Главная >  Потенциал энергии 

 

2. Первое. Маркс утверждал, что всядальнейшая история человечества будетисторией последовательного уничтожениячастной собственности на средствапроизводства. Я думаю, что этот тезис восновных чертах отражает реальный ходвещей, если только не понимать слово собственность в его наиболее примитивном смысле. В самомделе, уже акционерная или кооперативнаяформа собственности лишена многиххарактерных свойств, присущихобывательскому пониманию выражения частнаясобственность : моя, что хочу, то с ней иделаю! Следуя непрерывному ростувзаимозависимости, общество, причемдостаточно стихийно, накладывает самыеразличные ограничения на использованиесобственности. Рождаются все новые и новыеформы организации производительных сил исобственности. Независимо от деталей такойорганизации она во все большей степенистановится общественной, т.е. выполняетобщественные функции; ее использованиеподчиняется все более и более жесткимзаконам - она служит не только субъектусобственности, но и остальным членамобщества.

 

Я хочу обратить вниманиечитателя на два обстоятельства, которые мнепредставляются фундаментом современныхпроцессов общественной эволюции.

 

Примечание. Последнее, однако,вовсе не означает, что эта собственность неможет быть присвоена и использоваться дляэксплуатации других людей. Но об этом ниже.

 

Вот так я понимаю тезис Маркса и думаю, чтоон справедлив, поскольку отражает те общиетенденции ограничения стихийности виспользовании собственности (и ресурсов),которые проявляются по мере усложнения иразвития производительных сил и социальнойструктуры общества. Наконец, начинаетиграть все большую роль общественнаясобственность, т.е. собственность,принадлежащая ВСЕМ! Ее примером являютсязнания, идеи. Здесь нет конкретногосубъекта собственности - знанияпринципиально принадлежат всем людям илюбой член общества потенциально способених использовать. И такая собственностьимеет одну удивительную особенность: чембольше подобная собственностьиспользуется людьми, тем полезнее всемчленам общества, ибо размеры общейсобственности - объем знаний - возрастаютпри их использовании.

 

Оба сформулированных тезиса непротиворечат друг другу: рост разнообразияформ собственности будет сочетаться сростом различных условий и ограничений в ееиспользовании, т.е. с тем процессом, которыйМаркс называл уничтожением частнойсобственности. Во многом этот процесс идетнезависимо от воли отдельных людей. Он -проявление особенностей самоорганизацииобщества, его адаптации к изменяющимсяусловиям существования. Но в этот стихийныйпроцесс все больше вмешиваетсяКоллективный Разум человечества.

 

Второе. Исходя из общих принциповэволюционизма, можно утверждать, что вближайшие десятилетия разнообразие формсобственности будет расти и развивающиесяобщества ближайшего будущего будутмногоукладными. Точно так же будет растиразнообразие культур, национальных ирелигиозных особенностей жизни людей и т.д.И тем не менее необходимость реализацииэкологического императива, а такжеинтеграция экономики потребуют появления улюбых общественных структур некоторыхобщих черт: системы экологических законов исоответствующих органов контроля, единыхправил международного финансовогообращения, признания главенствованиярешений ООН, ограничения суверенитетов и т.д.Они должны оказаться способными постепенноперевести общество и биосферу в состояниеноосферы. Или, во всяком случае, сделать шагпо этому пути. И определенная унификациявозникает даже независимо от техтребований стандартизации, которыеявляются следствием экономическойинтеграции и активно реализуются не тольков развитых странах. Человечество - единыйвид и по множеству связей вступает вовзаимодействие с Природой как единое целое.

 

Употребляя термин рациональноеобщество , я имею в виду общество, идущеев эпоху ноосферы, т.е. к состояниюкоэволюции человека и Природы. Ононеобходимо, ибо только в этом случаечеловечество сможет избежать деградации исохранить перспективу дальнейшегоразвития. Это желаемое общество ближайшихдесятилетий. Говорить о его деталях трудно,тем более, что в разных регионах мира ономожет иметь весьма различные особенности.Тем не менее в любом регионе планеты онодолжно обладать рядом общих свойств,которые я попытаюсь перечислить.

 

Эти особенности ближайшегобудущего - уже не социалистическая утопия, а железная необходимость современности .Человечество просто не сможет выжить наЗемле, не обретя некоторых общих стандартовв своих взаимоотношениях с Природой. Вотпочему сегодня больше, чем когда-либо, имеетсмысл обсуждать принципы рациональнойорганизации общества, согласованияобщественных структур с реальнымиусловиями жизни человека. И понять значениеи роль социальных идей, и прежде всегосоциализма.

 

Предельная раскрытость обществак восприятию новых идей и потенциальныхспособностей нации - вот, вероятно, таосновная цель, к которой будет вынужденостремиться любое государство. В конечномсчете сейчас все зависит от общей культурыи образованности народа, рождающих инеобходимую дисциплину труда, отспособности социума раскрытьпотенциальные возможности его граждан ктворчеству.

 

Первое требование: способностьобеспечивать раскрытие потенциалаотдельной личности - ее таланта, ееинтеллектуальных возможностей, ее воли. Иснова это не благие пожелания, а жизненнаяпотребность. Человечеству уже в ближайшиедесятилетия предстоит пройти черезмножество испытаний. Они потребуютсоздания новых технологий, выработки новыхвзаимоотношений с Природой, новойсоциальной организации... И все это будутизобретения, открытия и в области техники, инауки, и в социальной сфере. Для успехаобщество должно будет стремиться статьпредельно раскованным в интеллектуальнойсфере, не стесненным догмами, открытымлюбым новым идеям. И надо научиться мыслитьсколь угодно свободно, а вот действовать...попринципу: семь раз отмерь, а один разотрежь. И чем могущественнее будетцивилизация, тем осторожнее должендействовать человек: методы научногоанализа должны идти в ногу с развитиемпроизводительных сил. Может быть, в такомобществе возникнет разумное сочетаниединамизма обществ европейского типа имудрости обществ традиционных, преждевсего, как мне кажется, обществ ДальнегоВостока.

 

Уже во времена Платона, т.е. 2500 леттому назад, люди понимали, что свобода иравенство - понятия противоречивые. Свободав силу различия людей порождаетнеравенство, каковы бы ни были общественныеинституты. Любое неравенство - национальное,правовое и особенно имущественное - несетсоциальную напряженность и неустойчивость.Маркс полагал, что это противоречие найдетразрешение на стадии перехода общества креальному гуманизму. С этим утверждением яне могу согласиться, ибо убежден, что этопротиворечие - вечное. Оно в природе вещей:без него развитие невозможно! В разныхусловиях в разные времена разные обществанаходили и будут находить свою мерукомпромисса между свободой и равенством,соответствующую конкретным жизненнымреалиям. Какие-либо общие универсальныерецепты, годные для всех времен и народов,по моему глубокому убеждению, отсутствуют.Поэтому, когда я говорю о высоком уровнесоциальной защищенности и социальнойсправедливости, смягчающих противостояние,рождаемое социальным неравенством, то имеюв виду не снятие противоречия свобода -равенство, а такой компромисс между ними,который способен обеспечить выполнениепервого требования и которым необходимодолжно обладать рациональноорганизованное общество.

 

Второе требование: обществодолжно быть способным обеспечить высокийуровень социальной защищенности личности.Это требование необходимо для реализациипервого! Раскрытие творческогосозидательного потенциала требуетопределенной социальной стабильности испециального общественного компромисса.

 

Третье требование: обществодолжно быть способным выполнять условияэкологического императива. Развитие егопроизводительных сил не должно нарушать запретнойчерты!

 

Если такое общество возникнет, тонеобходимо утвердится и компромисс междусвободой и равенством. Каков он будет,какими правовыми средствами и структуройсобственности он будет обеспечен, сказатьнельзя, тем более, что он будетреализовываться заведомо не единственнымобразом, ибо люди разные, разные у них иструктуры ценностей, и традиции... Но какимбы он ни был, он должен быть в состоянииснимать опасный уровень социальнойнапряженности (не ликвидировать, как думалиМаркс и Тейяр де Шарден, а снижать), котораяне дает полностью использоватьпотенциальные возможности человека дляпреодоления трудностей в развитии общества.

 



 

Запах легких денег Российские компаниихотят заработать на парниковом эффекте. Арматуростроение США во времяэнергетического кризиса. Порівняльний аналіз енергозберігаючої політики в країнах Європи. Парк буйков обеспечит энергией 2. Подразделения РАН.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0087