Главная >  Потенциал энергии 

 

2. Первую часть книги я тожезакончил мифом - я попробовал наметитьчерты СТРАТЕГИИ, необходимые дляпродолжения истории развития homo sapiens. В этойглаве я расскажу о том, какой мне видитсяпланетарная организация общества,способная реализовать подобную стратегию.

 

О неизбежности появления мифов иих необходимости я уже говорил в главе,посвященной философии истории. А в этойглаве я позволю себе пофантазировать ипопробовать выстроить свою утопию, ноутопию, основанную на логике Природы илогике истории, о которых я постаралсярассказать в предыдущих разделах работы и,уточняю, которая представляет собойэмпирическое обобщение.

 

Конец ХХ века поставилчеловечество и биосферу в совершенно новыеусловия существования, для которыхтрадиционные стандарты жизни вряд лиокажутся пригодными. Новые формысуществования проявятся во всех сферахжизнедеятельности - экономике,производительных силах, культуре,этнических отношениях, особенностяхгражданского общества,.. если люди проявятнеобходимую общую волю, при ясном пониманиибесперспективности использования старыхстандартов и ориентации на существующиеныне общечеловеческие ценности в ихпоп-исполнении!

 

В истории существовало многоутопий и антиутопий. То, о чем я собираюсьговорить, это не представление об идеальномобществе - в существование общества а ляТейяр де Шарден я просто не верю - а попыткаувидеть такое общество, которое окажетсяспособным преодолеть неизбежный кризис иобрести нужную потенцию для своегодальнейшего развития. Работая над этойглавой, я думал лишь о тех особенностяхобщества, которые действительно необходимыдля выживания человечества впосткапиталистическую эпоху.

 

Мы - свидетели формированияединого общепланетарного экономическогоорганизма. Зависимость людей друг от друга,при всей их внешней разобщенности,становится пугающей. Конец века подвелчеловечество к рубежу - оно становитсяединым организмом, и у него уже есть общаяцель: общепланетарный гомеостаз. Никакоегосударство самостоятельно не сможетобеспечить собственную стабильность. Железныезанавесы исчезают сами собой.

 

Может, в этом и заключаетсяутопичность моей конструкции? Но вотнекоторые факты, заставляющие меняизображать Дон Кихота, воюющего смельницами.

 

То обстоятельство, что ойкуменойчеловека сделалась вся планета, и то, чтоона обретает черты организма, позволяетговорить об экологическом императиве как онеком общепланетарном явлении и желаемомсостоянии общества, способного в рамкахэкологического императива обеспечитьразвитие цивилизации в данных конкретныхприродных условиях. В этом состоянииобщество должно не содействовать еедеградации, а наоборот, - поддерживать иразвивать ее многообразие и ее способностьк адаптации, т.е. обеспечивать ее sustainability.

 

Однако у этого формирующегосяорганизма пока еще нет института,формирующего общую ВОЛЮ, способногонаправить усилия людей на достижение этойобщей цели: люди не осознают происходящего.И, несмотря на разноцветие палитрыцивилизаций, которая необходима, должнанеизбежно возникнуть некая стандартизацияво взаимоотношениях с Природой, нечто вроденовых биосоциальных законов, о которыхговорилось в первой части книги. Но ихприрода будет уже совсем иной, еесформирует не Природа, а Коллективный Разумчеловека.

 



 

Энергию можно добывать из нечист. Методические рекомендации. Энергия и экология - чувствительность, взаимосвязанность. Презентация Энергосервисной компании3Э. Белорусский энергетический иэкологический конгресс 9.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.1722