Главная >  Потенциал энергии 

 

1. Материалы записки адресованы А.Копцу, В. Гершковичу, А. Праховнику, А.Пономаренко, А. Суходоле, не претендуют наистину в последней инстанции и носятпредварительный характер.

 

Настоящая записка подготовлена В.Степаненко в инициативном порядке с целью:
изложения собственной точки зрения на требуемый объем нормативной и методологической базы развития энергосбережения в Украине (уровни государства, области, муниципалитета, организаций и учреждений бюджетной сферы);
инициации создания рабочей группы по подготовке и реализации проекта (проектов) Разработка, защита и адаптация нормативной и методологической базы энергосбережения в бюджетной сфере Украины .

 

Два года действия Указа непривели к повышению спроса на эффективноеиспользование энергии в бюджетной сфере, аего выполнение (в части сниженияэнергозатрат на 25% к 2004 году) покаобеспечивается снижением лимитов наэнергопотребление.

 

Энергосбережение в бюджетнойсфере потенциально привлекательно попричине большого объема спроса на услугиЭСКО - причем оплата этих услуг можетосуществляться за счет денежных средств,которыми сегодня бюджеты всех уровнейоплачивают нерациональные затраты и потериэнергоресурсов. Можно предположить, что 25%энергозатрат бюджетной сферы (УказПрезидента Украины №662/9 , составят 250 млн.$ ежегодно. Это и есть денежное выражениепотенциала спроса на этом сегменте рынкадля ЭСКО.

 

В основе настоящей запискинаходится идея о том, что создав, испытав ивнедрив в течение года нормативно-методологическуюбазу развития энергосбережения в бюджетнойсфере на основе (рыночных механизмов,создания стимулов, созданияпривлекательного климата - выбратьнужное - все это синонимы одного и того же)можно объединить силы и под эгидой ируководством Госкомэнергосбережениявыполнить работы, включающие:

 

Недостатки существующегоположения хорошо описаны в работах [1-4],предложений по радикальному изменениюположения дел пока нет.

 

б) сбор мнений, дополнений и предложений по заранее выбранной базе (например, 10 городов, 5 гособладминистраций, все профильные управления и собственно школы, больницы, вузы и т.д. - 50 компетентных субъектов).

 

а) разработку и согласование документов, их утверждение и юридическую легализацию;

 

2.Общая часть

 

в) внедрение новой базы в выбранных регионах Украины.

 

обязательность энергоаудитов бюджетных организаций;

 

Три основные положения проекта:
отмена системы лимитирования расхода энергоресурсов, установление нормативного энергоснабжения и фиксированных нормативов на денежное обеспечение энергозатрат (с учетом поправок на тарифы и инфляцию);
ввод в действие новой формулы энергосбережения, создающей привлекательный климат для инвестиций на возвратной основе - 70% экономии за 10 лет гарантируется государством как база для расчетов с участниками реализации энергосберегающих проектов;

 

Семь дополнительных положений:
ежемесячный мониторинг фактически получаемой экономии с отражением результатов в бухгалтерской и статистической отчетности;
стимулирование руководителей и персонала бюджетных учреждений и организаций эффективному использованию энергоресурсов;
создание гарантий возврата инвестиций в энергоэффективность бюджетной сферы, в т.ч., на основе залога имущественных прав;
ввод в действие основных положений энергосервиса на основе энергетических контрактов, где оплата за оборудование и услуги осуществляется из фактически получаемой экономии;
создание аккумулирующих фондов на возобновляемой (револьверной) основе для финансирования проектов энергоэффективности;
создание механизма контроля целевого использования бюджетных средств;
создание механизма мониторинга эффективности выполнения программы энергосбережения с дифференциацией по регионам и по секторам бюджетной сферы;

 

Эти положения (на основе Указа) должны быть введены в действие Постановлением КМУ (и детализированы отдельными приложениями на уровне руководящих материалов).

 

а) Как работать с энергоаудитором;при оценке проектов энергоэффективности;

 

Эти положения также должны бытьвведены в действие (на основе Указа)Постановлением КМУ и детализированы вприложениях к нему на уровне руководящихматериалов. Прилагаю, для примера;
Главы из руководства по энергоменеджменту Калифорнийской Энергетической Комиссии:

 

в) Энергетический учет - Ключевой Инструмент Управления Энергетическими Затратами

 

б) Как работать с энергосервиснойкомпанией;

 

3.Номенклатура разрабатываемыхнормативно-методических материалов

 

г) Как финансировать проектыэнергоэффективности общественного сектора
Руководство по процедурам Стандартного перфоманс-контракта для больших проектов не-жилищного характера штата Калифорния;
Перфоманс-контракты в штате Техас (руководящие принципы для учреждений высшего образования и агентств);
Руководство по энергетическим перфоманс-контрактам штата Южная Каролина;
Структура Контракта и его необходимые Элементы;
Общий договор о предоставлении энергосервисных услуг
Программное соглашение стандартного перфоманс-контракта, не относящегося к жилому сектору;
Типовое соглашение энергоменеджмента;
Типовый Энергетический Перфоманс-Контракт

 

а) Руководящие материалы по нормированию энергетических затрат для организаций и учреждений бюджетной сферы, коммунальных и казенных предприятий.

 

Постановление КМУ О развитии энергосбережения в бюджетной сфере городов и регионов Украины ;
Приложения к Постановлению:

 

б) Руководящие материалы по разработке схем финансирования проектов энергоэффективности в бюджетной сфере при расчетах из фактически получаемой экономии в будущие периоды.

 

Пособие для руководителей организаций бюджетной сферы Как правильно определить нормативы энергозатрат и сформировать бюджет .

 

в) Руководящие материалы по проведению энергетических обследований и энергетических аудитов в бюджетной сфере.

 

Пособие для руководителей финансовых отделов и управления Как готовить и контролировать выполнение программ и проектов энергоэффективности в бюджетной сфере .

 

г) Руководящие материалы по организации системы мониторинга экономии энергоресурсов в организациях бюджетной сферы (облздравотдел, гороно и др.).

 

Пособие для руководителей бюджетных учреждений и организаций Как работать с энергоаудитором .

 

Руководящие материалы по организации системы мониторинга экономии энергоресурсов в коммунальных предприятиях,

 

Руководящие материалы по организации системы мониторинга экономии энергоресурсов в учреждениях бюджетной сферы (садиках, школах, больницах, вузах и др.).

 

Пособие Как организовать учет экономии платежей за энергоресурсы .

 

Руководящие материалы по организации системы мониторинга экономии энергоресурсов в казенных предприятиях.

 

е)Руководящие материалы по созданию в регионах и муниципалитетах механизмов гарантий возврата вложенных средств в развитие энергосберегающих проектов при их финансировании на возвратной основе.

 

д) Положение о премировании на систематической основе руководителей и персонал в учреждениях и организациях бюджетной сферы, коммунальных и казенных предприятиях .

 

Пособие Как работать со страховой компанией и банком при подготовке и реализации энергосберегающих проектов в бюджетной сфере .

 

Пособие Как получить инвестиции или кредит на реализацию энергосберегающего проекта в учреждениях здравоохранения, культуры, народного образования, социальной сферы .

 

Пособие Как работать с энергосервисной компанией при реализации проектов энергосбережения в бюджетной сфере городов и регионов Украины .

 

ж)Положение об организации услуг энергосервиса организациям и учреждениям бюджетной сферы, а также коммунальным и казенным предприятиям (проект прилагаю).

 

Пособие Как подготовить энергетический контракт .

 

Пособие Как финансировать и развивать муниципальные проекты энергосбережения .

 

Пособие для инвесторов Как инвестировать капитал в проекты энергосбережения бюджетной сферы .

 

з)Руководящие материалы по созданию и управлению региональными и муниципальными аккумулирующими фондами энергосбережения для бюджетной сферы.

 

к)Руководящие материалы для обеспечения систематического мониторинга экономии бюджетных ассигнований при реализации программ и проектов энергосбережения в бюджетной сфере Украины.

 

и)Положение О порядке надзора и контроля целевого использования бюджетных средств при подготовке и реализации проектов энергоэффективности в бюджетной сфере городов и регионов Украины .

 

Положение об энергетической политике и эффективном использовании топливно-энергетических ресурсах на территории N-ской области.
Проект Постановления областного Совета народных депутатов N-ской области Об энергетической политике и эффективном использовании топливно-энергетических ресурсах на территории N-ской области .
Проекты распоряжений губернатора (мэра):

 

4.Нормативная и методическая база на региональном и муниципальном уровнях

 

б) О вводе в действие схем финансирования проектов энергоэффективности в бюджетной сфере с расчетом из фактически получаемой экономии в будущие периоды .

 

а) О вводе в действие нормативов энергетических затрат для организаций и учреждений бюджетной сферы, коммунальных и казенных предприятий .

 

д) О вводе в действие системы премирования на систематической основе руководителей и персонала учреждений и организаций бюджетной сферы, коммунальных и казенных предприятий .

 

в) Об обязательности проведения энергетических обследований и энергетических аудитов в бюджетной сфере .

 

О создании системы мониторинга экономии энергоресурсов в учреждениях бюджетной сферы (садиках, школах, больницах, вузах и др.),

 

г) О создании системы мониторинга экономии энергоресурсов в организациях бюджетной сферы (облздравотдел, гороно и др.).

 

О создании системы мониторинга экономии энергоресурсов в казенных предприятиях .

 

О создании системы мониторинга экономии энергоресурсов в коммунальных предприятиях.

 

ж) Об организации услуг энергосервиса организациям и учреждениям бюджетной сферы, а также коммунальным и казенным предприятиям .

 

е) О создании механизмов гарантий возврата вложенных средств в развитие энергосберегающих проектов при их финансировании на возвратной основе .

 

и) О порядке надзора и контроля целевого использования бюджетных средств при подготовке и реализации проектов энергоэффективности в бюджетной сфере .

 

з) О создании и управлении региональными и муниципальными аккумулирующими фондами энергосбережения для бюджетной сферы .

 

л) Об энергетическом паспорте здания .

 

к) Об обеспечении систематического мониторинга экономии бюджетных ассигнований при реализации программ и проектов энергосбережения в бюджетной сфере .

 

Обучение основам энергоменеджмента руководителей организаций и учреждений бюджетной сферы ;

 

м) О подготовке и переподготовке руководителей организаций и учреждений бюджетной сферы по программе энергоменеджмента .
Пособия

 

Подготовка проектов энергосбережения в системе народного образования ;

 

Подготовка проектов энергосбережения в системе здравоохранения ;

 

Подготовка проектов энергосбережения в системе культуры ;

 

Подготовка проектов энергосбережения в системе высшего образования ;

 

Подготовка проектов энергосбережения в системе дошкольных учреждений ;

 

Подготовка проектов энергосбережения в системе социальной сферы;

 

Подготовка проектов энергосбережения на казенных предприятиях

 

Подготовка проектов энергосбережения для коммунальных предприятий ;

 

Проекты документов будутразработаны, но необходимо предусмотреть:
их оценку потребителями этих документов;
стимулирование активного участия муниципалитетов и гособладминистраций в их апробации;
сбор предложений и отзывов от учреждений и организаций бюджетной сферы.

 

5.Программа оценки и адаптации разработанных документов

 

Также необходимо планироватьюридическую оценку соответствияподготовленных документов.

 

На промежуточном этапенеобходимо издать и раздать экспертам неменее 50 экземпляров каждого документа ипровести семинары по их оценке с участиемпредставителей из городов и регионовУкраины, а также заинтересованных ведомств.

 

Заключение

 

И это нужно сделать не за деньгитехнической помощи, а за наши, украинские,деньги из бюджетных ассигнований наэнергосбережение.

 

В.Степаненко

 

С целью подготовки проекта (проектов)предлагаю под началом А.Суходоли создатьрабочую группу из:

 

В. Гершкович,

 

А. Копец,

 

А. Пономаренко,

 

А. Праховник,

 

Перечень литературы

 

и в месячный срок доработатьпакет документов для совместной подачи втендерный комитет Госкомэнергосбережения.

 

2.А.Копець. Основні перешкоди длярозробки та впровадження проектів,спрямованих на підвищення ефективностівикористання енергії в містах України.Проект звіту.

 

1.А.В.Праховник. Иншеков Е.Н.Анализ препятствий энергоэффективности вУкраине и системная стратегия ихпреодоления.

 

4.И.А.Башмаков.Энергоэффективность: от риторики кдействию. Москва, 2001.

 

3.В.Степаненко. Энергосбережениев бюджетной сфере городов и регионовУкраины.

 



 

WATER and ECOLOGY.RU - Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения. Дешевого газа нет. Тарифный компромисс. Отопительный сезон по новым правилам. Новая страница 1.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0173