Главная >  Потенциал энергии 

 

2. Прежде всего, я никогда не ставлюзнака равенства между капитализмом иобществом свободного предпринимательства.Капитализм - общество, в котором трудявляется товаром и где экономическиемотивации определяют его жизнеспособность.И в этом смысле советский коммунизм былтоже одним из вариантов капитализма. В немтоже труд продавался. Это была, прежде всего,деятельность в угоду истинных хозяевсобственности. Права собственности были, посуществу, объединены с механизмом власти.Или, точнее, властей, ибо они, по сути, у насне были разделены.

 

Я не хочу заниматьсяфантастическими проектами и пытатьсястроить какую-либо систему новых утопий.Я попробую только протянуть дальше туцепочку рассуждений, которая былапутеводной нитью в этой работе. То естьпопробую продолжить рассмотрение процессаобщественного развития в качествеочередного этапа антропогенеза -эволюционного процесса, который следуетобщим законам универсальногоэволюционизма.

 

Человечество (в отличие оттермитов) может развиваться тогда и толькотогда, когда инициатива человека, присущееему стремление к самостоятельному поиску,прежде всего интеллектуальному, имеют шансреализоваться, когда он не винтик Мао ,а активная творческая личность, способнаяне только выполнять порученную ему работу,что абсолютно необходимо, но и рождать иреализовать собственные замыслы. Мыпривыкли представлять свободноепредпринимательство деятельностьюпромышленника, торговца, финансиста,стремящихся получить максимальную прибыль.Но разве художник, исследователь,конструктор, любой человек творческоготруда не является предпринимателем? Правда,не всегда свободным, поскольку у каждого изних, как и у каждого человека, есть рамки, вкоторых он живет и работает, и в этом кругесвоих возможностей он свободно ищет исоздает нечто свое - нечто новое, НОВОЕ! Вэтом вся суть! Я думаю, что основное отличиенастоящего капиталиста от новогорусского как раз и состоит в том, что врутинном процессе добывания денег настоящийкапиталист стремится реализовать своюновую идею! И деньги не всегда являютсяединственным, определяющим фактором егодеятельности.

 

Высшей формой оплаты быловключение человека в состав номенклатуры,если угодно, акционеров этой коллективнойкомпании, которая называласьсоциалистическим государством. Теперьнаступает время, когда любые формыкапитализма, вероятно, уже исчерпали свойпотенциал. Должны появиться иные стимулы.Какие? Я думаю, что после достаточнотрудного переходного периода это будутнекие новые варианты настоящего общества свободного предпринимательства.Вспомним, что еще в довоенное времяРузвельт сказал знаменитую фразу о том, чтомы сейчас еще очень плохо понимаем, чтоозначает общество свободногопредпринимательства . Добавлю: егообычно отождествляют с капитализмом,которому свойственны лишь отдельные черты общества свободногопредпринимательства . Попробуюпофантазировать на этот счет, не принимаяособенно всерьез сказанное.

 

Вот почему я думаю, что любаяформа организации развитого обществадолжна быть (по существу и является)обществом свободного предпринимательства.И деньги и рынок, во всяком случае, в тойформе, в каком он сейчас существует, - эторациональные формы любой общественнойжизнедеятельности, но вряд ли они сохранятто гипертрофированное всеопределяющеезначение, которое они имели при капитализме.

 

И всегда ли прибыль, чистоган,возможность роскошного безделия , какмечтали герои Беллами, являются стимуламиактивности человека? В этом и проявляетсяпотенциал того творческого начала, которыйгенетически присущ человеку какбиологическому виду, который сделалчеловека человеком и который пока ещедалеко не полностью реализован ииспользуется человечеством. Хотя с ним исвязана вся история антропогенеза -восхождения бывшего австралопитека по путиРазума.

 

Необходимость вписаться вПрироду , согласовать все растущеемогущество цивилизации с условиямиразвития Природы и необходимостьюсохранения ее параметров в определенных идостаточно жестких рамках заставитгражданское общество выработать механизмыцеленаправляемого развития - непланомерного, а целенаправляемого! То естьразвития, при котором наиболее эффективно,при условиях сохранения гомеостазаобщества, будут реализоваться творческие,поисковые способности человека. Я думаю,что попытки планомерного развития, попыткипланировать все и вся, что считалось однойиз важнейших особенностей социалистическойсистемы , уже больше никогда неповторятся. Сказанное не утопия. Этонеобходимость выживания родачеловеческого. И она может не реализоваться.Но это будет уже настоящим концом истории, азначит, и антропогенеза! Человечествоокажется одним из неудачных экспериментовПрироды в поисках новых путей своегоразвития.

 

Я уже постарался это объяснить впредыдущих главах предлагаемой книги.

 

Очень важно знать, чтопланомерность функционирования организматакого масштаба, как планетарноесообщество, невозможна в принципе! Дажеесли общество обзаведется компьютерамилюбой гипотетической мощности. Такоеутверждение следует из теории управления:даже при минимальном уровне стохастичностисложность управляющей системы (автопилот,система государственного управления и т.д.)растет экспоненциально вместе с ростомсложности управляемой системы, а иногда иеще быстрее! Поэтому идея управляемогообщества - утопия, и очень опасная, ведущаячеловечество к деградации. Заметим еще, чтоаппарат управления любой организационнойструктуры, перешагнув некоторый рубежсвоей сложности, начинает работать насебя , игнорируя свои обязанности.Проблемы его собственной стабильности,собственного гомеостаза становятсяопределяющими среди множества критериевего функционирования. И при наличииразвитой системы механизмов управлениясистема в целом становится неуправляемой,возникает системный кризис. Что, например, ипроизошло в нашей стране, не сумевшейпринять нового вызова научно-техническогопрогресса. И не из-за недостаточнойквалификации специалистов, а из-занежелания аппарата перестраивать самогосебя, адаптироваться к новым требованиямнаучно-технического прогресса.

 

Планомерность, управляемость -понятия обоюдоострые. С одной стороны,любые действия, имеющие определенную цель,конечно, как-то должны планироваться. И в тоже время любая жесткая регламентацияограничивает инициативу человека. Не зря жестали отказываться, по мере усложненияпроизводимых изделий, от конвейеров какодного из чудес 20-х годов, изобретенных назаводах Форда. Но эти соображения неисчерпывают моей критики планомерности.

 

И в то же время развитие обществадолжно быть направляемым, не управляемым, анаправляемым, обладающим определеннойцелью - новым гомеостазом -обеспечением стабильности развитиясистемы Природа плюс общество : ужизненного потока энергии и свершенийдолжны быть крепкие берега. Такие берегавозникают порой и самостоятельно, безучастия интеллекта, это природный процесссамоорганизации, что я и старался показать,излагая в рамках логики Природы историю антропогенеза. Но реализациятакого процесса в режиме стихиисамоорганизации, т.е. без направляющейдеятельности Разума, стоит человечествуслишком дорого, требует слишком многовремени и слишком много крови, какпоказывает опыт истории антропогенеза,чтобы положиться на естественные механизмыадаптации.

 

Именно на обеспечениисобственной стабильности аппаратуправления очень часто концентрирует всесвои усилия. Власть не отдельных лиц, апостепенно приобретенная аппаратомуправления (вместе с управлениемсобственностью), и была одной из причинкрушения нашей страны. И, вероятно, - главная!А над системой одного завода не былоболее высокой системы, которая была быспособна внести необходимые коррективы вее деятельность.

 

Что-то подобное происходит и вобществе. Его развитие - это саморазвитие,или самоорганизация, как теперь принятоговорить. И вот оно и должно быть ограниченоопределенными рамками экологическогоимператива, которые ставят условия,необходимые для обеспечения коэволюции.Гражданскому обществу, его институтам игосударству в первую очередь придетсявыработать необходимые для этого механизмы.И чем могущественнее будет цивилизация, темопаснее будет прорыв берегов, тем большеусилий придется прилагать гражданскомуобществу и государству для обеспеченияцеленаправляемого развития человечества -обеспечения нового гомеостаза .

 

Говоря о своем видении процессаобщественного развития, мне не разприходилось использовать аналогию стечением реки, которая вырвалась из горногоущелья. Вода бурлит, сама находит проходымежду камнями, в ней образуются вихри - однизатухают, рождаются другие. Одним словом,все в реке происходит само собой, кроме...Кромеберегов. Беда, если река размоет берег,перехлестнет через заградительные валы изальет окрестности.

 

Но все сказанное здесь будет послекапитализма . Мы же пока живем не вобществе свободного предпринимательства сопределяющей ролью Коллективного Разума, ав обществе капиталистическом. И нам следуетопуститься на Землю и погрузиться всегодняшнюю достаточно грустнуюреальность.

 

Такие ограничения и естьнравственность. Она должна касаться всехсторон жизни людей. В том числе и проблемиспользования информации. Гражданскоеобщество, в том числе и системаобщественных организаций, для этого исуществуют! А государство лишь исполнительего воли.

 



 

Международный опыт финансировани. Использование альтернативных ист. Семь бед - один ответ. Проект. Предложения по концепции закона.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0648