструменты макроэкономической энергетической политики воздействуют на развитие трех различных рынков - топлива, электроэнергии и тепловой энергии. Европейский союз уже реализовал директивы по обеспечению «прозрачности» цен и общему энергоносителю. Эти директивы открывают дорогу для трансграничной продажи электроэнергии и газа. Новая стратегия создания внутреннего рынка энергии предусматривает расширение трансевропейских электрических и газовых сетей.

 

Включение данных инструментов макроэкономической политики в энергетическом секторе повлечет за собой существенную переориентацию и содействие фундаментальным исследованиям «по модели устойчивого развития», связывающие социальные, экономические и экологические аспекты развития энергетического сектора. Эти проблемы рассматривались в рамках Пятой программы экологических действий.

 

Перемены на энергетических рынках стран ЕС, представляющие собой организацию открытия, либерализацию и гармонизацию рынков энергии, будут способствовать усилению комплексных интеграционных процессов, в том числе и на всем Европейском континенте, а именно в сфере технологической интеграции (совершенствование технологий контроля в единых энерго сетях), экономической интеграции (гармонизация цен и налогов), экологической интеграции (минимизация ущербов природной среде от трансграничных переносов), научной интеграции (поиск новых экологически безопасных источников энергии), инновационной интеграции (стимулирование развития когенерации, имеющей огромный потенциал коммерческого воздействия на энергетический сектор), информационной интеграции (согласование законодательств, политик и стратегий, передача win-win технологий и т.д.).

 

Либерализация энергетических рынков в корне меняет роль национальных правительств в управлении энергетикой. «Вместо полного контроля потребуется «точная настройка», чтобы гарантировать, что рынок и рыночные механизмы соответствуют общественным, социальным и экономическим целям» (С.Минетт).

 

В этом случае неоспорима роль международных инициатив (Деклараций, Соглашений, Протоколов, Директив, Меморандумов и пр.), стимулирующих (иногда - обязывающих) национальные правительства к действиям, направленным на реализацию общих стратегических усилий - минимизацию риска, защиту окружающей среды и сбалансированное социально-экономическое развитие.

 

Будущее развитие энергетики имеет определенные трудности, связанные в первую очередь с тем, что в рыночных условиях трудно осознать, что «устойчивым» технологиям необходимо оказывать содействие даже заведомо нерентабельным технологиям, не приносящим непосредственной экономии с учетом выгоды более высокого порядка - сохранение ресурсов и сокращение техногенной нагрузки на природную среду (это относится прежде всего к развитию когенерационных технологий производства тепла и энергии).

 

Инициативы Европейского союза

 

Примером этому может служить Протокол по сокращению выбросов парниковых газов, подписанный на Третьей Всемирной Конференции в Киото (декабрь 1997 г.), который стимулировал новые инициативы Европейского Сообщества, в частности, новые программы развития систем когенерации и технологий с использованием возобновляемых источников энергии как элемента стратегии Европейского союза по сохранению климата.

 

Европейский Союз - один из крупнейших энергопотребляющих регионов мира. В 1995 году на его долю пришлось 1366 млн. т.у.т. (тонн условного топлива) или почти одна шестая часть мирового потребления.

 

в реализации новой энергетической политики

 

Энергия, жизненно необходимая для развития экономики, является подлинно международным стратегическим ресурсом и одновременно - международным товаром. Отличие этого типа «товара» состоит в том, что в процессах генерации, трансформации, трансформирования и потребления ему присущи потери. Существующие потери энергии очень высоки во всех странах Европейского Союза. По меньшей мере лишь около 1/3 первичной энергии используется для удовлетворения необходимого спроса, а 2/3 - теряется в результате определенных процессов преобразования.

 

Хотя Европейский союз формирует свою энергетическую политику как единый регион на Европейском континенте, его страны имеют значительные отличия в климатических условиях (Скандинавия и Средиземноморье), в производстве валового национального продукта (ВНП), а, следовательно, и в уровне энергопотребления. При этом потребление энергии в странах ЕС на 50% выше из расчета на душу населения, чем в среднем по Западной Европе.

 

К настоящему моменту осознанно очевидным стало то, что спрос на энергию является производным спросом: потребители в основном потребляют и оплачивают не саму энергию, а энергетические услуги - такие, как отопление, освещение, кондиционирование, работа транспорта и др. Энергия в широком смысле - только средство предоставления этих услуг. Исходя из этого, Европейский союз интенсивно вырабатывает новые стратегии содействия устойчивому развитию энергетики, основанные на принципах энергосбережения, энергоэффективности и экологической безопасности.

 

Потери эти трудно оценить в стоимостном выражении, т.к. в первую очередь необходимо экономически оценить степень их воздействия на окружающую среду. Это - фундаментальная научная проблема и насущная задача сегодняшнего дня.

 

Когенерация в энергетической политике стран ЕС приобрела статус высокоприоритетной задачи и признана важнейшим инструментом достижения высокого уровня энергоэффективности.

 

Новые политические инициативы Европейского сообщества в первую очередь направлены на улучшение качества энергетических услуг, на возникновение новой индустрии в сфере предоставления энергетических услуг (приближение производителя к потребителю электроэнергии), а также на либерализацию внутренних энергетических рынков. Последнее - открывает доступ на рынки новым участникам процесса (мелким производителям), что способствует росту использования возобновляемых источников энергии и систем когенерации (систем комбинированной выработки тепла и электроэнергии СНР (combined heat and power) малой мощности.

 

«Для тех, кто работает в электроэнергетике, это означает революцию. Энергетикам трудно согласиться, что их продукция, стоимость кВт которой в четыре раза выше по сравнению с тепловой энергией, является побочным продуктом».

 

Следует сказать, что нет ничего нового в самой концепции когенерации, т.к. производя электроэнергию, мы всегда вырабатываем тепловую энергию. Новизна подхода состоит в применении данной концепции, что требует изменения в корне взгляда на проблему. Речь идет не о производстве электроэнергии и использовании «побочного» продукта производства - тепловой энергии, а наоборот, о производстве необходимой нам тепловой энергии и эффективном использовании «побочного» продукта этого производства - электроэнергии. В этом и заключается новый смысл концепции когенерации.

 

Роль когенерации в защите климата и окружающей среды была подтверждена на последней только что прошедшей Всемирной Энергетической Конференции (WEC), проходившей в Хьюстоне в сентябре 1998 года.

 

Когенерация в большинстве случаев представляет собой эффективное, экологически «чистое», экономичное и надежное производство. Системы СНР обеспечивают утилизацию большого количества различных видов топлива - не только природного газа, угля и нефти, но и биомассы и твердых отходов в энергоэффективных крупномасштабных установках для сжигания, т.е. по большому счету СНР обеспечивают «глобальную утилизацию энергоресурсов».

 

Стратегия СНР в европейской энергетической политике

 

Соглашение по сокращению выбросов парниковых газов (на 15% к 2010 году и как минимум, на 7,5% к 2005 году по сравнению с 1990 г.), достигнутое в Киото (декабрь 1997 г.), в сущности, обязывает промышленно развитые страны преобразовывать свои энергетические системы. Европейское сообщество пытается решить эту задачу путем стимулирования развития СНР систем. Следует сразу оговориться, что в рамках европейской энергетической политики СНР не получило еще адекватного определения и по разному представлено в разных странах (различными технологиями различного масштаба). Но в целом общепризнанно, что СНР являются энергетически эффективными, экологически приемлемыми интегрированными технологиями.

 

Диапазон СНР широк: от применения мелких установок до крупномасштабных систем. Преимущества СНР как энергетически эффективных, экологических приемлемых интегрированных технологий очевидны. В то же время для их широкомасштабного внедрения необходимы и стабильные экономические условия на долгосрочную перспективу, и организация нового рынка энергетических услуг, и крупные инвестиции, и поддержка государственного сектора.

 

С реализацией СНР европейское сообщество связывает долгосрочные планы оптимального развития энергетики с учетом выбранных приоритетов социально-экономического экологически безопасного сбалансированного развития.

 

По предварительным оценкам экспертной группы, представившей Доклад ЕС, СНР обладает значительным потенциалом. Объем СНР в странах ЕС может достичь 1/3 или более от общего объема производства электроэнергии и такого же объема спроса на тепловую и другие виды полезной энергии. При условии полной реализации этого потенциала возможно сокращение выбросов СО2 на 9-13% от общего объема выбросов, обусловленных сжиганием горючих топлив в Европе.

 

Стратегия СНР в европейской энергетической политике только формируется, и первым шагом становится выработка общих представлений, терминологии и стандартов для различных видов СНР. Конкретная задача на ближайшее будущее будет заключаться в разработке методологической терминологии для программы действий по СНР с контролем спроса. Спрос на энергетические услуги, который может быть удовлетворен с помощью СНР, можно оценивать на локальном, национальном и европейском уровнях. При этом различают уровни внутреннего, коммерческого и промышленного спроса. Имея информацию о доступе к различным источникам энергии, включая биомассу и отходы, можно определить потенциал СНР на всех указанных уровнях.

 

· промышленные СНР большой мощности;

 

СНР можно подразделить на следующие категории:

 

· городские схемы центрального отопления с использованием технологий СНР.

 

· мелкие СНР в жилищном секторе;

 

· фундаментальное техническое препятствие на пути развития городских СНР может заключаться в отсутствии инфраструктуры (сетей центрального отопления и установок центрального горячего водоснабжения);

 

Для каждой категории характерны свои технологии и мероприятия, так же как и свои барьеры и трудности организационного, технического, правового и экономического характера при их внедрении. В Докладе COGEN EUROPE (1994 г.) приведены некоторые из таких трудностей:

 

· экономические ограничения, вытесняющие СНР с промышленных рынков, рынков электроэнергии и тепловой энергии.

 

· технические препятствия, обусловленные тем, что существующие энергетические системы обладают слишком малой гибкостью: поглощают только ограниченный объем СНР энергии;

 

Основным условием для осуществления СНР - стратегии является осознание и четкое определение будущей роли СНР в каждом регионе и в рамках европейской энергетической системы. В некоторых странах уже разработаны подобные стратегии, например, в Великобритании, Нидерландах и Дании. Датская программа действий «Energy 21» (1996 г.) направлена на удовлетворение всего объема внутренних потребностей в электроэнергии за счет СНР в сочетании с возобновляемыми источниками энергии.

 

Таким образом, в зависимости от ситуации потенциал СНР может быть значительным и ограниченным. Вывод Европейской Комиссии LG XVII состоял в необходимости разработки комплексной, хорошо сформулированной стратегии содействия развитию СНР.

 

Следующим шагом в этом направлении стало принятие совместной Стратегии поддержки СНР и устранению барьеров в их развитии («A community

 

На основе предварительных исследований первоначально Европейской Комиссией было объявлено Сообщение о содействии СНР. Хотя это и не законодательный документ, Сообщение явилось руководством для лиц, ответственных за выработку политики в Европе.

 

Стимулы организационного характера, как подчеркивается в документе, должны быть направлены на СНР как комплексную технологию в различных секторах. При этом необходимо перейти от столкновения к сочетанию интересов в области производства и потребления тепловой и электрической энергии.

 

Strategy to Promote CHP and Dismantle Barriers to its Development», 15.10.9 . Комиссия установила показатель 18% - это процент электроэнергии, которая должна быть произведена в странах ЕС к 2010 году за счет когенерации. Европарламент предложил довести этот показатель до 25%. Рисунок отображает ситуацию в странах ЕС в настоящее время. Европейская стратегия поддержки СНР содержит элементы организационного, экономического и регулирующего характера для каждой из категорий СНР.

 

Обязательным условием для реализации стратегии СНР было указано наличие компаний ESCO, осуществляющих эффективные сервисные технологии, связанные с СНР, и практический переход потребителей к «третьим лицам», что подрывает основы естественных монополий на энергетических рынках и предоставляет возможность потребителям энергии иметь дело с одним поставщиком услуг, который может удовлетворить все нужды в тепловой и электрической энергии и которому может быть предъявлен единый счет. Меры в области регулирования - такие, как процедуры содействия через требования по энергоэффективности, приоритет синергическому сокращению выбросов, процедуры зонирования применения СНР и лицензирования - тесно связаны с экономическим мерами (налоговые льготы, приоритеты по тарифам, экологическое налогообложение, налогообложение энергетических потерь).

 

Европейская Комиссия приняла рекомендацию, обязывающую государства-члены ЕС учредить национальные координирующие организации для содействия внедрению СНР.

 

Для запуска потенциала СНР во всех странах ЕС необходимы следующие скоординированные действия (из доклада Датского энергетического Агентства):

 

Во всей Европе доля СНР (Рис.) и стратегии СНР различаются очень сильно.

 

· составление перечня элементов стратегии, обязательных для всех государств-членов ЕС

 

· систематическое выявление СНР потенциалов во всех странах сообщества

 

· обязательное добросовестное экологическое налогообложение

 

· постановка задач по внедрению СНР в каждом из государств сотрудничества

 

· меры по комплексному планированию ресурсов и контролю со стороны спроса

 

· стандарты по энергоэффективности и требования по лимитации использования топливных ресурсов

 

· изменение структуры рынка, либерализация внутренних энергетических рынков

 

· меры организационного характера и меры содействия

 

· продвижение инициатив в другие регионы Центральной и Восточной Европы

 

· финансовый базис

 

P.S.: Состояние и перспективы развития СНР в России отражены в докладах, представленных в Приложении 1, 2.

 

Что касается последнего пункта, то общепризнанно, что в странах Центральной и Восточной Европы уже сейчас существуют крупномасштабные системы теплоэлектроцентралей. Это подчеркивает важность СНР как элемента общеевропейской системы энергоснабжения. Главная задача, стоящая перед Центральной и Восточной Европой, заключается в обосновании и модернизации существующих СНР и внедрении новых малых когенерационных установок.

 

Состояние и тенденции развития комбинированного производства электроэнергии и тепла

 

Приложение 1

 

Министерство топлива и энергетики

 

В.П.Шахин

 

Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На ее территории, занимающей примерно 10% суши Земли, с населением всего 2,6% от мирового сосредоточено свыше 33% разведанных запасов газа, 13% нефти и 12% угля. Это - стратегическая база для развития взаимовыгодного сотрудничества в Европе в области электроэнергетики и теплофикации.

 

Российской Федерации

 

· устойчивое снабжение страны энергоносителями

 

Высшим приоритетом Энергетической политики России является:

 

· уменьшение негативного воздействия топливно-энергетического комплекса (ТЭК) на окружающую среду

 

· повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, создание условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития

 

В соответствии с «Энергетической стратегией России» поставлена задача существенно повысить энергетическую и экономическую эффективность электроэнергетики путем вывода из эксплуатации и реконструкции устаревшего и изношенного оборудования с увеличением доли комбинированной выработки электроэнергии и тепла и сокращением при спаде энергопотребления в основном конденсационной выработки электроэнергии.

 

· сохранение энергетической независимости и обеспечение безопасности РФ

 

РАО «ЕЭС России» предусматривает построить и ввести в эксплуатацию 4,6 млн. кВт в период до 2000 г. на высокоэффективных парогазовых электростанциях, преимущественно с комбинированным производством электрической и тепловой энергии и 7 млн. кВт таких генерирующих мощностей в 2001 - 2005 гг.

 

С целью достижения максимального энергосбережения можно обойтись минимальным строительством новых конденсационных электростанций, а развитие электроэнергетики вести путем строительства ТЭЦ малой и средней мощности преимущественно на газе, а также объектов нетрадиционной энергетики и реконструкции электростанций в основном на газотурбинные и парогазовые установки.

 

Главным направлением здесь будет развитие теплоснабжения преимущественно за счет источников средней и малой мощности с комбинированной выработкой электроэнергии и тепла при ориентации главным образом на использование газового топлива, а также ускоренное развитие систем современного индивидуального теплоснабжения.

 

Особое внимание в «Энергетической стратегии России» уделено коренному преобразованию теплового хозяйства России как одной из самых запущенных сфер ТЭК, обладающей большим потенциалом энергосбережения.

 

В настоящее время в России действует 900 котельных единичной теплопроизводительностью более 100 Гкал/ч. В ближайшие десять лет намечается строительство и расширение 70 котельных теплопроизводительностью более 200 Гкал/ч, в том числе 36 котельных теплопроизводительность более 400 Гкал/ч, а также 20 котельных паропроизводительностью более 200 т/ч.

 

Одним из эффективных способов повышения использования энергии в системах централизованного теплоснабжения является развитие малых теплоэлектроцентралей (МТЭЦ) вместо (или на базе) крупных городских и промышленных котельных. МТЭЦ выгодно строить потребителям тепла, а попутно выработанную дешевую электроэнергию продавать энергосистемам или использовать на собственные нужды.

 

Следует отметить, что еще десять лет назад в 80-х гг. в СССР за счет комбинированного производства электрической и тепловой энергии на ТЭЦ в городах уже обеспечивалась годовая экономия до 30 млн. т.у.т.

 

Сооружение МТЭЦ только вместо намечаемых к сооружению крупных котельных позволило бы получить экономию не менее 1,5 млн. т.у.т. в год.

 

Ее решение с учетом экономических, географических и демографических особенностей России содействует:

 

Проблема развития теплофикации носит комплексный характер и не ограничивается только техническими решениями. Это и экономическая, и экологическая и социальная проблема.

 

· созданию новых рабочих мест и использованию потенциала конверсионных предприятий для выпуска энергоустановок с комбинированным производством электроэнергии и тепла

 

· развитию надежного, быстрого и дешевого обеспечения электроэнергией и теплом 2/3 территории страны с населением около 20 млн.чел., находящейся в зоне децентрализованного и неустойчивого централизованного энергоснабжения

 

· ускорению реформ жилищно-коммунального хозяйства и внедрению новых экономических и организационных механизмов в процессе взаимодействия производителей и потребителей энергии, формирования энергосервисных структур для оказания потребителям необходимых услуг

 

· развитию процесса демонополизации в электроэнергетике России, поскольку ТЭЦ с газотурбинными, парогазовыми установками будут в первую очередь сооружаться при промышленных предприятиях и станут независимыми от энергетических систем - источниками производства электрической и тепловой энергии

 

· разработке и широкомасштабному внедрению установок малой энергетики

 

· повышению эффективности использования топлива и энергии, энергосбережения

 

 

Россия с ее громадным экономически эффективным потенциалом энергосбережения, сложившейся структурой экономики, нацеленной на производство энергоемкой экспортной продукции и порожденным экономическим спадом постоянным снижением абсолютной эмиссии углерода (кумулятивные объемы снижения эмиссии углерода в 2010 г. по отношению к уровню 1990 г. составят около 2 млрд тонн) предоставляет широкие возможности для международной торговли углеродными квотами и совместного осуществления энергосберегающих проектов, в том числе и в области комбинированного производства электроэнергии и тепла, совершенствования систем теплоснабжения.

 



 

6. Глава_8. Одесса получит кредит от ЕБРР. СКЛАД. Новый ГОЭЛРО.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0331