Главная >  Потенциал энергии 

 

2. Резкое усложнение условий жизни,развитие научно-технического прогресса,необходимость преодоления возникающихэкологических трудностей требуют от людейинициативы и стремления к поиску. В томчисле и к поиску новых форм общественнойжизни. Значит, общество нуждается впредельном раскрепощении личности, впредоставлении ей максимальной свободы,раскованности. Необходима предельнаялиберализация (которая для меня, преждевсего, синоним раскрепощения) во всехсферах существования и деятельностичеловека. Любые догмы и традиции объективноограничивают возможности реализацииличностного потенциала. Значит,индивидуальность, я бы даже сказал -индивидуализм, приобретает в современныхусловиях особое значение.

 

Этот раздел я хотел бы закончитьнебольшой сентенцией.

 

В данном случае мы легко находимне только то, что мы приобретаем,культивируя доктрины индивидуализма, но ито, что мы теряем, превознося и следуяпринципам индивидуализма. В самом деле, теже новые технологии нуждаются вдисциплинированных (всверхдисциплинированных) и педантичныхисполнителях, исключают возможностьимпровизации и требуют высокого уровняколлективизма (во всех его проявлениях). Яуж не говорю об особенностях организациитруда и управления, где способность принятьи реализовать логику команды (т.е.организации, в которой работает человек икоторая необходимо должна стать командой,стремящейся к общему успеху) почитается, ине без основания, в японской системе вкачестве основного свойства работника (знаменитыйпринцип забивания гвоздей , согласнокоторому нового работника оценивают нестолько по квалификации, сколько по егоспособности принять философию фирмыи умению не высовываться ). Кроме того,экологический императив накладываетмножество ограничений на характердеятельности и поведения людей.

 

Значит, да здравствуют идеипротестантизма , его этика !? Нет, все нетак просто. И никакой однозначности! Какздесь не вспомнить Михаила Ломоносова: Еслигде чего прибыло - ищи, где такое же убыло .Цитирую по памяти, но смысл утверждениясохранен.

 

Таким образом, требования кповедению людей, к особенностямцивилизации, способной адаптироваться кновым формам использования результатовнаучно-технического прогресса, крайнепротиворечивы. А для некоторых цивилизацийи несовместимы. Вот это, в отличие отХантингтона, я и называю цивилизационнымразломом.

 

А последнее особенно требуетколлективизма, соборности, следованияжестким догмам!

 

По-видимому, этот поиск лучшеудается цивилизациям традиционного типа,особенно конфуцианской ориентации. Оченьважно представить возможные формы согласия(или, как теперь говорят, - консенсуса)разных цивилизационных установок. И ещеважнее научиться их реализовывать. И МИРУТНК придется готовиться к новой формемеждународного разделения труда!

 

Техногенным цивилизациямчеловечество в последние столетия обязаностремительным ростом своего техническогомогущества и утверждением современной рыночнойидеологии . Однако его рациональное иэффективное использование требует ужедругих нравственных установок, не оченьсвойственных европейско-американскойцивилизации, и новых принципов организациипроизводственных отношений.

 

У кого-то из детских писателейесть такая фраза: Мамы разные важны, мамыразные нужны . Она, по существу, выражаетмудрость развития живого мира ичеловечества, в частности. В разныхусловиях разные цивилизации, т.е. опыт тысячпоколений, несут разное бремяответственности за прочность тогоудивительного здания, которое создалаПрирода на планете Земля, котороеназывается человеческим обществом и впринципе может сыграть решающую роль вразвитии живого мира, а может быть иВселенной!

 

Таким образом, человечествообъективно втягивается в весьмапротиворечивую ситуацию, смысл которойедва ли многие понимают. Во всяком случае,обсуждать проблему в этом ключе еще неначали. А тот уровень обсуждения, которыйбыл принят конгрессом в Рио-де-Жанейро ипривел к концепции sustainable development ,кажется просто наивным.

 

Но путь к нему - это действительноВОСХОЖДЕНИЕ К РАЗУМУ.

 

Не есть ли эти соображения ещеодин аргумент в пользу превращенияпланетарного сообщества в единый организм,жизнеспособность и устойчивость которогоопределяются кооперацией цивилизаций!Унификация образа жизни, цивилизационнаяунификация смертельна для человечества.

 

Хочется верить, что человечествоспособно к такому альпинистскому подвигу.

 

И он по-настоящему труден, но есличеловечество сможет на него встать, то это ибудет новым витком антропогенеза. Другогопути к новому гомеостазу я не вижу!

 

Логика взаимодействияцивилизаций, основанная не на ихстандартизации, а на учете их различий, - этоочередная страница логики истории. И онаотвечает логике Природы.

 

* * *

 

Впрочем, автор этой работы вовсене убежден, что такое наверняка состоится.Но достоинство Разума именно в том, что онспособен находить выход из, казалось бы,безвыходного положения.

 

Но это не означает, чтоцивилизационных разломов по Хантингтонубольше не будет. Более того, наиболееестественный сценарий развитияпланетарной ситуации как раз и естьсценарий по Хантингтону с его разломами,приводящими к противостояниям. Они чреватыконфликтами, которые при нынешнем уровнесредств уничтожения грозят самому фактусуществования человечества. Планетарноегражданское общество, которому ещепредстоит сформироваться, ожидает немалыйтруд - перевести цивилизационные разломы из состояния по Хантингтону в состояниепо Моисееву !

 

Впрочем, кто знает, зачем!

 

Иначе зачем бы он возник вПрироде!

 



 

Предложения по концепции закона. Запах легких денег Российские компаниихотят заработать на парниковом эффекте. Арматуростроение США во времяэнергетического кризиса. Порівняльний аналіз енергозберігаючої політики в країнах Європи. Парк буйков обеспечит энергией 2.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0393